Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.01.2023

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Коровина, Д. А. Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие / Д. А. Коровина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98796/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрываются проблемные вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. Автором определены направления совершенствования российского законодательства, регулирующие вопросы обеспечения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Ключевые слова: предварительное расследование, предварительное следствие, прокурор, прокурорский надзор.

The article reveals the problematic issues of the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws by the bodies carrying out the preliminary investigation. It is determined that these problems negatively affect the effectiveness and efficiency of prosecutorial supervision in the area of legal relations under consideration. The article defines the areas of improvement of Russian legislation regulating the issues of ensuring prosecutorial supervision over the execution of laws by bodies carrying out preliminary investigation.

Keywords: preliminary investigation, preliminary investigation, prosecutor, prosecutor's supervision.

Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что приоритетным видом надзорной деятельности прокуратуры выступает проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. Претворение названного вида деятельности органов прокуратуры позволяет создать условия, обеспечивающие неуклонное и законное соблюдение органами предварительного следствия принципов и порядка уголовного судопроизводства, повышение защиты прав, законных интересов и свобод участников правоотношений в рассматриваемой сфере. Таким образом, основной целью прокуратуры РФ является создание условий и реализация мер по установлению на территории российского государства режима законности, обеспечивающего неукоснительное соблюдение органами предварительного следствия положений Конституции РФ, исполнение российского законодательства, защиту и охрану гарантированных Основным законом России прав и свобод каждого человека.

Целью статьи является исследование проблем организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, и разработка рекомендаций по их устранению.

Прокурорский надзор за исполнением органами предварительного расследования российского законодательства представляет собой самостоятельное направление деятельности прокуратуры в виде проведения процедур наблюдения в сфере законности принятия должностными лицами решений и актов, соблюдения, защиты и охраны прав, законных интересов и свобод лиц, принимающих участие в предварительном расследование уголовного дела.

Целями прокурорского надзора, как следует из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [1], ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2], Приказа Генпрокуратуры России от 17.09.2021 г. № 544 [4], являются: соблюдение верховенства Конституции РФ, УПК РФ и федерального законодательства, регулирующего вопросы реализации стадии предварительного расследования; обеспечение законности при выполнении отдельных действий должностными лицами предварительного следствия; защита и восстановление нарушенных прав, законных интересов и свобод подозреваемого, потерпевшего и свидетеля; защита интересов российского государства и общества.

Таким образом, анализ положений российского законодательства позволил сформулировать вывод о том, что прокурорский надзор, осуществляемый на стадии предварительного расследования, направлен на обеспечение верховенства Основного закона России, УПК РФ, защиту и охрану прав, законных интересов и свобод человека и гражданина.

Рассмотрев вопросы осуществления прокурорского надзора, реализуемого на стадии предварительного следствия, нами был выделен ряд проблемных вопросов.

Рассматривая положения ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2], необходимо указать, что основным недостатком законодательной нормы является смешение предметов прокурорского надзора, проводимого как в отношении органов предварительного следствия, так и в отношении органов дознания. В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора следует разграничить указанные виды надзорной деятельности посредством выделения в отдельную группу прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия. Реализация названного предложения позволит сформировать предмет прокурорского надзора, определить перечень полномочий прокуроров.

Анализ положений ст. 146 УПК РФ [1] позволил сформулировать вывод о том, что остается не разрешенным вопрос процессуального регулирования взаимодействия прокуроров и органов предварительного следствия, что не позволяет обеспечить более продуктивный и результативный процесс прокурорского надзора. В виду сказанного, целесообразно внести изменения в ч. 4 ст. 146 УПК РФ, а именно:

«… в трехчасовой срок направляется прокурору копия постановления органа предварительного следствия. Исчисление срока производится с момента вынесения такого постановления. Материалы проверки должны быть направлены прокурору в 24-часовой срок, исчисляемый с момент получения названного требования…».

Обратим внимание, что остается неразрешенным вопрос установления квалификационных требований к прокурорам, обеспечивающим проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. В подтверждении сказанному, укажем что ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 40.1 установлен общий перечень требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должность прокурора. Указанное обстоятельство не позволяет в полной мере обеспечить проведение эффективного и успешного прокурорского надзора в обозначенной сфере. В виду сказанного, следует отразить в Законе перечень требований:

— наличие опыта следственной работы;

— владение методикой и тактикой расследования преступлений.

В виду сказанного, необходимо дополнить ст. 40.1 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» следующим положением:

«…1.2. Квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, назначаемым на должность прокурора, обеспечивающего проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, являются наличие опыта следственной работы; владение методикой и тактикой расследования преступлений …».

Дополнить пп. 3 п. 4 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.11.2011 г. № 378 [3] следующим положением: «…владеть методикой и тактикой расследования преступлений …».

Кроме того, необходимо закрепить в нормах российского законодательства требования в сфере профессионализации прокуроров, обеспечивающих проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. В подтверждении сказанному укажем, что в ст. 43.4 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что дополнительное профессиональное образование прокуроров производится один раз в пять лет, что, по нашему мнению, является недостаточным для должностных лиц, обеспечивающих проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. В виду сказанного, следует дополнить названную законодательную норму следующим положением:

«1.1. Дополнительное профессиональное образование прокуроров, обеспечивающих проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, производится один раз в год…».

Реализация предложенной рекомендации позволит повысить результативность и успешность осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

В виду внедрения цифровизации в государственное управление, необходимо предусмотреть формирование и развитие такого института, как «электронный надзор», выступающего в качестве перспективного направления прокурорской деятельности. Особенностью электронного надзора является практическое использование прокурорами информационно-коммуникационных технологий, электронный документооборот.

В целях обеспечения проведения электронного надзора необходимо создать единую межведомственную цифровую онлайн-платформу, обеспечивающую построение взаимодействия прокуроров, правоохранительных органов и органов государственной власти, следователей.

Необходимо дополнить ст. 37 УПК РФ следующим положением:

«… 2.1. Прокурор наделяется правом по ознакомлению с материалами проверки сообщения о преступлении, с материалами уголовного дела; правом по требованию представления процессуальных документов в электронном виде …».

Таким образом, в целях усовершенствования организации прокурорского надзора, осуществляемого на стадии предварительного расследования, целесообразно: выделить прокурорский надзор, осуществляемый в отношении органов предварительного следствия, в отдельный вид надзорной деятельности; раскрыть временные рамки взаимодействия прокурора и следователя, руководителя следственного органа, что позволило бы обеспечить более продуктивный и результативный процесс прокурорского надзора; закрепить правило, в соответствии с которым прокурору одновременно с копией постановления о возбуждении уголовного дела направляются и копии материалов проверки; установить правило, в соответствии с которым следователь выносит постановление о приостановлении предварительного следствия, а его копию с материалами проверки направляет прокурору в трехдневный срок, исчисляемый со дня принятия такого решения; законодательно регламентировать поводы, на основании которых проводится прокурорская проверка на стадии предварительного расследования; установить квалификационные требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора, обеспечивающего проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие; закрепить в нормах российского законодательства требования в сфере профессионализации прокуроров, обеспечивающих проведение прокурорского надзора за исполнением законов органами; внедрить институт электронного надзора, как перспективную форму современной модели прокурорского надзора.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921; Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 1 (Часть I). — Ст. 27.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 27 (часть I). — Ст. 5093.
  3. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.11.2011 № 378 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора» // Законность. — 2012. — № 1.
  4. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.09.2021 № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. — 2021. — № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, предварительное следствие, Российская Федерация, орган, РФ, исполнение, предварительное расследование, российское законодательство, прокурор, тактика расследования преступлений.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Наличие данных факторов является следствием некомплектности и формализма со стороны органов предварительного следствия и слабого прокурорского надзора. Противодействие преступности является первоочередной задачей для всех правоохранительных органов России.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

Формы предварительного расследования нашли свое закрепление в положениях ст. 150

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство.

Надзор за соблюдением данного права осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Установить цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного расследования возможно, если, во-первых, уяснить суть прокурорского надзора, а во-вторых, изучив законодательство в этой сфере.

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона...

Только в 2018 году прокурорами при осуществлении надзора приняты меры по устранению свыше 5 млн нарушений законов в работе указанных органов, в том числе более 3,8 млн — в деятельности органов дознания, свыше 1,2 млн — органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной...

Следует указать, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие — это одна из основных отраслей прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за исполнением законов при...

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс, предварительное следствие, полномочие прокурора, орган дознания, постановление прокурора, прокурор. Прокурорский надзор за исполнением законов при...

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью...

Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием

1. Сабельфельд Т. Ю. Процессуальные полномочия прокурора по осуществлению надзора за деятельностью

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия

прокурор, прокурорский надзор, предварительное следствие.

Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за...

В силу ч. 1 ст. 37 УПК РФ предел прокурорского надзора можно очертить «процессуальной

Российская Федерация, прокурорский надзор, разрешительная система, национальная. Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган...

Дознание и предварительное следствие является важной составляющей системы борьбы с.

Прокурорский надзор за соблюдением сроков...

в орган предварительного следствия, и за расследование уголовного дела берутся следователи.

Говоря об органах дознания, прокуроры, руководствуясь ст. 37 УПК РФ, вправе давать конкретные

разрешение жалоб, предварительное расследование, уголовное преследование, РФ.

прокурор, прокурорский надзор, предварительное следствие.

Похожие статьи

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Наличие данных факторов является следствием некомплектности и формализма со стороны органов предварительного следствия и слабого прокурорского надзора. Противодействие преступности является первоочередной задачей для всех правоохранительных органов России.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

Формы предварительного расследования нашли свое закрепление в положениях ст. 150

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство.

Надзор за соблюдением данного права осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Установить цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного расследования возможно, если, во-первых, уяснить суть прокурорского надзора, а во-вторых, изучив законодательство в этой сфере.

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона...

Только в 2018 году прокурорами при осуществлении надзора приняты меры по устранению свыше 5 млн нарушений законов в работе указанных органов, в том числе более 3,8 млн — в деятельности органов дознания, свыше 1,2 млн — органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной...

Следует указать, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие — это одна из основных отраслей прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за исполнением законов при...

возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс, предварительное следствие, полномочие прокурора, орган дознания, постановление прокурора, прокурор. Прокурорский надзор за исполнением законов при...

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью...

Так, в отличие от предварительного расследования, дознание характеризуется наличием

1. Сабельфельд Т. Ю. Процессуальные полномочия прокурора по осуществлению надзора за деятельностью

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия

прокурор, прокурорский надзор, предварительное следствие.

Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за...

В силу ч. 1 ст. 37 УПК РФ предел прокурорского надзора можно очертить «процессуальной

Российская Федерация, прокурорский надзор, разрешительная система, национальная. Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган...

Дознание и предварительное следствие является важной составляющей системы борьбы с.

Прокурорский надзор за соблюдением сроков...

в орган предварительного следствия, и за расследование уголовного дела берутся следователи.

Говоря об органах дознания, прокуроры, руководствуясь ст. 37 УПК РФ, вправе давать конкретные

разрешение жалоб, предварительное расследование, уголовное преследование, РФ.

прокурор, прокурорский надзор, предварительное следствие.

Задать вопрос