Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Кролевецкая, О. П. Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения / О. П. Кролевецкая, О. А. Булавенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 393-394. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97872/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование сотруднических отношений между родителями и педагогами. Они сравниваются с традиционными формами взаимодействий. Представлены примеры методик взаимодействия образовательной организации с семьёй.

Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность, компетентность, взаимодействие, инновация, семья, семейные традиции, социальное вмешательство.

Стоящая перед обществом проблема качество образования связана с проблемой качества жизни человека. Само же качество образования формирует культуру личности и обеспечивает фактор эволюции общества. Эта зависимость четко или косвенно отслеживается в трудах таких учёных как Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Э. М. Короткова, В. В. Розанова, Н. А. Селезневой, В. П. Симонова, А. И. Субетто, причем на протяжении многих лет [3, 4]. Все перечисленные выше ученые подчеркивают, что качество образования должно соответствовать запросам общества, а также является значимым, важным условием организации и функционирования любого образовательного учреждения. По мнению исследователей, (Е. П. Арнаутова В. В. Бойко, Л. В. Загик, А. Г. Харчев и др.), семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми [3]. Все члены семьи связаны между собой брачными или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Семья для ребёнка — главный и основной фактор социализации. Проблема социализации семьи её влияния на ребёнка посвящены исследования Е. П. Арнаутовой, В. В. Бойко, Л. В. Загик [4].

Рассмотрим вопрос успешного сотрудничества образовательной организации и семьи, который во многом зависит от правильных взаимных установок между представителями. Отношения складываются оптимально между ними, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного, совместного и согласованного воздействия нa ребенка и доверяют друг другу.

Проведя критический анализ исследований в области философии, культурологии, психологии, педагогики, а также практики образовательного руководства работой c семьей, складывается ряд противоречий [1, 2, 6, 9]:

— между высокими требованиями, предъявляемыми к качеству педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи в образовательном процессе и медленным развитием современной образовательной системы школы, доминированием в ней традиционных укладoв и подходов к организации и оцениванию такого рода взаимодействий [1, 2];

— общей потребностью руководителей общеобразовательных учреждений в развитии системы управления качеством взаимодействия образовательной организации и семьи и практическим воплощением актуальных методик, технологий управления в пределах одного учреждения [1, 2];

— необходимость осуществления мониторинга качества педагогического взаимодействия семьи и образовательной организации, несовершенством оценочных методик и процедур, отсутствием единой методологии измерений качественных параметров работы с семьей [1, 2];

— наличии в практике образовательной организации необходимости «нового» рукoводителя, способного организовывать педагогическое взаимодействие c родителями учащихся, эффективно управлять, оценивать качество работы c семьей [1, 2].

Для организации работы c родителями используются мероприятия по реализации сближения родителей и образовательной организации [6, 9]:

  1. Организация совместного досуга семьи и образовательной организации.
  2. Тематические классные часы.
  3. Тематические родительские собрания (общешкольные и классные).
  4. Работа родительского клуба «Диалог». Посещение семей.
  5. Серия круглых столов для родителей.
  6. Диагностика удовлетворенности родителей образовательной организацией. Индивидуальная работа с родителями.
  7. Концерт-поздравление «День матери» Конкурс семейных газет «Я и семья». Семейный праздник [6, 9].

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  1. собрание-тренинг,
  2. круглые столы с родителями,
  3. родительские вечера или встречи,
  4. родительские тренинги или дискуссии,
  5. тематические консультации и так далее [6, 9].

Наиболее распространенные коллективные формы: родительское собрание; диспут размышление по проблеме воспитания; встреча родителей с администрацией школы; дни открытых дверей и. т. д [6, 9].

Большая значимость целенаправленного общения сотрудников общеобразовательного учреждения с родителями заключается в том, что, педагог направляет в правильном направлении воздействие родителей на детей, педагоги влияют нa перестройку внутрисемейных отношений, способствуют совершенствованию личности самих родителей, которые в последствии станут примером для собственных детей.

Литература:

  1. Буер, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / Р. С. Буер. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 124 с.
  2. Зацептна, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / М. Б. Зацептна. — М.: Мозаика- Синтез, 2008–2010. — 234 с.
  3. Петрова, В. И. Нравственное воспитание детском саду: методическое пособие [Текст] / В. И. Петрова, Т Д. Стульник. — М.: Мозаика-Синтез, 2006–2010. — 215 с.
  4. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. -2004. — № 4. — С. 30–37.
  5. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 49–55.
  6. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. — Челябинск: Энциклопедия, 2012. — 60 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. -URL: http 13/11/25/doshk-standart-dok.html.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru.
  9. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 4–21.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, семья, качество образования, родитель, педагогическое взаимодействие.


Похожие статьи

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи...

Беседина, А. Ф. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях / А. Ф. Беседина.

И именно от качества дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Основные формы взаимодействия образовательного...

...необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Педагогическая основа сотрудничества образовательного учреждения и семьи в

Таким образом, содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи имеет

3. Активным вовлечением родителей в решение проблем успеваемости и качества знаний...

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор...

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические

В «Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного учреждения с

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными

Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются

Эффективность взаимодействия семьи и образовательного...

При организации взаимодействия семьи и гимназии необходимо определить цель и педагогические

2. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Вестник образования, — 2001. — № 8. — с. 24–33.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании. классный руководитель, родитель, семья...

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Библиографическое описание: Гусева, Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи / Ю

На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.

взаимодействия школы и семьи может оказать государство, внеся ряд изменений в Закон Российской Федерации об Образовании.

Основные формы взаимодействия образовательного учреждения...

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

«Работа школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение родителей, привлечение их к

«С чего же школе следует начинать организацию педагогического взаимодействия с семьей

Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы.

Именно их взаимодействие разрабатывают в ребенке следующие качества: нравственные...

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей.

Социальная служба образовательного учреждения составила конкретную методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы самим

Как институт поддержки и помощи семье в образовании и...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Проблемы организации взаимодействия дошкольной...

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей

организации с родителями воспитанников в аспекте современного образования

Очевидно, родители нуждаются в том, чтобы педагоги больше интересовались их мнением.

Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в...

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество

Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой.

Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие

От комплексного, системного подхода к организации работы с родителями зависит...

Организация сотрудничества семьи и школы в процессе развития...

На мой взгляд, наилучшие результаты по развитию нравственных качеств личности

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах воспитания и развития ребенка

обучение родителей конкретным приемам воспитательной работы.

Организация досуга: проведение совместных праздников, походов, экскурсий, просмотр и...

Похожие статьи

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи...

Беседина, А. Ф. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях / А. Ф. Беседина.

И именно от качества дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Основные формы взаимодействия образовательного...

...необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Педагогическая основа сотрудничества образовательного учреждения и семьи в

Таким образом, содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи имеет

3. Активным вовлечением родителей в решение проблем успеваемости и качества знаний...

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор...

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические

В «Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного учреждения с

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными

Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются

Эффективность взаимодействия семьи и образовательного...

При организации взаимодействия семьи и гимназии необходимо определить цель и педагогические

2. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Вестник образования, — 2001. — № 8. — с. 24–33.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании. классный руководитель, родитель, семья...

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Библиографическое описание: Гусева, Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи / Ю

На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.

взаимодействия школы и семьи может оказать государство, внеся ряд изменений в Закон Российской Федерации об Образовании.

Основные формы взаимодействия образовательного учреждения...

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

«Работа школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение родителей, привлечение их к

«С чего же школе следует начинать организацию педагогического взаимодействия с семьей

Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы.

Именно их взаимодействие разрабатывают в ребенке следующие качества: нравственные...

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей.

Социальная служба образовательного учреждения составила конкретную методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы самим

Как институт поддержки и помощи семье в образовании и...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Проблемы организации взаимодействия дошкольной...

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей

организации с родителями воспитанников в аспекте современного образования

Очевидно, родители нуждаются в том, чтобы педагоги больше интересовались их мнением.

Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в...

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество

Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой.

Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие

От комплексного, системного подхода к организации работы с родителями зависит...

Организация сотрудничества семьи и школы в процессе развития...

На мой взгляд, наилучшие результаты по развитию нравственных качеств личности

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах воспитания и развития ребенка

обучение родителей конкретным приемам воспитательной работы.

Организация досуга: проведение совместных праздников, походов, экскурсий, просмотр и...

Задать вопрос