Роль стилей общения в педагогической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Сажина, Н. М. Роль стилей общения в педагогической деятельности / Н. М. Сажина, Е. И. Козаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98039/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной работе авторы рассмотрели стили общения. Ссылаясь на труды известных ученых (В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), были приведены факты, доказывающие важность педагогического стиля общения. Описывая каждый стиль общения отдельно, были указаны отличительные черты между ними.

Ключевые слова : стиль общения, педагогическая деятельность, авторитарный стиль, попустительский стиль, демократический стиль.

В современном мире во всех взаимоотношениях людей огромное значение имеет общение. Проблема общения всегда была актуальной и остается таковой до сих пор. Умение человека выстроить свою речь правильно, грамотно, может даже показать его социальный статус. В педагогике всегда на первом месте стояло отношение учителя и учащихся. В современных реалиях в отношениях учитель-ученик в центре внимания находится взаимодействие между ними, а не как было раньше, что ученик являлся «объектом» воздействия педагога. Следовательно, каждому педагогу необходимо грамотно использовать свою речь.

В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и другие известные ученые посвятили свои труды изучению проблемы педагогического общения. Советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, А. А. Леонтьев дал следующее определение понятию «педагогическое общение» — это «общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [1]. Советский педагог, профессор, доктор педагогических наук, В. А. Кан-Калик отметил важность педагогического общения, сказав, что оно «является разновидностью профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности организатора, воспитателя, руководителя, мастера производственного обучения, врача и других» [2].

В процессе обучения происходит решение трех педагогических задач: воспитывающая, обучающая, развивающая. Безусловно, достижение решения невозможно без общения. При решении этих задач посредством общения достигается психологический контакт между педагогом и детьми, осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств, формируется познавательная направленность личности и так далее [2].

В. А. Кан-Калик также отмечал, что на эффективность преподавания влияет стиль общения. Именно стиль общения обеспечивает готовность учащихся к восприятию знаний, помогает сиять психологический барьер возраста и опыта, приближает обучающегося к преподавателю, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Традиционно принято выделять следующие стили общения: авторитарный, демократический, попустительский (анархический, игнорирующий) [3]. Такая классификация стилей общения была выделена после проведения психологического исследования стилей руководства в 1938 году немецким психологом К. Левином. Таким образом, этими стилями люди пользуются уже много лет. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Авторитарный стиль общения предполагает, что педагог самостоятельно принимает решения, которые относятся к обучающимся. Также при таком стиле общения ученики не могут проявить самостоятельность и инициативу. Для учителей, которые придерживаются этого стиля, важным являются успеваемость учащихся и дисциплина на уроке. Из-за того, что учитель не выясняет мотивы каких-либо негативных поступков учеников, это приводит к тому, что на уроках напряженная и негативная социально-психологическая атмосфера [2].

Главной особенностью попустительского стиля общения является то, что педагог не вмешивается в проблемы учеников, проявляет к ним безразличие и незаинтересованность. Учителя, использующие данный стиль общения, выполняют лишь только свои преподавательские функции, то есть обучают детей, и не касаются их жизни. В результате такого общения ребенок не развивается как личность, успеваемость находится на очень низком уровне, а также отсутствует прилежное поведение во время уроков.

Полной противоположностью этим стилям является демократический стиль общения. Его проявление обнаруживается в сотрудничестве и эмпатии. Педагог, который выбирает для себя этот стиль общения, умеет адекватно оценивать учащихся, учитывая их возможности. Такие педагоги активно участвуют как в жизни всего класса, так и отдельных учеников. Благодаря этому в классе присутствует благоприятная социально-психологическая среда [2].

Именно стиль педагогического общения формирует эмоциональный фон в процессе обучения, выделяет индивидуальную особенность учителя. В стиле общения учителя с учащимися находят выражение:

1) особенности коммуникативных возможностей учителя;

2) сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся;

3) творческая индивидуальность педагога;

4) особенности ученического коллектива [4].

Таким образом, каждому учителю необходимо освоить педагогическое общение, выделить для себя стиль этого общения. Потому как именно данное общение формирует дальнейшую эффективность педагогического процесса, его успех и плодотворность. Именно верно подобранный для себя стиль общения помогает учителю выстроить взаимоотношения с каждым учеником, уладить какие-либо сложности в управлении общением на уроке, да и в целом, позволяет проводить урок уверенно, спокойно, непрерывно.

Литература:

  1. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — Москва; Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 93 с. — ISBN 5–88195–212-Х.
  2. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1987. — 190 с.
  3. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. — Москва: Академия, 2001. — 512 с. — ISBN 5–7695–0599–0
  4. Елагина, В. С. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов / В. С. Елагина, Е. Ю. Немудрая. — Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012. — 184с.
Основные термины (генерируются автоматически): стиль общения, педагогическое общение, процесс обучения, общение, педагог, стиль, урок, учащийся, ученический коллектив, учитель.


Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль общения педагога с учащимися непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников вообще, в том числе на уроках окружающего мира [1].

Педагогические особенности общения между учителем...

Недастаточное владение учителем культурой педагогического общения или несоблюдение норм общения могут привести к возникновению определенных проблем. В силу этого иногда можно увидеть обострение отношений между учителем и учеником, учителем и учащимися.

Специфика общения в условиях целостного педагогического...

Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения

Мы, выделяем три стиля педагогического общения. Это — авторитарный, либеральный и

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность, стиль общения...

Право быть учителем, воспитателем | Статья в журнале...

ученик, учитель, будущий педагог, учебный процесс, педагогическая психология, педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, поведение человека, познавательная активность, учебная деятельность.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Педагогическое общение — это особый вид творчества, ведь каждый самый обычный урок — это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие.

Общение и педагогическая деятельность, стиль...

Педагогическое общение — важное условие эффективности... педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения. Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности.

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая...

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне

А. С. Макаренко отмечал, что главным в общении педагога и учащегося должны быть

1. Кан — Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.

Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения...

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства...

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта. Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Культура педагогического общения | Статья в журнале...

Выделяют следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:  общaя сложившаяся системa общения педагогa и учащихся (определенный стиль общения);  системa общения, характерная для конкретного этапa педагогической деятельности

Модели педагогического общения...

 Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе.

Стиль педагогического общения. Педагогическое общение осуществляется в

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль

От выбора стиля педагогического общения зависит весь процесс обучения.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль общения педагога с учащимися непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников вообще, в том числе на уроках окружающего мира [1].

Педагогические особенности общения между учителем...

Недастаточное владение учителем культурой педагогического общения или несоблюдение норм общения могут привести к возникновению определенных проблем. В силу этого иногда можно увидеть обострение отношений между учителем и учеником, учителем и учащимися.

Специфика общения в условиях целостного педагогического...

Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения

Мы, выделяем три стиля педагогического общения. Это — авторитарный, либеральный и

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность, стиль общения...

Право быть учителем, воспитателем | Статья в журнале...

ученик, учитель, будущий педагог, учебный процесс, педагогическая психология, педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, поведение человека, познавательная активность, учебная деятельность.

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Педагогическое общение — это особый вид творчества, ведь каждый самый обычный урок — это цепь микроскопических педагогических ситуаций: ссора в классе; невыполненное домашнее задание; опоздавший на урок ученик; неожиданный вопрос ребенка и другие.

Общение и педагогическая деятельность, стиль...

Педагогическое общение — важное условие эффективности... педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения. Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности.

педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая...

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне

А. С. Макаренко отмечал, что главным в общении педагога и учащегося должны быть

1. Кан — Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.

Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения...

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства...

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта. Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися.

Культура педагогического общения | Статья в журнале...

Выделяют следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:  общaя сложившаяся системa общения педагогa и учащихся (определенный стиль общения);  системa общения, характерная для конкретного этапa педагогической деятельности

Модели педагогического общения...

 Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе.

Стиль педагогического общения. Педагогическое общение осуществляется в

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль

От выбора стиля педагогического общения зависит весь процесс обучения.

Задать вопрос