Способы установления взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 21.12.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Карандина, А. С. Способы установления взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью / А. С. Карандина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98069/ (дата обращения: 26.04.2024).



Эмоциональная креативность как явление была изучена Дж. Эйвриллом в контексте творческого управления эмоциями и преобразования эмоциональных синдромов, социально принятых эмоциональных реакций. В определении эмоциональной креативности Дж. Гилфорд связывает данное понятие со способностью к дивергентному, альтернативному подходу в решении задач. Эмоциональную креативность можно определить как личностный навык, наработанный в течение жизни, способность к нестандартной эмоциональной реакции, продуцирование новых, оригинальных эмоций. Эмоциональная креативность с точки зрения И. Н. Андреевой– явление, связанное с понятием эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект представляет собой стандартные эмоциональные реакции, которые составляют личностную характеристику и в тоже время трансформируются в течение жизни. Их взаимосвязь может содействовать тому, что посредством эмоциональных факторов формируется креативное мышление. Другой фактор взаимодействия эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта заключается в том, что эмоции могут выражаться нестандартно, что может найти отражение в трансформации эмоциональных синдромов.

В исследовании о взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности была использована диагностика Дж. Эйверилла в адаптации И. Н. Андреевой. Альтернативы исследования эмоциональной креативности — тест Д. Ушаков и О. И. Ивановой — «Эмоциональная креативность», авторская методика исследования Эмоциональной креативности тест С. В. Фроловой.

Выбор диагностики эмоциональной креативности посредством Опросника ECI представляется наиболее эффективной. Данная диагностическая методика является универсальной, она признана в российской и зарубежной науке. Методика прошла активную апробацию, а также используется в разных научных работах. Диагностика эмоциональной креативности Дж.Эйверилла в адаптации И. Н. Андреевой представляет собой опросник, состоящий из 30 вопросов. Данное исследование представлено в небольшом объёме и позволяет респонденту затратить минимальное количество времени на его прохождение.

Диагностика включает в себя 3 шкалы — эмоциональная готовность, новизна, — умение работать с новыми ситуациями, эффективность. Дж.Эйврилл в своих исследованиях эмоциональной креативности устанавливал взаимосвязи с другими показателями: открытость опыту, эмоциональная креативность и способность к сотрудничеству, эмоциональная креативность и нейротизм.

Для определения уровня развития показателей эмоционального интеллекта– стоит обратить пристальное внимание на диагностику эмоционального интеллекта Н.Холла.

В качестве альтернативы можно использовать: опросник на определение уровня эмоционального интеллекта «ЭмИн» в авторстве Д. В. Люсина; тест Д. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» в адаптации Е. И. Сергиенко и И. И. Ветровой

Преимущество диагностики Н. Холла заключается в том, что она имеет структурную «похожесть» на опросник эмоциональной креативности Дж.Эйврелла, что способствует соизмерению уровней обоих показателей исследования в рамках их взаимосвязей. Также опросник имеет доступную интерпретацию результатов респондентов.

В рамках исследования темы о взаимосвязи между уровнями эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта необходимо использовать диагностику личностной креативности Е. Е. Туник.

В качестве альтернативных диагностик креативности можно использовать тест Э. П. Торренса в адаптации Е. А. Авериной и Е. И. Щеблановой; авторский тест С. Медника «Креативность».

У Е. Е. Туник в рамках исследования личностной креативности представлены четыре особенности творческого человека — любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. Он направлен на исследование и определение креативности у выделенной категории личностей, обладающих схожими чертами — творческих людей. Оценка критериев креативности Е. Е. Туник осуществляется как по отдельности, пот заданным шкалам, так и в целом. Преимуществами диагностики личной креативности Е. Е. Туник является ее признанность. Следует также отметить удобство интерпретации и однозначность результатов, полученных в результате диагностики.

Для установления взаимосвязи между показателями эмоциональной креативности применяется коэффициент Спирмена. Благодаря расчёту данного коэффициента становится очевидно количественная теснота показателей в их взаимосвязи. Для определения качественной тесноты между показателями необходимо использовать шкалу Чеддока. Для интерпретации результата, коэффициента Спирмена с целью обоснования полученных данных.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конференция, 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск, 2004.C.35–37.
  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта /Дж.Гилфорд //Психология мышления; под ред.А. М. Матюшкина. — Москва, 1965. С.433–456
  3. Голубина Ю. Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом. [Электронный ресурс] //Педагогика и психология образования. 2013. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-emotsionalnoy-kreativnostyu-i-emotsionalnym-intellektom (дата обращения: 20.05.2022).
  4. Люсин, Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д. В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — Москва: Институт психологии РАН, 2009. –С. 264–278.
  5. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб: Речь, 2006.
  6. Averill, J. R. Emotional creativity / J. R. Averill, C. Thomas-Knowles // International review of studies on emotion: in 2 vol. / ed. K. T. Strongman. Chichester, 1991. Vol. 1. P. 269–299.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная креативность, эмоциональный интеллект, ECI, взаимосвязь, диагностик, личностная креативность, преимущество диагностики, течение жизни.


Похожие статьи

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности...

Ключевые слова: креативность, эмоциональный интеллект.

Под понятием «эмоциональный интеллект» подразумевается прежде всего способность к

факторами, способствующими личностному и профессиональному росту индивида и влияющими на его успешность в жизни.

Стивен Дж.С. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности...

Однако высокий уровень социальной креативности может проявляться и при среднем уровне эмоционального интеллекта, что свидетельствует о возможности развития как тех, так и других качеств личности человека (эмоционального интеллекта и креативности).

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

...интеллекта», в которой представил креативность как познавательную способность.

Д. Б. Богоявленская уделяет большое внимание проблеме диагностики креативности.

и мотивов, исследование «я» в связи с креативностью, креативность в контексте самоактуализации.

как совокупность определенных личностных, эмоциональных и мотивационных характеристик.

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

В целом, у старшеклассников эмоциональный интеллект имеет больше взаимосвязей с типами

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная направленность, типы мышления

Полученные данные диагностики когнитивной сферы свидетельствуют о том

В структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта, типов мышления и креативности у...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Составляющие эмоционального интеллекта руководителя во время делового взаимодействия детально прорабатываются Шпизом Е. Г., Козыревой В. В., Соминой И. В., Кондаковым В. Л., Prati, L. Melita; Karriker, Joy H.

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи...

ГИПОТЕЗА: существуют взаимосвязи между структурными компонентами ЭИ и креативности, как вербальной (ЭК), так и невербальной (ОК), позволяющие определить индивидуальный план развития эмоционального интеллекта и креативности у подростков.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте.

Установить взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная направленность, типы

Но не только уровень интеллекта говорит о высокой адаптивности в жизни, это еще, конечно, и...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Практическая часть работы посвящена изучению связи эмоционального интеллекта с

Интерес к этому понятию приковывает внимание многих учёных в течение нескольких

Большую часть своей жизни личность проводит в группе и значение занимаемого в группе

таким образом, нерешённой проблему психологической диагностики этой единицы [4].

Статьи по ключевому слову "эмоциональный интеллект..."

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов. Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г. — Бурцева И. Ю. Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы, типов мышления и креативности у подростков и старшеклассников.

Похожие статьи

Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности...

Ключевые слова: креативность, эмоциональный интеллект.

Под понятием «эмоциональный интеллект» подразумевается прежде всего способность к

факторами, способствующими личностному и профессиональному росту индивида и влияющими на его успешность в жизни.

Стивен Дж.С. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005.

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности...

Однако высокий уровень социальной креативности может проявляться и при среднем уровне эмоционального интеллекта, что свидетельствует о возможности развития как тех, так и других качеств личности человека (эмоционального интеллекта и креативности).

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

...интеллекта», в которой представил креативность как познавательную способность.

Д. Б. Богоявленская уделяет большое внимание проблеме диагностики креативности.

и мотивов, исследование «я» в связи с креативностью, креативность в контексте самоактуализации.

как совокупность определенных личностных, эмоциональных и мотивационных характеристик.

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

В целом, у старшеклассников эмоциональный интеллект имеет больше взаимосвязей с типами

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная направленность, типы мышления

Полученные данные диагностики когнитивной сферы свидетельствуют о том

В структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта, типов мышления и креативности у...

Значение эмоционального интеллекта для руководителя

Составляющие эмоционального интеллекта руководителя во время делового взаимодействия детально прорабатываются Шпизом Е. Г., Козыревой В. В., Соминой И. В., Кондаковым В. Л., Prati, L. Melita; Karriker, Joy H.

Результаты эмпирического исследования взаимосвязи...

ГИПОТЕЗА: существуют взаимосвязи между структурными компонентами ЭИ и креативности, как вербальной (ЭК), так и невербальной (ОК), позволяющие определить индивидуальный план развития эмоционального интеллекта и креативности у подростков.

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В статье описано исследование интеллекта и креативности в юношеском возрасте.

Установить взаимосвязь между интеллектом и креативностью в юношеском возрасте.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная направленность, типы

Но не только уровень интеллекта говорит о высокой адаптивности в жизни, это еще, конечно, и...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Практическая часть работы посвящена изучению связи эмоционального интеллекта с

Интерес к этому понятию приковывает внимание многих учёных в течение нескольких

Большую часть своей жизни личность проводит в группе и значение занимаемого в группе

таким образом, нерешённой проблему психологической диагностики этой единицы [4].

Статьи по ключевому слову "эмоциональный интеллект..."

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов. Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г. — Бурцева И. Ю. Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы, типов мышления и креативности у подростков и старшеклассников.

Задать вопрос