Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 21.12.2022

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Оганисян, А. А. Практика применения ТРИЗ-технологии в школьном химическом образовании / А. А. Оганисян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98068/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены основы применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) в рамках школьного химического образования и приведены разработки заданий по химии с различными приемами ТРИЗ-технологии.

Ключевые слова: ТРИЗ-технология, химическое образование, универсальные учебные действия.

The article discusses the basics of applying the theory of solving inventive problems (TRIZ technology) in the framework of school chemical education and presents the development of tasks in chemistry with various techniques of TRIZ technology.

Keywords: TRIZ technology, chemical education, universal educational activities.

В современном мире всё подвергается инновациям и нововведениям, что связано с новыми подходами к обучение подрастающего поколения. Активное развитие педагогики на основе требования ФГОС позволяет запустить механизм саморазвития личности. В системе ФГОС уровень усвоения знаний и умений определяется многообразием и характером учебных универсальных действий (УУД), направленных на формирование и развитие метапредметных образовательных результатов. В связи с этим возникает потребность разрабатывать научно-методическое сопровождение с использованием педагогических технологий, ориентированных на требования ФГОС. К числу последних инновационных технологий относят ТРИЗ-технологию, которая отличается наличием большого количества инструментов, позволяющих педагогу применять отдельные приемы и методы обучения и уже за один урок достигать определенного результата [2, 3].

ТРИЗ, то есть теория решения изобретательских задач, была впервые разработана советским изобретателем Г. С. Альтшуллером в середине XX века. В это время развитие ТРИЗ как науки не осуществлялось, так как публикация статей и научный метод еще не использовались. Поэтому популяризация ТРИЗ осуществлялась при помощи активной общественной деятельности: публикация книг, учебные лекции и семинары. Генрих Альтшуллер лично проводил все лекционные, а также экспериментальные и практические занятия.

Использование данной технологии в педагогике привело к становлению образованию новой технологии обучения, нацеленной на развитие и саморазвитие личности в процессе образования [5].

Одной из особенностей нашего интеллекта является обобщенное познавательное умение конструировать, сопоставлять и решать задачи. Но зачастую учебные задачи не связаны с задачами, которые возникают в реальной жизни. Проблема различия этих задач может быть решена внедрением в учебный процесс творческих, изобретательских задач.

Технология ТРИЗ направлена на реализацию основных и вспомогательных функций. К основным функциям применения ТРИЗ в обучении относится:

– поиск решения творческих и изобретательских вопросов любого уровня сложности;

– нахождение путей развития технических систем и,как следствие, получение новых перспективных решений;

– развитие творческих качеств личности.

В качестве дополнительных функций выделяются:

– нахождение проблем, трудностей и выявление возникающих задач и нюансов при работе с техническими системами;

– проведение анализа причин брака и чрезвычайных ситуаций;

– наиболее результативное использование природных ресурсов и технического оборудование для решения актуальных проблем;

– максимально объективная оценка принимаемых решений;

– развитие творческого мышления, фантазии, воображение;

– систематизация и структурирование знаний любых областей науки и деятельности, которые обеспечивают их эффективное применение;

– развитие конкретных наук на принципиально новой основе;

– появление и дальнейшее развитие творческих коллективов [1].

Согласно основным функциям ТРИЗ можно представить ее структуру следующим образом, разделив ее разделы на две части: направленные на методы решения проблем и направленные на развитие творческих способностей (рис. 1).

Структура ТРИЗ, в соответствии с функциями

Рис. 1. Структура ТРИЗ, в соответствии с функциями

Экспериментальная часть . Химия, как наука, выступает, одним из основных предметов, в рамках которых можно активно применять ТРИЗ-технологию.

В науке химия есть задачи разного уровня сложности, к методу ТРИЗ обращаются в том случае, если все простые варианты были использованы и не принесли положительных результатов.

Решение вопросов данным методов идет не быстро, но способствует развитию способностей и оттачиванию необходимых навыков, которые в дальнейшем помогут решать сложные задачи быстро, эффективно применяя ТРИЗ.

При решении задач на уроках химии можно использовать следующий алгоритм действий:

– выявить проблему (что нужно найти в задаче)

– определить противоречия (что мешает найти правильный ответ)

– спрогнозировать наилучший результат (устранить ненужные условия задачи, выделить главное)

– искать пути решения, используя имеющиеся ресурсы

– использовать подходящий прием решения.

В рамках проводимого исследования, нами были разработаны несколько задач, с применением приемов из ТРИЗ-технологии. Например, на уроках химии в 9 классе можно рассмотреть следующие задачи

  1. Тема урока: «Щелочно-земельные металлы»

Прием ТРИЗ: «Я беру с собой»

Задача: Известно, что некоторые металлы можно разрезать ножом. Вам необходимо отобрать и взять с собой такие металлы, которые можно разделить на две части. Итак, кто же удвоит металлы?!

«Я беру с собой…»

Mg

S

С

Fe

Ba

Sr

Al

Ra

Cs

Cu

P

Формируемые УУД: овладение способностью сравнивать свойства разных металлов между собой; умение пользоваться периодической таблицей Менделеева.

  1. Тема урока: Соединения щелочных металлов

Прием ТРИЗ: «Шаг за шагом»

Задача: необходимо шаг за шагом осуществить цепочку превращений, расставить коэффициенты и написать электронный баланс:

K K 2 O 2 KOH KBr

Формируемые УУД: овладение знаниями о свойствах классов неорганических соединений и их связи между собой; овладение знаниями о типах химических реакций

  1. Тема: «Признаки реакций обмена»

Прием ТРИЗ: «Мозговой штурм»

Задача: Перед ученым стоит серьезная задача- найти все возможные варианты появления осадка при взаимодействии с сульфатом алюминия. В его арсенале 5 пробирок с различными веществами, его задача найти те соединения, которые дадут признак реакции «осадок» с сульфатом алюминия

Содержимое пробирок: соляная кислота, нитрат бария, гидроксид калия, сульфид натрия, барий.

Формируемые УУД: применение знаний о признаках химической реакции; овладение умением сравнивать и анализировать химические свойства различных классов неорганических соединений; применение знаний о типах химической реакции

Следовательно, ТРИЗ можно эффективно использовать на любом этапе урока и на любой теме. У ТРИЗ огромный банк приемов, которые с легкостью это сделают. При проведении эксперимента по внедрению в учебный процесс приемов и методов ТРИЗ установлено, что их можно эффективно использовать на любом этапе урока. Систематическое включение таких заданий в содержание обучения химии в экспериментальном классе дало заметный эффект. Таким образом, ТРИЗ — это весьма перспективная технология преподавания химии и средство формирования познавательных УУД.

Литература:

  1. Галяутдинова, Т. В. Метод ТРИЗ на уроках химии / Т. В. Галяутдинова // Новые технологии в образовании: Сборник научных трудов XXVI Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 27 июля 2018 года — 28 2017 года. — Ростов-на-Дону: Издательство «Перо», 2017. — С. 48–52. — EDN ZGHNGR.
  2. Гилева, Г. В. Развитие творческого мышления в обучении химии и биологии с применением ТРИЗ-технологии / Г. В. Гилева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № T12. — С. 78–83. — EDN TUFMSZ.
  3. Зинченко, Е. С. ТРИЗ-технологии при обучении химии (обобщение опыта работы) / Е. С. Зинченко // Актуальные проблемы современной науки. — 2014. — № 1(75). — С. 44–49. — EDN RUSVTJ.
  4. Камилаева, М. Е. Методика использования ТРИЗ на уроках химии в 8 классе / М. Е. Камилаева // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. — 2014. — № 1(11). — С. 25–29. — EDN SHQIJL.
  5. Соловьев, К. А. Теория решения изобретательских задач при обучении химии / К. А. Соловьев // Всероссийский педагогический форум: сборник статей Всероссийского педагогического форума, Петрозаводск, 07 июня 2020 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. — С. 96–100. — EDN FHXKSS.
Основные термины (генерируются автоматически): TRIZ, задача, KOH, овладение знаниями, сульфат алюминия, теория решения, уровень сложности, урок химии, химическая реакция, этап урока.


Похожие статьи

Методические особенности обучения учащихся решению задач по...

 Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и

Так, решая задачу по уравнению реакций, в которой описана реакция алюминия с раствором

Овладение процессом свертывания весьма важный этап в развитии мышления учащихся.

‒ учитель должен систематически включать решение задач в процесс обучения химии.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как...

...задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии / Ю. Г. Петухова.

Компонентный состав ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач в образовательном

противоречий, их, либо их комбинации, используют в зависимости от сложности задачи. Одними из самых распространенных приемов на уроках химии является прием «Да-Нет».

Составление задач по химии как приём запоминания сложных...

Библиографическое описание: Алябьева, Е. Н. Составление задач по химии как приём

1) запоминание сложного уравнения химической реакции; 2) осмысленное чтение условия задачи при

1 этап: выбираем уравнение реакции, которое обучающийся считает сложным, например

3 этап: так как для решения такого типа задач необходимо знать особые свойства...

Практика применения ТРИЗ-технологии при выполнении...

Описаны этапы внедрения приемов ТРИЗ-технологии при реализации эксперимента.

Таблица 1. Алгоритм решения экспериментальных задач с применением ТРИЗ-технологии.

Учитель должен обязательно учитывать уровень подготовки обучающихся.

Гришина, В. В. Урок химии по теме «Типы коррозии и меры ее предупреждения» на основе НФТМ-ТРИЗ / В. В. Гришина...

Совершенствование методики решения задач по химии

...школьной химии, при этом наибольшую сложность вызывает решение химических задач.

Анализ школьных программ по химии показывает, что необходимый уровень сложности

Для решения данных проблем необходимо систематическое решение задач на уроках химии и на

Наибольшие трудности у учащихся возникают именно на данном этапе решения задачи.

Алгоритмы решения задач по химии | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Монгуш, А. М. Алгоритмы решения задач по химии / А. М. Монгуш, О. Д

Алкан массой 36 г обработали хлором. В результате реакции получили 18,3 г HCl.

 Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и.

Овладение процессом свертывания весьма важный этап в развитии мышления учащихся.

Системно-деятельностный подход на уроках химии

В качестве примера предлагаю урок химии в 8 классе по теме «Химические уравнения.

Уровень знаний учащихся на момент проведения данного урока

2) Класс делится на две группы равные по уровню знаний (т. е. есть ученики, обладающие хорошей подготовкой и

2. Теоретическое решение задачи, выяснение условий протекания реакций, их сущности.

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных...

 Школьный курс химии включает объем химических знаний необходимый для

Сложность теоретического материала по химии, уровень интеллектуального развития обучающихся

Литература: Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. — М.: Просвещение. Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939; Парменов К. Я. Химический...

Ситуационные задачи по неорганической химии

Ключевые слова: ситуационные задачи, неорганическая химия.

Поэтому на уроках химии желательно применять ситуационные задачи.

задания, которые требуют составить формулы химических веществ, уравнения химических реакций или подготовить доклад по теме.

Боднар Е. Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии...

Похожие статьи

Методические особенности обучения учащихся решению задач по...

 Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и

Так, решая задачу по уравнению реакций, в которой описана реакция алюминия с раствором

Овладение процессом свертывания весьма важный этап в развитии мышления учащихся.

‒ учитель должен систематически включать решение задач в процесс обучения химии.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как...

...задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии / Ю. Г. Петухова.

Компонентный состав ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач в образовательном

противоречий, их, либо их комбинации, используют в зависимости от сложности задачи. Одними из самых распространенных приемов на уроках химии является прием «Да-Нет».

Составление задач по химии как приём запоминания сложных...

Библиографическое описание: Алябьева, Е. Н. Составление задач по химии как приём

1) запоминание сложного уравнения химической реакции; 2) осмысленное чтение условия задачи при

1 этап: выбираем уравнение реакции, которое обучающийся считает сложным, например

3 этап: так как для решения такого типа задач необходимо знать особые свойства...

Практика применения ТРИЗ-технологии при выполнении...

Описаны этапы внедрения приемов ТРИЗ-технологии при реализации эксперимента.

Таблица 1. Алгоритм решения экспериментальных задач с применением ТРИЗ-технологии.

Учитель должен обязательно учитывать уровень подготовки обучающихся.

Гришина, В. В. Урок химии по теме «Типы коррозии и меры ее предупреждения» на основе НФТМ-ТРИЗ / В. В. Гришина...

Совершенствование методики решения задач по химии

...школьной химии, при этом наибольшую сложность вызывает решение химических задач.

Анализ школьных программ по химии показывает, что необходимый уровень сложности

Для решения данных проблем необходимо систематическое решение задач на уроках химии и на

Наибольшие трудности у учащихся возникают именно на данном этапе решения задачи.

Алгоритмы решения задач по химии | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Монгуш, А. М. Алгоритмы решения задач по химии / А. М. Монгуш, О. Д

Алкан массой 36 г обработали хлором. В результате реакции получили 18,3 г HCl.

 Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и.

Овладение процессом свертывания весьма важный этап в развитии мышления учащихся.

Системно-деятельностный подход на уроках химии

В качестве примера предлагаю урок химии в 8 классе по теме «Химические уравнения.

Уровень знаний учащихся на момент проведения данного урока

2) Класс делится на две группы равные по уровню знаний (т. е. есть ученики, обладающие хорошей подготовкой и

2. Теоретическое решение задачи, выяснение условий протекания реакций, их сущности.

Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных...

 Школьный курс химии включает объем химических знаний необходимый для

Сложность теоретического материала по химии, уровень интеллектуального развития обучающихся

Литература: Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. — М.: Просвещение. Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939; Парменов К. Я. Химический...

Ситуационные задачи по неорганической химии

Ключевые слова: ситуационные задачи, неорганическая химия.

Поэтому на уроках химии желательно применять ситуационные задачи.

задания, которые требуют составить формулы химических веществ, уравнения химических реакций или подготовить доклад по теме.

Боднар Е. Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии...

Задать вопрос