Лоббирование в системе государственного управления в России и за рубежом: сравнительный анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 05.01.2023

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Абдракипов, Э. А. Лоббирование в системе государственного управления в России и за рубежом: сравнительный анализ / Э. А. Абдракипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98592/ (дата обращения: 04.05.2024).



Ключевые слова : лоббизм, лоббирование.

Лоббизм начал появляться в мире как отдельное понятие примерно в 16 веке, но именно к концу ХХ века началось становление лоббизма как демократической политической системы.

По словам И. М. Фроловой, термин «лоббирование» берет свое начало как обозначение проходов и крытых галерей, расположенных в основном в монастырях Англии в XVI в. Именно это обозначало слово «lobby» в Оксфордском словаре 1533 г. [13] П. А. Толстых считает, что этимологически слово «лобби» произошло от латинского lobia (открытый портик, примыкающий к зданию, галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или открытых галерей в монастырях [10].

Одна из самых ярких стран, в которых стоит рассмотреть лоббизм, являются Соединенные Штаты Америки. Следы лоббизма можно обнаружить и в экономике, и во внешней политике, и во взаимодействии муниципального характера. В таком контексте некоторые специалисты сравнивают лоббизм с российским «ходатайством».

Первой зафиксированной попыткой оказать влияние на правительство США стал поступок гарнизона Филадельфии. В этой акции приняло участие несколько сотен солдат. Это произошло в 1783 г. на первом Континентальном конгрессе. В аргументацию к своей просьбе военнослужащие использовали заряженные ружья [11]. Однако, по мнению И. М. Фроловой, термин «лобби», согласно протоколам заседания, был зафиксирован в 1808 г. на заседании Конгресса США десятого созыва [13]. В США лоббистская деятельность с 1946 г. (а также с 1938 и 1995 гг.) регулируется особым федеральным законом.

Если рассматривать основные цели лоббирования в Соединённых Штатах Америки, можно отметить, что главная из них направлена на изменения налоговой политики. Также много труда лоббистов посвящается получению бюджетных ассигнований. Далее по количеству обращений к лоббизму место в статистике занимается воздействием в сфере законодательной деятельности по части стандартизации производства и правилам сбыта продукции. Ещё лоббисты участвуют во взаимоотношениях с регулирующими органами и поддерживают клиентов по части рынка государственных закупок.

В США в лоббистской иерархической лестнице они представлены классическими лоббистами, которых ещё именуют внешними (это, как правило, фирмы GR и PR); штатными лоббистами (они представлены сотрудниками GR-отделов), лоббистами в предпринимательских ассоциациях, группами, защищающими интересы общества и профсоюзами [2]. Лоббистами ассоциаций представляются коллективные интересы одного или нескольких предприятий. Ассоциации бывают полиотраслевыми (peak), моноотраслевыми (trade) и профессиональными (professional). Доходы этих представителей лоббирования сопоставимы с доходами «внешних».

В наше время Лоббизм в США регулируется множеством правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов [4].

Федеральные законы и законы штатов распространяются и на профессиональных лоббистов, и на законодателей разных уровней, и на государственных чиновников. Исполнительные акты имеют отношение только к людям, работающим по найму на государство [15].

В 2021 году общее число уникальных зарегистрированных лоббистов, которые активно лоббировали в Соединенных Штатах, составило 12 137 [16]. В 2021 году Hewlett Packard Enterprises потратила почти четыре миллиона долларов на лоббистские расходы на американском рынке, что больше по сравнению с предыдущим годом [17]. Официальные чистые доходы ведущих «внешних» лоббистов составляют более десятка миллионов долларов в год. Ежегодное вознаграждение лоббиста в США составляет примерно 49,735 долларов в год. [18].

Группы, занимающиеся общественными интересами, и профсоюзы практически не прибегают к прямому лоббированию. К основным методам, которые они применяют, можно отнести grass-roots lobbying (или низовое лоббирование) и участие в финансировании избирательных кампаний.

Среди лоббистских механизмов и практик можно также выделить те, при которых финансируются федеральные и региональные органы власти, финансируются СМИ, аналитические, исследовательские и PR организации. А они в свою очередь явно или неявно формируют общественное мнение, и могут повлиять на мнение определенного чиновника.

В Соединённых штатах нередкое явление, когда представители какого-то бизнеса влияют на власть посредством финансирования политической партии в избирательный период и после.

В основной массе случаев лоббисты в США ведут свою деятельность вполне честно и открыто. Типичный лоббист ныне является одним из ключевых элементов политической системы. Лоббизм в США, прежде всего, является «законодательным содействием» работе конгрессменов [8].

В Канаде ситуация с лоббизмом обстоит с точки зрения права похоже на США: лоббисты должны в обязательном порядке регистрироваться, подавать отчеты, и лоббирование подлежит детальному регулированию с помощью правовых актов.

Лоббизм в Канаде является законным видом деятельности по продвижению определенных государственных решений в этом государстве. Как и в США, в Канаде лоббисты подлежат обязательной регистрации, подают отчетности и их деятельность детально регулируется правовыми актами. Канада является федеративным государством. В ее состав входят 10 провинций. Институт лоббизм развит не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Совокупность законов, принятых на федеральном уровне и на уровне провинций, вместе с рекомендательными нормами кодексов поведения и этики для лоббистов — является лоббистским законодательством Канады [1]. Отсюда можно сделать вывод о том, что именно Канада, а не США является основоположником в новейшей истории правового регулирования лоббистской деятельности [6].

В Канаде была предложена своя классификация лоббистов, согласно которой по закону они делятся на лоббистов-консультантов, корпоративных лоббистов и лоббистов от организации. Канадскую систему регулирования работы лоббистов считают более либеральной по сравнению с американской. В ней отсутствуют ограничения на занятия лоббизмом уволившихся министров или иных госслужащих, занимающих высокие должности; непрозрачна система распределения государственных заказов; отсутствует кодекс поведения для членов парламента, обязывающий их раскрывать свои интересы и накладывающий ограничения на получение подарков и тому подобное [13].

Немцы к термину «лоббизм» часто относятся негативно из-за его тонкой грани с коррупцией. Поэтому часто в Германии его называют «общественно-политическими коммуникациями», «взаимодействием с органами гос. власти», «политическим консультированием».

Немецкое лоббирование осуществляется различными группами интересов (так называемыми Interessengruppen), самые влиятельные из них Федеральное объединение германских союзов работодателей, Федеральный союз немецкой промышленности, Объединение немецких профсоюзов, а также множеством других различных объединений, благотворительных фондов, неправительственными организациями. В Германии лоббизм также осуществляется PR- и GR-агентствами, юридическими фирмами и исследовательскими центрами [14].

Считается, что в ФРГ наиболее сильное воздействие на органы государственной власти осуществляется лоббистами из фармакологической и энергетической отраслей. В Германии нет ни одного закона, который бы регулировал лоббистскую деятельность [7].

В наше время особое законодательство, регламентирующее деятельность лоббистов в институтах ЕС, находится только на стадии становления [9].

Европейские страны по отношению к лоббизму делятся на 2 группы. Первая — ряд стран, где лоббизм фактически существует, но никак не регулируется нормативно-правовыми актами. Вторая — государства, где лоббизм регулируется нормативно-правовыми актами, хотя зачастую они необязательны для исполнения и не охватывают многих лоббистов [12].

1) Австрия. В 2011 году введена регистрации лоббистов

2) Венгрия. В 2006 году введена добровольная регистрация лоббистов с выдачей им лицензий, что, в свою очередь, дает свободное право входа в правительственные здания.

3) Италия. На общенациональном уровне нет нормативного акта, регулирующего лоббизм. На региональном уровне в трех провинция существует свои региональные реестры лоббистов.

4) Литва. Закон регулирующий лоббизм вступил в силу в 2001 году. Предусмотрена регистрация лоббистов, но это почти не выполняется.

5) Польша. Закон «О правовых основах и регулировании лоббизма», вступил в силу в марте 2006 года. Он требует от чиновников сохранять записи о контактах с лоббистами, причём эти записи ежегодно публикуются

6) Словения. Закон о лоббизме принят в 2010 году.

7) Франция. В январе 2010 года вступили в силу правила регулирования лоббистской деятельности

8) Чехия. В 2005 году вступил в силу Добровольный кодекс этики, содержащий рекомендации, как должностное лицо должно строить свои отношения с группами интересов [5].

В Европейском Союзе есть сформировался ряд активистов, выступающие за жесткое регулирование и ограничение деятельности лоббистов.

Лоббизм как явление очень важен для современного общества, ведь при «цивилизованной» его форме (с его помощью), правительство и общество могут прийти к консенсусу, и в результате добиться эффективного развития государства. Именно поэтому вопрос лоббизма важен для изучения.

Литература:

  1. Василенко А. И. Правовое регулирование лоббизма в Канаде // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. C. 28.
  2. Волоконский, Ю. К. Исторические тенденции формирования и становления лоббизма в США в XX в / Ю. К. Волоконский // Вопросы политологии. — 2021. — Т. 11. — № 6. — С. 1716–1722.
  3. Закон о регистрации лоббистов от 6.09.1985 [Lobbyists Registration Act (1985, c.44 (4 th Supp))] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Канады. Режим доступа www.laws.justice.gc.ca/en/
  4. Иванова, Е. С. Правовое регулирование лоббизма в США / Е. С. Иванова // Вестник студенческого общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». — 2021. — № 13–1. — С. 185–189.
  5. Каневский П. С. Национальные модели лоббизма: типы и механизмы функционирования // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2013. № 3. C. 129, 135–136.
  6. Комаров С. А. Теория и практика нормативно-правового регулирования лоббизма (российский и зарубежный опыт): монография [Текст] // Издательство Юридического института. 2015. C. 141.
  7. Майорова, П. П. Правовое обеспечение лоббистской деятельности групп влияния и интересов в разных странах мира / П. П. Майоров // Оригинальные исследования. — 2021. — № 5. — С. 97–103.
  8. Парусова, Е. М. Выживание бизнеса в США: лоббизм в условиях пандемии / Е. М. Парусова // Вестник Белого генерала. — 2020. — № 4. — С. 31–40.
  9. Руденкова Д. Э. Лоббизм в Европейском союзе: политические аспекты регулирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2016. C. 148.
  10. Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. C. 17.
  11. Фан, Х. Особенности законодательного ограничения лоббизма в США / Х.Фан // Студенческий вестник. — 2021. — № 11. — С. 72–73.
  12. Фельдман П. Я. Политика согласования интересов в Италии и России: компаративный анализ // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 3 (32). C. 19–20.
  13. Фролова И. М. Формула лоббифеномена (в поисках исторических корней лоббизма) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. № 4. C. 90–91.
  14. Штырняева, Е. А. Правовое регулирование лоббизма: сравнительный анализ англосаксонской и континентальной моделей / Е. А. Штырняева // Научное обозрение. Сборник статей Международного научно-исследовательского конурса. — Пенза, 2021. — С. 191–195.
  15. Чжан, М. Влияние этнического лоббизма на внешнюю политику США / М. Чжан // Инновации. Наука. Образование. — 2022. — № 51. — С. 2126–2130.
  16. Число зарегистрированных лоббистов в США в 2021 году // https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e49ed943–62b42610–88357a18–74722d776562/https/www.statista.com/statistics/257340/number-of-lobbyists-in-the-us/

17. Расходы на лоббирование Hewlett Packard Enterprises в США с 2015 по 2021 //https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e49ed943–62b42610–88357a18–74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1043129/lobbying-expenses-of-hpe/

18. Топ-20 самых высокооплачиваемых лоббистов в 2022 году // https://kiiky.com/ru/богатство/самые-высокооплачиваемые-лоббисты/

Основные термины (генерируются автоматически): США, Канада, лоббизм, лоббист, лоббистская деятельность, федеральный уровень, обозначение проходов, регистрация лоббистов, регулирующий лоббизм, Соединенный Штат Америки.


Ключевые слова

лоббизм, лоббирование

Похожие статьи

Модели регулирования лоббистской деятельности

На федеральном уровне регистрацией лоббистов занимается Министерство юстиции, при

Таким образом, в ФРГ также предусмотрен лоббизм на уровне исполнительной власти

Регистрация в установленном законом порядке; Полная открытость деятельность лоббиста.

Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в США: возможности для.

Лоббизм в США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание: Трофимова, Д. В. Лоббизм в США / Д. В. Трофимова.

Лоббизм в США возник вместе с появлением государства. В Америке был впервые употреблен термин

Позже, в 1946 году был одобрен Закон «О федеральном регулировании лоббизма».

Контроль лоббизма гарантируется законами США. За нарушение отчетности лоббисты могут...

Особенности правового регулирования лоббистской...

Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в США: возможности для России.

Первичная регистрация лоббиста должна состояться не позднее чем через 45 дней со дня

На уровне отдельного региона регистрация лоббистов осуществляется комиссией

Лоббизм в США, как осуществляется лоббизм в США что можно позаимствовать для России...

Особенности классификации лоббистских организаций в США

 Крупнейшие лоббисты США — это наиболее влиятельные и реально значимые игроки на данном рынке.

– Ведущие корпорации, специализирующиеся на отраслевом лоббизме.

Комитеты политического действия появились в США в конце 1940-х годов — после очередной

Федеральный закон 1995 года о прозрачности лоббистской деятельности (Lobbying...

Как создать цивилизованную систему регулирования...

Регулирование лоббистской деятельности в США. США — первое государство, где лоббистская

В США формирование законодательной базы о деятельности лоббистов происходило

А уже в 1946 году был принят федеральный закон о регулировании лоббизма в

Как и в США, в Канаде существует система обязательного регистрирования лоббистов, а...

Институт лоббизма в США и ФРГ: компаративный анализ

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, лоббирование, институт лоббизма

Так, правовые основы лоббистской деятельности в Соединённых штатах Америки берут своё начало в

Но также имеются и особенности регулирования лоббизма в отдельных штатах.

Также в ФРГ нет регулирования лоббистской деятельности на региональном уровне.

Лоббизм как общественно-политическое явление

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления, группа интересов, лоббист.

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов.

Структура и содержание лоббистского правоотношения

Едва ли в ходе лоббистского контакта чиновник ограничивается получением информации, а лоббист ее доведением.

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления, группа интересов, лоббист.

Перспективы применения зарубежного опыта в управлении...

...лоббистская деятельность, Канада, США, группа интересов, член парламента, регистрация лоббистов, Австралия. Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в США

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки.

В 1916 г. США были вынуждены признать за Филиппинами автономию и возможность выборов в местный парламент.

Похожие статьи

Модели регулирования лоббистской деятельности

На федеральном уровне регистрацией лоббистов занимается Министерство юстиции, при

Таким образом, в ФРГ также предусмотрен лоббизм на уровне исполнительной власти

Регистрация в установленном законом порядке; Полная открытость деятельность лоббиста.

Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в США: возможности для.

Лоббизм в США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание: Трофимова, Д. В. Лоббизм в США / Д. В. Трофимова.

Лоббизм в США возник вместе с появлением государства. В Америке был впервые употреблен термин

Позже, в 1946 году был одобрен Закон «О федеральном регулировании лоббизма».

Контроль лоббизма гарантируется законами США. За нарушение отчетности лоббисты могут...

Особенности правового регулирования лоббистской...

Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в США: возможности для России.

Первичная регистрация лоббиста должна состояться не позднее чем через 45 дней со дня

На уровне отдельного региона регистрация лоббистов осуществляется комиссией

Лоббизм в США, как осуществляется лоббизм в США что можно позаимствовать для России...

Особенности классификации лоббистских организаций в США

 Крупнейшие лоббисты США — это наиболее влиятельные и реально значимые игроки на данном рынке.

– Ведущие корпорации, специализирующиеся на отраслевом лоббизме.

Комитеты политического действия появились в США в конце 1940-х годов — после очередной

Федеральный закон 1995 года о прозрачности лоббистской деятельности (Lobbying...

Как создать цивилизованную систему регулирования...

Регулирование лоббистской деятельности в США. США — первое государство, где лоббистская

В США формирование законодательной базы о деятельности лоббистов происходило

А уже в 1946 году был принят федеральный закон о регулировании лоббизма в

Как и в США, в Канаде существует система обязательного регистрирования лоббистов, а...

Институт лоббизма в США и ФРГ: компаративный анализ

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, лоббирование, институт лоббизма

Так, правовые основы лоббистской деятельности в Соединённых штатах Америки берут своё начало в

Но также имеются и особенности регулирования лоббизма в отдельных штатах.

Также в ФРГ нет регулирования лоббистской деятельности на региональном уровне.

Лоббизм как общественно-политическое явление

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления, группа интересов, лоббист.

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов.

Структура и содержание лоббистского правоотношения

Едва ли в ходе лоббистского контакта чиновник ограничивается получением информации, а лоббист ее доведением.

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления, группа интересов, лоббист.

Перспективы применения зарубежного опыта в управлении...

...лоббистская деятельность, Канада, США, группа интересов, член парламента, регистрация лоббистов, Австралия. Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в США

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки.

В 1916 г. США были вынуждены признать за Филиппинами автономию и возможность выборов в местный парламент.

Задать вопрос