Психологический феномен межличностных потребностей индивидуума | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Емельчев, С. С. Психологический феномен межличностных потребностей индивидуума / С. С. Емельчев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 483-486. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97161/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье описывается феномен межличностных потребностей, а также его составляющие — потребность во включенности, в аффекте и в аффилиации, а также раскрывается характеристика социального поведения людей, формируемое в зависимости от степени описываемых потребностей.

Ключевые слова : межличностная потребность, включенность, аффект, аффилиация, взаимодействие, социальная ориентация, совместимость.

The article describes the phenomenon of interpersonal needs, as well as its components — the need for inclusion, affect and affiliation, and also reveals the characteristics of people's social behavior, which is formed depending on the degree of described needs.

Keywords : interpersonal need, inclusion, affect, affiliation, interaction, social orientation, compatibility.

Социальная направленность человека рождает социальные потребности, межличностная потребность — это потребность человека, заключающаяся в необходимости установить удовлетворяющие его отношения с другими людьми.

Теорию, выделяющую и объясняющую данную потребность предложил В. Шутц, который разрабатывал её в 50–60-е годы ХХ века. В этой теории основной акцент делается на индивидуальные особенности человека, который использует характерный метод социальной ориентации по отношению к лицам, с которыми он взаимодействует, и эта ориентация определяет его межличностное взаимодействие.

Основным термином представленной теории явился термин «потребность». В. Шутцем «потребность» определяется как «некоторое нереализованное человеком условие или ситуация, ведущие к нежелательным для него последствиям» [1].

Теорию Шутца можно представить в положениях, которые имеют свою теоретическую основу, таких положений четыре.

Первое положение выделяет три межличностные потребности, которые присутствуют у всех людей: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Если сравнивать межличностные потребности с физиологическими, то они также требуют удовлетворения, но это можно сделать лишь во взаимодействии с социальным окружением личности.

Важна также мера удовлетворения. Если человек не полностью реализует свою потребность или получает ее в избытке, то психическое расстройство может быть результатом нарушения этого баланса, также как болезнь может быть последствием неадекватного удовлетворения биологических потребностей.

Нарушение потребностей не сразу приводят к негативным последствиям, так как человек способен к адаптации на какой-то период времени. Какие способы адаптации сформировались у ребенка в детстве как ответ на дефициты межличностных потребностей, так и будет, чаще всего, человек во взрослом возрасте ориентироваться в межличностных отношениях с социальным окружением.

Второе положение вытекает из первого, как положение «относительной преемственности и непрерывности», которое говорит об определяющей роли детского опыта в развитии личности и применении этого опыта во взрослом возрасте. Чаще всего опыт отношений с родителями или другими значимыми взрослыми, который переносится на другие межличностные контакты, в которых человек ощущает себя в позиции ребенка по отношению к родителям, или наоборот, с позиции родителя к ребенку.

В своей теории В. Шутц описывает главные межличностные потребности — включения, контроля и любви. Включение он понимает, как потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, т. е. как потребность быть включенным в группу [4].

Шутц утверждает, что в зависимости от степени удовлетворения потребности включения в детстве взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению недостаточно социального (undersocial) поведения, сверхсоциального (oversocial) или социального (social) поведения.

Недостаточно социальное поведение имеет своей причиной недостаток включенности ребенка в структуру семьи, второй — опытом чрезмерного включения в нее, а третий тип соответствует адекватной интеграции. Первый тип характеризуется тенденцией к интраверсии, тревожности, уходу от взаимодействия, к сохранению дистанции между собой и другими. Человеку второго, сверхсоциального типа, напротив, свойственно находиться постоянно в поиске контактов. Он шумный, требует внимания, навязывает себя группе, но может войти в группу, используя и более тонкие приемы, например, демонстрируя знание и умение. Третий, социальный тип, по мнению В. Шутца, — беспроблемный в межличностных отношениях. Ему комфортно выстраивать взаимоотношения с другими, но и без общения ему тоже хорошо. У него нет сомнения в своей ценности как партнера по общению.

Межличностная потребность в контроле имеет отношение к так называемому аспекту власти в межличностных отношениях. Такой человек будет демонстрировать диапазон поведения от слишком большой дисциплинированности — до отрицания дисциплины вообще. В. Шутц выделяет три типа поведения индивида в сфере контроля, обозначая их как «отказывающееся», «автократическое» и «демократическое». Первый тип отличается тенденцией к смирению и покорности. «Автократ» характеризуется тенденцией доминировать над другими. «Демократ» является идеальным типом, успешно решая проблемы межличностных отношений в сфере контроля. Он чувствует себя комфортно и в позиции подчиненного, и в позиции доминирования. В. Шутц предположил, что в случае развития патологии в сфере контроля она связана с типичным психопатическим поведением, которое отличается отказом следовать социальным нормам и уважать права других.

Наконец, третья межличностная потребность — «это потребность построения тесных эмоциональных связей в отношениях с другими. Она определяется как потребность нравиться и быть любимым. Выражения потребности любви могут быть позитивными (от аттракции до любви) либо негативными (от легкого неодобрения до ненависти). Соответственно В. Шутц выделяет три типа межличностного поведения: недостаточно личностное (underpersonal) или сверхличностное (overpersonal) поведение, тогда как идеальные отношения в этой сфере приводят результате к личностному (personal) поведению. В первом случае человек имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений. По мнению В. Шутца, основой подобного поведения являются тревога, глубокая озабоченность личности по поводу того, может ли она вызвать истинное расположение к себе, любовь» [4].

При сверхличностном типе поведения, наоборот, человек желает тесных эмоциональных связей и пытается строить именно такие эмоциональные отношения. И первый и второй тип, поведения, по мнению Шутца, имеет одну и ту же тенденцию, в её основе лежит сильная потребность в любви, но при этом испытывают много страха и тревоги быть отвергнутыми объектом любви [1].

Личностный тип поведения характеризуется тем, что человеку вполне комфортно находиться как в близких отношениях, так и в отношениях на расстоянии. У него нет сомнений в своей ценности, а следовательно, нет препятствий в выстраивании близких отношений. В. Шутц предположил, что неврозы — это форма патологии, связанная как раз с характером удовлетворения межличностной потребности в любви.

Третье положение описывает феномен совместимости в межличностных отношениях. О совместимости возможно говорить если два человека могут успешно осуществлять совместную деятельность. В. Шутц предположил три возможных типа совместимости и разработал пути их измерения.

В основу выделения типов положено соотнесение выражаемого (демонстрируемого) личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей.

Первый тип совместимости В. Шутц называет совместимостью, основанной на взаимном обмене. Максимум такой совместимости имеет место, когда сумма выражаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой личности. А несовместимы две личности оказываются в той мере, в которой они различаются в отношении этой суммы соответственно в области каждой из трех межличностных потребностей.

Второй тип — инициирующая совместимость — обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. Положительная реализация этого типа возможна, если каждая из сторон, вступающих во взаимодействие, удовлетворена той ролью, которая ей отводится, например, один желает руководить, а другой подчиняться.

Реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей. В. Шутц специально разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять шестнадцать индексов совместимости. Им сформулировано девять теорем совместимости.

Четвертое положение рассматриваемой теории касается группового развития. В. Шутц полагает, что каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви.

Необходимо упомянуть о потребности, связанной с межличностными отношениями (потребностями в любви по Шутцу) — аффилиации.

В психологии аффилиация (аффилиация, англ. affiliation — «соединение, связь» от позднелатинского filialis — «сыновний») — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это попадает под понятие аффилиация.

Генри Мюррей в 1938 году описывал мотив (потребность) аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [5].

В аффилиации выделяют две стороны, одна из которых связана со стремлением к принятию — позитивная сторона аффилиации, или, собственно, аффилиация, а другая — со страхом отвержения — негативная сторона аффилиации [2]. Причем основой этой потребности считается страх отвержения.

Это утверждение подтверждается наблюдениями, которые говорят, что аффилиация выражена у взрослого человека сильнее, если мать, по ее утверждению, не всегда реагировала на его плач, когда он был ребенком [3]. Степень выраженности потребности в аффилиации у того или иного человека также, как и описанные выше потребности, в значительной мере определяет тип его межличностного поведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у человека существуют определенные межличностные потребности: потребность во включенности, в аффекте и в аффилиации. Реализация данных потребностей во многом определяется личностными особенностями и прошлым опытом и влияет на его социальное взаимодействие.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология 20 столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. — Москва: Аспект Пресс, 2009. — 286 с.
  2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 576 с.
  3. Макклеланд Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 672 с.
  4. Финькевич Л. В. Психодиагностика межличностного взаимодействия: практикум / Л. В. Финькевич. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. — 43 с.
  5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 860 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, отношение, межличностная потребность, любовь, сфера контроля, тип, взрослый возраст, взрослый человек, межличностное поведение, социальная ориентация.


Ключевые слова

взаимодействие, аффилиация, аффект, межличностная потребность, включенность, социальная ориентация, совместимость

Похожие статьи

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

Рис.1. Сферы личности. Три сферы развития взрослых людей связаны в систему

Эти взаимодействия происходят в широком культурном и социальном контексте.

Будучи родителем, любите своего ребенка безусловно, независимо от его поведения.

Все аспекты личности переплетены в объяснении, даваемом Маслоу состояниям человека.

Подходы к определению критериев зрелости личности

Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека.

потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности [1, с. 48].

гармоничные отношения с собой, принятие и понимание себя.

позитивные межличностные отношения — умение строить межличностные отношения.

Особенности смысложизненных ориентаций...

З. Фрейд прежде всего в смысле жизни выделяет любовь — возможность любить и быть

работать в образовательных учреждениях, в медицинских учреждениях и т. д., будет работать с детьми и взрослыми.

Эта группа людей проявляет проницательность по отношению к окружающими.

Выбор смысложизненных ориентаций имеет связь с возрастом человека.

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Социальная психология особую популярность получила в середины XX в.

В. Н. Куницына выделяет компоненты, которые присущи межличностным отношениям

Все это зависит от коммуникативных потребностей людей. Что они хотят реализовать в браке.

Следует отметить, что у женщин спектр в удовлетворении коммуникативных потребностей намного...

Интимно-личностный аспект в межполовых отношениях молодежи

Межличностные отношения в социальной психологии являются одной из тех проблем

Взаимоотношения формируются посредством общения через межличностное отражение. Общение выступает как процесс, который делает реальностью отношения людей.

Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип...

Основы формирования ценностных ориентаций личности

...сферой личности, ее мировоззрением, регулирующая поведение человека в обществе.

социальных потребностей, целей, мировоззрения личности и влияющих на нее условий

на любой из стадий, и тогда последний из достигнутых уровней становится его личностным типом [8].

личности и ее ценностных ориентаций многие ученые считают социальное развитие.

Теоретический анализ феномена социально-психологической...

Ключевые слова: зрелость, социально-психологические факторы зрелости, личностная зрелость

Как мы отмечали ранее, в студенческом возрасте человек стремится найти свое место в

То есть, мы можем говорить, что юноши и девушки испытывают потребность в

Кроме этого, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть реальная...

Проблемы межличностных взаимоотношений в различных...

Однако есть и обратная сторона межличностного взаимоотношения людей.

темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Теперь мы более подробно рассмотрим межличностные отношения в группе детей.

После четырехлетнего возраста ребенок в своем межличностном отношение тяготеет к...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное

дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности...

Похожие статьи

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

Рис.1. Сферы личности. Три сферы развития взрослых людей связаны в систему

Эти взаимодействия происходят в широком культурном и социальном контексте.

Будучи родителем, любите своего ребенка безусловно, независимо от его поведения.

Все аспекты личности переплетены в объяснении, даваемом Маслоу состояниям человека.

Подходы к определению критериев зрелости личности

Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека.

потенциал человека определяется по социальной эффективности его поведения и деятельности [1, с. 48].

гармоничные отношения с собой, принятие и понимание себя.

позитивные межличностные отношения — умение строить межличностные отношения.

Особенности смысложизненных ориентаций...

З. Фрейд прежде всего в смысле жизни выделяет любовь — возможность любить и быть

работать в образовательных учреждениях, в медицинских учреждениях и т. д., будет работать с детьми и взрослыми.

Эта группа людей проявляет проницательность по отношению к окружающими.

Выбор смысложизненных ориентаций имеет связь с возрастом человека.

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Социальная психология особую популярность получила в середины XX в.

В. Н. Куницына выделяет компоненты, которые присущи межличностным отношениям

Все это зависит от коммуникативных потребностей людей. Что они хотят реализовать в браке.

Следует отметить, что у женщин спектр в удовлетворении коммуникативных потребностей намного...

Интимно-личностный аспект в межполовых отношениях молодежи

Межличностные отношения в социальной психологии являются одной из тех проблем

Взаимоотношения формируются посредством общения через межличностное отражение. Общение выступает как процесс, который делает реальностью отношения людей.

Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип...

Основы формирования ценностных ориентаций личности

...сферой личности, ее мировоззрением, регулирующая поведение человека в обществе.

социальных потребностей, целей, мировоззрения личности и влияющих на нее условий

на любой из стадий, и тогда последний из достигнутых уровней становится его личностным типом [8].

личности и ее ценностных ориентаций многие ученые считают социальное развитие.

Теоретический анализ феномена социально-психологической...

Ключевые слова: зрелость, социально-психологические факторы зрелости, личностная зрелость

Как мы отмечали ранее, в студенческом возрасте человек стремится найти свое место в

То есть, мы можем говорить, что юноши и девушки испытывают потребность в

Кроме этого, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть реальная...

Проблемы межличностных взаимоотношений в различных...

Однако есть и обратная сторона межличностного взаимоотношения людей.

темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Теперь мы более подробно рассмотрим межличностные отношения в группе детей.

После четырехлетнего возраста ребенок в своем межличностном отношение тяготеет к...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное

дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности...

Задать вопрос