Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 14.12.2022

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Малькова, Т. А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью / Т. А. Малькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97643/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цель исследования : изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью.

Исходя из цели исследования, были разработаны з адачи исследования :

1)определить уровень знаний об избираемом виде трудовой деятельности и профессиональные интересы старшеклассников с легкой умственной отсталостью;

2)выявить убежденность в правильном выборе профессии старшеклассников с легкой умственной отсталостью;

3)исследовать уровень осознания готовности к профессиональной деятельности у старшеклассников с легкой умственной отсталостью.

Практическое применение полученных результатов исследования: полученные результаты могут быть применены в разработке коррекционно-развивающей программы для учащихся общеобразовательных учреждений; при разработке конспекта лекция по дисциплинам «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика».

Ключевые слова: легкая умственная отсталость, профессиональное самоопределение.

Введение

Феномен профессионального самоопределения изучали такие ученые как Э. Ф. Зеер [3], Е. А. Климов [10], Н. С. Пряжников [4], С. Н. Чистякова [8]. В работах этих исследователей самым значимым компонентом профессионального самоопределения выступает проявление заинтересованности старшеклассников к выбранной профессиональной деятельности [2].

Стоит отметить, что в современных социально-экономических и социально-исторических условиях проблематика профессионального самоопределения у старшеклассников с легкой умственной отсталостью весьма актуальна. Обуславливается это тем, что современный рынок труда непрерывно изменяет свои требования, и такой категории людей достаточно сложно в нем ориентироваться. Безусловно, на процесс профессионального самоопределения у таких старшеклассников оказывает специфика их познавательной сферы: низкий уровень интеллектуального развития, концентрация внимания низкая, преобладает кратковременная память [1]. Помимо этого зачастую присутствуют сопутствующие психоневрологические, физические и соматические отклонения. И все эти признаки усложняют процесс формирования и приобретения профессиональных навыков, на основе которых в будущем появляются квалификационные умения [9].

Исходя из вышеперечисленных характеристик личности с легкой умственной отсталостью в профессиональном самоопределении, такие старшеклассники могут столкнуться со следующими трудностями: процесс профессионального самоопределения значительно затруднен и усложнен, детерминируется это небольшим жизненным опытом, психологической незрелостью, низкий уровень развития познавательных процессов, отсутствие необходимых знаний, умений, навыков [7].

Основная часть

База исследования : ГКОУ «Школа № 79 для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Ижевска Удмуртской Республики».

Методы исследования : диагностирующая беседа; методика «Профессиональные намерения» (Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович) [5], адаптированные для учащихся с легкой умственной отсталостью; тест «Готовность учащихся к выбору профессии» (В. Б. Успенский) [6].

Основные результаты . Респондентами исследования выступили учащиеся 8 классов с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Общее количество испытуемых составило 18 человек. Возраст респондентов варьируется от 14 до 15 лет. Из них 40 % — девочки, 60 % — мальчики.

В результате проведения исследования с помощью вышеуказанных методов и методик были получены следующие результаты. В процессе проведения диагностической беседы были выявлено, что 25 % респондентов — обладают знаниями о некоторых профессиях и о той специфике, которая с ними связана. 30 % старшеклассников с легкой умственной отсталостью — не смогли ответить на некоторые вопросы. Остальные 45 % — не обладают никакой информацией о профессиях и не проявляют интереса к их изучению. Беседа выступала в качестве подготовительного этапа для реализации выбранных методик.

Далее были проведена методика «Профессиональные намерения», результаты которой показали, что 30 % респондентов сделали свой выбор в отношении определенной профессии и владеют знаниями о том, где ее можно освоить; 45 % подростков с интеллектуальными нарушениями определились с будущей профессией, однако не знают где ее можно получить; остальные 25 % — не смогли определиться в выборе будущей профессии.

Результаты теста «Готовность учащихся к выбору профессии» свидетельствуют о том, что у 10 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на высоком уровне развития. У 40 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на среднем уровне развития. А у 50 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на низком уровне развития.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного исследования, направленные на изучение профессионального становления старшеклассников с легкой умственной отсталостью, показали, что 10 % респондентов готовы сделать обоснованный выбор профессии; 40 % респондентов имеют средний уровень сформированности профессионального самоопределения, 50 % — имеют низкий уровень профессионального самоопределения.

Литература:

  1. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова. — М.:: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Бондарев, В. П. Выбор профессии / В. П. Бондарев. — М.: Просвещение,1991. — 126 с.
  3. Зеер, Э. Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М.: Академический проект, 2008. –192 с.
  4. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие.  2-е издательство / Н. С. Пряжников.  Воронеж: МОДЭК, 2003.  393 с.
  5. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн.  М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.  259 с.
  6. Старобина, Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: методическое пособие / Е. М. Старобина. — М.: ЭНАС, 2003. — 120 с.
  7. Черникова, Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. Пособие / Т. В. Черникова. — М.: Глобус, 2006. — 310 с.
  8. Чистякова, С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С. Н. Чистякова // Школа и производство. — 2013.  № 1. — С. 9–12.
  9. Щербакова, А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / А. М. Щербакова // Дефектология. — 1996. ‒ № 4. ‒ С. 24–28.
  10. Щербакова, Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Концепт: научно-методический электронный журнал. — 2015. — № 6. — С. 113–119.
Основные термины (генерируются автоматически): легкая умственная отсталость, профессиональное самоопределение, выбор профессии, уровень готовности, уровень развития, будущая профессия, Готовность учащихся, респондент, старшеклассник.


Похожие статьи

выбор профессии, профессиональное самоопределение...

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к

Целью данного исследования является изучение уровня готовности к выбору будущей

Достаточно высокие показатели среднего уровня готовности учащихся к выбору профессии.

Формирование профессионального самоопределения...

...тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению.

с выбором профессии, составляет 286 человек или 77% от общего числа респондентов.

Рис. 1. Соотношение численности девушек и юношей в разрезе выбора профессии.

Результаты исследования также показывают, что выбор будущей профессии также обозначен выбором...

Исследование развития профессионального самоопределения...

Таким образом, анализ уровня готовности подростков к выбору профессии показал, что 24 % не имеют

У 32 % подростков диагностирована низкая готовности к выбору профессии.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая.

Самостоятельная оценка учащимися уровня профессионального самоопределения.

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности.

Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения

Профессиональное самоопределение отражает определенный уровень личных

Развитие практики профессионального ориентирования молодежи становится в наши дни как никогда

профессиональное самоопределение, выбор профессии, будущая профессия, будущее...

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями...

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития, школа

Как отмечает И. В. Евтушенко, профориентация обучающихся с умственной отсталостью

Получение школьниками с умственной отсталостью профессионального образования

Учитывая тот факт, что для обучающихся с нарушением интеллекта выбор профессии...

Проблема профессионального самоопределения...

Рассмотрены уровни профессионального самоопределения.

Для выбора будущей профессии необходимо понимать какие цели старшеклассник хотел бы

Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессии с учетом своих личностных особенностей...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

...психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению у учащихся 8 - 11

10. Круглый стол для старшеклассников «Я и моя профессия». 11.

Участие в Региональной конференции для старшеклассников «Моя будущая профессия»

Как видно из диаграммы, 40,1% респондентов определили выбор имеющейся профессии...

Психологические особенности профессионального...

Подготовка к выбору профессии необходима, так как она является неотъемлемой частью

Проблемой профессионального самоопределения учащихся занимались такие ученые, как

событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности [7, с. 140].

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение...

Похожие статьи

выбор профессии, профессиональное самоопределение...

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к

Целью данного исследования является изучение уровня готовности к выбору будущей

Достаточно высокие показатели среднего уровня готовности учащихся к выбору профессии.

Формирование профессионального самоопределения...

...тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению.

с выбором профессии, составляет 286 человек или 77% от общего числа респондентов.

Рис. 1. Соотношение численности девушек и юношей в разрезе выбора профессии.

Результаты исследования также показывают, что выбор будущей профессии также обозначен выбором...

Исследование развития профессионального самоопределения...

Таким образом, анализ уровня готовности подростков к выбору профессии показал, что 24 % не имеют

У 32 % подростков диагностирована низкая готовности к выбору профессии.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая.

Самостоятельная оценка учащимися уровня профессионального самоопределения.

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности.

Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения

Профессиональное самоопределение отражает определенный уровень личных

Развитие практики профессионального ориентирования молодежи становится в наши дни как никогда

профессиональное самоопределение, выбор профессии, будущая профессия, будущее...

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями...

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития, школа

Как отмечает И. В. Евтушенко, профориентация обучающихся с умственной отсталостью

Получение школьниками с умственной отсталостью профессионального образования

Учитывая тот факт, что для обучающихся с нарушением интеллекта выбор профессии...

Проблема профессионального самоопределения...

Рассмотрены уровни профессионального самоопределения.

Для выбора будущей профессии необходимо понимать какие цели старшеклассник хотел бы

Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессии с учетом своих личностных особенностей...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

...психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению у учащихся 8 - 11

10. Круглый стол для старшеклассников «Я и моя профессия». 11.

Участие в Региональной конференции для старшеклассников «Моя будущая профессия»

Как видно из диаграммы, 40,1% респондентов определили выбор имеющейся профессии...

Психологические особенности профессионального...

Подготовка к выбору профессии необходима, так как она является неотъемлемой частью

Проблемой профессионального самоопределения учащихся занимались такие ученые, как

событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности [7, с. 140].

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение...

Задать вопрос