Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Кролевецкая, О. П. Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения / О. П. Кролевецкая, О. А. Булавенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 393-394. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97872/ (дата обращения: 07.10.2024).



В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование сотруднических отношений между родителями и педагогами. Они сравниваются с традиционными формами взаимодействий. Представлены примеры методик взаимодействия образовательной организации с семьёй.

Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность, компетентность, взаимодействие, инновация, семья, семейные традиции, социальное вмешательство.

Стоящая перед обществом проблема качество образования связана с проблемой качества жизни человека. Само же качество образования формирует культуру личности и обеспечивает фактор эволюции общества. Эта зависимость четко или косвенно отслеживается в трудах таких учёных как Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Э. М. Короткова, В. В. Розанова, Н. А. Селезневой, В. П. Симонова, А. И. Субетто, причем на протяжении многих лет [3, 4]. Все перечисленные выше ученые подчеркивают, что качество образования должно соответствовать запросам общества, а также является значимым, важным условием организации и функционирования любого образовательного учреждения. По мнению исследователей, (Е. П. Арнаутова В. В. Бойко, Л. В. Загик, А. Г. Харчев и др.), семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми [3]. Все члены семьи связаны между собой брачными или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Семья для ребёнка — главный и основной фактор социализации. Проблема социализации семьи её влияния на ребёнка посвящены исследования Е. П. Арнаутовой, В. В. Бойко, Л. В. Загик [4].

Рассмотрим вопрос успешного сотрудничества образовательной организации и семьи, который во многом зависит от правильных взаимных установок между представителями. Отношения складываются оптимально между ними, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного, совместного и согласованного воздействия нa ребенка и доверяют друг другу.

Проведя критический анализ исследований в области философии, культурологии, психологии, педагогики, а также практики образовательного руководства работой c семьей, складывается ряд противоречий [1, 2, 6, 9]:

— между высокими требованиями, предъявляемыми к качеству педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи в образовательном процессе и медленным развитием современной образовательной системы школы, доминированием в ней традиционных укладoв и подходов к организации и оцениванию такого рода взаимодействий [1, 2];

— общей потребностью руководителей общеобразовательных учреждений в развитии системы управления качеством взаимодействия образовательной организации и семьи и практическим воплощением актуальных методик, технологий управления в пределах одного учреждения [1, 2];

— необходимость осуществления мониторинга качества педагогического взаимодействия семьи и образовательной организации, несовершенством оценочных методик и процедур, отсутствием единой методологии измерений качественных параметров работы с семьей [1, 2];

— наличии в практике образовательной организации необходимости «нового» рукoводителя, способного организовывать педагогическое взаимодействие c родителями учащихся, эффективно управлять, оценивать качество работы c семьей [1, 2].

Для организации работы c родителями используются мероприятия по реализации сближения родителей и образовательной организации [6, 9]:

  1. Организация совместного досуга семьи и образовательной организации.
  2. Тематические классные часы.
  3. Тематические родительские собрания (общешкольные и классные).
  4. Работа родительского клуба «Диалог». Посещение семей.
  5. Серия круглых столов для родителей.
  6. Диагностика удовлетворенности родителей образовательной организацией. Индивидуальная работа с родителями.
  7. Концерт-поздравление «День матери» Конкурс семейных газет «Я и семья». Семейный праздник [6, 9].

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  1. собрание-тренинг,
  2. круглые столы с родителями,
  3. родительские вечера или встречи,
  4. родительские тренинги или дискуссии,
  5. тематические консультации и так далее [6, 9].

Наиболее распространенные коллективные формы: родительское собрание; диспут размышление по проблеме воспитания; встреча родителей с администрацией школы; дни открытых дверей и. т. д [6, 9].

Большая значимость целенаправленного общения сотрудников общеобразовательного учреждения с родителями заключается в том, что, педагог направляет в правильном направлении воздействие родителей на детей, педагоги влияют нa перестройку внутрисемейных отношений, способствуют совершенствованию личности самих родителей, которые в последствии станут примером для собственных детей.

Литература:

  1. Буер, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / Р. С. Буер. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 124 с.
  2. Зацептна, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / М. Б. Зацептна. — М.: Мозаика- Синтез, 2008–2010. — 234 с.
  3. Петрова, В. И. Нравственное воспитание детском саду: методическое пособие [Текст] / В. И. Петрова, Т Д. Стульник. — М.: Мозаика-Синтез, 2006–2010. — 215 с.
  4. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. -2004. — № 4. — С. 30–37.
  5. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 49–55.
  6. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. — Челябинск: Энциклопедия, 2012. — 60 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. -URL: http 13/11/25/doshk-standart-dok.html.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru.
  9. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 4–21.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, семья, качество образования, родитель, педагогическое взаимодействие.


Похожие статьи

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Инновационные технологии, способствующие эффективному формированию познавательных способностей учащихся начальных школ Ирана

В стать рассматриваются инновационные подходы к обучению, основанные на передовых технологиях образования. В связи с этим в статье показан на активных технологиях обучения, содержащих много инноваций, эффективность которых подтверждена педагогической...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Проблемы современного родительства: трансформация взаимоотношений семьи и школы с развитием цифровой образовательной среды

Динамичный ландшафт современного воспитания детей причудливо переплетается с эволюционирующими образовательными парадигмами, особенно в условиях растущей цифровой образовательной среды. В этой статье рассматриваются многогранные проблемы, связанные с...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Похожие статьи

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Инновационные технологии, способствующие эффективному формированию познавательных способностей учащихся начальных школ Ирана

В стать рассматриваются инновационные подходы к обучению, основанные на передовых технологиях образования. В связи с этим в статье показан на активных технологиях обучения, содержащих много инноваций, эффективность которых подтверждена педагогической...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Проблемы современного родительства: трансформация взаимоотношений семьи и школы с развитием цифровой образовательной среды

Динамичный ландшафт современного воспитания детей причудливо переплетается с эволюционирующими образовательными парадигмами, особенно в условиях растущей цифровой образовательной среды. В этой статье рассматриваются многогранные проблемы, связанные с...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Задать вопрос