Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Свининникова, Е. Ю. Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Е. Ю. Свининникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 286-287. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97263/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, младший школьный возраст, задержка психического развития.

The article describes an experimental study aimed at optimizing the emotional states of children of primary school age with mental retardation in correctional work.

Keywords: emotions, emotional states, primary school age, mental retardation.

Помощь детям с проблемами в обучении — одна из важнейших задач современной образовательной системы. При этом акцент делается на многоаспектности такой помощи — не только формально «подтянуть» обучающегося, сколько провести анализ причин, ведущих к трудностям в обучении, проработать их психологическими, педагогическими, социальными средствами. Так, обращает на себя внимание проблема социальной дезадаптацией детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, одной из причин которой является незрелость эмоциональной сферы, что отражается в неустойчивости, тусклости, неадекватности переживаемых эмоций и чувств, преобладании негативных эмоциональных состояний — как тревожности, напряжения, так и гнева, агрессии, обиды [1–3].

Реализованное эмпирическое исследование на базе КГБОУ «Красноярская школа № 7» с участием обучающихся 3–4 классов с задержкой психического развития подтвердило основные выводы исследователях о специфике эмоциональных состояний детей указанной категории. Дети относительно часто находятся в агрессивном эмоциональном состоянии, в состоянии враждебности; при этом направленность агрессивной реакции характеризуется ориентацией вовне, а доминирующим типом реакции является «фиксация на препятствие». Дети могут «застревать» в агрессивной реакции, с трудом переключаются в другую эмоцию, что говорит о трудностях в эмоциональной саморегуляции. Нередко и переживание тревожности, беспокойства в ситуации школьного обучения. Соответственно, в эмоциональных состояниях младших школьников с задержкой психического развития доминируют негативные эмоции, чувства, обнаруживается незрелость эмоциональной сферы в целом.

Результаты исследования стали основанием для разработки и апробации программа по коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Направления работы с детьми определены при опоре на выявленные «дефициты» в их эмоциональной сфере: например, особенности фрустрационных реакций младших школьников определили необходимость обучения их реагированию на фрустрацию конструктивным способом, развития умений адекватно оценивать свое эмоциональное поведение и поведение окружающих.

Разработанная программа включает в себя 24 коррекционно-развивающих занятий, реализуется в малых группах (по 5 детей), систематично (2 занятия в неделю). Программа структурирована на четыре блока: 1 блок мотивационный «Вот такой Я!», 2 блок «Мои эмоции», 3 блок «Конфликт», 4 блок «Мы вместе», которые реализовывались последовательно и логично — от понимания своих эмоциональных состояний дети подходили к способности их регуляции. Основными методами работы с младшими школьниками с задержкой психического развития выступили метод моделирования, сказкотерапию, коммуникативных игр, метод психогимнастики, релаксационный метод, эмоционально-символические методы, рисование.

Выбранный подход к коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказался эффективным — после реализации программы обучающиеся стали чаще проявлять положительные эмоции, а отрицательные — реже. Снизились показатели тревожности и агрессивности. Экстрапунитивные реакции на фрустрирующие события стали более редкими, а процент интропунитивных и импунитивных направлений реакций — повысился. Преобладающая «фиксация на препятствие» сменилась приоритетом на «фиксация на удовлетворение потребностей», что говорит о повышении внимательности детей к своим эмоциональным состояниям, о развитии способности их регулировать.

Таким образом, коррекционная работа в отношении эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития целесообразна. Социальным следствием произошедших изменений, по нашим предположениям, станет повышение успеваемости и адаптированности к учебному процессу, улучшение в выстраивании межличностных отношений со сверстниками и учителями.

Литература:

  1. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. — Москва: Просвещение, 2009. — 287 с.
  2. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии / В. В. Кисова, И. А. Конева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 352 с.
  3. Фролова, О. В. Психологические особенности тревожности в фрустрационных ситуациях и их психологическая коррекция у детей с ЗПР младшего школьного возраста: дис. … к. псих. н. / О. В. Фролова. — Екатеринбург, 2001. — 193 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, младший школьный возраст, задержка, эмоциональная сфера, эмоциональное состояние учащихся, агрессивная реакция, блок, коррекционная работа, ребенок, эмоциональное состояние детей.


Похожие статьи

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей...

 В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения. Ключевые слова: ребенок, младший школьный возраст, нарушения интеллекта.

Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных...

Предмет поведенческого подхода к коррекции эмоциональной сферы – поведение ребенка, через влияние на которое происходит гармонизация его эмоциональных реакций; влиянию подвергаются эмоциональные факторы, отражающиеся в поведении.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Адаптация ребенка к саду – важный показатель развития эмоциональной сферы.

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей.

эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного...

Библиографическое описание: Новикова, А. А. Эмоциональное развитие детей младшего

Так как, социально-эмоциональные умения и навыки у детей с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется

Эмоциональное развитие такого ребенка рассматривается как одно из важнейших сторон...

Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми...

В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, младший школьник.

– невниманием школы к нервно-психическому состоянию ребенка

У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций...

Объект исследования — эмоциональная сфера детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Провести коррекционную работу по развитию детей с ОВЗ.

5 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо

2 балла получили двое детей: эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо, дети...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

Выявлено, что компоненты эмоционального благополучия младших школьников имеют различную нагрузку.

Далее следует такой компонент, как эмоциональное состояние в школе.

Питер, 2009–320 с. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей.

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном...

 Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенностей.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский.

Эмоциональное состояние подростков как первопричина...

 В статье рассматриваются эмоциональное состояние подростков — агрессия, тревожность, как первопричины аутодеструктивного поведения. Ключевые слова : аутодеструктивное поведение, тревожность, эмоциональное состояние, агрессивное поведение.

Похожие статьи

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей...

 В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения. Ключевые слова: ребенок, младший школьный возраст, нарушения интеллекта.

Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных...

Предмет поведенческого подхода к коррекции эмоциональной сферы – поведение ребенка, через влияние на которое происходит гармонизация его эмоциональных реакций; влиянию подвергаются эмоциональные факторы, отражающиеся в поведении.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Адаптация ребенка к саду – важный показатель развития эмоциональной сферы.

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей.

эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного...

Библиографическое описание: Новикова, А. А. Эмоциональное развитие детей младшего

Так как, социально-эмоциональные умения и навыки у детей с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется

Эмоциональное развитие такого ребенка рассматривается как одно из важнейших сторон...

Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми...

В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, младший школьник.

– невниманием школы к нервно-психическому состоянию ребенка

У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций...

Объект исследования — эмоциональная сфера детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Провести коррекционную работу по развитию детей с ОВЗ.

5 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо

2 балла получили двое детей: эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо, дети...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

Выявлено, что компоненты эмоционального благополучия младших школьников имеют различную нагрузку.

Далее следует такой компонент, как эмоциональное состояние в школе.

Питер, 2009–320 с. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей.

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном...

 Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенностей.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский.

Эмоциональное состояние подростков как первопричина...

 В статье рассматриваются эмоциональное состояние подростков — агрессия, тревожность, как первопричины аутодеструктивного поведения. Ключевые слова : аутодеструктивное поведение, тревожность, эмоциональное состояние, агрессивное поведение.

Задать вопрос