Роль и задачи образования в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 5825 раз

Библиографическое описание:

Андрианов, М. В. Роль и задачи образования в современном обществе / М. В. Андрианов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98634/ (дата обращения: 06.05.2024).



Данная статья посвящена изучению роли и задач образования в современном обществе. Рассмотрена сущность понятия «образование». Выделены принципы современного образования. Определена роль образования в современном обществе. Обозначены задачи образования в современном обществе. Сформулированы компетенции, формируемые в процессе образования и необходимые личности для интеграции в современное общество.

Ключевые слова: образование, современное образование, роль образования, задачи образования, современное общество.

Процессы глобализации и международной интеграции в России, демократические преобразования в социально-политической и экономической жизни детерминируют масштабные трансформации в современном культурно-образовательном пространстве. Современные люди живут в социально-политической среде, в которой невозможно адаптироваться, стать конкурентоспособной личностью без соответствующего уровня образованности, способности адаптироваться и социализироваться в быстроизменяющихся условиях. Лишь образование в широком смысле данного понятия позволит стать человеку высокоразвитой, конкурентоспособной личностью.

Закон РФ «Об образовании» трактует «образование» следующим образом: «это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [6].

Анализ трудов таких ученых, как В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый, Г. М. Коджаспирова, Е. П. Белозерцев и др., позволяет утверждать, что образование следует рассматривать через 4 аспекта: образование как ценность (общечеловеческая ценность, которая приводит к социокультурному развитию общества); образование как система (преемственность образовательных организаций); образование как процесс (процесс формирования компетенций); образование как результат (достигнутый уровень образованности выпускника) [2].

Главная цель образования заключается в создании психолого-педагогических условий для обеспечения обучения, воспитания и развития личности. Так, конечным результатом функционирования образовательной организации является формирование социально-компетентностной личности, привлеченной к общественным отношениям, активного субъекта этих отношений.

Достижение успехов в гражданском обществе практически невозможно без высшего образования. Профессиональный успех зависит от уровня развития профессиональных компетенций. Так, образование занимает особую роль в современном мире. Именно образование позволяет обеспечить положительную динамику развития различных сфер жизнедеятельности и конкурентоспособности предприятий, выступая катализатором социальных модификаций. Функционирование предприятий зависит от квалификации сотрудников. Система образования позиционируется как социальный институт, подготавливающий компетентных и ответственных людей, способных думать, быть мобильными в современных условиях.

Образование позволяет обогатить человеку субъективный опыт, приобрести навыки трансформации предметов внешней среды. В процессе образования так происходит раскрытие и формирование задатков и способностей человека. Образование обеспечивает личностное развитие, развивая креативность и талант.

Кризисное состояние РФ заставляет все больше задумываться над совершенствованием и повышением качества образования страны. Необразованному человеку достаточно сложно будет понять и сформировать такие понятия, как правовое сознание, правовое воспитание, правовая культура.

Образование позволяет сформировать у человека ряд компетенций, необходимых для адаптации и социализации в современном обществе. К таким компетенциям следует отнести следующие [3, 5]:

— социальные компетенции: способность использовать полученные в процессе образования знаний в практической деятельности; умение корректировать при необходимости собственные действия; готовность нести ответственность за собственные действия; умение самостоятельно добывать и использования информацию; готовность разрабатывать и реализовывать совместные идеи, направленные на повышение качестве общественной жизни; нацеленность на реализацию потребностей рынка труда; способность адаптироваться и социализироваться в новых условиях; сформированность навыков планирования.

— коммуникативные компетенции: умение ступать и поддерживать контакт; способность убеждать; владение различными формами коммуникации (устная, письменная); владение правилами общения в сети Интернет; способность осуществлять контроль и регуляцию собственных действий; способность осуществлять взаимодействие с представителями разных культур; способность конструктивно решать конфликтные ситуции.

— социально-информационная компетенция: знания и навыки владения информационно-коммуникационными технологиями; способность осмысливать и критически оценивать информацию, полученную из различных источников.

— когнитивная компетенция: высокий уровень развития мыслительных операций; мотивация повышения собственного уровня образованности в систематическом порядке; желание самоактуализироваться.

— специальная компетенция: знания и навыки, необходимой в конкретной сфере деятельности; способность самостоятельно решать профессиональные задачи.

В общем виде рассмотренные ключевые компетенции можно охарактеризовать как межкультурные и межотраслевое знания, а также способности, которые необходимы для трудоустройства и продуктивного осуществлений общественной и профессиональной деятельности на высоком уровне.

Современное образование осуществляется на основе определенных принципов [1, 4]:

  1. Гуманистический принцип. Гуманистический принцип можно охарактеризовать как построение отношений субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе демократического педагогического стиля общения. Главным является принцип уважения к личности. Гуманизация, то есть «очеловечивание», образования предусматривает формирование повседневных тактичных, доверчивых, демократических отношений в педагогическом коллективе, обращение к лучшим человеческим чертам в общении, принятии управленческих решений.
  2. Принцип системного подхода. Любую систему характеризует взаимозависимости. Эффективность образования как системы зависит от оптимального функционирования всех ее компонентов (микросреды): человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и т. п., которые образуют дифференцированную целостность.
  3. Принцип интеграции. Образование относится к числу сложных структурированных систем, где происходит много взаимосвязанных процессов: учебно-воспитательный, научно-методический, самообразовательный, кадровый, маркетинговый, нормативно-правовой и др. Общей основой всех этих процессов являются люди, объединенные общей целью учить и учиться.
  4. Принцип инновации. Он предусматривает обновление педагогической теории и практики путем разработки, апробации новых интеллектуальных образовательных идей, процесс внесения качественно новых элементов в образовании.
  5. Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает грамотный выбор оптимальных способов организации образовательного процесса: форм, методов, технологий, средств, приемов.
  6. Принцип целенаправленности. Он требует определения реальных задач и целей общеобразовательного учебного заведения.
  7. Принцип функциональности. Современное образование требует совершенствования управленческой деятельности путем постоянного динамического обновления и конкретизации функциональных обязанностей работников в соответствии с требованиями времени и развития общества.
  8. Принцип демократизации. Данный принцип требует формирования организационно-правовой, психологической, нравственной основы, при которой функционирование образовательной организации на всех его этапах осуществляется в гармоническом единстве персональной ответственности каждого за свое направление деятельности.

Таким образом, в современном обществе образование является одной из самых обширных и бурно развивающихся сфер человеческой деятельности. Образование призвано обеспечить реализацию воспитательной, дидактической и развивающей функций педагогического процесса. Образование, в частности, высшее образование, выступает в качестве главного фактора прогресса страны. В процессе образования формируется потенциал и расширяются возможности личности, что повышает их уверенность в себе и возможность получить престижную работу. Знания, полученные в процессе образования позволяют также современным людям участвовать в политических дебатах и предъявлять требования, связанные с поддержанием здоровья населения, обеспечения их социального благополучия и др.

Литература:

  1. Ангел О. Б. Высшее образование и карьера. Роль вуза в трудовой деятельности // Педагогика современности. 2022. № 2 (24). С. 6–8.
  2. Безуглая Т. И. Содержание понятия «образование» // Евразийский союз ученых. 2017. № 11–2 (44). С. 16–19.
  3. Горчакова Н. Ф. Роль образования в современном обществе // Вестник научных конференций. 2018. № 10–1 (38). С. 34–36.
  4. Гречихин В. Г. Место и роль образования в современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 22–25.
  5. Курилкина О. А., Орлова Е. В. Особенности общественного контроля в сфере образования // Педагогическое образование: традиции и инновации. 2022. № 1. С. 20–28.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Основные термины (генерируются автоматически): образование, современное общество, процесс образования, современное образование, задача образования, способность, высшее образование, гуманистический принцип, конкурентоспособная личность, образовательная организация.


Похожие статьи

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем...

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования.

Анализируется тенденция гуманизации образования, современные концепции и технологии обучения, влияющие на

Гуманизация процесса образования является важной педагогической ценностью.

Ясно, что процесс образования личности является и может являться только самоцелью, и только в.

Гуманизация системы образования в контексте современного...

Ключевые слова:cистема образования, гуманистический подход, тенденции развития, духовность, знания.

2. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г

10. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как

Современное общество является началом новой системы образования, где.

Основные принципы гуманизации и гуманитаризации высшего...

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, высшее профессиональное образование

Обществу необходимы конкурентоспособные, творческие, адаптивные личности, имеющие

Гуманитарное образование − это процесс целенаправленного формирования умений

— СПб., 2004 г. — 42 стр. 4. Надеева, М. И. Гуманитаризация образования в философии...

высшее профессиональное образование, современное...

В настоящее время возможности повышения качества образовательного процесса за счёт

повышение значимости науки и образования, а также общей культуры и личностных качеств в

влияние процессов, происходящих в современном обществе, на высшее

расширение гуманитарной составляющей высшего образования как основы целостного и системного...

Гуманитаризация высшего образования как направление его...

 в утрате субъектами высшего образования гуманистической направленности своей

 в утрате значимости гуманитарной парадигмы образования и культивирование техницизма.

Гуманизация общества связана с реформированием высшего образования и развитием

высшее образование, Россия, Образование, учебный процесс, человеческая личность...

Современное образование и наука: основные направления...

Качественное образование дает возможность выпускникам высших учебных заведений

Повышение уровня образования и науки позволит значительно расширить возможности создания

Известно, что Болонский процесс был принят для улучшения образования и науки в Европе.

Какие же задачи стоят сейчас перед современным образованием и наукой, кого...

Гуманизация образования – веление времени | Статья в журнале...

В настоящее время в процессе модернизации образования особую актуальность приобретает гуманизация и гуманитаризация инженерного образования.

Перед системой образования встают неотложные задачи

Образование, нарушающее эти принципы, по его мнению, «похоже на выведение таких

10. Кудишина Я. Я. Философия образования Л. Н. Толстого.

Гуманизация образовательного процесса | Статья в сборнике...

Гуманизация образования: цели, задачи и условии Понятие «гуманизация» является

Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия

Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности.

6. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская.

Современное общественное развитие и гуманизация общего...

Гуманистический подход в современном образовании следует считать фундаментальным явлением. Значит, процесс обучения и воспитания должен определяться не столько социально-экономическими условиями и практикой, сколько сугубо личностными чертами.

Похожие статьи

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем...

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования.

Анализируется тенденция гуманизации образования, современные концепции и технологии обучения, влияющие на

Гуманизация процесса образования является важной педагогической ценностью.

Ясно, что процесс образования личности является и может являться только самоцелью, и только в.

Гуманизация системы образования в контексте современного...

Ключевые слова:cистема образования, гуманистический подход, тенденции развития, духовность, знания.

2. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г

10. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как

Современное общество является началом новой системы образования, где.

Основные принципы гуманизации и гуманитаризации высшего...

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, высшее профессиональное образование

Обществу необходимы конкурентоспособные, творческие, адаптивные личности, имеющие

Гуманитарное образование − это процесс целенаправленного формирования умений

— СПб., 2004 г. — 42 стр. 4. Надеева, М. И. Гуманитаризация образования в философии...

высшее профессиональное образование, современное...

В настоящее время возможности повышения качества образовательного процесса за счёт

повышение значимости науки и образования, а также общей культуры и личностных качеств в

влияние процессов, происходящих в современном обществе, на высшее

расширение гуманитарной составляющей высшего образования как основы целостного и системного...

Гуманитаризация высшего образования как направление его...

 в утрате субъектами высшего образования гуманистической направленности своей

 в утрате значимости гуманитарной парадигмы образования и культивирование техницизма.

Гуманизация общества связана с реформированием высшего образования и развитием

высшее образование, Россия, Образование, учебный процесс, человеческая личность...

Современное образование и наука: основные направления...

Качественное образование дает возможность выпускникам высших учебных заведений

Повышение уровня образования и науки позволит значительно расширить возможности создания

Известно, что Болонский процесс был принят для улучшения образования и науки в Европе.

Какие же задачи стоят сейчас перед современным образованием и наукой, кого...

Гуманизация образования – веление времени | Статья в журнале...

В настоящее время в процессе модернизации образования особую актуальность приобретает гуманизация и гуманитаризация инженерного образования.

Перед системой образования встают неотложные задачи

Образование, нарушающее эти принципы, по его мнению, «похоже на выведение таких

10. Кудишина Я. Я. Философия образования Л. Н. Толстого.

Гуманизация образовательного процесса | Статья в сборнике...

Гуманизация образования: цели, задачи и условии Понятие «гуманизация» является

Таким образом, при гуманистическом образовании необходимы следующие условия

Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности.

6. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская.

Современное общественное развитие и гуманизация общего...

Гуманистический подход в современном образовании следует считать фундаментальным явлением. Значит, процесс обучения и воспитания должен определяться не столько социально-экономическими условиями и практикой, сколько сугубо личностными чертами.

Задать вопрос