Понимание специфики ранней профориентации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Понимание специфики ранней профориентации / С. П. Разумовская, А. В. Скрипникова, Е. Е. Шатохина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97179/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова : мир профессий, ранняя профориентация, ребенок, дошкольный возраст, профессиональная ориентация, дошкольное образование.

От правильного выбора профессии выигрывает как общество (получает целенаправленного общественно полезного гражданина), так и личность, которая испытывает удовольствие от работы и имеет широкие возможности для самореализации. В связи с этим особенно актуальным становится приобретение детьми адекватных представлений и знаний о современной профессиональной деятельности, формирование у них психологической готовности к выбору будущей профессии и трудовой деятельности.

Н. С. Пряжников отмечает, что: «Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда к непосредственному выбору профессии остается еще много лет. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий)». Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, (п. 1.1). В данном Постановлении указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача — осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Формирование представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников и младших школьников.

Прежде всего, это проектный подход, позволяющий достичь прозрачных и конкретных результатов от проделанной работы ребенком. Это использование современных ИКТ — технологий. Учитывая особенности современных детей, предпочитающих быстрое получение информации, отличающихся «клиповостью» восприятия, следует использовать мобильность информирования. Видеофильмы, мультимедийные презентации, электронные альбомы, виртуальные «путешествия» в мир профессий позволят сделать профориентационный процесс информационно емким, зрелищным, комфортным (в условиях дистанционного обучения как наиболее приемлемые). А использование игрового метода и ведущего вида деятельности старшего дошкольника позволит «прожить» полученные ими представления в сюжетно- ролевых играх с использованием современных игровых технологий и современной развивающей среды (например, LEGO –центры).

Проанализировав комплексные и парциальные программы, рекомендованные ФИРО РАНХиГС, при всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливает на более полное использование возможностей современных форм и методов для формирования у детей представлений о мире профессий, тем более с учетом социально-экономической ситуацией в мире (пандемия). Таким образом, в современной педагогической практике сложились явные противоречия:

– между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработкой научно- методических основ ее проектирования и средств реализации;

– между наличием большого спектра комплексных программ и узким содержанием учебного материала, направленного только на микросоциум дошкольника (его ближайшее окружение);

– между низким уровнем мотивации родителей детей в вопросах создания педагогических условий в семье, направленных на развитие у детей представлений о мире профессий за пределами семьи, города и региона и формированием интереса и представлений детей о широком спектре профессий, расширяющих его информационный диапазон, выходя за пределы микросоциума;

– между наличием множества современных педагогических и ИКТ — технологий, используемых в ДОО при обучении дошкольников и недостаточным их использованием при ознакомлении с миром профессий.

Результаты педагогического мониторинга, анкетирования родителей обучающихся, выявленные противоречия легли в основу углубленного изучения проблемы формирования у дошкольников предпосылок ранней профориентации и поиска наиболее эффективных технологий и форм, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений.

Педагоги до сих пор испытывают трудности в определении базовых категорий и принципов профориентационной работы, отборе содержания образования для детей дошкольного возраста, проектировании профориентационной среды, что обусловлено, прежде всего, различным пониманием специфики ранней профориентации на ступени дошкольного образования [9].

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (п. 1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации [12]. Однако, стоит говорить о ранней профориентации не как о раннем профессиональном выборе, а как о формировании у ребёнка ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит ему вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Педагогический мониторинг, проведенный в 2019 году в параллельных группах среднего дошкольного возраста (педагоги в этот период взаимодействовали с детьми 4–5 лет, показал, что 72 % дошкольников имеют достаточные представления о профессии своих родителей. Однако, из них (72 %) 45 % не могут уверенно перечислить их трудовые функции (что конкретно выполняют на работе), а 31 % из них же называют 1–2 орудия труда и не более.

Из оставшихся 28 % опрошенных детей на вопрос о том, где и кем работают их родители ответили: «Они просто работают», «Мама работает домохозяйкой», «Мама не говорила, папа тоже не говорил». Ответы детей позволили сделать вывод о том, что родители выполняют свои профессиональные обязанности, часто находясь дома: «готовятся к работе», «у них много бумаг и делают всё в ней». Причем, в условиях пандемии большинство родителей с 2020 года работали(ют) дистанционно в домашних условиях, что более 60 % детей «сбивает с толку», привыкших, что ранее родители «работали», если туда «ходили» (ездили) и находились там (на работе) весь день.

Если дети знают профессии своих родителей (72 %), то профессии не встречающиеся, например, в Белгородской области в силу географических, климатических и экономических особенностей и обстоятельств, около 80 % детям не знакомы вообще (например, инженер-кораблестроитель (в Крыму, в Мурманске), ихтиолог-рыбовод и маркшейдер (очень востребованы на Дальнем Востоке и другие). Данный факт не позволяет в полной мере сформировать у старшего дошкольника широкий спектр представлений о мире профессий, что снижает его «кругозор представлений» в части формирования ценностно- смысловой компетенции о нем.

В этот же период проведено анкетирование родителей на предмет создания воспитательных условий в семье, способствующих формированию представлений у детей о мире профессий, выходящих за рамки профессий родителей, города и региона. Из 52 (100 %) родителей, имеющих детей 4–5 лет, 86 % знакомят детей со своей профессией и профессиями города. Причем из них (из 86 %) 66 % считают, что с профессиями редкими и не встречающимися в регионе детей знакомить «еще рано» и «нет в этом особой надобности», «все впереди», «в школе узнают».

Особенностью ознакомления детей с профессиями является то, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому целесообразно использование таких подходов, методов и технологий, которые позволят существенно повысить вариативность и наглядность предметного пространства и обеспечить оперативность обратной связи.

Литература:

  1. Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Антонова // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 2. — С. 93–96.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития человека. [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Смысл; Эксмо, 2004. –1136 с.
  3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. — М., 1998. — 156 с.
  4. Комарова, Т. С. Информационно — коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. С. Комарова. — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 170 с.
  5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во Николаев, 2004.
  6. Корнилова М. Н., Николаева А. В. Изучение проблемы ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста// Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 4–1. — С. 87–90; URL: https://science- pedagogy.ru/ru/article/view?id=2070 (дата обращения: 24.12.2020).
  7. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: система работы с детьми 3–7 лет [Текст] / Л. В. Куцакова. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 127 с.
  8. Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т. А. Шорыгина. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — С. 54–56. 30.
  9. Хаймовская Н. А., Бочарова А. Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. C. 105–113. doi: 10.17759/psyedu.2016080110
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. No 1155, 2013. –22 с.2.
  11. Профессия // Большой энциклопедический словарь.
  12. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие — Самара: Изд-во ЦПО, 2013. — 45 с.
  13. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) — Пятое издание. — Project Management Institute, Inc., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): мир профессий, ранняя профориентация, ребенок, дошкольный возраст, профессиональная ориентация, дошкольное образование, LEGO, педагогический мониторинг, ребенок представлений, старший дошкольник.


Похожие статьи

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным

Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в педагогике.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим.

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Мотренко, Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

– сценарии образовательных мероприятий с детьми дошкольного возраста

Изд.:Центр педагогического образования. 2014. С.32. Шорыгина Т. А. Профессии.

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей...»

Нами была подготовлена проективная методика «Выбор будущей профессии», направленная на выявление профессиональных предпочтений детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). За основу была взята методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии».

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников...

Описана модель ранней профессиональной ориентации в ДОО.

Ключевые слова: дошкольники, профессиональная ориентация, модель, педагоги.

Рис. 1. Модель ранней профессиональной ориентации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Кузнецова, Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети дошкольного возраста часто выбирают роль, связанную с той или иной профессией.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. профессия, ребенок

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

мир профессий, ребенок, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст...

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов...

Современное общество активно обсуждает проблему безопасности детей на дорогах.

Конструктор ЛЕГО является уникальным явлением в мире игр детей, позволяющим всем общаться на

Следующий период охватывал возрастную категорию дошкольников средней группы.

Следующий этап охватывает возрастную категорию дошкольников старшей группы.

Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация...

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет

40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между

8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного...

Формирование профессиональной ориентации у детей...

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная...

Похожие статьи

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным

Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в педагогике.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим.

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Мотренко, Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

– сценарии образовательных мероприятий с детьми дошкольного возраста

Изд.:Центр педагогического образования. 2014. С.32. Шорыгина Т. А. Профессии.

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей...»

Нами была подготовлена проективная методика «Выбор будущей профессии», направленная на выявление профессиональных предпочтений детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). За основу была взята методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии».

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников...

Описана модель ранней профессиональной ориентации в ДОО.

Ключевые слова: дошкольники, профессиональная ориентация, модель, педагоги.

Рис. 1. Модель ранней профессиональной ориентации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Кузнецова, Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети дошкольного возраста часто выбирают роль, связанную с той или иной профессией.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. профессия, ребенок

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

мир профессий, ребенок, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст...

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов...

Современное общество активно обсуждает проблему безопасности детей на дорогах.

Конструктор ЛЕГО является уникальным явлением в мире игр детей, позволяющим всем общаться на

Следующий период охватывал возрастную категорию дошкольников средней группы.

Следующий этап охватывает возрастную категорию дошкольников старшей группы.

Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация...

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет

40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между

8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного...

Формирование профессиональной ориентации у детей...

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная...

Задать вопрос