Теоретические подходы к определению конкурентоспособности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 27.01.2023

Статья просмотрена: 456 раз

Библиографическое описание:

Савина, М. А. Теоретические подходы к определению конкурентоспособности / М. А. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99486/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассмотрены существующие, в том числе авторские, подходы к определению понятия конкурентоспособность, выявлены основные составляющие определения конкурентоспособность и сформулировано собственное обобщенное трактование определения конкурентоспособности исходя из современных тенденций и изменений на потребительском рынке.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность компании, потребительский рынок.

Развитие экономического сектора России изначально придерживалось замедленных темпов по сравнению с масштабами деятельности международных рынков. В период ведения советского регулирования экономической деятельности придавалась недостаточная важность роли конкуренции и основным законам рыночных отношений. Это определило необходимость формулирования обновленного понимания терминов и проблем, связанных с конкурентоспособностью деятельности компаний различных сфер деятельности.

Отметим, что процесс анализа и формирования конкуренции неразрывно связан с изучением экономических закономерностей рынка, политикой ценообразования, поведением потребителей продукции и поставщиков материалов, а также государственным регулированием данного вопроса.

В разрезе экономической теории и практики только способность компании оперировать конкурентными преимуществами выпускаемой продукции может обеспечить возможность получения прибыли, занять достойную долю на рынке и обозначить себя как устоявшегося игрока, завоевав авторитет и узнаваемость бренда.

На сегодняшний день, изучению конкурентоспособности посвятили свои исследования большое количество зарубежных и отечественных авторов, например, А. Смит, М. Портер, Р. А. Фатхутдинов, И. М. Лифиц, М. Гельвановский, П. У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова, О. В. Аристов.

Первопроходцем освоения принципов конкуренции считается Адам Смит, его теория гласит, что каждый субъект стремящийся получить максимальную личностную выгоду по итогу приносит пользу не только себе, как участнику рынка, но и обществу в целом. Данная теория применима и к сегодняшним реалиям, ведь без присутствия конкуренции невозможно построение здоровых рыночных отношений, которые способствуют росту экономического благосостояния региона и, впоследствии, страны.

Размышляя на тему конкуренции обратимся к определению данного понятия в нормативном акте РФ, а именно «конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке» [1].

Для всестороннего раскрытия определения конкурентоспособности обратимся и к понятию ученого, чье имя неразрывно связано с исследовательской темой, М. Портера «конкурентоспособность — свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с аналогичными товарами, услугами и конкурирующими субъектами рыночных отношений» [4]. В своей работе автор сделал упор на формулирование групп факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности и поспособствовал практической части разработки конкурентного преимущества, определив борьбу за конкуренцию как стимул к постоянному поиску нового.

М. Гельвановский считал, что в конкурентоспособность в самом общем смысле — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономических соревнований. Данная обобщенность определения свидетельствует о высоких показателях деятельности компании как рыночное положение, уровень внедрения инноваций или тот же эффективный маркетинг.

Российский экономист Р. А. Фатхутдинов дал свое определение «свойство объекта, характеризующееся степенью реального и потенциального удовлетворения конкурентной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [5]. Другими словами, конкурентное преимущество компании определяется исходя из первенства по количеству потребителей. Похожее определение выдвинул Е. Визер «способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке» [5]. Здесь конкурентоспособность компании имеет место быть при выполнении условия максимально занятой ниши для сбыта продукции.

Уместно обозначить и определение, которое дали авторы П. У. Зулькарпаев и Л. Р. Ильясова «конкурентоспособность предприятия — это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю» [3]. Речь идет о навыках управленческого состава четкого определения количества выпускаемой продукции, избегая дефицита и профицита, чтобы не допустить издержек в производстве.

Следующим рассмотрим определение конкурентоспособности компании, выдвинутое О. В. Аристовым «это состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников на высоком качественном уровне» [2]. Автор позиционирует конкурентоспособность компании в разрезе грамотного управленческого процесса, где происходит равномерное усовершенствование производственного цикла и поддержание достаточного уровня квалификации и мотивации сотрудников.

В большинстве определений делается акцент на рассматриваемых потребительских компонентах, показателей прибыльности и совершенствование деятельности компании — это прежде всего характеризует конкурентоспособность как процесс достижения максимальной доли на рынке сбыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособной является та компания, которая на основе эффективного управления имеющимися ресурсами (а именно, материальными, трудовыми и финансовыми) способна обеспечить выпуск продукции с минимальными затратами, высоким качеством продукции и максимальной покупательской привлекательностью.

Современные тенденции и произошедшие изменения на потребительском рынке преобразуют конкурентоспособность в самостоятельный вектор развития экономики. При этом, она является важным и неотъемлемым свойством каждого экономического объекта и требует непрерывного управления показателями и параметрами в результате изменений условий внешней и внутренней среды исследуемого объекта.

Ввиду стремительного развития рынка сбыта продукции, его высокой динамики и резких политических изменений важную роль стала играть скорость адаптации компании и её внутренних процессов к происходящему. Также, значительный прирост в структуре общего бизнеса позиций малого среднего предпринимательства напрямую затрагивают вопросы повышения конкурентоспособности субъектов.

В связи с вышеизложенным определяется необходимость расширения и обобщения определения конкурентоспособности учитывая её динамический характер, растущую агрессивную политику конкурентов, уровень адаптивности менеджеров компании и степень защищенности бизнеса.

Таким образом, определение конкурентоспособность сформулируем следующим образом. Конкурентоспособность — особая экономическая категория, отражающая четкую рыночную ситуацию и характеризующая способность производить конкурентоспособную продукцию путем применения различных инструментов (за счет управленческих аспектов деятельности).

Предложенное понятие конкурентоспособности позволяет не только обозначить текущее положение субъекта на потребительском рынке, но и наметить пути дельнейшего совершенствования его деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 29.12.2022).
  2. Аристов О. В. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / О. В. Аристов. — М.: Финстатинфорум. 2007. — 142с.
  3. Кондратюков С. В., Стаурский Е. С. Основные подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг // ОНВ. 2012. № 2. С.78–82.
  4. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Е. Портер — 6-е изд. — Москва: Альпина Пабл. 2016–453 с.
  5. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва: Эксмо. 2005. — 544с.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность, конкурентоспособность компании, потребительский рынок, выпускаемая продукция, отношение, рынок, субъект.


Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности фирмы в

Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы. [2, с 37]. Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке

3. Маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию...

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

В развитых странах (США, странах ЕС, особенно в Японии) ученые и эксперты уделяют большое внимание проблемам качества и надежности, контролю качества продукции, статистическому контролю качества и повышению качества, поскольку они важны для внутреннего рынка.

Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на...

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более

б) если увеличение приводит к снижению уровня конкурентоспособности продукции (показатели 2, 3, 4, 5, 6 и 7).

Потребительская полезность изделия считается по следующей формуле: . (4).

2. Махмутова Г. С. Алгоритм сегментации рынка и отбора целевых сегментов.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям

Компания действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами.

Выделяют четыре основных типа структуры рынка: 1) Совершенная конкуренция.

Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции.

Современное понимание и значение конкурентоспособности...

Имеются разработки, в которых конкурентоспособность хозяйствующих субъектов (инновационного

2. как свойства конкурентоспособности товара, продукции.

3. как характеристика результатов деятельности предприятия, в т. ч. стоимости компании на рынке. Подмена понятий, когда конкурентоспособность трактуется как эффективность.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Сущность конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Термин конкурентоспособность фактически означает способность какого-либо субъекта выдерживать

Прежде всего, следует определить понятие конкурентоспособности предприятия.

Толковый словарь. Способность конкурировать на рынках товаров и услуг [1].

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность.

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция...

Конкурентоспособность товара – оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю. Способность удовлетворения нужд разных субъектов рынка.

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Повышение конкурентоспособности касается продукции (товаров, услуг), предприятия

модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений

Конкурентоспособность предприятия является условием получения ею прибыли.

Во-первых, важно обеспечить конкурентоспособность выпускаемых товаров в целевых сегментах рынка.

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

Определение термину конкурентоспособность было дано в Америке в начале 80-х годов 20

Данная критерия подразделяется на две части: Доля рынка: чем больше доля рынка у

Темп прироста доли рынка: данная критерия отражает изменения продажи компании со временем.

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение...

Похожие статьи

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности фирмы в

Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы. [2, с 37]. Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке

3. Маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию...

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

В развитых странах (США, странах ЕС, особенно в Японии) ученые и эксперты уделяют большое внимание проблемам качества и надежности, контролю качества продукции, статистическому контролю качества и повышению качества, поскольку они важны для внутреннего рынка.

Оценка конкурентоспособности продукции предприятий на...

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более

б) если увеличение приводит к снижению уровня конкурентоспособности продукции (показатели 2, 3, 4, 5, 6 и 7).

Потребительская полезность изделия считается по следующей формуле: . (4).

2. Махмутова Г. С. Алгоритм сегментации рынка и отбора целевых сегментов.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям

Компания действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами.

Выделяют четыре основных типа структуры рынка: 1) Совершенная конкуренция.

Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции.

Современное понимание и значение конкурентоспособности...

Имеются разработки, в которых конкурентоспособность хозяйствующих субъектов (инновационного

2. как свойства конкурентоспособности товара, продукции.

3. как характеристика результатов деятельности предприятия, в т. ч. стоимости компании на рынке. Подмена понятий, когда конкурентоспособность трактуется как эффективность.

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Сущность конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Термин конкурентоспособность фактически означает способность какого-либо субъекта выдерживать

Прежде всего, следует определить понятие конкурентоспособности предприятия.

Толковый словарь. Способность конкурировать на рынках товаров и услуг [1].

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность.

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция...

Конкурентоспособность товара – оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю. Способность удовлетворения нужд разных субъектов рынка.

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Повышение конкурентоспособности касается продукции (товаров, услуг), предприятия

модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений

Конкурентоспособность предприятия является условием получения ею прибыли.

Во-первых, важно обеспечить конкурентоспособность выпускаемых товаров в целевых сегментах рынка.

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

Определение термину конкурентоспособность было дано в Америке в начале 80-х годов 20

Данная критерия подразделяется на две части: Доля рынка: чем больше доля рынка у

Темп прироста доли рынка: данная критерия отражает изменения продажи компании со временем.

конкурентоспособность предприятия, выпускаемая продукция, фирма, повышение...

Задать вопрос