Совершенствование физического воспитания в системе общего, среднего, профессионального и высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 30.01.2023

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Махновская, Н. В. Совершенствование физического воспитания в системе общего, среднего, профессионального и высшего образования / Н. В. Махновская, А. Ю. Демьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99467/ (дата обращения: 03.05.2024).



Что мы знаем о физическом воспитании? Что включает в себя это понятие и какое значение оно имеет в современном российском обществе? Могут ли уроки физической культуры совмещать в себе множество методик и быть основой формирования здорового образа жизни? В данной статье мы рассмотрим способы совершенствования физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, спорт, самосовершенствование, методы.

Актуальность исследования заключается в том, что ранее не было уделено достаточно внимания проблеме совершенствования физического воспитания на различных этапах обучения.

Целью исследования является освещение способов, которые позволят совершенствовать систему физического воспитания в рамках учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Физическое воспитание в системе образования России играет важную роль в физическом развитии детей, подростков, молодых людей. В основе нынешней системы физического воспитания лежит советская методика, главной целью которой была подготовка разносторонне развитого человека готового ко многим жизненным условиям. Девиз: «В здоровом теле — здоровый дух» является словесным отражением этой системы.

С развитием науки расширилось человеческое представление о положительном влиянии физической активности на здоровье не только телесное, но и психическое. Хорошая физическая подготовка позволяет избежать многих болезней и помогает человеку в развитии внимания, восприятия, мышления и самодисциплины, выступая инструментом для формирования личности. Физическая активность позволяет избежать перенапряжения организма из-за постоянной занятости на учебе в школе, в ВУЗе или на работе.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, который необходим для изучения физических упражнений, их влияния на организм, развитие и морфологических, функциональных, психических свойств личности.

Физическое воспитание подчинено требованиям и правилам педагогического процесса на всех ступенях образования. Благодаря последовательности, преемственности методов физического воспитания мы можем сформировать здоровую и всесторонне развитую личность, способную улучшать свою жизнь и жизнь окружающих людей, страны. Физическое воспитание позволяет поддерживать баланс в развитии личности и избежать его «неравномерности».

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами образовательного процесса, влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.

Физическое воспитание позволяет человеку научиться формировать и поддерживать привычку. То есть, делает его более дисциплинированным и позволяет фокусироваться на собственном внутреннем состоянии и оценивать соответствие планов и реальных действий.

Таким образом, нельзя недооценивать роль данного процесса в жизни человека и его влияние на нее. Физическое воспитание — необходимо, и учебные заведения с их системой методов и периодичностью проводимых занятий призваны помочь обучающимся в самосовершенствовании.

Основной формой физического воспитания в школах, колледжах, университетах являются учебные занятия, на которых изучается дисциплина «физическая культура». Освоение этой дисциплины предполагает физическую подготовленность и развитие учеников, знания, двигательные и методические умения, которые будут использованы самостоятельно. Физическая культура как учебный предмет играет очень важную роль, которая состоит в: развитии всех физических сил людей, воспитании выносливости и моральных качеств, оздоровлении организма и профилактике болезней.

Эффективность занятия физической культуры зависит от методов организации деятельности обучающихся. К средствам, которые помогают осуществлять физическое воспитание относятся: физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, режим труда и отдыха, утренняя гимнастика, формы внеклассной спортивно-массовой работы. Все это в целом и составляет физическое воспитание. К принципам физического воспитания можно отнести:

  1. Принцип единства обучения;
  2. Закономерность, структурность, организованность;
  3. Принцип учета индивидуальных особенностей;
  4. Анализ;
  5. Самоконтроль;

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности студента, основу которой составляет двигательная активность человека. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья молодежи. К формам организации физического воспитания студентов относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные занятия; самостоятельные занятия.

Поэтому, говоря о совершенствовании физического воспитания, представляется возможным рассмотреть способы улучшения этих составляющих.

В школе закладываются основы физического воспитания, поэтому педагоги должны придерживаться метода преемственности и постепенно увеличивать нагрузку и расширять знания учеников. Вся система воспитания должна быть направлена на то, чтобы сформировать комплекс воздействия на обучающихся, состоящий в проведении занятий, внеурочной работы, массовой оздоровительной работы и т. д.

Совершенствованию физического воспитания на всех ступенях образования в стране может помочь работа в нескольких направлениях: оздоровительном, тренировочном и образовательном.

Первый поход предполагает увеличение объема обязательных занятий физической культурой в целях предотвращения заболеваний и повышения выносливости. Но такая система, зачастую, не учитывает индивидуальные особенности учеников и потому не всегда эффективна.

Второй подход предполагает сочетание классно-урочной и внеурочной форм занятий. Классический урок отвергается, внедряются инновационные методики. За учащимися закрепляется право выбора вида спорта соответственно их интересам. Большое количество времени уделяется тренировкам, что не всегда доступно из-за отсутствия инвентаря.

Третий подход направлен на повышение роли образовательной направленности урока. На занятиях необходимо сформировать интерес к занятиям физической культурой; формирование навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий. Цель этого метода заключается в том, чтобы сформировать осознанную привычку и постоянное желание заниматься своим физическим воспитанием и вести здоровый образ жизни. Стоит отметить, что на данный момент этому методу уделяется очень мало внимания в школах, поэтому он был бы достаточно эффективным именно на этой ступени образования. Внеклассная работа также должна быть направлена на расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения. Важно проводить беседы о гигиене тела, способах закаливания и укреплении своего здоровья.

Одним из способов совершенствования может стать использование природы как способа укрепления здоровья. Прогулки, экскурсии, соревнования могут помочь в этом. На всех образовательных этапах необходимо обеспечить реализацию желания заниматься спортом в различных секциях.

Организация и проведение различных спортивно-массовых мероприятий также благоприятно влияет на стремление к физическому самовоспитанию. Соревнования помогают поддерживать силу воли и стремление к преодолению препятствий. Это способствует сплочению коллектива и улучшению обстановки в нем. Соревнования помогают поднять интерес к учебной деятельности и улучшить свою методику выполнения упражнений, закрепить свои знания и применить их на практике.

Инновационные технологии могут стать инструментом совершенствования физического воспитания. Одной из таких технологий является внедрение фитнеса в образовательную программу.

Чтобы улучшить систему физического воспитания необходимо и совершенствование материально-технической базы, повышение квалификации педагогов, изучения ими новых теорий и методик, включение в программы инновационных технологий и приемов, осуществлять физическое воспитание как средство сохранения и поддержания здоровья обучающихся. Организация занятий с учетом индивидуальных особенностей здоровья каждого ученика и построение урока с разделением обучающихся на определенные группы здоровья и закрепление за каждой группой выполнения определенного вида упражнений также можно отнести к способам совершенствования. Немаловажную роль играет и проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и своевременная корректировка образовательной программы с учетом выявленных показаний. Создание спортивных клубов на базе образовательных учреждений с целью информирования, распространения и внедрения теоретических знаний и практических умений касательно физического воспитания в молодежной среде. Организация квалифицированными преподавателями индивидуальных занятий с учениками, имеющими ограничения здоровья.

Все эти способы позволят усовершенствовать систему физического воспитания в России.

Литература:

  1. Выдрин М. В. Физическая культура личности и общества. (Опыт историко-методологического анализа проблем физического воспитания) Омск, 2003.
  2. Вилеский М. Я. Основы профессиональной направленности студентов технических вузов. М., 1980. С. 20–25.
  3. Динер В. А. Теория и методика физической культуры. Краснодар, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, занятие, здоровый образ жизни, способ совершенствования, ступень образования, образовательная программа, педагогический процесс, физическая активность, форма организации.


Похожие статьи

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Библиографическое описание: Малинин, В. Г. Физическое воспитание и здоровый образ жизни

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни

Ведение здорового образа жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятие спортом и

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое совершенствование...

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих...

Физическая культура — это педагогическая учебная дисциплина, с оздоровительной

Занятия физической культурой — основная форма организации физического

физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья

Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров).

Организация форм и методов работы при реализации ООД...

Библиографическое описание: Жукене, В. В. Организация форм и методов работы при реализации

Физическая культура — не только средство развития собственно физических качеств

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование...

Здоровый образ жизни как основа современного развития...

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровый образ жизни, здоровье, физическая

В современное время физическая культура и здоровый образ жизни являются видом

Физкультура направлена на формирование здоровой, физически полноценной личности.

Игумнова, К. С. Физическая активность как элемент здорового образа жизни / К. С...

Теория и методология обучения физической культуре...

Общие закономерности обучения физической культуре, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны многими авторами в теории и методике физического воспитания [1], [4], [6], [5], [7].

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа...

Крайне важна пропаганда физической культуры и здорового образа жизни граждан, особенно среди

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания

физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, спорт, активный досуг

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое совершенствование...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Физическая культура не является только средством развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, она также является главным компонентом и средством нравственного, духовного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в контексте ФГОС

В процессе учебных занятий сегодня часто включаются игры-массажи, пальчиковая гимнастика со словами.

Андреев В. И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. — Казань, 2000.

Пензулаева Л. И. Физическое воспитание в детском саду».

— 496 с. (Образовательная система «Школа 2100»); Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до...

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем...

Внедрение в процесс организации физического воспитания инновационных технологий

Оптимизация физического воспитания не представляет собой какой-то особый метод или приём.

- информировать студентов о главных ценностях физической культуры и спорта [3].

- процесс совершенствования физического воспитания студентов, улучшения их...

Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием

Современный педагогический процесс по физическому воспитанию состоит из

Цели физического воспитания: 1. Укрепление и повышение уровня здоровья

5. Формирование знаний и умений, необходимых для построения здорового образа жизни.

Современная молодёжь увлекается новыми видами физической активности, широко вошедшими в массы.

Похожие статьи

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Библиографическое описание: Малинин, В. Г. Физическое воспитание и здоровый образ жизни

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни

Ведение здорового образа жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятие спортом и

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое совершенствование...

Физическое воспитание как инструмент здоровьесберегающих...

Физическая культура — это педагогическая учебная дисциплина, с оздоровительной

Занятия физической культурой — основная форма организации физического

физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, состояние здоровья

Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров).

Организация форм и методов работы при реализации ООД...

Библиографическое описание: Жукене, В. В. Организация форм и методов работы при реализации

Физическая культура — не только средство развития собственно физических качеств

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид

ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование...

Здоровый образ жизни как основа современного развития...

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровый образ жизни, здоровье, физическая

В современное время физическая культура и здоровый образ жизни являются видом

Физкультура направлена на формирование здоровой, физически полноценной личности.

Игумнова, К. С. Физическая активность как элемент здорового образа жизни / К. С...

Теория и методология обучения физической культуре...

Общие закономерности обучения физической культуре, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны многими авторами в теории и методике физического воспитания [1], [4], [6], [5], [7].

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа...

Крайне важна пропаганда физической культуры и здорового образа жизни граждан, особенно среди

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания

физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, спорт, активный досуг

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое совершенствование...

Психолого-педагогические основы физического развития личности

Физическая культура не является только средством развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, она также является главным компонентом и средством нравственного, духовного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в контексте ФГОС

В процессе учебных занятий сегодня часто включаются игры-массажи, пальчиковая гимнастика со словами.

Андреев В. И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. — Казань, 2000.

Пензулаева Л. И. Физическое воспитание в детском саду».

— 496 с. (Образовательная система «Школа 2100»); Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до...

Оптимизация процесса физического воспитания в высшем...

Внедрение в процесс организации физического воспитания инновационных технологий

Оптимизация физического воспитания не представляет собой какой-то особый метод или приём.

- информировать студентов о главных ценностях физической культуры и спорта [3].

- процесс совершенствования физического воспитания студентов, улучшения их...

Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием

Современный педагогический процесс по физическому воспитанию состоит из

Цели физического воспитания: 1. Укрепление и повышение уровня здоровья

5. Формирование знаний и умений, необходимых для построения здорового образа жизни.

Современная молодёжь увлекается новыми видами физической активности, широко вошедшими в массы.

Задать вопрос