Создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся начальных классов и детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся начальных классов и детей с расстройством аутистического спектра / Е. А. Коноваленко, В. В. Лаптева, В. Ю. Сафонова, С. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98160/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается процесс создания специализированной зоны профориентации младших школьников и детей с расстройством аутистического спектра. Определены основные блоки проекта, описаны пути взаимодействия между нормотипичными детьми и детьми с РАС в процессе работы по профориентации.

Ключевые слова: Федеральный национальный проект «Образование», ранняя профориентации, нормотипичные дети, дети с расстройством аутистического спектра, специализированная зона ранней профориентации.

В Федеральном национальном проекте «Образование» [2], уделяется много внимания профориентации в школе. Это связано с тем, что учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, а так же о том, что необходимо учесть при выборе профессии. Проблема заключается в том, что в ритме школьной жизни выпускника практически не остается времени для погружения в мир профессий [3]. Это натолкнуло нас на мысль создания проекта по ранней профориентации. Чтобы дать обучающимся возможность более детально подойти к вопросу выбора будущей профессии. Именно поэтому ранняя профориентация является актуальным направлением работы образовательных учреждений, так как, именно в начальной школе, у ребёнка закладываются основы развития личностных качеств. Ученики начальной школы через 7–10 лет на пороге взрослой жизни будут выбирать профессию, строить дальнейшую жизнь, поэтому в период ознакомления обучающихся с миром профессий, необходимо осуществлять подготовку детей к этому нелегкому выбору. Педагоги, а также родители не только ответственны перед детьми за правильное решение этого вопроса, но и обязаны оказать им помощь — нацелить на правильный путь в жизни, ведь от правильного выбора профессии зависит успешность личности в социуме.

В связи с этим, в МБОУ СОШ № 37 нами разработан проект «Создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся начальных классов и детей с расстройством аутистического спектра». В нашей школе наряду с нормотипичными детьми обучаются дети с расстройством аутистического спектра, поэтому не случайно в проект была включена данная категория обучающихся. Многие считают, что люди с проблемами аутизма не могут получить работу. Это далеко не так, просто у них слабо развитые социальные и коммуникативные навыки. А благодаря нашему проекту, их можно развить, кроме того, в процессе реализации все категории обучающихся тесно взаимодействуют друг с другом: во время ролевых дидактических игр, находясь в специализированной рекреационной зоне, дети имитируют профессиональные навыки той или иной профессии.

В рамках организации проекта создана специализированная зона активизации профессиональных интересов под названием «Мир профессий».

В работе над проектом были выделены основные блоки:

1) Организационный блок, то есть непосредственно разработка специализированной зоны.

2) Информационно-методический блок — разработка плана мероприятий, методических рекомендаций, проведение семинаров для педагогических работников.

3) Диагностико-аналитический блок — проведение диагностик и анкетирования детей, родителей и педагогических работников на начало реализации проекта и на окончание.

4) Проведение мероприятий среди обучающихся младших классов и детей с РАС, направленных на формирование профессионального самоопределения — организация проведения круглых столов, бесед, экскурсий, мастер-классов.

5) Информационно-аналитическое сопровождение — размещение на школьном сайте информации, содействующей профессиональному выбору и взаимодействие со СМИ по освещению мероприятий проекта (этот блок работы в настоящее время находится в разработке).

Работая над проектом, необходимо было выяснить, будет ли целесообразным и эффективным создание зоны ранней профориентации для учеников начальной школы, с этой целью была проведена диагностика знаний обучающихся начальной школы и детей с расстройством аутистического спектра, направленная на выявление информированности детей о существующих профессиях. Анализируя результаты диагностики, мы пришли к выводу, что мир профессий в представлении обучающихся ограничен — это блогер, военный, полицейский, парикмахер, врач, учитель, продавец, то есть обучающиеся называют лишь распространенные профессии, те о которых чаще всего говорят, либо те, которые чаще всего встречаются в обыденной жизни.

Таким образом, целью проекта стало: создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся, способствующей формированию у младших школьников и детей с РАС профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Так появилась рекреационная зона, в которой для каждого обучающегося, вне зависимости от категории детей, были созданы условия для формирования углублённых представлений о разных профессиях. Играя в ролевые дидактические игры, каждый обучающийся получил возможность проявить себя в разнообразных ипостасях, используя предметы, необходимые для формирования профессионального навыка, лексику, присущую представителям той или иной профессии. Вовлекая обучающихся в процесс познания, учитель стирает грань между престижем профессии, материальными выгодами. В процессе игры для обучающихся создаются ситуации, которые позволяют показать полезность и социальную значимость каждой профессии. Конечно, для нормотипичных детей участие в таких мероприятиях не в новинку, ведь большинство из них посещали дошкольные общеобразовательные учреждения, в которых зоны по профориентации — это обязательный атрибут игровой комнаты и часть свободного времени дошкольники с удовольствием проводят, например, в игре в «Магазин», но в рамках школы для большинства младшеклассников– это было настоящее открытие, когда они не только увидели атрибуты различных профессий, но и смогли поиграть с этими предметами, выполнить какую-то дидактическую роль, а, кроме того, обсудить со своими педагогами «ошибки», смоделировать проблемную ситуацию.

Совсем другое, дети с расстройством аутистического спектра, таких детей непросто сразу вовлечь в направленную игровую деятельность, и тут на помощь приходят тьюторы, которые постоянно сопровождают ребёнка, не давая ему «потеряться» в многообразии заданий, адаптируя для него дидактические задачи.

Безусловно, общаясь в инклюзии со сверстниками, дети с РАС понимают, что они также нужны обществу и стараются общаться с одноклассниками, а также с обучающимися других классов начальной школы. Применяя навыки, полученные на дополнительных занятиях по шитью, дети с РАС показывают пример усердия и трудолюбия при изготовлении своих изделий Используя в профориентационной работе эти изделия и процесс их изготовления, вместе с учителем и тьютором, дети рассказывают о профессии швеи, рассматривают швейные машинки и процесс работы, тем самым заинтересовывая остальных младшеклассников.

Таким образом, благодаря созданию специализированной рекреационной зоны по ранней профориентации для детей начальной школы, в том числе и детей с РАС, мы не только решаем вопросы о выборе профессии, но и учим детей взаимодействовать друг с другом.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)

  1. Федеральный Национальный проект «Образование»// Минпросвещения России (edu.gov.ru)

3. Першина П. В. Проект по ранней профориентации школьников // https://infourok.ru/proekt-po-ranney-proforientacii-shkolnikov-3846851

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, начальная школа, ранняя профориентация, мир профессий, специализированная зона, обучающийся, профессиональное самоопределение, ранняя профориентация обучающихся, специализированная рекреационная зона, Федеральный национальный проект.


Ключевые слова

дети с расстройством аутистического спектра, Федеральный национальный проект «Образование», ранняя профориентации, нормотипичные дети, специализированная зона ранней профориентации

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.

Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть

к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего времени обучения детей в школе.

Этот выбор важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение личности, лэпбук как форма

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий

Соколова, М. В. Профориентация в начальной школе . /

начальная школа (1–4 классы)- формирование представлений о мире профессий, о...

Профессиональное самоопределение обучающихся...

Библиографическое описание: Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение

Сами дети, которые поступят и будут занимать чьи-то места, зная, что нужен диплом «на

Профориентация в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и

начальная школа (1–4 классы)- формирование представлений о мире профессий, о...

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

Библиографическое описание: Рябова, Л. А. Ранняя профориентация как эффект

- расширение знаний обучающихся в различных областях профессий, способствующих

Система профессиональной ориентации обучающихся КГБУ ДО «КЦИТР» включает в себя, в

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к...

Система профориентации в школе | Статья в журнале...

Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12–15

В школе реализуется программа профориентации на уровне основного общего образования.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения. профессия, образовательное учреждение, профориентационная работа, обучающийся.

Cущность, задачи и содержание профориентационной работы...

Первый этап - «Азбука профессий». Этот этап включает раннюю профориентацию детей в

На данном этапе осуществляется начальная профориентация учащихся I-IV классов

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями.

принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

 Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность.

Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути» [1].

Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности

Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Недостаточная работа с родителями обучающихся. Слабое внимание к профориентации

Профориентацию в школах необходимо проводить с учетом кадровых потребностей

Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.

Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть

к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего времени обучения детей в школе.

Этот выбор важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение личности, лэпбук как форма

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий

Соколова, М. В. Профориентация в начальной школе . /

начальная школа (1–4 классы)- формирование представлений о мире профессий, о...

Профессиональное самоопределение обучающихся...

Библиографическое описание: Французова, Е. А. Профессиональное самоопределение

Сами дети, которые поступят и будут занимать чьи-то места, зная, что нужен диплом «на

Профориентация в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и

начальная школа (1–4 классы)- формирование представлений о мире профессий, о...

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

Библиографическое описание: Рябова, Л. А. Ранняя профориентация как эффект

- расширение знаний обучающихся в различных областях профессий, способствующих

Система профессиональной ориентации обучающихся КГБУ ДО «КЦИТР» включает в себя, в

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к...

Система профориентации в школе | Статья в журнале...

Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12–15

В школе реализуется программа профориентации на уровне основного общего образования.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения. профессия, образовательное учреждение, профориентационная работа, обучающийся.

Cущность, задачи и содержание профориентационной работы...

Первый этап - «Азбука профессий». Этот этап включает раннюю профориентацию детей в

На данном этапе осуществляется начальная профориентация учащихся I-IV классов

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями.

принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

 Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность.

Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути» [1].

Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности

Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Недостаточная работа с родителями обучающихся. Слабое внимание к профориентации

Профориентацию в школах необходимо проводить с учетом кадровых потребностей

Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

Задать вопрос