Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Рудакова, Н. П. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н. П. Рудакова, Д. Т. Авдоян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97164/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа, онтогенез, развитие речи, логопедическая диагностика.

Речь является высшей единицей психической деятельности, основным коммуникативным средством общения, говорение, облечённое в звуковую или письменную форму. Речь формируется с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой культуры.

Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка. Развитие детской речи также подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, и особенно при исправлении их «речевых ошибок».

Наиболее общим является выделение в речевом онтогенезе двух возрастных этапов, это первый год жизни (голосовые реакции, вокализации) и жесты, в дальнейшем, после появления первых слов и развития грамматики — собственно языковые средства [3].

Согласно Г. Л. Розенгард-Пупко формирование речи происходит в 2 этапах: до 2-х лет — подготовительный и от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи [4].

В исследованиях И. Н. Горелова, рассматривается соотношение интеллектуального и речевого развития ребенка, выделяется шесть речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста:

1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5–7 мес.)

2) первые слова — предложения (9–12 мес.)

3) первые предложения (к двум годам)

4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам)

5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам)

6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова (к семи годам) [1].

Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1) Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3) Дети с нарушением речи (логопаты);

4) Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5) Дети с умственной отсталостью;

6) Дети с задержкой психического развития;

7) Дети с нарушением поведения и общения;

8) Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [2].

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы, что непосредственно сказывается на овладении речью. Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5–6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении.

Цель нашего констатирующего исследования заключалась в диагностике уровня сформированности речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальную группу составили десять детей. Пять из них с заключением ПМПК «задержка психического развития», три ребенка с заключением ПМПК «ранний детский аутизм», один ребенок с синдромом Дауна и один ребенок с диагнозом ДЦП. Возраст детей варьируется от 5 до 7 лет.

Для оценки уровня сформированности речи детей с ОВЗ проводилась логопедическая диагностика, которая включала в себя пять этапов обследования:

1) I этап. Ориентировочный.

2) II этап. Диагностический.

3) III этап. Аналитический.

4) IV этап. Прогностический.

5) V этап. Информирование родителей.

Диагностика направлена на оценку сформированности всех сторон речи: произносительная сторона; фонематические процессы; слоговая структура слова; грамматический строй речи; лексика; связная речь. Диагностика проводилась на предложенном стимульном материале. Оценка осуществлялась в соответствии с нормативными показателями речевого развития детей 5–7 лет. После проведения обследования мы выяснили, что у одного ребенка очень низкий уровень развития речи, у четверых детей низкий уровень, у троих детей средний уровень и у двоих детей уровень развития речи выше среднего.

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ должна учитывать их психологические особенности и проводиться с опорой на сохранные звенья, учитывать структуру речевого дефекта. В связи с этим особую значимость приобретает дифференцированный подход к коррекции нарушений речевого развития, учитывающий психологические особенности детей с ОВЗ, неоднородность симптомов, механизмов и структуры речевого дефекта у этой категории детей.

Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ включает в себя:

— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

— развитие просодической стороны речи

— коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;

— коррекцию и развитие артикуляционной моторики;

— коррекцию звукопроизношения;

— коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи.

Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:

— Работа над речевой системой в целом

— Максимальное использование сохранных анализаторов

— Частый повтор упражнений с элементами новизны

— Частая смена видов деятельности

— Постепенное усложнение заданий и речевого материала

— Конкретность и доступность заданий

— Умеренный темп работы

— Постоянное поддержание интереса к занятиям

— Использование различных образовательных технологий

Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.

Таким образом, мы видим, что данная проблема актуальна и привлекает большой интерес различных ученых, невропатологов, психологов, дефектологов и логопедов. Грамотная, комплексная логопедическая работа важный аспект в коррекции различных речевых расстройств у детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Горелов, И. Н. Избранные труды по психолингвистике/ И. Н. Горелов// Лабиринт — 2003г. — 320с.
  2. Лапшин, В.А., Пузанов, Б. П. Основы дефектологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ В. А. Лапшин// — М.: Просвещение, 1991г. — 143с.
  3. Лепская, Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации/ Н. И. Лепская// М. — 1997г. — 58с.
  4. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста/ Г. Л. Розенгарт-Пупко// Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963г. — 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, развитие, этап, коррекционно-логопедическая работа, логопедическая диагностика, логопедическая работа, психическая деятельность, психическое развитие, речевой дефект.


Ключевые слова

онтогенез, развитие речи, дети с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа, логопедическая диагностика

Похожие статьи

Алалия. Основные направления и содержание...

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими.

Нарушения речи отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка и

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а

Моторная алалия (экспрессивная) не просто временная задержка речевого развития.

Система логопедической работы по преодолению задержки...

Коррекционно-развивающая работа в рамках данного этапа направлена на стимуляцию речевого развития ребёнка, на создание предпосылок формирования речевой деятельности и включает пять блоков. Развитие понимания речи без самостоятельной вербализации.

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного...

Логопедическая работа с детьми ОНР I уровня, ввиду практически полного отсутствия

При ОНР II уровня, коррекционная работа строится на основе развития понимания речи

Коррекционная работа делится на два взаимосвязанных этапа: диагностику речевого

Медведова Е. Ю. Коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных...

Диагностические средства оценки логопедического...

Диагностические средства оценки логопедического сопровождения детей с ОВЗ в школе.

Задача логопедического сопровождения — устранить речевые дефекты и развить устную и

Коррекционно-логопедическая работа с применением бланковых методик способствует.

Письменная речь — сложная психическая деятельность. Для того чтобы пользоваться.

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста...

Дети с задержкой психического развития (особенно относительно раннего возраста) плохо подражают действиям

5) Развитие речевого дыхания. 6) Развитие мелкой моторики.

На начальном этапе ребенка обучают выполнению нескольких простых инструкций педагога.

Для развития речевого дыхания, увеличения объема выдоха проводится следующая работа.

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной...

Но для этого необходимо знать суть коррекционно-воспитательной работы, условия и

Поэтому можно отметить ряд принципов в системе организации работы с детьми [5, с. 113]

Итак, речь с другими сторонами психического развития связуется дифференцированно и

Этот принцип описывает организацию логопедической работы, которая проходит с учетом...

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой...

Ключевые слова: нарушения речи, психическое развитие, речевые расстройства.

А. Р. Ибрагимова рассматривает развитие речи у детей дошкольного возраста с задержкой

Из этого следует, что коррекционно-логопедическое влияние при ЗПР носит системный и

Ибрагимова А. Р. Развитие речи у дошкольников с задержкой психического развития...

Задержка речевого развития детей младшего дошкольного...

Ключевые слова: задержка речевого развития, логопедия, психология, ранний возраст.

Задержка речевого развития — достаточно распространённое среди детей раннего возраста явление.

При диагностике задержки речевого развития следует придерживаться определенных критериев, которые

Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб.

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений...

...разного рода проблемы в развитии речи и проблемы психического развития современных детей.

Логопедическая помощь по профилактике речевых нарушений детей дошкольного и младшего

внимания, развитие мышления. Такая деятельность способствует развитию

в коррекционно-развивающих занятиях, развивать творческую деятельность детей и их...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

3 ЭТАП. Коррекционно-логопедическая работа сдетьми.

В ходе Iэтапа логопедической работы решаются следующие задачи

Похожие статьи

Алалия. Основные направления и содержание...

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими.

Нарушения речи отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка и

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а

Моторная алалия (экспрессивная) не просто временная задержка речевого развития.

Система логопедической работы по преодолению задержки...

Коррекционно-развивающая работа в рамках данного этапа направлена на стимуляцию речевого развития ребёнка, на создание предпосылок формирования речевой деятельности и включает пять блоков. Развитие понимания речи без самостоятельной вербализации.

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного...

Логопедическая работа с детьми ОНР I уровня, ввиду практически полного отсутствия

При ОНР II уровня, коррекционная работа строится на основе развития понимания речи

Коррекционная работа делится на два взаимосвязанных этапа: диагностику речевого

Медведова Е. Ю. Коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных...

Диагностические средства оценки логопедического...

Диагностические средства оценки логопедического сопровождения детей с ОВЗ в школе.

Задача логопедического сопровождения — устранить речевые дефекты и развить устную и

Коррекционно-логопедическая работа с применением бланковых методик способствует.

Письменная речь — сложная психическая деятельность. Для того чтобы пользоваться.

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста...

Дети с задержкой психического развития (особенно относительно раннего возраста) плохо подражают действиям

5) Развитие речевого дыхания. 6) Развитие мелкой моторики.

На начальном этапе ребенка обучают выполнению нескольких простых инструкций педагога.

Для развития речевого дыхания, увеличения объема выдоха проводится следующая работа.

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной...

Но для этого необходимо знать суть коррекционно-воспитательной работы, условия и

Поэтому можно отметить ряд принципов в системе организации работы с детьми [5, с. 113]

Итак, речь с другими сторонами психического развития связуется дифференцированно и

Этот принцип описывает организацию логопедической работы, которая проходит с учетом...

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой...

Ключевые слова: нарушения речи, психическое развитие, речевые расстройства.

А. Р. Ибрагимова рассматривает развитие речи у детей дошкольного возраста с задержкой

Из этого следует, что коррекционно-логопедическое влияние при ЗПР носит системный и

Ибрагимова А. Р. Развитие речи у дошкольников с задержкой психического развития...

Задержка речевого развития детей младшего дошкольного...

Ключевые слова: задержка речевого развития, логопедия, психология, ранний возраст.

Задержка речевого развития — достаточно распространённое среди детей раннего возраста явление.

При диагностике задержки речевого развития следует придерживаться определенных критериев, которые

Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб.

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений...

...разного рода проблемы в развитии речи и проблемы психического развития современных детей.

Логопедическая помощь по профилактике речевых нарушений детей дошкольного и младшего

внимания, развитие мышления. Такая деятельность способствует развитию

в коррекционно-развивающих занятиях, развивать творческую деятельность детей и их...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу

Коррекционно-логопедическая работа с детьми: подгрупповая, индивидуальная.

3 ЭТАП. Коррекционно-логопедическая работа сдетьми.

В ходе Iэтапа логопедической работы решаются следующие задачи

Задать вопрос