Гештальтизм: динамика психических структур | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Гештальтизм: динамика психических структур / Е. Г. Огольцова, Д. А. Митрофанова, В. В. Орлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98030/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы пытаются раскрыть понятие Гештальтизма как одну из динамик психических структур.

Ключевые слова : гештальтизм,гештальтпсихология, эксперимент, гештальты.

История психологии берет свое начало в далёком Древнем Египте. Именно там впервые в папирусе Эберса найдены упоминания о различных психических состояниях человека, таких как депрессия и слабоумие. Философы Древней Греции внесли большой вклад в развитие психологии как науки. Для них понимание устройства души и разума являлось важной частью интеллектуального исследования. Проходили века, но интерес к психологии как к науке стал лишь увеличиваться. Внутренние психические процессы человека всегда были и остаются интересны людям.

Гештальтпсихология как одно из направлений психологии берет своё начало в XX в. Теорию гештальтов впервые выдвинул берлинский профессор Макс Вертгеймер в 1912 году в работе «Экспериментальные исследования восприятия движения». Вокруг Вертгеймера сформировалась Берлинская школа гештальтпсихологии. Относительно независимая школа данной психологии сложилась и в Граце (Австрия). Само наименование понятия впервые использовал в научном лексиконе X. Эренфельс в статье «О качестве формы» в 1890 году, что с немецкого языка и переводится как «структура», «форма». Дальнейшему развитию данного направления содействовали Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Кофф. Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии — гештальт-терапии, основоположником коей является психолог Фридрих Перлз. [4]

Гештальтпсихология берет свое начало с эксперимента М. Вертгеймера, который был изложен в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» в 1912 году. Он, используя особые приборы, изучал два раздражителя у подопытных (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. Когда промежуток был относительно большой, испытуемые улавливали линии последовательно. При очень коротком интервале линии принимались как данные одновременно, а при оптимальном промежутке появлялось восприятие движения, т. испытуемые видели смещение линии вправо или влево, а не две линии, представленные последовательно или одновременно. Это явление приобрело название фи-феномен (иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света).

Данный эксперимент опроверг концепцию о сложении ощущений в целостную картину, то есть доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

М. Вертгеймер еще изучал человеческое восприятие и мышление. Он попытался использовать гештальт-принципы относительно творческого мышления человека. Его предположение основывалось на том, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. Мышление он рассматривает, как последовательную смену гештальтов, то есть возможность взглянуть на одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей. Макс Вертгеймер уверял, что отдельные элементы надлежит рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение задачи обязательно должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. [6]

В 1921 году Курт Коффка издал книгу «Основы психического развития», которая посвящена развитию психологии у детей. К. Коффка исследовал формирование детского восприятия. Результаты показали, что у детей присутствует комплект неточных и не очень адекватных образов внешнего мира. В процессе жизни эти образы делятся и становятся более точными. К примеру, у новорожденных есть неясная фигура человека, в гештальт которого помещаются волосы, лицо, голос, различные присущие движения. Поэтому ребенок в возрасте одного-двух месяцев может не узнать и не принять даже родного человека, если тот изменит стрижку или сменит привычную одежду на абсолютно неизвестную. Но ближе к концу первого полугодия эта неясная фигура разделяется, преображаясь в ряд четких образов: лица, в котором отличаются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, возникают также образы голоса и тела.

Так же Курт анализировал восприятие детьми цвета. Поначалу дети воспринимают окружающее исключительно как окрашенное или неокрашенное. В данном случае окрашенное воспринимается как фигура, а неокрашенное — как фон. Со временем первое разделяется на теплое и холодное, и в окружающем дети отделяют уже несколько наборов «фигура-фон». Например, неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и тому подобное. В итоге, общий вначале гештальт преобразуется в несколько разных, которые уже наиболее точно отражают цвет. Эти образы со временем также дробятся: в холодном выделяются зеленый и синий цвета, а в теплом — желтый и красный. Данный процесс протекает в течение длительного времени, до того момента, когда ребенок начинает воспринимать все цвета правильно.

К. Коффка пришел к выводу о том, что в развитии восприятия огромное значение играет сочетание фигуры и фона, на котором показывается данный предмет. Им был сформулирован один из законов восприятия, названный «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения. [1]

Фёдор Артурович Келлер исследовал решение задач человекообразными обезьянами. Опыты с шимпанзе дали ему понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок (слепой отбор верного решения), либо благодаря неожиданному осознанию. Эксперименты Ф. А. Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, поскольку происходит моментальное улавливание ситуации и верное решение поставленной задачи. Фёдор Артурович пришел к выводу, что предметы и объекты, находящиеся в поле восприятия и никаким образом не связанные друг с другом, в процессе решения задачи сливаются в единую структуру, видение которой способствует решению этой задачи. Данный процесс проистекает моментально. Ф. А. Келер окрестил это явление инсайтом (внутреннее озарение, неожиданное постижение и нахождение решения). Разъясняя феномен инсайта, он понимал, что в тот момент, когда явления вступают в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Объединение предметов в других сочетаниях, связанных с их новыми функциями, приводит к формированию нового гештальта, понимание которого составляет суть мышления. Фёдор Келер произвел ряд экспериментов с детьми, чтобы изучить само мышление и для доказательства того, что разрешение определенных задач у людей происходит похожим образом. Он ставил перед детьми трудную задачу, аналогичную той, которая устанавливалась для обезьян (например, достать игрушечную машину, расположенную на шкафу). Для этой цели дети включали в гештальт со шкафом разные предметы (лестницу, ящики, стол со стулом). [3]

Основа гештальтпсихологии:

  1. Предмет гештальтпсихологии — сознание человека, которое исследуется по принципу целостности.
  2. Метод исследования гештальтов — наблюдение, изучение личного восприятия, реакция на события.
  3. Центральный психический процесс — визуальное восприятие.
  4. Процесс решения задачи — мышление, исполненное посредством структурирования поля, другими словами — через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб. [5]

Главная идея гештальтпсихологии заключается в том, что любой физиологический и психический процесс в мозгу представляет собой единое целое, не складывающееся, как простая сумма, из возбуждений отдельных центров, но обладающее всеми спецификами структуры. Гештальтпсихология опровергала принципы разделения сознания. Ее представители считали, что восприятие не представляется совокупностью чувств, а специфики образа не воссоздаются с помощью признаков ее частей. Взамен разыскивания отдельных частей сознания гештальт-психологи делали упор на его целостности. Само сознание человека рассматривалось как целостность, которая охвачена определенной динамикой. Сознание объединяет все компоненты в общее целое, образуя собой гештальт. Сформированные гештальты постоянно целостны. Они представляют из себя законченные структуры. Основное свойство гештальтпсихологии — стремление к завершенности, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», а именно в том, что незавершенные процессы запоминаются лучше. [2]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, гештальтпсихология является важной и неотъемлемой частью психологии. Благодаря изучению этой науки появилось такое направление психотерапии как гештальт-терапия, которая помогает большому количеству людей справиться с проблемами, корень которых заключается в незакрытых гештальтах. Гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем. В ходе данной терапии человек учится эти гештальты закрывать, завершать, так как незавершенные гештальты могут вызвать некоторые проблемы. Таким образом, гештальтпсихология является не только крайне интересной наукой для изучения, но также очень важной в понимании психических процессов личности и изучения человека в целом.

Литература:

  1. Коттлер Д., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  2. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. — 384 с.
  3. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. — М.: Эксмо, 2002. — 304 с.
  4. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
  5. Эдуард, Захарович Захрабеков Гештальт / Эдуард Захарович Захрабеков. — Москва: ИЛ, 2017. — 310 c.
  6. Ждан А. Н. История психологии. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, верное решение, гештальтпсихология, мышление, образ, поставленная задача, процесс решения задачи, развитие психологии, том.


Ключевые слова

эксперимент, гештальтизм, гештальтпсихология, гештальты

Похожие статьи

Основные направления исследования творческого мышления...

Позже количество таких задач существенно возросло, и в психологии их уже насчитывается десятки.

Задача 3. Каким образом одной ломаной линией, состоящей из четырех отрезков, перечеркнуть девять точек

(Справа на рис.1 показаны пути решения каждой из данных задач.)

Они появляются и развиваются в процессе решения задач в результате научения.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

- провести методику на абстрактное мышление с детьми 3–4 и 4–5 лет

Дошкольный возраст в психологии определяется как период от 3 до 7 лет.

По результатам эксперимента оказалось, что верные решения были доступны только детям 9–10 лет [11, c. 353–354].

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная...

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

Ключевые слова: решения, нестандартные задачи, логическое мышление, творческие

Правительством Российской Федерации поставлены цели по созданию инновационной

В. В. Дрозина, В. Л. Дильман в книге «Механизм творчества решения нестандартных задач» дают

В процессе решения математических задач у школьников складывается стиль мышления, при...

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

Анализ проблемы, поиск её решения и практическое решение.

ТРИЗ-педагогика взяла за основу теорию решения изобретательских задач.

Это процесс поиска идей, генерация озарений, развивающий креативность мышления.

Таким образом, теория решения изобретательских задач позволяет вовлечь ребенка в творчество.

Как развить дивергентное мышление учащихся при решении...

«Дивергентное мышление» способствует развитию творческого потенциала учащихся.

- не могут назвать процессы и явления, в данной задаче – 6 учащихся (50%)

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Кроме того, у ребенка развивается критическое мышление в форме оценивания себя, своих...

Анализ стратегий исследования психического развития ребенка...

Становление и развитие педагогической психологии в Англии требовало объективных методов изучения психического развития детей.

Детская психология начиналась с простого наблюдения за детьми.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке.

В.Б. Друммонд считал, что в процессе наблюдения можно получить наиболее ценные...

Взаимосвязь ключевых моментов теории мышления ребенка...

Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией.

Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа.

Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их.

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.

В рамках проведенного исследования перед нами стояла задача не только рассмотреть...

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

Более точным мышление как «процесс» выступает при решении человеком поставленной проблемы.

Мышление — это необычный вид деятельности, который имеет свой вид и структуру.

Мышление при помощи образов опирается на некий мыслительный процесс, в котором

Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И. Ю. Кулагина.

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития...

 Развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения.

Развитию логического мышления способствуют задачи, так как в процессе их решения

Наиболее распространенный вид работы с задачей — это собственно решение задачи.

7) Исследование решения: сколько способов решения возможны, при каких условиях.

Похожие статьи

Основные направления исследования творческого мышления...

Позже количество таких задач существенно возросло, и в психологии их уже насчитывается десятки.

Задача 3. Каким образом одной ломаной линией, состоящей из четырех отрезков, перечеркнуть девять точек

(Справа на рис.1 показаны пути решения каждой из данных задач.)

Они появляются и развиваются в процессе решения задач в результате научения.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

- провести методику на абстрактное мышление с детьми 3–4 и 4–5 лет

Дошкольный возраст в психологии определяется как период от 3 до 7 лет.

По результатам эксперимента оказалось, что верные решения были доступны только детям 9–10 лет [11, c. 353–354].

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная...

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

Ключевые слова: решения, нестандартные задачи, логическое мышление, творческие

Правительством Российской Федерации поставлены цели по созданию инновационной

В. В. Дрозина, В. Л. Дильман в книге «Механизм творчества решения нестандартных задач» дают

В процессе решения математических задач у школьников складывается стиль мышления, при...

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

Анализ проблемы, поиск её решения и практическое решение.

ТРИЗ-педагогика взяла за основу теорию решения изобретательских задач.

Это процесс поиска идей, генерация озарений, развивающий креативность мышления.

Таким образом, теория решения изобретательских задач позволяет вовлечь ребенка в творчество.

Как развить дивергентное мышление учащихся при решении...

«Дивергентное мышление» способствует развитию творческого потенциала учащихся.

- не могут назвать процессы и явления, в данной задаче – 6 учащихся (50%)

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Кроме того, у ребенка развивается критическое мышление в форме оценивания себя, своих...

Анализ стратегий исследования психического развития ребенка...

Становление и развитие педагогической психологии в Англии требовало объективных методов изучения психического развития детей.

Детская психология начиналась с простого наблюдения за детьми.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке.

В.Б. Друммонд считал, что в процессе наблюдения можно получить наиболее ценные...

Взаимосвязь ключевых моментов теории мышления ребенка...

Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией.

Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа.

Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их.

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.

В рамках проведенного исследования перед нами стояла задача не только рассмотреть...

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

Более точным мышление как «процесс» выступает при решении человеком поставленной проблемы.

Мышление — это необычный вид деятельности, который имеет свой вид и структуру.

Мышление при помощи образов опирается на некий мыслительный процесс, в котором

Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И. Ю. Кулагина.

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития...

 Развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения.

Развитию логического мышления способствуют задачи, так как в процессе их решения

Наиболее распространенный вид работы с задачей — это собственно решение задачи.

7) Исследование решения: сколько способов решения возможны, при каких условиях.

Задать вопрос