Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Л. М. Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99431/ (дата обращения: 03.05.2024).



Работая с детьми ОВЗ, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях ребенка снижается. У детей слабо развито мышление, они не умеют и не хотят думать.

В связи с выявленными проблемами я решила мотивировать и стимулировать познавательную активность детей через дидактическую игру из нетрадиционных материалов.

Дидактическая игра из нетрадиционных материалов помогает сделать учебный материал увлекательным и создать радостное настроение.

Ребенок, увлеченный игрой, не замечет того, что он учится. Он постоянно сталкивается с рядом увлекательных и интересных заданий, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Поэтому дидактическая игра в условиях реализации ФГОС ДО дает большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

Игры с семенами и крупами

По сравнению с песком крупа имеет более крупную фактуру. Поэтому она хорошо может использоваться для сортировки. Набирают по горстке трех разных видов семян или круп в одну кучу. Ребенок сортирует крупу пинцетом, либо пальцами в разные емкости. Можно предложить определить ребенку, где какая крупа на ощупь. Также как вариант, спрятать в крупе предметы, и попросить ребенка найти их. Для закрепления названия диких животных, спрятать в крупе маленькие фигуры животных, и попросить ребенка найти их. Из крупы и семян можно выложить с картины, извилистые дорожки, либо создать аппликацию.

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1660561611_20-klubmama-ru-p-melkaya-motorika-podelki-svoimi-rukami-fot-20.jpg

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные, яркие и разноцветные, имеют различную форму. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, всевозможные дорожки, линии по заданному рисунку, и даже картинки.

https://puzzleit.ru/files/puzzles/121/120554/_background.jpg

Игры с веревочками и шнурками

Игры с веревочками и шнурками отличный способ для развития мелкой моторики. Их можно использовать путем плетения косичек, либо для развязывания-завязывания узелков. Очень полезно на шнурок нанизывать бусинки. Для создания красивого узора можно использовать «бусины из коктейльных трубочек».

Игры-шнуровки по методике Монтессори

В процессе игры со шнуровками происходит укрепление пальцев, гибкость кистей рук, совершенствуется координация движений, развивается усидчивость.

https://cdn.100sp.ru/pictures/288781999

Виды шнуровок:

1. Простые одиночные детали со сквозным прямым отверстием

Чаще всего это крупные объемные детали простой геометрической формы — куб, цилиндр, шар, параллелепипед, «бочонок». В каждой детали есть сквозное отверстие достаточно большого диаметра.

2. Простая плоская шнуровка (1 предмет)

Самая простая это пуговица со специальной деревянной иглой и шнурком. Из-за иглы попадание шнурка в отверстие значительно облегчается.

Немного сложнее — плоская фигурка в виде какого-то известного предмета с большим количеством отверстий — обувь, одежда, игрушка, животное и т. д. Ребенок продевает шнурок разными способами в разные дырочки.

3. Простая плоская шнуровка (несколько предметов)

Этот вид шнуровки уже предполагает умение соединить с помощью шнурования одну деталь с другой. Например, поместить на спинку ежику грибочек или яблочко, одеть куклу, поместить в машину груз.

Более сложный вариант — на отдельной детали нужно разместить несколько предметов, например, на листочке — жучков или пчелок, на цветочке — бабочек.

Все эти фигурки можно использовать, как для шнуровки, так и для ролевых и сюжетных игр .

Также все детали можно использовать для счета и описания признаков, для составления рассказа или сказки, для сравнения, для классификации (растения, животные, игрушки и пр.) Можно совмещать несколько игр-шнуровок в одну, это развивает воображение и стимулирует к игре.

4. Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки

Чаще всего это большой планшет с изображением какой-нибудь сказки или сюжетным рисунком. К нему прилагаются детали в виде сказочных героев, предметов. Ребенок «пришнуровывает» мелкие детали к основному планшету в ходе игры.

5. Объемные шнуровки с косыми отверстиями (одна деталь)

Чаще всего можно встретить такие развивающие игрушки в виде объемной фигурки какого-либо плода — яблока, груши, помидора и шнурка с иголкой в виде червячка. Сложность заключается в том, что сквозные отверстия находятся под углом.

6. Объемные шнуровки (несколько деталей)

Основная объемная деталь, к которой нужно присоединить, по принципу плоских игр-шнуровок с несколькими деталями, какие-то более мелкие предметы. Например, башмачок с пуговицами, яблоко с бабочками и т. д.

Игры с прищепками

Игры с прищепками очень увлекательны и интересны. Они развивают мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление. Чтобы игра не бы скучной можно прикрепить лучики к солнышку, чередуя прищепки по цвету, размеру, форме. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Задания выполняется по мере его усложнения (показ — готовый образец — словесная инструкция. Затем дети самостоятельно определяют закономерность игры).

https://www.rastut-goda.ru/images/image4/igrushki_svoimi_rukami_25.jpg

Таким образом,дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей в дидактических играх из нестандартных материалов — источник физического и психического развития ребенка, фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. В них развиваются зрение, мышечное чувство, слух, моторика, а также такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение, что является условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире. Кроме того, игры позволяют обеспечить нужное количество повторений, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры.

Литература:

  1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр.-СПБ.,1997.
  2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М. 1973.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.
  4. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с ОВЗ// Дефектология. 1999. № 4.
  5. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, деталь, дидактическая игра, круп, мелкая моторика, предмет, простая плоская шнуровка, пуговица, шнурок.


Похожие статьи

Родительское собрание в подготовительной логопедической...

3. Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки).

Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика...

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями...

...игры с сыпучими материалами (песок, крупа, бобовые); игры-шнуровки; игры-застежки (липучки

Из множества этих игр для развития мелкой моторики хочется обратить внимание на игры с

Игры с пуговицами помогают не только развивать у детей мелкую моторику рук, но и

Логические игры с пуговицами, включают в себя простые и более сложные задания в...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

3. Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки).

4. Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка. Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание)

Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми...

 В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями развития.

Для упражнения понадобятся бусины и шнурок или веревочка.

3) Шнуровка. Ребенок выполняет шнурование ботинок, и различных предметов.

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

- показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка

2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников.

А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей...

Даже в самые простые и известные игры дети предпочитают играть с новым и необычным

Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в

зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики...

Методы и приемы формирования элементарных математических...

В начале учебного года детям даются простые задания по составлению множеств

без лишних отвлекающих деталей и различаться не более чем 2 характеристиками.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра

дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Сенсорная книга, как средство преодоления речевых нарушений...

На самих панелях имеются пуговицы, карманы, липучки, шнурки для размещения

Ребенок наматывает шнурок (ленточку) на пальчик, проговаривая изолированный звук.

Ниже приведены некоторые варианты дидактических игр. Дидактическая игра «Кто как

Пособие развивает движения пальцев рук, мелкую моторику: пристегивание, шнуровка, прикрепление...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Детская игра «Помощники». Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук. Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.

Похожие статьи

Родительское собрание в подготовительной логопедической...

3. Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки).

Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика...

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями...

...игры с сыпучими материалами (песок, крупа, бобовые); игры-шнуровки; игры-застежки (липучки

Из множества этих игр для развития мелкой моторики хочется обратить внимание на игры с

Игры с пуговицами помогают не только развивать у детей мелкую моторику рук, но и

Логические игры с пуговицами, включают в себя простые и более сложные задания в...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

3. Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки).

4. Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка. Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание)

Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми...

 В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями развития.

Для упражнения понадобятся бусины и шнурок или веревочка.

3) Шнуровка. Ребенок выполняет шнурование ботинок, и различных предметов.

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

- показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка

2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников.

А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей...

Даже в самые простые и известные игры дети предпочитают играть с новым и необычным

Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в

зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики...

Методы и приемы формирования элементарных математических...

В начале учебного года детям даются простые задания по составлению множеств

без лишних отвлекающих деталей и различаться не более чем 2 характеристиками.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра

дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Сенсорная книга, как средство преодоления речевых нарушений...

На самих панелях имеются пуговицы, карманы, липучки, шнурки для размещения

Ребенок наматывает шнурок (ленточку) на пальчик, проговаривая изолированный звук.

Ниже приведены некоторые варианты дидактических игр. Дидактическая игра «Кто как

Пособие развивает движения пальцев рук, мелкую моторику: пристегивание, шнуровка, прикрепление...

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Детская игра «Помощники». Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук. Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.

Задать вопрос