Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.12.2022

Статья просмотрена: 836 раз

Библиографическое описание:

Бражник, А. М. Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения / А. М. Бражник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 525-527. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97226/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается определение реабилитации детей-инвалидов, даны направления реабилитации, подчеркивается необходимость прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). Автором определены проблемы и способы решения несовершенства системы реабилитации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ключевые слова: реабилитация детей-инвалидов, МСЭ, ИПРА, «доступная среда», трудности реабилитации детей-инвалидов, комплексная реабилитация детей-инвалидов, совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Опираясь на данные представленные во всемирной организации здоровья, следует отметить, что около 15 % общего населения всего мира имеют определенную форму инвалидности, что составляет более миллиарда человек. Инвалидизация постоянно растет. По данным статистики, в России, на 2022 год число инвалидов составило 11,3 млн чел [1].

Таким образом, проблема инвалидности является общественно значимой, а соответственно нуждается в поиске международных подходов к реабилитации, способствующей интеграции в общество. В разных странах принимаются законы, положения и другие документы, способствующие повышению уровня жизни инвалидов, но при этом наблюдается нехватка различных возможностей и условий для самореализации инвалида, особенно в российском обществе. Существует множество подходов, но нет единой системы, которая бы позволила создать единую систему реабилитацию, отвечающую всем требованиям нуждающихся.

Опираясь на закон, следует отметить, что реабилитация детей-инвалидов представляет собой процесс, либо систему, способствующую полному, либо частичному восстановлению, касающуюся общественной, профессиональной, бытовой и другой деятельности. Реабилитация представляет собой процесс, который позволяет компенсировать ограничения жизнедеятельности для того что бы адаптироваться к обществу, помогая в него интегрироваться.

В состав комплексной реабилитации включены следующие направления: медицинское (протезирование, санаторно-курортное лечение); профессиональное (профориентация, содействие трудоустройству и первичная адаптация на рабочем месте); социально-средовое; социально-педагогическое; социально-психологическое; социально-бытовое; оздоровительное и т. д.

Соответственно, каждое направление соответствует той сфере, которую затрагивают изменения в реабилитационном процессе ребенка-инвалида. В каждой сфере есть специфические особенности, благодаря которым была реализована работа с детьми-инвалидами, при этом следует отметить, что международный опыт имеет свои плюсы, которые необходимо адаптировать к современным российским реалиям.

Государственная программа «Доступная среда» помогает организовывать жизнь инвалидов в любом возрасте. Особенно это касается детей. Внутри государственных учреждений и магазинов имеются тактильные карточки, обозначения для слабовидящих, пандусы для инвалидов-колясочников. С каждым годом все больше регионов принимает участие в программе, стремясь облегчить жизнь людям с инвалидностью.

В настоящее время, права инвалидов, которые позволяют обращаться в учреждения за оказанием помощи в реабилитации и абилитации является прохождение медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА).

В настоящее время существуют проблемы, которые заключаются в том, что нет конкретики в определении самой услуги по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, а также как и на каких условиях она предоставляется, именно это затрудняет предоставление услуг на региональном уровне. Все это затрудняет не только получение услуг, но и понимание куда за ними обращаться. При этом, другой значимой проблемой выступает отсутствие специальных правовых актов для регуляции межведомственного взаимодействия для реализации ИПРА, а также индивидуального подхода к реализации услуг [3].

Существует еще ряд трудностей, которые происходят в процессе реализации прав детей-инвалидов. Одной из значимых проблем является то, что крупные центры с современным оборудованием и квалифицированными специалистами находится исключительно в городе, а сельские районы недополучают услуги из-за удаленности от места жительства реабилитационных центров.

Значимой трудностью выступает большая нехватка специалистов, задействованных в комплексной реабилитации детей-инвалидов. Нет единого реестра, в котором бы содержался список необходимых специалистов, а также несовершенна система переаттестации, поэтому число тех, кто принимает непосредственное участие в реабилитации детей-инвалидов трудно определить. Поэтому, учитывая вышеупомянутые факторы, детям-инвалидам может быть оказана недостаточно квалифицированная помощь, либо возможен недостаток оказанных услуг из-за отсутствия специалистов.

Другим значимым направлением, в котором на данный момент имеются нестыковки, является применение информационных технологий в процессе организации реабилитации детей-инвалидов. Существует Федеральный реестр инвалидов, в котором учитываются инвалиды (в том числе дети-инвалиды), приводится информация о группах инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, трудоспособности, мероприятиях, выплатах и иных сведениях. При этом отсутствует возможность отслеживать получение помощи в реабилитации, востребованные услуги, данные о реабилитационном потенциале и многое другое.

Отсутствуют услуги, способствующие сопровождению инвалидов, что снижает эффективность оказываемых услуг, страдает адресный подход к каждому ребенку-инвалиду. С другой стороны, наблюдается задержка развития в рамках интеграции детей-инвалидов в общество, что обусловлено отсутствием более совершенных форм сопровождения [2].

Жизнь ребенка-инвалида значительно зависит от места проживания, организации процесса реабилитации. Поэтому так важно создавать необходимую реабилитационную среду, которая бы находилась в шаговой доступности.

Первичная профилактика детей-инвалидов в нашей стране развита, но при этом оказание помощи данной категории детей и их семьям недостаточно отрегулировано, присутствуют проблемы последовательности оказания помощи. Определение механизмов и инструментов в данной области будет содействовать положительным изменениям в систематичной реабилитации детей-инвалидов [3].

В качестве решения данных проблем в России предлагаем следующие пункты:

  1. Разрабатывать и приводить в исполнение различные законодательные акты и иные документы, которые способствуют регулированию процесса реабилитации детей-инвалидов. В это входит: внесение конкретики в понятия и положения о детях-инвалидах; расширение обещанного перечня услуг по всем направлениям комплексной реабилитации; создание более «прозрачной» и «прямой» формы обязательного финансирования нужд детей-инвалидов; разработка и реализация на законодательном уровне положений, связанных с первичной профилактикой детей-инвалидов, а также оказания помощи семьям, совершенствование системы сопровождения.
  2. Повышение эффективности организации и методического обеспечения комплексной реабилитации детей инвалидов. Это проявится в: популяризации опыта работы с детьми-инвалидами между специалистами, а также вынесение краткой информации в общество; совершенствование системы обучения и аттестации специалистов, задействованных в комплексной реабилитации; сетевое взаимодействие реабилитационных центров по всей стране; расширение штата специалистов с опытом, которые могут работать с необходимыми технологиями и осуществлять своевременную помощь; согласование межведомственного взаимодействия на всех этапах реабилитации детей-инвалидов; обеспечение условий для доступности получения помощи всем детям-инвалидам, максимально близко к месту жительства; организация грамотной информационной поддержи родителей для оказания помощи семье и ребенку-инвалиду.
  3. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров, задействованных в комплексной реабилитации детей-инвалидов. Реализуемо в ряде мероприятий: поддержка научных исследований на данную тему; разработка и внедрение методов работы с детьми-инвалидами по вопросам реабилитации; переоценка зарубежного опыта и внедрение адаптированном виде новых подходов к оказанию помощи; расширить возможности обязательной подготовки специалистов по комплексной реабилитации на базе учебных заведений; организовывать специальную профессиональную переподготовку специалистов по реабилитации детей-инвалидов.
  4. Развитие системы при которой будут реализованы информационные технологии, способствующие мониторингу, преемственности, единой системе данных о детях-инвалидах и квалифицированных специалистах, оказывающих им помощь.

Одними из наиболее значимых направлений в реабилитации детей-инвалидов в России являются:

— повышение эффективности комплексной реабилитации;

— организация системной помощи детям-инвалидам и их семьям;

— обеспечение возможностей для использования разных инновационных форм сопровождения детей-инвалидов и членов их семей, а также их включение в реабилитационный процесс;

— развитие информационного просвещения родителей детей-инвалидов и расширение адаптационных возможностей при включении в социум.

Учитывая все вышеназванные предложения имеющиеся проблемы, актуальные для России в вопросах реабилитации детей-инвалидов будут частично разрешены, а риски возникновения беззакония и отсутствия поддержки сведены к минимуму.

Литература:

  1. День инвалидов. — URL: http://library.kspu.ru/jirbis2/images/Vistavki/2020/Den-invalidov.pdf (дата обращения: 06.10.2022)
  2. Положение инвалидов. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 06.10.2022)
  3. Сабанов, З. М. Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации /М. Сабанов // Общество и право. — 2016. — № 3. — С. 217–221.
  4. Сычёва Н. В. Актуальные вопросы системы социальной реабилитации детей-инвалидов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sistemy-sotsialnoy-reabilitatsii-detey-invalidov (дата обращения: 13.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): реабилитация детей-инвалидов, комплексная реабилитация, оказание помощи, комплексная реабилитация детей-инвалидов, Россия, единая система, индивидуальная программа реабилитации, медико-социальная экспертиза, межведомственное взаимодействие, первичная профилактика детей-инвалидов.


Ключевые слова

реабилитация детей-инвалидов, МСЭ, ИПРА, «доступная среда», трудности реабилитации детей-инвалидов, комплексная реабилитация детей-инвалидов, совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов

Похожие статьи

Оказание комплексной помощи детям-инвалидам

Психологическая помощь детям-инвалидам позволяет им оптимально организовывать

Психологического сопровождения семьи, воспитывающего ребенка инвалида.

Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Каралева Г. Н. «Социальное обслуживание семьи и детей в России».

Сестринская деятельность на всех этапах комплексной...

Сложные анатомические и функциональные нарушения деятельности органов и систем ребенка приводят к социальной дезадаптации и инвалидности [19]. На рис. 1 показана тенденция к увеличению численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России с 2010 г. по 2015 г.

Перспективные направления реорганизации системы... | «Молодой

реабилитации инвалидов (требует интеграции усилий органов занятости, социальной защиты населения

создание единой региональной базы данных получателей социальной помощи, в которую

Построение комплексной системы мониторинга в отрасли социальной защиты населения

Возможно введение пособия для целевых групп: детей-инвалидов, детей, у...

Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской...

– информационное, правовое и методическое обеспечение системы реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Рис. 7. Удельный вес частичной и полной реабилитации инвалидов в возрасте 18 лет и старше.

– оказана материальная помощь 14 инвалидам по зрению, в т. ч. с 13 сопровождающими

В 2015 года введены новые меры социальной поддержки инвалидов

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

Ключевые слова: права детей-инвалидов, социальная адаптация, социальная помощь.

Так задачей программы «Дети России» стало формирование условий для жизни детей, гарантия

Оказание социальной помощи инвалидам | Статья в журнале...

В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5–2,5 до 4,5 % детского населения.

МСЭ при детском церебральном параличе | Статья в журнале...

Рис. 1. Уровень первичной инвалидности вследствие болезней нервной системы у детей в Липецкой

Выраженные нарушения выявлены у 28,8 % детей-инвалидов, этот показатель выше у сельских детей

Гольблат Ю. В. Медико-социальная реабилитация в неврологии.

Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

В центре реабилитации детей с врожденными патологиями накоплен большой опыт оказания системной и этапной помощи детям с ВРГН [12].

Степанова Ю. В., Цыплакова М. С. Основные направления в комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав...

Ключевые слова: инвалиды, инвалидность, законодательное обеспечение прав инвалидов

Конституционно-правовой статус инвалидов − это система прав, свобод и обязанностей

РФ; инвалиды 1 и 2 группы; пенсионеры; ветераны ВОВ; дети-инвалиды, дети-сироты, дети

В этих условиях необходима четкая программа развития социальной защиты инвалидов с...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей...

Стационарное отделение предусматривает комплексную реабилитацию детей школьного

Отделение медико-социальной реабилитации предоставляет: 9 видов лицензированных

18. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья.

Проблемы социальной защиты инвалидов в современном...

– создание системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов, детей-инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе; – обеспечение последовательного улучшения качества жизни инвалидов, детей-инвалидов и повышение...

Похожие статьи

Оказание комплексной помощи детям-инвалидам

Психологическая помощь детям-инвалидам позволяет им оптимально организовывать

Психологического сопровождения семьи, воспитывающего ребенка инвалида.

Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Каралева Г. Н. «Социальное обслуживание семьи и детей в России».

Сестринская деятельность на всех этапах комплексной...

Сложные анатомические и функциональные нарушения деятельности органов и систем ребенка приводят к социальной дезадаптации и инвалидности [19]. На рис. 1 показана тенденция к увеличению численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России с 2010 г. по 2015 г.

Перспективные направления реорганизации системы... | «Молодой

реабилитации инвалидов (требует интеграции усилий органов занятости, социальной защиты населения

создание единой региональной базы данных получателей социальной помощи, в которую

Построение комплексной системы мониторинга в отрасли социальной защиты населения

Возможно введение пособия для целевых групп: детей-инвалидов, детей, у...

Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской...

– информационное, правовое и методическое обеспечение системы реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Рис. 7. Удельный вес частичной и полной реабилитации инвалидов в возрасте 18 лет и старше.

– оказана материальная помощь 14 инвалидам по зрению, в т. ч. с 13 сопровождающими

В 2015 года введены новые меры социальной поддержки инвалидов

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

Ключевые слова: права детей-инвалидов, социальная адаптация, социальная помощь.

Так задачей программы «Дети России» стало формирование условий для жизни детей, гарантия

Оказание социальной помощи инвалидам | Статья в журнале...

В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5–2,5 до 4,5 % детского населения.

МСЭ при детском церебральном параличе | Статья в журнале...

Рис. 1. Уровень первичной инвалидности вследствие болезней нервной системы у детей в Липецкой

Выраженные нарушения выявлены у 28,8 % детей-инвалидов, этот показатель выше у сельских детей

Гольблат Ю. В. Медико-социальная реабилитация в неврологии.

Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Логопедия как часть комплексной реабилитации детей...

В центре реабилитации детей с врожденными патологиями накоплен большой опыт оказания системной и этапной помощи детям с ВРГН [12].

Степанова Ю. В., Цыплакова М. С. Основные направления в комплексной реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав...

Ключевые слова: инвалиды, инвалидность, законодательное обеспечение прав инвалидов

Конституционно-правовой статус инвалидов − это система прав, свобод и обязанностей

РФ; инвалиды 1 и 2 группы; пенсионеры; ветераны ВОВ; дети-инвалиды, дети-сироты, дети

В этих условиях необходима четкая программа развития социальной защиты инвалидов с...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей...

Стационарное отделение предусматривает комплексную реабилитацию детей школьного

Отделение медико-социальной реабилитации предоставляет: 9 видов лицензированных

18. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья.

Проблемы социальной защиты инвалидов в современном...

– создание системы, обеспечивающей комплексную реабилитацию инвалидов, детей-инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе; – обеспечение последовательного улучшения качества жизни инвалидов, детей-инвалидов и повышение...

Задать вопрос