Использование современных технологий в работе режиссера театрализованных представлений и праздников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 23.01.2023

Статья просмотрена: 1859 раз

Библиографическое описание:

Белянинова, А. А. Использование современных технологий в работе режиссера театрализованных представлений и праздников / А. А. Белянинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 457-462. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99301/ (дата обращения: 04.05.2024).



В публикации рассматривается тема функций современных технологий в системе театрализованных представлений и праздников; проведен анализ использования инноваций на примере различных мероприятий и выведены ключевые характеристики каждой функции. В статье даны определения понятий: технологии, световая проекция, мэппинг, дроны.

Ключевые слова: современные технологии, инновации, световая проекция, 3д-мэппинг, дроны, функции современных технологий в режиссуре.

В современном мире работа режиссера-постановщика тесно связана с новыми, постоянно развивающимися технологиями. Несмотря на то, что традиционный театр занимает большое место в культуре нашей страны, все чаще в театрализованных представлениях или праздниках зрители наблюдают введение нестандартных визуальных решений: видеоэкраны, лазерные проекции, 3д-мэппинг, дроны и прочее. Это обусловлено тенденцией к синтезу традиционных и современных форм.

В истории существует ряд примеров, когда вышеуказанный синтез построен неравномерно: используется слишком большое количество световых лучей, затмевающих героев на сцене, или, наоборот, актеров не видно зрителю из-за темного, неточечного освещения. Как утверждает заслуженный деятель искусств России Ирина Эдуардовна Горюнова, «многие режиссеры из-за стремительного развития современных форм, а соответственно их многообразия, теряют баланс между смыслом, традиционными формами и инновациями» [5, с. 16]. Так как работа с традиционными формами на данный момент уже достаточно изучена, мы обратим внимание именно на современную составляющую, рассмотрим типы и виды современных технологий, их применение на практике, а также их функции для режиссера-постановщика. Благодаря знанию функций инноваций, режиссер корректно использует их в своих постановках, сохраняя баланс традиционных и современных форм.

Обратимся к словарю для определения понятия технологии — это «…совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач» [6]. Исходя из формулировки словаря, уточним определение термина «современные технологии» в том контексте, в котором мы понимаем его в рамках нашей статьи. Современные технологии для театрализованных представлений и праздников — это информационный и материальный продукт, основанный на достижениях научно-технического прогресса и ориентированный на создание альтернативной реальности. Именно новые технологии позволяют режиссеру дополнять театрализованное пространство смыслами и художественными средствами выразительности, а также могут служить ядром для построения сценографии.

В нашей работе мы затронем самые распространенные в театрализованных представлениях и праздниках, но в то же время продолжающие развиваться технологии. Речь пойдет о лазерной проекции, 3д мэппинге и дронах. Кратко охарактеризуем каждую инновацию:

— лазерная проекция — световой поток от специального аппарата, который воспроизводит рассеянные или точные линии на плоской поверхности или в воздушном пространстве. Точность световых линий определяется радиусом и расстоянием нахождения проектора от экрана (поверхности);

— дроны (беспилотные аппараты, коптеры) — это летальные аппараты небольшого размера, которые способны автономно перемещаться в воздухе, не требуя при этом наличия пилота.

— 3д мэппинг (видеомэппинг, проекционный мэппинг, мэппинг, VJ-инг) — «это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой объемную проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и положения в пространстве. Это технология, позволяющая с помощью видеопроекции изменять визуальные характеристики объекта и способная превратить практически любую поверхность в динамический видеоэкран» [9].

Обратимся к практическому анализу. Для разбора и выявления функций современных технологий автором были взяты мероприятия, посвященные 800-летию Нижнего Новгорода.

Современные технологии как декорационная доминанта

Раскрытие данной функции инновации автором было замечено в нескольких эпизодах Церемонии открытия Всероссийского Фестиваля «Студенческая весна 2021». Для начала вкратце дадим характеристику площадки, на которой происходило событие. Стадион Нижний Новгород построен в форме классического амфитеатра с открытой крышей. Сценическая площадка была разделена на две условные зоны — это площадь самого стадиона, где обычно проходят спортивные соревнования и надстроенная сцена со стороны трибун. На сцене выступали артисты, профессиональные певцы, приглашенные звезды и располагался академический хор. Церемония проходила 15 мая в вечернее время.

Проанализируем отдельно художественное пространство музыкального выступления группы Therr Maitz академического хора ННГУ им. Лобачевского и волонтеров с песней «My life is like». Все музыканты с начала композиции располагались на основной сцене, волонтеры появляются на арене чуть позже.

Как современные технологии сопровождают выступление:

— перед выходом волонтеров по арене расстилается цветовая голубая проекция, по которой двигаются герои (волонтеры) (см. Фото на Рис. 1);

Рис. 1

— световая проекция меняет голубой цвет на возможные радужные цвета при движении по ней волонтеров;

— на видеоэкранах идет онлайн-трансляция музыкантов и волонтеров, нет дополнительного оригинального контента;

— волонтеры и рисунки 3д-мэппинга во время выступления составляют различные геометрические фигуры, дополняя или дублируя друг друга (см. фото на Рис. 2);

Рис. 2

Приемы, описанные выше, были использованы режиссером для следующий целей: проставление акцентов на выступлении артистов; заполнение чересчур большого пространство арены; переключение внимания зрителя с одной основной сцены на арену и видеоэкраны, отражение настроения и атмосферы выступления с помощью ярких цветов.

Исходя из фрагмента, можем сделать вывод, что инновационные технологии помогают режиссеру решить сразу несколько необходимых для него в отдельных случаях задач, связанных с визуальным образом внутри зрелища, а именно:

— Обогатить атмосферу номера;

— Определить акценты в выступлении;

— Увеличить или уменьшить динамику номера;

— Передать основной/второстепенный смысл конкретного эпизода;

— Заполнить пустоту сценического пространства;

— Транслировать происходящее на сцене для зрителей зала;

— Сместить вектор внимания на конкретных артистов.

Современные технологии как элемент режиссерского сценария

Технологии могут служить не только средством художественной выразительности, но и заменить традиционные механизмы постановки в целом — сцену, артистов, декорации. Говоря о таких технологиях, можно подразумевать несколько конкретных решений. В данной статье речь пойдет о дронах, использованных в гала-шоу «Начало нового», посвященном 800-летию города Нижнего Новгорода.

Событие состоялось 21 августа 2021 года на Нижневолжской набережной города Нижнего Новгорода, специально для него прямо на воде была надстроена сцена, а на берегу располагался зрительный зал. Основной идеей режиссера стал рассказ об истории Нижнего Новгорода и его жителях. На сцене не было ведущих, номера перетекали из одного в другой, как бы дополняя друг друга и выстраивая сюжетную линию. Организаторами был сделан упор на телевизионного зрителя, все значимые моменты в прямой трансляции озвучивал диктор, а живому зрителю необходимо было быть максимально внимательным к деталям и выстраивать историю развития сюжета самостоятельно.

Обратимся к конкретному эпизоду, где ключевые формы — беспилотные аппараты. Под акапелльное выступление хора ННГУ им. Лобачевского за сценой в небо взмывают 1200 дронов и начинают одно за другим показывать изображения, отражающие Смутное время в Нижнем Новгороде:

— Георгиевская башня Нижегородского кремля (до XVII века башня была важным военным объектом и ни разу не была взята врагами);

— точная копия памятника Минина и Пожарского — важных личностей в сохранении Нижнего Новгорода и его жителей в XVII веке (см. фото на Рис. 3);

Рис. 3

— колокол — символ единства и объединения, во время появления которого звучит настоящий колокольный звон из Кафедрального собора;

— сам Кафедральный собор и слияние рек Оки и Волги рядом (см. фото на Рис. 4), это изображение напоминает нижегородцам о том, что именно церковь была объединяющим фактором в период надлома государства;

Рис. 4

— герб Нижнего Новгорода как заключительная нота в этой исторической странице, как символ сохранения города;

— надпись «Поздравляем» и логотип 800-летия Нижнего Новгорода были закрывающими изображениями этого представления.

Таким образом, новые технологии могут служить режиссеру средством выразительности, играющим роль основной части сюжета. Выделим несколько характеристик современных технологий как сценарной доминанты в постановке:

— Повествование сюжета/истории через символы и знаки;

— Переключение внимания зрителя на внесценическое пространство;

— Отсутствие оратора, актёров.

Внимание зрителя в данном случае полностью переключается с артистов на дроны; повествование истории, транслируемой режиссером, продолжают современные технологии. Сюжет здесь скрыт в символах и знаках, восприятие становится иным — постановщик предлагает зрителю самостоятельно составить логическую цепочку из основных исторических моментов, показанных через «картинки» дронов.

Современные технологии как основа сюжета театрализованного зрелища

Отметив возможность современных технологий быть декорационным элементом и отдельной составляющей в сюжете, можно предположить, что их самостоятельность может выйти на первый план.

Рассмотрим инсталляцию нижегородского фестиваля аудиовизуального искусства «Intervals» 2021, чтобы показать, последнюю для нашей статьи функцию современных технологий — основу сюжета.

Аудиовизуальный перфоманс-медитация «ABSOLUTE. ABSOLUTE» транслировался на главном здании Нижегородской Ярмарки. Основной идеей перфоманса являлось отражение гармонии человека с самим собой и миром. В самом начале заранее записанный голос девушки рассказывает о том, что эта гармония заложена в каждом человеке с рождения, а о ее развитии он уже должен позаботиться самостоятельно. Авторы считают, что до полной гармонии человек должен пройти семь ступеней самопознания, в «ABSOLUTE. ABSOLUTE» они отражаются как 3d-проекции кругов в разной цветовой гамме:

  1. Красный круг — олицетворяет обретение мудрости ребёнка;
  2. Нежный оранжевый круг — реализация энергии желания;
  3. Яркий жёлтый круг — обретение своего собственного «Я»;
  4. Свежий зелёный круг — обретение других вокруг себя;
  5. Небесный синий круг — реализация своего духовного потенциала;
  6. Пурпурный круг — интуиция и озарение;
  7. Сияющий серый круг — просветление.

Так как самое главное здание Ярмарки имеет 4 этажа, достаточно вытянутое и длинное по своей постройке, то эти «круги» брали своё начало от середины архитектурного строения. Исходя из того, что основной посыл сюжета идёт именно о человеке, его внутренних переживаниях и взрослении, то мы можем сделать вывод, что центр — это и есть сам человек. А всё, что происходило по краям — это внешний мир, который оказывает влияние на этого человека.

Рис. 5

Во время представления для зрителя создаётся ощущение оживления здания Ярмарки. Для каждого круга индивидуально были подобраны переходы, то есть мультимедийный ритм передается по-разному.

Современные технологии в таком формате шоу выступают как самостоятельный элемент — ядро представления. Всё основное внимание они забирают себе. Выделим характеристики функции художественно-смысловой доминанты:

— Обособленность от внешних факторов;

— Отсутствие оратора, актёров, артистов;

— Возможность интеграции не только на сценическом пространстве;

— Возможность взаимодействия разного вида современных технологий;

— Современные технологии — ядро театрализованного представления и праздника;

— Время выступления может быть как круговое, так и линейное.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии в настоящее время являются важной частью при создании театрализованного зрелища, праздника или шоу. В работе мы выделили три основные функции современных технологий — это декорационная доминанта, элемент режиссерского сценария и художественно-смысловая доминанта. Эти функции всегда работают в связке современных технологий, но одна является доминирующей.

Благодаря знанию этих функций и возможности применения их на практике, режиссер может обогатить свою постановку. Немаловажно, что подобное разделение существенно сокращает время подготовки к созданию сценария представления. Современные технологии постоянно обновляются, появляется что-то новое и достаточно сложно следить за всеми инновациями, но благодаря использованию функций, постановщик может лучше и легче ориентироваться и интегрировать инновации в свой сценарий.

Литература:

  1. Анульев С. И. Сценическое пространство и выразительные средства режиссуры [Текст]: учебное пособие 070209 / С. И. Анульев; М-во культуры Российской Федерации, ФГОУ ВПО «Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств»- Кемерово, 2010. — 166с.
  2. Ахметшина Л. Р. Современные технологии зрелищно-массовых форм / [Л. Р. Ахметшина и др.; науч. ред. Р. С. Гарифуллина]; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, ФГОУ ВПО “Казанский гос. ун-т культуры и искусств”. — Казань: Мединицина, 2008. — 122с.
  3. Бонькина. М. Мэппинг. Что приходит на смену театральным декорациям; Журнал «EQUAL AV», № 1 (26) 2014
  4. Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Науч. ст.; М., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2015
  5. Горюнова И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии / Ирина Горюнова. — Санкт-Петербург: Композитор — Санкт-Петербург, 2009. — 15–20с., 232с.
  6. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орел: ОГУ, 2010. — 289с.
  7. Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб: СПбГУП, 2005. — 176с.
  8. Экскузович И. В. Техника театральной сцены в прошлом и настоящем. — Л., 1930. — 396с.
  9. Спецпроект. «Настоящий 3D VIDEO MAPPING». Введение в тему.. — Текст: электронный // Eventnn: [сайт]. — URL: https://www.eventnn.ru/articles/item/36/4325/ (дата обращения: 15.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ABSOLUTE, Нижний Новгород, световая проекция, функция, академический хор, аудиовизуальное искусство, декорационная доминанта, лазерная проекция, основная сцена, режиссерский сценарий.


Ключевые слова

инновации, современные технологии, световая проекция, 3д-мэппинг, дроны, функции современных технологий в режиссуре

Похожие статьи

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Библиографическое описание: Петрова, Э. А. Аудиовизуализация режиссерской идеи как

УДК Театрально-декорационная и кинодекорационная живопись 75.054 Индекс ББК для научных библиотек Щ Искусство.

Звук, так же как и свет может выполнять функцию сценографии, когда к примеру

лазерных и световых проекций, объемного звука и пиротехнических шоу.

Проекции в OpenGl ES | Статья в сборнике международной...

Проекция зависит от того, как мы определим плоскости отсечения. В случае перспективной проекции левая, правая, верхняя и нижняя плоскости неперпендикулярны ближней и дальней плоскостям отсечения (Рис. 1). Рис. 1. Перспективная проекция.

Дисплеи, проецирующие изображение на сетчатку | Молодой ученый

VRD является основным достижением технологии сканирующего лазерного офтальмоскопа (SLO), то есть сканирует модулированный лазерный свет непосредственно на сетчатку глаза зрителя для создания изображений с высоким разрешением без мерцания.

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX...

Ключевые слова:театр, театрализация, сцена, история театра, архитектура театрального пространства.

В конце XX — нач. XXI вв. в постановках часто используются лазерные шоу, а также

XX в. привнес в театр новые режиссерско-актерские системы и постановочные приемы.

Березкин В. И. Что означает термин «Сценография» / Декоративное искусство СССР.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная парадигма...

Название «сезоны» было выбрано самим Дягилевым. Это не просто гастроли, это сезоны, а следовательно, это периодичное явление в искусстве и, как следствие, появление новых постановок главная составляющая нового сезона.

Использование AR-технологий в постановке концертных программ

Основная проблема заключается в том, что между зрителем и артистом всегда есть

структуру: режиссёрский замысел, разработка сценария элементов дополненной реальности, создания

смартфона менять ход развития событий, хоть и в рамках режиссёрской задумки. Во-вторых, дополненная реальность стирает границу между сценой и зрительским залом, что...

Арт-студия «Исцеляющее искусство» как пространство для...

Ключевые слова: арт-терапия, арт-студия, искусство, рабочее пространство, развитие личности, личностные ресурсы, волонтеры, art-therapy, art-studio, art, workspace, personal development, personal resources, volunteers. Актуальность темы исследования определяется повышенным...

Статьи по ключевому слову "аудиовизуальное искусство..."

"аудиовизуальное искусство": Молодой учёный №13 (147) март 2017 г. — Игнатов П. В., Никитина В. В., Пьянкова А. В.

Возможность применения интерактивного обучения...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами.

Предметно-познавательные задачи. Они, главным образом, направлены на освоение понятийного и операционного языка вокально-хоровой культуры.

Похожие статьи

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Библиографическое описание: Петрова, Э. А. Аудиовизуализация режиссерской идеи как

УДК Театрально-декорационная и кинодекорационная живопись 75.054 Индекс ББК для научных библиотек Щ Искусство.

Звук, так же как и свет может выполнять функцию сценографии, когда к примеру

лазерных и световых проекций, объемного звука и пиротехнических шоу.

Проекции в OpenGl ES | Статья в сборнике международной...

Проекция зависит от того, как мы определим плоскости отсечения. В случае перспективной проекции левая, правая, верхняя и нижняя плоскости неперпендикулярны ближней и дальней плоскостям отсечения (Рис. 1). Рис. 1. Перспективная проекция.

Дисплеи, проецирующие изображение на сетчатку | Молодой ученый

VRD является основным достижением технологии сканирующего лазерного офтальмоскопа (SLO), то есть сканирует модулированный лазерный свет непосредственно на сетчатку глаза зрителя для создания изображений с высоким разрешением без мерцания.

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX...

Ключевые слова:театр, театрализация, сцена, история театра, архитектура театрального пространства.

В конце XX — нач. XXI вв. в постановках часто используются лазерные шоу, а также

XX в. привнес в театр новые режиссерско-актерские системы и постановочные приемы.

Березкин В. И. Что означает термин «Сценография» / Декоративное искусство СССР.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная парадигма...

Название «сезоны» было выбрано самим Дягилевым. Это не просто гастроли, это сезоны, а следовательно, это периодичное явление в искусстве и, как следствие, появление новых постановок главная составляющая нового сезона.

Использование AR-технологий в постановке концертных программ

Основная проблема заключается в том, что между зрителем и артистом всегда есть

структуру: режиссёрский замысел, разработка сценария элементов дополненной реальности, создания

смартфона менять ход развития событий, хоть и в рамках режиссёрской задумки. Во-вторых, дополненная реальность стирает границу между сценой и зрительским залом, что...

Арт-студия «Исцеляющее искусство» как пространство для...

Ключевые слова: арт-терапия, арт-студия, искусство, рабочее пространство, развитие личности, личностные ресурсы, волонтеры, art-therapy, art-studio, art, workspace, personal development, personal resources, volunteers. Актуальность темы исследования определяется повышенным...

Статьи по ключевому слову "аудиовизуальное искусство..."

"аудиовизуальное искусство": Молодой учёный №13 (147) март 2017 г. — Игнатов П. В., Никитина В. В., Пьянкова А. В.

Возможность применения интерактивного обучения...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами.

Предметно-познавательные задачи. Они, главным образом, направлены на освоение понятийного и операционного языка вокально-хоровой культуры.

Задать вопрос