Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 10.01.2023

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Шарипова, Л. М. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях / Л. М. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98611/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития творческих способностей старших дошкольников и воспитания культуры творчества в целом.

Ключевые слова: подвижные игры, физические упражнения, творчество, воспитание, дети старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день развитие творческой, здоровой, активной личности — приоритет каждого учреждения, относящегося к системе образования. Забота о психическом, физического здоровье детей, об их благоприятном психоэмоциональном состоянии выступают одной их главных задач педагогов, в частности, воспитателей в ДОУ. Как отмечает И. В. Горбунова, период дошкольного возраста у детей формируются базовые установки на здоровый образ жизни, на совершение хороших поступков, на защиту слабых и др [3, с.23–24]. Так, здоровье, которое формируется у ребенка в дошкольный период, становится фундаментом для дальнейшего развития и становления личности.

В XXI веке современная система образования предъявляется высокие требования к работе ДОУ, которое призвано обеспечить детям крепкое здоровье и предоставить условия для развития различных способностей. Действительно, одно из первостепенных задач воспитательного процесса в дошкольном учреждении выступает физическое воспитание дошкольников при развитии мотивации к разным видам деятельности.

Это детерминирует тот факт, что во время пребывания детей в детских садах, с ними должны быть организованы физические упражнения и подвижные игры, так как игровая деятельность — ведущий вид деятельности в этот возрастной период. А в игре, как правило, активизируются процессы творчества и воображение. Далее рассмотрим, как именно в процессе физической активности воспитывается творчество у детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе Т. А. Семенова говорит о том, что физическая культура — базис общей культуры ребенка, так как предполагает развитие личности в трех аспектах: общее развитие и укрепления растущего организма; удовлетворение потребности ребенка в активном отдыхе; развитие умений и способностей разного характера (двигательные, коммуникативные, творческие и т. п.) [7, c.23].

Т. П. Завьялова и В. Н. Таркова в рамках своей практической работ пришли к выводу: физическая активность предполагает творческое преобразование материального мира, так как для организации данного вида деятельности необходимо создавать новые ситуации для манипуляций с предметами, с собственным телом [5, c.116–118]. Для старших дошкольников самым эффективным и доступным методом развития творчества через занятие физической культурой выступают подвижные игры и различные физические упражнения.

Подвижная игра — сознательная, активная физическая деятельности дошкольника, которая характеризуется точным, своевременным, творческим выполнением предложенного воспитателем задания. Л. В. Абдульманова отмечает, что в рамках подвижной игры дошкольники готовятся к жизни [1, c.54–56]. Трудно с этим не согласиться, так как дети, выполняя быстрые, четкие действия, конструируя пути для достижения эффективного результата, развивают выносливость, воображение, и главное — творчество.

Увлекательное содержание подвижной игры и физических упражнений, эмоциональная составляющая игровой деятельности мотивируют ребенка совершать определенные интеллектуальные, физические усилия. Специфика подвижной игры и физических упражнений состоит в том, что дошкольник должен быстро, создав образ действия или конечного результата в своем сознании, ответить на сигналы «Ложись!», «Беги», «Прыгай», «Присядь», «Стой» и др.

Н. В. Вялова Е. Д. Павленкова писали, что в рамках подвижных игр и физических упражнений творчество ребенка имеет два источника — объективный и субъективный [2, c.66]:

  1. Игра или упражнения, которые организовывается воспитателем, содержат в себе модель жизненной ситуации (упражнение «Тянемся к солнцу», игра «Пошли в лес!» и др.).
  2. С субъективной точки зрения игра полна смысла для ребенка, она связана с реальной действительностью. Фантастический мир, придуманный дошкольником, обретает веру в его реальное существование.

Так, именно подвижные игры и физические упражнения с элементами активных образов способствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание творчества старших дошкольников соответствовать принципам системности и преемственности. То есть, предлагаемые педагогом игры и упражнения должны быть сформированы в систему, внедряться в воспитательный процесс постоянно, а не фрагментарно. Преемственность означает, что воспитание творчества, как пишет Е. П. Гуролева, имеет несколько этапов: начальный, этап закрепления, этап создание дошкольниками собственных игр и упражнений [4, c.2].

На начальном этапе дети старшего дошкольного возраста знакомятся с базовыми играми и упражнениями, которые предлагает воспитатель. На данном этапе творческая деятельность строится на подражании. В начале пути подвижные игры основываются не на коммуникации ребенка со сверстниками, а на демонстрации воспитателями ситуаций из жизни. На этом этапе у старших дошкольников развивается воображение, они готовы прыгать как «зайки», топать как «мишки», лететь как «синички». В такой сенситивный период для развития творчества воспитателю следует давать дошкольникам поле для творческих действий, организовывать с детьми игры с образами животных, насекомых, птиц [4, c. 3–5]. Старший дошкольник стремится к одухотворению предметов, желает придать каждому своему движению живой характер, представляет себя в образе любимой игрушки, любимого животного или в качестве персонажей сказок.

На следующем этапе детям старшего дошкольного возраста становится важным не только процесс игры, но и результат. Это порождает тот факт, что дети хотят продемонстрировать, открыто показать свои умения, свои чувства, прийти к финишу первым, сделать лучше всех, творчески представить в сознании двигательный и социальный опыт [4, c. 6–8]. Этот этап характеризуется закреплением у детей понятие об игре и о физических действиях. Теперь ребенок осознает, что творческим может быть не только сам двигательный или игровой процесс, но и результат. Важно отметить, что на этом этапе, ребенок и познает окружающую действительность, и развивает свои творческие способности при создании образом и достижении практического результата в игре или упражнении.

Третьим этапом воспитания творчества у детей старшего дошкольного возраста является самостоятельная организация игры и упражнений, знакомых дошкольникам [4, c. 9–10]. На этом этапе воспитатель, познакомив на прошлых ступенях игровой и подвижной деятельности с правилами, элементами игр, создает условия для того, чтобы дошкольники сами организовывали, придумывали игры и упражнения. Этот этап характерен особой активизацией творческого потенциала дошкольников, так как дети сами конструируют образы, персонажей, движения в игре. При грамотной организации игровой и физической активности воспитатель может добиться высоких результатов в проведении игры в старшей и подготовительной группах детского сада. А также, сможет раскрыть творческие способности каждого ребенка.

В своей работе воспитателей может использовать разнообразные методики, виды игр. Однако на сегодняшний день, как утверждает C. Прищепа, для развития творческих способностей самыми подходящими играми выступают те, что содержат в себе интересные комбинации движений: «Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и пр. [6, c.48] Многочисленные и довольно интересные варианты составляют дети в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и др.

Подвижные игры и физические упражнения обладают колоссальным потенциалом в аспекте развития творческих способностей старших дошкольников. Преимущество подвижных игр и физических упражнений в том, что они наполнены инициативой, творчеством, фантазий, эмоциями, а также содержат высокий уровень двигательной активности. Воспитание творчества посредством игры и упражнений данного рода у детей старшего дошкольного возраста возможно при условии, если педагог целенаправленно, научно подходит к разработке методики по руководству подвижной игрой и занятиями физической культурой, учитывает этапы воспитания творчества в процессе физической активности.

Литература:

  1. Абдульманова Л. В., Сибилева Е. Ю. Организация игровой культурной практики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сборник. — 2017. — С. 155.
  2. Вялова Н. В., Павленкова Е. Д. Влияние подвижных игр на развитие самостоятельности и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста //Мир педагогики и психологии. — 2018. — №. 12. — С. 64–79.
  3. Горбунова И. В. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности //Ответственный редактор. — 2019. — С. 103.
  4. Гуролева Е. П. Творческая направленность деятельности детей дошкольного возраста в подвижных играх //Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович, кандидат экономических наук, доцент. В состав редакционной коллегии и организационного комитета входят: Бабаян Анжела Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор Баишева Зиля Вагизовна, доктор филологических наук, профессор. — 2019. — С. 21.
  5. Завьялова Т. П., Таркова В. Н. Развитие творчества в двигательной деятельности дошкольников 5–6 лет //СТУДЕНТ ГОДА 2019. — 2019. — С. 112–120.
  6. Прищепа С. Развитие творчества в процессе двигательной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО //Дошкольное воспитание. — 2018. — №. 11. — С. 44–50.
  7. Семенова Т. А. Развитие творчества у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений //Детский сад от А до Я. — 2020. — №. 2. — С. 22–27.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, старший дошкольный возраст, ребенок, упражнение, подвижная игра, физическая активность, дошкольник, физическая культура, этап, воспитательный процесс.


Похожие статьи

Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного...

Спортивные игры для детей — это подвижные игры для детей с элементами спорта, такие

Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста.

Шебеко В. Н., Ермак Н. Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2007.

игра, старший дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое воспитание детей...

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений в них

С детьми, старшего возраста сразу же договариваюсь о правилах игры.

Начинаю игру с 3–4 детьми, остальные подходят постепенно сами и включаются в игру.

- Подвижные игры во дворе… Провела консультации. - Сколько и как бегать дошкольнику.

Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре...

 В статье автор говорит о том, как подвижная игра на занятиях по физической культуре влияет на развитие ребёнка дошкольного возраста, чему учит, какие качества помогает приобрести, укрепить, сформировать и развить, на какие сферы оказывает наибольшее влияние.

Подвижная игра — основное средство и метод воспитания...

Ключевые слова: подвижная игра, дошкольники, физическое воспитание, исследование, формирование.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка.

Было всего проведено 4 занятия в помещении и 14 подвижных игр в помещении и на

игра, старший дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое воспитание...

Особенности выполнения упражнений на двигательную...

Ключевые слова : двигательная активность, старший дошкольный возраст, младший

Современная практика физического развития детей отличается тем, что в ней упражнения на

– совершают ошибки старшие дошкольники чаще, когда нужно выполнить упражнение

игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка...

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного...

Можно провести 3–4 игры в конце занятия, чередуя их по нагрузке: игра малой подвижности, игра средней или большой подвижности, затем игра малой подвижности. Так же можно проводить ООД, построенную на одних лишь подвижных играх.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего...

Ключевые слова: двигательная активность , дети старшего дошкольного возраста, дифференцированный подход. Основу охраны и укрепления здоровья в дошкольном возрасте составляют физическое развитие и физическая подготовленность ребенка.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, игры спортивного характера, развитие

Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие...

Игровые технологии национальных и подвижных игр...

Адекватность физической нагрузки при проведении национальных и подвижных игр

Уровень физической подготовленности некоторых дошкольников уже достаточно высок.

При проведении национальных и подвижных игр важен не конечный результат, а процесс

игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч, основная часть, настольный...

Организация игр и игровых занятий по физической культуре

Библиографическое описание: Костюк, Е. А. Организация игр и игровых занятий по

Младшие дошкольники 3–4 лет имеют небольшой двигательный опыт.

Это занятия построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-аттракционов.

Спортивные игры — это отличное решение, потому что спорт в жизни ребенказанятие не...

Похожие статьи

Организация спортивных игр с детьми старшего дошкольного...

Спортивные игры для детей — это подвижные игры для детей с элементами спорта, такие

Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста.

Шебеко В. Н., Ермак Н. Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2007.

игра, старший дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое воспитание детей...

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений в них

С детьми, старшего возраста сразу же договариваюсь о правилах игры.

Начинаю игру с 3–4 детьми, остальные подходят постепенно сами и включаются в игру.

- Подвижные игры во дворе… Провела консультации. - Сколько и как бегать дошкольнику.

Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре...

 В статье автор говорит о том, как подвижная игра на занятиях по физической культуре влияет на развитие ребёнка дошкольного возраста, чему учит, какие качества помогает приобрести, укрепить, сформировать и развить, на какие сферы оказывает наибольшее влияние.

Подвижная игра — основное средство и метод воспитания...

Ключевые слова: подвижная игра, дошкольники, физическое воспитание, исследование, формирование.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка.

Было всего проведено 4 занятия в помещении и 14 подвижных игр в помещении и на

игра, старший дошкольный возраст, ребенок, детский сад, физическое воспитание...

Особенности выполнения упражнений на двигательную...

Ключевые слова : двигательная активность, старший дошкольный возраст, младший

Современная практика физического развития детей отличается тем, что в ней упражнения на

– совершают ошибки старшие дошкольники чаще, когда нужно выполнить упражнение

игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка...

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного...

Можно провести 3–4 игры в конце занятия, чередуя их по нагрузке: игра малой подвижности, игра средней или большой подвижности, затем игра малой подвижности. Так же можно проводить ООД, построенную на одних лишь подвижных играх.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего...

Ключевые слова: двигательная активность , дети старшего дошкольного возраста, дифференцированный подход. Основу охраны и укрепления здоровья в дошкольном возрасте составляют физическое развитие и физическая подготовленность ребенка.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, игры спортивного характера, развитие

Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие...

Игровые технологии национальных и подвижных игр...

Адекватность физической нагрузки при проведении национальных и подвижных игр

Уровень физической подготовленности некоторых дошкольников уже достаточно высок.

При проведении национальных и подвижных игр важен не конечный результат, а процесс

игра, старший дошкольный возраст, элемент спорта, занятие, мяч, основная часть, настольный...

Организация игр и игровых занятий по физической культуре

Библиографическое описание: Костюк, Е. А. Организация игр и игровых занятий по

Младшие дошкольники 3–4 лет имеют небольшой двигательный опыт.

Это занятия построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-аттракционов.

Спортивные игры — это отличное решение, потому что спорт в жизни ребенказанятие не...

Задать вопрос