К вопросу об эффективности финансового контроля в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 18.12.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гольдман, Ю. Е. К вопросу об эффективности финансового контроля в субъектах Российской Федерации / Ю. Е. Гольдман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97729/ (дата обращения: 27.04.2024).



Наличие проблем в бюджетной сфере дотационных муниципалитетов заставляет руководителей субъектов более рационально использовать предоставленные им ресурсы, в том числе денежные, именно поэтому актуальность вопросов исследования эффективности финансового государственного контроля в субъектах Российской Федерации обусловлена, в частности, наличием сложностей в организационном и правовом обеспечении контрольной деятельности.

Научная и практическая обоснованность данного вопроса также связана с местом и ролью контролирующих органов при осуществлении ими своих компетенций. Так, в ст. 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] закреплено, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется, в том числе, путем повышения эффективности деятельности не только правоохранительных органов, но и органов государственного контроля (надзора). Выступая на заседании коллегии ФСБ России 20 февраля 2020 г. [2], Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал ФСБ указание обеспечивать контроль за прохождением финансовых потоков, выделяемых на реализацию национальных проектов из государственного бюджета.

В настоящем времени задачи государства направлены на формирование норм бюджетного законодательства таким образом, чтобы они более детально регламентировали обеспечение законности, целесообразности и эффективности использования средств бюджетов всех уровней.

Однако, статистические данные о нарушениях в бюджетной сфере, суммах, возвращенных в бюджетную систему Российской Федерации, количество судебных споров между органами внешнего финансового контроля и объектами контроля, говорят о наличии проблем в сфере бюджетных правоотношений, в том числе в сфере внешнего финансового контроля.

Счетной палатой Российской Федерации в 2021 году в ходе внешнего государственного аудита было выявлено 4 247 нарушений на сумму 1541, 2 млрд рублей, из которых только 5,3 млрд рублей были возвращены в бюджет бюджетной системы Российской Федерации [3]. Среди выявленных государственным аудитом нарушений выделяют: нарушения, совершенные в процессе ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности; нарушения, допущенные при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд и нужд отдельных юридических лиц; нарушения при формировании бюджета, а также нарушения при разработке положений нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение бюджетов.

При осуществлении финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации выделяется внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Данное положение закреплено в статье 265 Бюджетного кодекса РФ. Исходя из положений 265 статьи [4]:

— «внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

— «внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций)».

Контрольно-счетные органы субъектов РФ представляются постоянно действующими органами государственного финансового контроля, которые создаются законодательными (представительными) собраниями субъектов Российской Федерации. При создании контрольно-счетных органов определяется их статус: они учреждаются в качестве самостоятельного юридического лица, либо в качестве структурных подразделений законодательных (представительных) органов государственной власти, основывающих их.

Деятельность контрольно-счетных органов должна осуществляться и быть основана исключительно на действующем законодательстве Российской Федерации и в полном соответствии с законами конкретного субъекта РФ. Законы, принятые субъектами РФ конкретизируют задачи контрольно-счетных органов, а также выполняемые ими функции, включая основные права и обязанности, специфику организации и порядка их деятельности.

К задачам контрольно-счетных органов, в первую очередь, относятся: оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета субъектов РФ, бюджетов внебюджетных фондов, в том числе предложение рекомендаций по их корректировке и совершенствованию законодательным собраниям. Главной же задачей считается организация и проведение контроля за рациональным и своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов внебюджетных фондов в соответствии с целью их формирования, объема и структуры; кроме того, определение рациональности и результативности расходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов внебюджетных фондов; регулирование использования региональной и муниципальной собственности.

При анализе вышеприведенных статистических данных Счетной палаты под сомнение попадает правомерное осуществление названных полномочий контрольно-счетных органов и ставится вопрос о компетенции субъектов, их реализующих.

При такой ситуации в бюджетной сфере возрастает роль проверок законного и эффективного использования средств бюджета, а, следовательно, возрастает и роль контроля со стороны служб, уполномоченных давать оценки реализации тех или иные расходов за счет средств соответствующего бюджета. В процессе исполнения контрольного мероприятия органы внешнего муниципального финансового контроля могут дать всестороннюю оценку существующим процессам в хозяйственной деятельности учреждения, проанализировать расходы на предмет законности, целесообразности, эффективности и обоснованности для достижения заданных результатов. По этой причине очень важен уровень компетенции сотрудников служб, уполномоченных контролировать расходную часть сообразных бюджетов.

С другой стороны, для минимизации правонарушений в экономической сфере, стоит ужесточить наказания за совершение таких деяний. К примеру, за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд статьей 7.30 Кодекса об административных правонарушениях [5] предусмотрен административный штраф на должностное лицо в размере 5 тысяч рублей; на юридическое лицо — пятнадцати тысяч рублей. За аналогичное деяние, но уже в крупном размере статьей 200.4 Уголовного кодекса РФ [6] помимо штрафа предусмотрено и лишение свободы сроком до трех лет. Благодаря данным примерам мы необходимо приходим к выводу о том, что общественная опасность данных правонарушений не соотносится с наказанием за их совершение, и что, как следствие, лица их совершающие не останавливаются перед страхом закона, так как наказание не является строгим.

Другая сложность заключается в значимости осуществления проверок ежегодно в одних и тех же учреждениях, особенно, если учесть, что ряд учреждений так или иначе проверяется в течение года не по одному разу, исходя из специфики формирования бюджета на основе программно-целевого метода. Также в федеральном законодательстве на данный момент закреплено по отдельным направлениям фактически повторение полномочий органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.

Безусловно, это в определенной степени сдерживает контрольно-счетные органы при планировании контрольных мероприятий и, как следствие, при их проведении. В такой ситуации представляется необходимым создание нормативного акта, который бы детально регламентировал порядок организации и проведения финансовых проверок. Главной задачей названного документа будет являться исключение потребности согласования планов друг друга со стороны двух контрольных органов, а основной целью — максимально возможное исключение проведения проверок в течение одного календарного периода в одних и тех же учреждениях и предприятиях.

Одной из актуальных проблем является большое количество нормативно-правовых актов, так или иначе регулирующих область контроля (надзора) в бюджетной сфере. Они отличаются по времени принятия, целям и задачам, в связи с чем, мы можем наблюдать повторение некоторых полномочий, отсутствие слаженной координации в действиях органов финансового контроля.

Однако наибольшую трудность при наличии немалого количества нормативных документов вызывает недостаточность правовой регламентации действий органов финансового контроля и отсутствие подробных разъяснений в отношении того, какие именно органы государственной власти уполномочены проводить внутренний государственный финансовый контроль, а какие — внешний. Кроме того, научная литература и законодательство лишены единого подхода к пониманию дефиниции государственного финансового контроля.

Проведенный анализ иллюстрирует фактическую значимость наличия компетентных и квалифицированных органов, осуществляющих финансовый контроль, а также необходимость разработки целостного нормативного правового акта, который бы всеобъемлюще регулировал область финансового контроля не только в субъектах, но и на всей территории Российской Федерации.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2021, №27, ст. 3754.
  2. Президент России [Электронный ресурс] : Заседание коллегии ФСБ 20.02.2020. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62834 (дата обращения 03.12.2022)
  3. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году. URL: http://council.gov.ru/activity/legislation/decisions/135398/ (дата обращения 03.12.2022)

4. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 03.12.2022)

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/5e2c1fc4c00bc3fede4687765d8dc88ebe968cb5/ (дата обращения 03.12.2022).
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/151a7835854c3c69130b8a500d1cc8c7b54f0dca/ (дата обращения 03.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, финансовый контроль, орган, бюджетная сфера, контрольная деятельность, бюджетная система, внешний финансовый контроль, государственная власть, государственный финансовый контроль, Счетная палата.


Похожие статьи

Финансовый контроль: Счетная палата как субъект...

В связи с этим, предлагается определить финансовый контроль как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале...

Согласно 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013 г. — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, обладающий организационной и функциональной независимостью.

Система государственного финансового контроля...

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля.

К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый...»

Речь идёт о смешении таких понятий как «государственный финансовый контроль»

С.А. Агапцов различает контроль внутренний и внешний «с точки зрения принадлежности

Этот внешний государственный финансовый контроль и принято в последнее время именовать

Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского...

Значение государственного финансового контроля

Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, эффективность, бюджетные средства.

Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний

Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, а

Законодатель обозначил, что государственный (муниципальный) финансовый контроль...

Финансовая система Российской Федерации: место и роль...

...казначейство, финансовая система Российской Федерации, внутренний государственный финансовый контроль.

Также, в соответствии с статьёй 144 Бюджетного кодекса РФ [4] на территории Российской Федерации

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются

[4] внешний государственный финансовый контроль.

Основные тенденции развития финансового контроля...

 Контроль в сфере финансов Российской Федерации осуществляется специально

Основные положения о финансовом контроле закреплены в бюджетном кодексе РФ.

Поэтому необходимо чётко разграничивать полномочия органов финансового контроля [5].

Основные полномочия Счетной палаты Российской Федерации отражены в Конституции...

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового...

контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве

Предварительный казначейский контроль — это такой вид контроля, который проводится

Предварительный, также, как и текущий бюджетный контроль, проводимый органами

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, счетная...

Тенденции развития внешнего государственного финансового...

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской

На наш взгляд, государственный финансовый контроль является значительно шире в понятийном

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, Счетная палата

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы...

Правовое регулирование государственного финансового...

В Российской Федерации государственный финансовый контроль реализуется, главным

Цели и задачи государственного финансового контроля определяют и его функции

государственный контроль, осуществляемый органами государственной власти.

финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, средство, РФ, контрактная...

Похожие статьи

Финансовый контроль: Счетная палата как субъект...

В связи с этим, предлагается определить финансовый контроль как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале...

Согласно 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013 г. — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, обладающий организационной и функциональной независимостью.

Система государственного финансового контроля...

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля.

К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый...»

Речь идёт о смешении таких понятий как «государственный финансовый контроль»

С.А. Агапцов различает контроль внутренний и внешний «с точки зрения принадлежности

Этот внешний государственный финансовый контроль и принято в последнее время именовать

Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского...

Значение государственного финансового контроля

Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, эффективность, бюджетные средства.

Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний

Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, а

Законодатель обозначил, что государственный (муниципальный) финансовый контроль...

Финансовая система Российской Федерации: место и роль...

...казначейство, финансовая система Российской Федерации, внутренний государственный финансовый контроль.

Также, в соответствии с статьёй 144 Бюджетного кодекса РФ [4] на территории Российской Федерации

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются

[4] внешний государственный финансовый контроль.

Основные тенденции развития финансового контроля...

 Контроль в сфере финансов Российской Федерации осуществляется специально

Основные положения о финансовом контроле закреплены в бюджетном кодексе РФ.

Поэтому необходимо чётко разграничивать полномочия органов финансового контроля [5].

Основные полномочия Счетной палаты Российской Федерации отражены в Конституции...

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового...

контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве

Предварительный казначейский контроль — это такой вид контроля, который проводится

Предварительный, также, как и текущий бюджетный контроль, проводимый органами

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, счетная...

Тенденции развития внешнего государственного финансового...

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской

На наш взгляд, государственный финансовый контроль является значительно шире в понятийном

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, Счетная палата

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы...

Правовое регулирование государственного финансового...

В Российской Федерации государственный финансовый контроль реализуется, главным

Цели и задачи государственного финансового контроля определяют и его функции

государственный контроль, осуществляемый органами государственной власти.

финансовый контроль, орган, финансовое законодательство, средство, РФ, контрактная...

Задать вопрос