Жизненные ценности и зависимости подростков поколения Z | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 05.12.2022

Статья просмотрена: 333 раза

Библиографическое описание:

Килина, Г. Б. Жизненные ценности и зависимости подростков поколения Z / Г. Б. Килина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 486-488. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97229/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье раскрываются возможности коррекции поведения современных подростков.

Ключевые слова: ценностей подростков поколения Z.

Ввиду ряда объективных процессов, происходящих в обществе: глобализации, компьютеризации, повсеместного использования интернета, отмечается широкое распространение среди подростков поколения Z рискованных способов проведения досуга, опасных развлечений, соревнований, проявлений аутодеструктивного поведения. Москаленко Г. В. отмечает, что системы связи, телекоммуникационные средства, популярные электронные базы данных часто используют в качестве информационного оружия. По мнению Зарубиной Н. Н. у современных подростков наблюдается повышенная склонность к неоправданному риску и недооценке возможностей негативных последствий на фоне перспектив обретения сиюминутных преимуществ — удовольствия, выгоды, высокой оценки со стороны окружающих. Опросы Института социологии РАН выявили, что 59 % подростков и молодёжи допускают нарушение моральных принципов и норм для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку считают современный мир жестоким. Перед педагогами и психологами стоят задачи, связанные не только с углублением знаний об особенностях подростков поколения Z, но и нахождение форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия. Мы предполагаем, что у современных подростков 14–15 лет существует те же особенности поведения, свойственные подросткам поколения Z зависимость от гаджетов, аутодеструктивное поведение как результат негативного информационного воздействия СМИ. Предпочитаемые ценности только формируются.

Поколение Z — это люди в возрасте от 0 до 20 лет. Шамис Е. отмечает, что у большинства зумеров — родители ИКС, которые стараются максимально развить кругозор, интеллект своего ребёнка через всевозможные кружки, секции, языковые студии, спортивные сообщества, путешествия, книги, спектакли, игровые комнаты, развивающие занятия и т. д., а потом делают основательный выбор — чем ребенку заниматься [11].

Проанализировав современные источники [1,3,7], выделили психологические особенности подростков как составной части поколения Z.

Информационная эра человечества, характеризующаяся возможностью свободно передавать и принимать информацию, привела к изменениям в возрастном развитии нервной системы подростков. Поток информации, которую приходится потреблять современному подростку, провоцирует возбудимость, впечатлительность, неусидчивость, суетливость. Наряду с этим подростки поколения Z быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности [7].

Телекоммуникационные средства часто используются в качестве негативного информационного воздействия на психику современного подростка и приводят к аутодеструктивному поведению. Способствует аутодеструктивному поведению виртуальное общение в форме так «кибербуллинга. В целом современные подростки могут в большей степени испытывать на себе негативные эффекты, связанные со стрессорами и изменением процессов социализации в силу из возрастных особенностей: незавершенного развития нервной системы.

Ценности являются фундаментальными жизненными ориентирами современных подростков. Без их учета становится невозможным организовывать образовательный процесс. Если у предыдущих поколений образование являлось базой, на основе которой они постепенно выстраивали свою карьеру в одном направлении, то у «зумеров» появляются ФГОСы и ЕГЭ, поэтому образование для них является чем-то обязательным и непонятным в применении. Многие «зумеры»-обучающиеся уже осознали свои возможности в самообразовании и развитии, а для самых смелых и сообразительных школа перестала быть чем-то полезным, ведь всю интересную и важную информацию можно почерпнуть из интернета бесплатно при помощи одного голосового запроса, используя смартфон. В результате удерживать внимание подростков поколения Z на идее важности образования становится все труднее. Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения.

XXI век характеризуется переоценкой ценностей: предпочтение отдается материальным потребностям (деньги, вещи), деловым связям, индивидуальным интересам (как стать здоровым, богатым, знаменитым и т. п.) [2]. Н. Хоув и В. Штраус считают, что доминирующее влияние на формирование ценностей поколения оказывает модель воспитания, принятая в семье, а также политические, экономические, социальные и технологические события, которые произошли с детьми до 11–12 лет [4]. Авторы считают, что ценности здоровья для нового поколения будут еще более актуальны. Люди будут осознавать, что для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий. Семейные ценности в глазах нового поколения обречены на снижение значимости. Перемещение внимания будет происходить в сторону карьеры и благосостояние. Новое поколение будет стремиться к достижению личных целей. Духовные ценности будут обесцениваться. Группа людей высококультурных, для которых образование, духовность, личностное развитие имеют высокий приоритет, будет сокращаться. Отмечается, что подростки поколения Z меньше общаются в социальной реальности и все больше в реальности виртуальной, что чаще всего приводит к аутизации. В результате ценность — наличие друзей будет обесцениваться.

Очирова Л. И. выявила, что для подростков общеобразовательных школ значимой ценностью является «получение удовольствия», а для подростков, обучающихся в гимназии, лицее значимо признание общечеловеческих ценностей: любви, познания и т. д. На последнем месте стоит жизненная цель «развитие себя». Стремление к самосовершенствованию, профессиональную жизнь, образование современные подростки ставят на последнее место. Инструментальную ценность для поколения Z представляет образование и профессионализм. Профессия рассматривается как ресурс для достижения успеха в будущем, как инструмент, позволяющий занять «высокодоходную экономическую нишу». Процесс трансформации наблюдается в отношении понимания ответственности как морально-этической ценности. Бауман З.отмечает, что ответственность для современных подростков приобретает краткосрочный, инструментальный характер. Они предпочитают избегать ответственности или минимизировать ее долю как по степени, так и по времени. Мохова С. Ю. отмечает, что у поколения Z ценностные ориентации только начинают дифференцироваться. [3]. Рассмотрим предпочтение ценностей по методике М. Рокича. Распределение терминальных ценностей подростками 8-го кл.: на первом месте ставят жизненные ценности (77 %). На втором месте развлечения (61 %) и счастливая семейная жизнь (61 %). На третьем месте здоровье (54 %) и материально обеспеченная жизнь (54 %). Отвергается ценность — общественное призвание, счастье других.

Для 77 % чел. предпочитаемая инструментальная ценность –аккуратность, умение содержать свои вещи в порядке, порядок в делах. На втором месте — воспитанность, хорошие манеры (54 %). На третьем месте для 46 % чел. — самоконтроль, ответственность, твердая воля, честность. Для всех респондентов– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) не является предпочитаемой. Предпочтение рационализму как терминальной ценности отдают лишь 38 % респондентов. Для современных подростков наличие хороших и верных друзей не актуально. Из инструментальных ценностей 61 % чел. выбирает аккуратность. В целом несмотря на то, что ценности современного поколения подростков только формируются, можно выделить предпочтение относительно поддержания здоровья, наличие семьи, материального благосостояния. Обесцениваются стремление к самосовершенствованию, развитию, образованности, наличию верных друзей, терпимость к взглядам других.

Литература:

  1. Богачева, Н. В. Мифы о «поколении Z» /Н. В. Богачева, Е. В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУВШЭ, 2019. — 64 с.
  2. Богданов, С. И. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодёжь в образовательной системе современной России [Электронный ресурс] Режим доступа: postmaterialnye-tsennosti-i-zhiznennye-orientatsii-pokoleniya-z-tsifrovaya-molodezh-v-obrazovatelnoy-
  3. Мохова, С. Ю. Иерархия в системе жизненных целей у представителей X, Y и Z-поколений [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru..
  4. Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
  5. Попова, И.Н. ФГОС — подростку: в центре педагогического внимания [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
  6. Профилактика деструктивного поведения в молодежной среде / Составители И. Ф. Шиляева. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. — 169 с.
  7. Сапа, А. В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru. (дата обращения 12.11.2021).
  8. Церковникова, НГ. Цифровое поколение: потери и приобретения [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
  9. Шакирова, Г. Ф. Психологические особенности гаджет — зависимости учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
  10. Шамис, Е. «Ослабь хватку» или «Профессиональное родительство» поколения X. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://rugenerations.su.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, подросток поколения, поколение, ценность, негативное информационное воздействие, образование, поддержание здоровья, последнее место, современный подросток.


Ключевые слова

ценностей подростков поколения Z

Похожие статьи

Влияние средств массовой информации на формирование психики...

Ключевые слова: СМИ, массовая информация, подросток, психика.

Развитие информационных технологий — это безусловный прорыв для современного

– разработать педагого-психологические рекомендации по снижению негативного влияния СМИ на

массовой информации и другие институты социализации влияют на молодое поколение, изменяя его...

Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале...

 В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации.

Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место.

Особо сильное воздействие СМИ способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего [1, с. 21].

Наиболее актуальным видом СМИ является Интернет. Одним из негативных эффектов...

Полярность психологического воздействия средств массовой...

Но воздействие СМИ не всегда негативно, его можно назвать полярным воздействием на психику

Можно выделить триаду СМИ, которая оказывает наибольшее влияние на психику подрастающего поколения

На первое место, безоговорочно, подростки поставили интернет, что составило 100

На второе место были поставлены компьютер (85 %) и телевидение (15 %).

Дети и подростки как группа риска формирования...

При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании

Так по данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е

Однако в последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к

За последние 50 лет проведены тысячи исследований о воздействии телевидения на...

Влияние гаджетов на здоровье подростков | Статья в журнале...

Даются рекомендации безболезненного взаимодействия подростков с устройствами.

Библиографическое описание: Иванова, А. В. Влияние гаджетов на здоровье подростков / А

Современные подростки практически целыми днями общаются с данными видами техники.

И так, мы видим, что отрицательных воздействий гаджетов на здоровье подростков...

Ценности современной молодежи | Статья в журнале...

На протяжении всего времени ценности подрастающего поколения менялись. Что же представляют собой нынешние ценности у современной молодежи?

Сейчас она на четвертом месте, а основное место занимают семейные ценности.

В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки.

Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные...

Это особенно заметно среди подростков и молодых людей юношеского возраста.

Следовательно, Интернет (как социальные сети и информационный источник) становится

к негативным последствиям, влияя на ценностные ориентации подрастающего поколения

3. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов...

Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее...

Библиографическое описание: Исаков, С. А. Негативное воздействие СМИ — условие

 В последнее время общество стали серьезно волновать проблемы, связанные с негативным

Психика подростка находится в стадии развития и формирования, и даже нейтральные

К великому сожалению, у средств массовой информации воспитание, образование и развитие...

Взгляды подростков поколения Z и их будущее

Ключевые слова : современное поколение, будущее, подростки, выбор профессии, бедные

«Что такое поколение? Какие поколения бывают? К какому поколению относимся мы?

Пока что мы еще не понимаем этого, но через 10, 20 лет мы осознаем, что наши ценности в

Он считал, что ему не нужно образование, сейчас миром правят технологии, все держится на них.

Похожие статьи

Влияние средств массовой информации на формирование психики...

Ключевые слова: СМИ, массовая информация, подросток, психика.

Развитие информационных технологий — это безусловный прорыв для современного

– разработать педагого-психологические рекомендации по снижению негативного влияния СМИ на

массовой информации и другие институты социализации влияют на молодое поколение, изменяя его...

Влияние СМИ на личность подростка | Статья в журнале...

 В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации.

Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место.

Особо сильное воздействие СМИ способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего [1, с. 21].

Наиболее актуальным видом СМИ является Интернет. Одним из негативных эффектов...

Полярность психологического воздействия средств массовой...

Но воздействие СМИ не всегда негативно, его можно назвать полярным воздействием на психику

Можно выделить триаду СМИ, которая оказывает наибольшее влияние на психику подрастающего поколения

На первое место, безоговорочно, подростки поставили интернет, что составило 100

На второе место были поставлены компьютер (85 %) и телевидение (15 %).

Дети и подростки как группа риска формирования...

При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании

Так по данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е

Однако в последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к

За последние 50 лет проведены тысячи исследований о воздействии телевидения на...

Влияние гаджетов на здоровье подростков | Статья в журнале...

Даются рекомендации безболезненного взаимодействия подростков с устройствами.

Библиографическое описание: Иванова, А. В. Влияние гаджетов на здоровье подростков / А

Современные подростки практически целыми днями общаются с данными видами техники.

И так, мы видим, что отрицательных воздействий гаджетов на здоровье подростков...

Ценности современной молодежи | Статья в журнале...

На протяжении всего времени ценности подрастающего поколения менялись. Что же представляют собой нынешние ценности у современной молодежи?

Сейчас она на четвертом месте, а основное место занимают семейные ценности.

В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки.

Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные...

Это особенно заметно среди подростков и молодых людей юношеского возраста.

Следовательно, Интернет (как социальные сети и информационный источник) становится

к негативным последствиям, влияя на ценностные ориентации подрастающего поколения

3. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов...

Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее...

Библиографическое описание: Исаков, С. А. Негативное воздействие СМИ — условие

 В последнее время общество стали серьезно волновать проблемы, связанные с негативным

Психика подростка находится в стадии развития и формирования, и даже нейтральные

К великому сожалению, у средств массовой информации воспитание, образование и развитие...

Взгляды подростков поколения Z и их будущее

Ключевые слова : современное поколение, будущее, подростки, выбор профессии, бедные

«Что такое поколение? Какие поколения бывают? К какому поколению относимся мы?

Пока что мы еще не понимаем этого, но через 10, 20 лет мы осознаем, что наши ценности в

Он считал, что ему не нужно образование, сейчас миром правят технологии, все держится на них.

Задать вопрос