Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Аленова, Г. А. Развитие функциональной грамотности на уроках биологии с использованием цифровых технологий / Г. А. Аленова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/451/95266/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу развития всего государства. Выпускник школы должен владеть рядом знаний, умений и компетенций для самостоятельного решения жизненных задач. В данной статье обозначены основные проблемы формирования естественно-научной грамотности в рамках современного подхода преподавания биологии. Даются возможные пути решения данной проблемы через применение цифровых технологий на уроках биологии.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, педагогическая технология.

This article discusses the use of digital technologies by a teacher for the development of functional literacy in general and natural science literacy of students in particular. Modern requirements for education are a reflection of the stage of development of the whole state. A graduate of the school must master a number of knowledge, skills and competencies in order to solve life problems independently. This article identifies the main problems of the formation of natural science literacy within the framework of the modern approach to teaching biology. Possible ways of solving this problem through the use of digital technologies in biology lessons are given.

Keywords: functional literacy, natural science literacy, pedagogical technology.

Современный этап развития государства привносит изменения в требования к получаемому среднему образованию. Современный выпускник школы должен обладать способностью рационально и критически мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, быть полноценной личностью, способной на дальнейшее развитие, обучение и работу в обществе. Изучая вопрос о воспитании и обучении подрастающего поколения, приходим к выводу о необходимости приобретения обучающимися функциональной грамотности в целом и естественно-научной грамотности, как части функциональной грамотности, в частности.

По мнению Е. В. Бахаревой, под функциональной грамотностью понимается «определённый уровень образованности обучающихся, который показывает определённую степень владения ими ключевыми (базовыми) компетенциями, позволяющий успешно адаптироваться в условиях изменяющегося внешнего мира и эффективно реализовать себя в различных видах деятельности» [1]. Таким образом, овладение функциональной грамотностью в общем и естественно-научной грамотностью в частности, дает возможность каждому индивидууму применять полученные знания в решении жизненных задач различных областей и сфер деятельности на протяжении всей жизни. И это является одной из задач современной школы нашего государства. Естественно-научная грамотность является также частью международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) исследования Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development), в рамках которой исследуется уровень сформированности у обучающихся в школе ряда знаний и умений, необходимых для решения многочисленных задач в разных сферах жизнедеятельности человека [2].

Обладая естественно-научной грамотностью, личность должна отвечать определенным требованиям и обладать определенными компетенциями, такими как свободно объяснять различные явления с научной точки зрения, понимать значимость естественно-научных исследований, уметь интерпретировать данные и применять научные доказательства в получении тех или иных выводов. В таких реалиях развития образования и роста требований к современной школе перед педагогом встает вопрос о выборе методов, приемов и педагогических технологий для применения их в своей работе. Из множества педагогических технологий самой современной и наиболее удобной в применении выступает цифровая технология, которая позволяет также повысить уровень компьютерной грамотности у обучающихся.

Так на занятиях по биологии возможно применить элементы цифровой технологии на всех этапах урока. С учетом таксономии Б. Блума австралиец Аллан Каррингтон из университета Аделаиды создал собственное педагогическое колесо, в котором отразил основные учебные задачи и пути их решения (рис. 1). В данном колесе нашли свое отражение все известные ресурсы для работы с обучающимися [3].

Педагогическое колесо Аллана Каррингтона

Рис. 1. Педагогическое колесо Аллана Каррингтона

На различных этапах урока в работе возможно применять такие сайты как Plickers, Learningapps.org, Google Forms, Simpoll, Тestograf, которые дадут возможность разработки качественно новых видов карточек, тестов, заданий для обучающихся.

Сайт Bilimland.kz был разработан с учетом всех требований к современным образовательным платформам. Он включает в себе большой багаж видеоматериалов по предмету биология (Twig-bilim.kz), виртуальную лабораторию, базу подготовительных онлайн-тестов формата ЕНТ (Itest.kz) в режиме реального доступа для обучающихся школ Казахстана.

Для примера рассмотрим задание формата PISA. Данное задание состоит из 12 вопросов, которые возможно раздать для выполнения обучающимся через Google Forms (табл. 1), рассмотри 2 задания из 12.

Таблица 1

Пример задания формата PISA

Задание 1

https://images.onlinetestpad.com/d4/ef/64d570054d6db1b8ca3839a42912.jpg

На графике показано потребление сахара и число случаев кариеса в разных странах. Какое из следующих высказываний подтверждается данными, приведенными на графике?

А) Чем больше люди едят сахара, тем более вероятно, что у них будет кариес.

Б) В некоторых странах люди чистят зубы чаще, чем в других странах.

В) В последние годы во многих странах увеличилась частота заболеваний кариесом.

Задание 2

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

  1. У бактерий, как и у всех живых организмов, происходит обмен веществ и превращение энергии.
  2. По способу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов.
  3. Автотрофные бактерии, синтезируя органические вещества из неорганических, всегда используют энергию света.
  4. Фотосинтез в автотрофных бактериях протекает в хлоропластах, как у растений.
  5. Все бактерии дышат кислородом.

А) 1; Б) 2, 3, 4; В) 3, 4, 5

Таким образом, цифровые технологии в данное время являются не требованием к современному образованию, а необходимостью в использовании. Современная школа претерпевает изменения согласно изменениям в современном обществе, прогрессе, областях развития всего государства. Сегодня педагогам необходимо не просто передавать накопленные ранее знания, но и создавать условия для самостоятельного получения знаний, условия для создания ситуаций успеха в целях повышения самооценки и интереса к преподаваемому предмету. С учетом этого применение цифровых технологий на уроках помогает педагогу отвечать всем требованиям и реализовать поставленные образовательные задачи.

Литература:

  1. Бахарева Е. В., Кластерный подход в развитии функциональной грамотности школьников в области здоровьесбережения //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина, 2008 год, с.77–81.
  2. Крюкова А. А., Формирование естественнонаучной грамотности в средней школе на уроках биологии // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» // Электронный ресурс // [Режим доступа]: https://www.1urok.ru/categories/3/articles/28784
  3. Пономарева И. Н., Информационные технологии в преподавании биологии // Электронный ресурс // [Режим доступа]: https://rosuchebnik.ru/material/informatsionnye-tekhnologii-v-prepodavanii-biologii-statya/
Основные термины (генерируются автоматически): естественно-научная грамотность, PISA, функциональная грамотность, современная школа, OECD, задание, задание формата, задача, обучающийся, цифровая технология.


Похожие статьи

Формирование и оценка функциональной грамотности...

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в области

В заданиях PISA-2021 основное место снова займут задания на математическую грамотность.

В Москве оценка функциональной грамотности с 2020 года происходит в формате

Проект «Мониторинг формирования фукнциональной грамотности учащихся».

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

 «…первостепенная задача современной. системы образования – это подготовка людей

Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности

Задание №1. Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке

Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников.

Формирование функциональной грамотности через...

Составляющие функциональной грамотности (согласно PISA)

Давайте посмотрим примеры открытых заданий PISA по информатике задание № 1 Флешка и

Развитие функциональной грамотности на уроках информатики в 5–11 классах МБОУ СОШ № 4

Возьмем задание из открытого банка ФИПИ для оценки естественно-научной грамотности «Мониторинг в музеи»...

Навыки развития математической грамотности учащихся...

Ключевые слова: математическая грамотность, оценивание, методы, система, результат.

наряду с математической, естественнонаучной и читательской грамотностью PISA-2018.

Тестовые задания предусматривают три вида ответов: свободно составленный (полный и

грамотность учащихся, основная задача, функциональная грамотность учащихся.

Особенности формирования естественнонаучной грамотности...

 В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности

Исследование PISA рассматривается как универсальный инструмент сравнительной оценки

Примеры заданий для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся

Задание для учащихся 9-х классов: Предположите, что может произойти, если из этой схемы...

Проблемы образовательных результатов в международных...

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Исследование PISA проводится трехлетними циклами.

Формирование функциональной грамотности на уроках...

 Современная система среднего общего образования все чаще обращает внимание на вопрос формирования

Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках

OECD (2016), «Methodology and tools for international education surveys», in Making Education

PISA, естественнонаучная грамотность , функциональная грамотность...

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

Виды тестовых заданий международного исследования...

2. Задания, требующие использование определенных компьютерных навыков.

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в области

По оценке PISA-2009 во всех трех испытаниях результаты выше среднего показали 14 стран.

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на...

Похожие статьи

Формирование и оценка функциональной грамотности...

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в области

В заданиях PISA-2021 основное место снова займут задания на математическую грамотность.

В Москве оценка функциональной грамотности с 2020 года происходит в формате

Проект «Мониторинг формирования фукнциональной грамотности учащихся».

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

 «…первостепенная задача современной. системы образования – это подготовка людей

Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности

Задание №1. Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке

Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников.

Формирование функциональной грамотности через...

Составляющие функциональной грамотности (согласно PISA)

Давайте посмотрим примеры открытых заданий PISA по информатике задание № 1 Флешка и

Развитие функциональной грамотности на уроках информатики в 5–11 классах МБОУ СОШ № 4

Возьмем задание из открытого банка ФИПИ для оценки естественно-научной грамотности «Мониторинг в музеи»...

Навыки развития математической грамотности учащихся...

Ключевые слова: математическая грамотность, оценивание, методы, система, результат.

наряду с математической, естественнонаучной и читательской грамотностью PISA-2018.

Тестовые задания предусматривают три вида ответов: свободно составленный (полный и

грамотность учащихся, основная задача, функциональная грамотность учащихся.

Особенности формирования естественнонаучной грамотности...

 В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности

Исследование PISA рассматривается как универсальный инструмент сравнительной оценки

Примеры заданий для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся

Задание для учащихся 9-х классов: Предположите, что может произойти, если из этой схемы...

Проблемы образовательных результатов в международных...

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Исследование PISA проводится трехлетними циклами.

Формирование функциональной грамотности на уроках...

 Современная система среднего общего образования все чаще обращает внимание на вопрос формирования

Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках

OECD (2016), «Methodology and tools for international education surveys», in Making Education

PISA, естественнонаучная грамотность , функциональная грамотность...

Креативное мышление в цикле исследований PISA-2022

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной школьниками, на практике по четырем направлениям: читательская грамотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность и в 2022 году это креативное мышление.

Виды тестовых заданий международного исследования...

2. Задания, требующие использование определенных компьютерных навыков.

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в области

По оценке PISA-2009 во всех трех испытаниях результаты выше среднего показали 14 стран.

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на...

Задать вопрос