Право на обращение граждан в органы государственной власти: основные исторические предпосылки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Миронов, К. О. Право на обращение граждан в органы государственной власти: основные исторические предпосылки / К. О. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 140-141. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98892/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор попытался раскрыть основные исторические предпосылки возникновения важнейшего на сегодняшний день механизма общественных инициатив в государственном управлении, как право на обращение граждан.

Ключевые слова: право на обращение, общественные инициативы, государственное управление, местное самоуправление, исторические предпосылки.

Фактически институт обращения народонаселения в органы государственной власти существует достаточно долгое время. Однако, его формирование в том виде, в котором он известен нам на сегодняшний день, произошло не так уж давно.

Как и любое социальное явление институт обращения в органы власти имел разную сущность и содержание по мере становления и поступательного преобразования российского государства. Тем не менее, можно сказать точно, что право на обращение всегда играло роль связующего звена между народом и государственной властью. Другое дело, что в разные исторические периоды степень вовлеченности и допуска населения к участию в государственном управлении значительно отличалась. В этом не последнюю роль играли существующие в тот или иной исторический этап формы государства, а именно политический режим и форма правления.

Так, в древнерусском государстве еще не существовало хоть какого-либо правового регулирования государственных и общественных отношений, в том числе касающегося института обращения. Поэтому этот период характеризуется ненадобностью какого-либо выстраивания четкого взаимодействия между населением и правящей властью.

Уже на этапе существования сословно-представительной монархии возникает первый росток института обращения — челобитная. Так, непосредственно в Судебнике Ивана III 1497 года фигурируют отдельные представители от народа, называемые «жалобщиками», которые соответственно пытаются донести свои жалобы или требования до власти, а именно через боярскую знать.

В свою очередь, бояре должны были в обязательном порядке принимать эти обращения на рассмотрение и разрешение. Как отмечает Л. В. Лукьянчикова, в XVI-XVII вв. челобитные выражали общественное мнение по различным вопросам, начиная от коллективных — по вопросам государственного значения и заканчивая индивидуальными-с личными просьбами. [1] Таким образом, в период развития сословно-представительной монархии право на обращение (челобитную) прямо поддерживалось самой властью.

Уже в середине XVI века во всю шла реформа государственного управления под руководством самого Ивана Грозного. Важнейшим нововведением стало учреждением органов власти — «приказов». С этого момента по каждой отрасли существовал свой приказ, в том числе и Челобитный приказ, который непосредственно работал с обращениями населения, адресованные на имя царя.

Однако при сословно-представительной монархии право на обращения не столько направлено на удовлетворение потребностей населения и обеспечение их благополучия, сколько на контроль за самими органами управления. [2]

В период абсолютной монархии (XVII-XIX вв.) происходит серьезное правовое закрепление порядка подачи и рассмотрения обращений. Так издается множество указов, например: от 2 февраля 1700 г. «О неподаче просьбы мимо присутственных мест Государю, кроме важных государственных дел», от 16 июня 1738 г. «О публикование во всенародное известие, чтобы мимо надлежащих судебных мест на Высочайшее имя просьбы не подавали».

Пожалуй, самым значимым правовым актом на этом историческим этапе становится Манифест «О порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя» 1763 года. Этот документ определял порядок рассмотрения обращений, а также впервые разграничивал административное и судебное производство по обращениям в органы власти. [3] Таким образом, данный период характеризуется серьезной правовой регламентацией института обращений.

В период дуалистической монархии (1905–1917 гг.) можно лишь отметить, что население активизируется с точки зрения использования своего права на обращения. Это связано прежде всего с изданием в 1905 г. Николаем II Именного высочайшего Указа, в котором верноподданным разрешалось доводить до сведения правительственных властей свои нужды.

В советский период институт обращений носит классовый характер, и нацелен на отстаивание прав трудящегося народа, а также упрочнение социалистической законности. В условиях тотального контроля за всеми сферами жизни граждан, отсутствия права на свободу мысли и слова право на обращения было также подчинено этим целям. [4] Не допускалось «инакомыслия», а обращения граждан использовались для одобрения политического курса страны, выявления недостатков в работе государственного аппарата, должностных лиц, выражающихся в отклонениях от этого курса, дискриминации руководящей политической партии, ее лидера.

Таким образом, перед нами представлены следующие этапы развития института обращений:

1 этап (XV — XVII века) — сословно-представительная монархия, он характеризуется ролью права на обращения в качестве жалоб на органы власти, а не на удовлетворение потребностей населения; 2 этап (XVII — XIX век) — происходит активная правовая регламентация данного института; 3 этап (1905–1917 гг.) характеризуется пиком использования населением своего права на обращения в органы государственного управления; 4 этап (1918–1991 гг.) является периодом строгой направленности института на укрепление советской государственности и тотальный контроль за населением; 5 этап (1991 — настоящее время) — формирование института обращений на основе Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Литература:

1. Лукьянчикова Л. В. Институт народных обращений в России: историко-правовой аспект // Государство и право. 2014. — № 3. — С. 73–84.

2. Адамова Э. Р. Эволюция права граждан на обращения в органы государственной власти в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. — № 4. — С. 98–100.

3. Рылова М. В. Развитие института обращений граждан в истории России // Вестник науки. 2019. — № 10. — С.55–58.

4. Шабанов В. В. Рассмотрение жалоб граждан как форма контроля над советским государственным аппаратом (1917–1927) // Вестник Московского университета МВД России. 2013. — № 9. — С. Серия «Право». 2019. — № 1. — С. 33–47.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, обращение, сословно-представительная монархия, III, XVI-XVII, XVII-XIX, государственная власть, институт обращений, обращение граждан, орган власти.


Ключевые слова

государственное управление, местное самоуправление, право на обращение, общественные инициативы, исторические предпосылки

Похожие статьи

Исторические аспекты развития правовой системы России

Непосредственным источником становления русского права играла государственная власть.

Иваном IV была проведена земская реформа — реформа местного управления, в ходе

XVII век начался со Смутного времени, а закончился значительным усилением позиций центральной власти. Во второй половине этого столетия в России складывается абсолютная монархия.

Государственно-властный тренд и государственно-созидающее...

И это совсем не случайно, ведь и государственная власть как целостное синтетическое

идеологии государственного строительства, начиная с XVII в. и включая начало, первую половину XIX в.

Именно отношения власти влияют на устойчивости функционирования институтов...

Каждый орган государственной власти наделен государственно-властными...

Становление и развитие государственного управления

 В статье затрагиваются вопросы становления и развития государственного управления.

С середины XIII века в качестве основных органов управления государственными делами

присваивает, а исполнительная власть контролирует расходы, возникла в Британии XIX века.

были свойственны политическому развитию западноевропейского Средневековья (V–XVII вв.).

К вопросу о развитии гражданского права Московской Руси...

При Иване III (1462–1505 гг.) процесс централизации вступил в решающую фазу.

выплатить оговоренную сумму, он был передан монастырским властям «до искупа» [5. с. 542–543].

В конце XV в. государственная власть стремилась установить приоритет своего интереса над

5. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV–начала XVI вв.

Взгляды Аристотеля на организацию государственной власти

По мнению Аристотеля, любой государственный строй включает в себя три основные части.

демократиях, соответствующих династической олигархии и тиранической монархии [4, с. 451–452].

- допущение к законосовещательной власти лиц, обладающих цензом [4, с. 452].

Аристотеля сделать это было намного проще, чем, например, в XVII-XVIII вв. или в наши дни.

Эволюция политических прав и свобод | Статья в журнале...

Права и свободы человека и гражданина входят в состав центрального института

право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе.

новый представительный орган власти с законодательными правами — Государственная Дума.

Федерация, свобода, свобода человека, гражданин, XVII-XVIII, Конституция, мой взгляд.

Из истории становления института государственной службы

В XIV-XVII вв. происходит распространение служебно-подданнических отношений.

Следующий этап развития института государственной службы приходится на XVIII век. Петр I ликвидирует сословно-представительские органы и формирует единую государственную

Базовым элементом системы организации государственной власти был партийный аппарат.

Некоторые аспекты регулирования государственной службы...

Ключевые слова: государственная служба, чиновники, институт государственной службы.

иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции [2, с 74].

акты верховной власти, Государственного совета, Комитета министров, Сената.

Писарькова, Л. Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII в...

История формирования государственных символов России

Вторым государственным символом, закрепившимся в XVI-XVII вв. является флаг, однако

Именно при Иване III создается хор, исполняющий торжественные хвалебные песни во время

Расширение в XVI-XVII вв. религиозного репертуара специальных хоров, исполнение

Таким образом, можно заключить, что все три символа государственной власти были полностью...

Похожие статьи

Исторические аспекты развития правовой системы России

Непосредственным источником становления русского права играла государственная власть.

Иваном IV была проведена земская реформа — реформа местного управления, в ходе

XVII век начался со Смутного времени, а закончился значительным усилением позиций центральной власти. Во второй половине этого столетия в России складывается абсолютная монархия.

Государственно-властный тренд и государственно-созидающее...

И это совсем не случайно, ведь и государственная власть как целостное синтетическое

идеологии государственного строительства, начиная с XVII в. и включая начало, первую половину XIX в.

Именно отношения власти влияют на устойчивости функционирования институтов...

Каждый орган государственной власти наделен государственно-властными...

Становление и развитие государственного управления

 В статье затрагиваются вопросы становления и развития государственного управления.

С середины XIII века в качестве основных органов управления государственными делами

присваивает, а исполнительная власть контролирует расходы, возникла в Британии XIX века.

были свойственны политическому развитию западноевропейского Средневековья (V–XVII вв.).

К вопросу о развитии гражданского права Московской Руси...

При Иване III (1462–1505 гг.) процесс централизации вступил в решающую фазу.

выплатить оговоренную сумму, он был передан монастырским властям «до искупа» [5. с. 542–543].

В конце XV в. государственная власть стремилась установить приоритет своего интереса над

5. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV–начала XVI вв.

Взгляды Аристотеля на организацию государственной власти

По мнению Аристотеля, любой государственный строй включает в себя три основные части.

демократиях, соответствующих династической олигархии и тиранической монархии [4, с. 451–452].

- допущение к законосовещательной власти лиц, обладающих цензом [4, с. 452].

Аристотеля сделать это было намного проще, чем, например, в XVII-XVIII вв. или в наши дни.

Эволюция политических прав и свобод | Статья в журнале...

Права и свободы человека и гражданина входят в состав центрального института

право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе.

новый представительный орган власти с законодательными правами — Государственная Дума.

Федерация, свобода, свобода человека, гражданин, XVII-XVIII, Конституция, мой взгляд.

Из истории становления института государственной службы

В XIV-XVII вв. происходит распространение служебно-подданнических отношений.

Следующий этап развития института государственной службы приходится на XVIII век. Петр I ликвидирует сословно-представительские органы и формирует единую государственную

Базовым элементом системы организации государственной власти был партийный аппарат.

Некоторые аспекты регулирования государственной службы...

Ключевые слова: государственная служба, чиновники, институт государственной службы.

иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции [2, с 74].

акты верховной власти, Государственного совета, Комитета министров, Сената.

Писарькова, Л. Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII в...

История формирования государственных символов России

Вторым государственным символом, закрепившимся в XVI-XVII вв. является флаг, однако

Именно при Иване III создается хор, исполняющий торжественные хвалебные песни во время

Расширение в XVI-XVII вв. религиозного репертуара специальных хоров, исполнение

Таким образом, можно заключить, что все три символа государственной власти были полностью...

Задать вопрос