Дуализм образа Эрика в романе Гастона Леру «Призрак оперы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Сысоева, Д. Д. Дуализм образа Эрика в романе Гастона Леру «Призрак оперы» / Д. Д. Сысоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 605-607. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97080/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье раскрываются особенности дуального образа Эрика в романе Г. Леру «Призрак оперы». Утверждается, что главный герой произведения является воплощением Ангела музыки и Призрака Оперы одновременно, гением и безумцем. Приводится подробный анализ репрезентантов двух масок в романе.

Ключевые слова : Призрак Оперы, Эрик, Ангел музыки, демонический образ, дуализм.

Более ста лет назад появился один из самых загадочных персонажей литературы — Эрик из романа Г. Леру «Призрак оперы». Безумный экспериментатор, он является воплощением ужасного, но создает прекрасные произведения искусства. Призрака часто называют гением: «…не думайте, что он просто человек, находящий удовольствие в том, чтобы жить под землей. Он делает то, чего не может сделать другой, и знает вещи, которые неизвестны миру живущих…» [1, c.73].

В образе Эрика совмещаются два противоположных начала. Он воплощается в ангела музыки, про которого сложены легенды, но при этом выступает в обличии демона, который держит в страхе всю Гранд Оперу. Остается открытым вопрос, в какой степени проявляются эти маски.

Балонова М. Г. в своей статье «Мотив маскарада в романе Г. Леру Призрак оперы» говорит о том, что Эрик одновременно и Ангел, и Демон, вестник и прекрасного, и ужасного, воплощение и аполлонического, и дионисийского начал одновременно. Он создает декорации, устраивает ловушки, работает над атрибутикой, бутафорией, светом и звуком этого спектакля, творя особый замкнутый мир. В Эрике воплощены две маски — Ангела Музыки и Смерти, с которыми он ассоциируется для большинства персонажей романа, причем Призрак с легкостью актуализирует то одну, то другую [3, c. 2]

Кристина Доэ с самого детства слушала рассказы своего отца об Ангеле музыки. Он являлся людям с чистыми помыслами и приносил им дары, которые принято называть талантами. Его никто никогда не видел, но избранные «…слышали небесные звуки и божественный голос, запоминавшийся на всю жизнь» [1, c. 27]. Папаша Дааэ обещал послать своей маленькой дочке Ангела музыки, когда попадет на небо, и Кристина верила и ждала. Эрик стал для нее тем самым Ангелом музыки, героиня объясняет это так: «он сказал, что сошел на землю, чтобы помочь мне постигнуть высшую радость вечного искусства, и попросил разрешения давать мне каждый день уроки пения… Вы не можете себе представить, какими они были, хотя и слышали сам Голос…». [1, с.62]

В статье Скибиной У. С. «Образы «готических» злодея и героини в романе Гастона Леру «Призрак Оперы» отмечается способность «Ангельского голоса» погружать в состояние гипнотического транса «Г. Леру то и дело подчеркивает связь Эрика с потусторонним — героям он кажется ангелом, демоном или дьяволом» [1, с. 85]. В Кристине сострадание и очарованность волшебным голосом Ангела Музыки порой преобладают над ужасом. [2, c. 3].

Таким образом, мы можем утверждать, что Эрик на протяжении всего романы по-разному проявляет себя. Однако в моменты пения Эрика на передний план выступает Ангел музыки, который пробуждает в героях стремление к высшей радости, то есть к познанию искусства.

Ему приходилось или скрывать свой гений, или растрачивать его на различные трюки, тогда как с обычным лицом он мог бы стать одним из благороднейших представителей рода человеческого. У него было сердце достаточно большое, чтобы объять весь мир, но он должен был довольствоваться подвалом. [1, c.139]

Из текста романа мы можем сделать вывод, что Эрик в раннем возрасте убежал из родительского дома, где его уродство вызывало лишь ужас. Какое-то время он выступал на ярмарках с балаганщиком, который представлял его как «живой труп». «Эрик был виновен в нескольких ужасных преступлениях, поскольку он, кажется, не знал разницы между справедливостью и несправедливостью». [1, c. 138]

Под маской Эрик прячет от Кристины не только своё лицо, но и демоническую сущность, но она не способна скрыть его чудовищных поступков, которые один за другим обрушиваются на обитателей Гранд Оперы. Наконец перед нами предстает истинный облик Призрака.

Вот что Жозеф Бюке (главный работник сцены) рассказывал о призраке: «он невероятно худ, черный фрак висит свободно на его костлявом теле. Глаза смотрят прямо вперед и так глубоко посажены, что едва различимы. Все, что вы действительно видите, — это два темных отверстия, какие бывают у скелетов. Его кожа натянута, как на барабане. Она не белая, а неприятно желтая. Нос настолько мал, что совершенно не виден, когда смотришь со стороны, и это отсутствие носа производит ужасное впечатление. Волос почти нет, только три или четыре длинных темных локона свисают со лба и за ушами». [1, c.4] Танцовщицы пришли к единодушному мнению, что у привидения несколько голов и что оно меняет их по своему желанию. [1, c. 5]

Сходство Эрика с мертвецом отмечает в своей статье «Образы «Готических» злодея и героини в романе Гастона Леру «Призрак Оперы» У. С. Скибина: «руки Эрика ледяные и отдают запахом мертвечины; он не ест и не пьет, называет себя трупом и спит в гробу. Эрик умен, расчетлив и хладнокровен; он подвержен приступам ревности и в своем желании добиться любви юной певицы Кристины Даае готов пойти на преступление. Призрак обрушивает люстру на зрительный зал, угрожает взорвать Оперу, вероятно, убивает графа Филиппа де Шаньи, брата Рауля. Как и многие «готические» злодеи, он ставит себя выше обычных людей — Призрак прямо говорит Персу, что Эрика не сможет удержать никто, кроме него самого». [3, с. 4]

Для многих Призрак Оперы ассоциируется с похищением людей (Кристины Дааэ), захватом Рауля и Перса в заложники, угрозой взорвать Оперу, шантажом директора и Кристины, покушением на массовое убийство, убийством с особыми извращениями (камера пыток, пенджабское лассо и т. д.).

«Он был ужасен, как всегда, и возмечтал создать для себя дом, неизвестный остальному миру, дом, который навсегда скрыл бы его от человеческих глаз». [1, c.139]

На фоне негативного восприятия Призрака Оперы мы видим противоположное мнение мадам Жюль: «Это был такой добрый, дружеский голос, что я почти перестала бояться…было точно так, как будто кто-то сидел на этом месте и говорил со мной, кто-то очень вежливый».

Анализ двух ипостасей Эрика в романе показал, что образ Призрака оперы (демонический образ) проявлен в герое гораздо ярче, чем образ ангела. Темная сторона — это внешность и дьявольские поступки, светлая — голос и гений призрака. Эрик настолько талантлив, что смог найти признание в мире искусства, но настолько ужасен внешне, что общество отталкивает его.

Литература:

  1. Гастон, Леру Призрак оперы / Леру Гастон. — Москва: Издательство «Э», 2017. — 139 c. — Текст: непосредственный.
  2. Скибина, У. С. Образы «готических» злодея и героини в романе Гастона Леру «Призрак оперы» / У. С. Скибина. — Текст: непосредственный // Научные труды молодых ученых-филологов ХХ: Материалы Международной конференции молодых ученых-филологов, посвященной 140-летнему юбилею А. А. Блока. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью Агентство «Литера», 2021. — С. 76–82.
  3. Балонова, М. Г. Художественные принципы создания ложного мира в романе Г. Леру «Призрак Оперы» / М. Г. Балонова. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского института управления. — 2019. — № 2(52). — С. 25–28.
  4. Эрик, Призрак Оперы: факты, догадки, слухи. — Текст: электронный // Призрак Оперы: всё о легенде: [сайт]. — URL: https://operaghost.ru/erik_gossip.htm (дата обращения: 27.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Ангел музыки, Призрак Оперы, роман, Эрика, высшая радость, демонический образ, Призрак.


Ключевые слова

Призрак Оперы, Эрик, Ангел музыки, демонический образ, дуализм

Похожие статьи

Образы героев в романах Энн Бронте | Статья в журнале...

Ключевые слова: образы, параллелизм, роман. Одним из излюбленных приемов характеристики героев для Бронте является параллелизм характеров. В романе «Агнес Грей» Бронте сопоставляет поведение и отношение к людям миссис Мэррей и матери Агнес Грей.

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

Гертруда — один из центральных женских образов в трагедии Шекспира «Гамлет». Именно Гертруда становится как бы истоком трагических событий в пьесе. Роман Апдайка полностью построен на образе Гертруды, с ней одной связана и завязка, и кульминация, и развязка.

Мифологемы сатаны и антихриста как отражение...

Таким образом, можно сделать вывод, что используемые Д. С. Мережковским в романе «Смерть богов» мифологемы сатаны и антихриста являются образами-символами и служат для выражения культурфилософских и религиозных исканий автора на рубеже XIX-XX веков.

Гоголевские традиции в изображении демонических образов...

В романе «Мастер и Маргарита» есть персонаж, подобный образу гоголевского Вия.

И неважно, встретились ли герои глазами. Взгляд ангела бездны смертоносен в любом случае.

Воланд также «высокого (почти громадного) росту» [2, с. 387], а «кожу на лице как будто

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов в романе М. А. Булгакова...

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского»...

Чтобы понять, каким образом Брэдли Пирсон разграничивает «посредственные» романы и произведения искусства, а заодно ярче проследить антитезу творец — «называющий-себя-творцом», Пирсон — Баффин, стоит привести отрывок дискуссии Джулиан и Брэдли.

Сравнительный анализ характера персонажей романа...

Фауст — тот, кто продает дьяволу душу свою, как Маргарита романа Булгакова.

Он просто не часто вызывает злых призраков и просит у них помощь.

роман, главный герой, искусство, какой образ, книга, произведение искусства, трагедия...

Музыка предстает в романе «Мастер и Маргарита» как еще одна сюжетная линия, звучит как...

Образы идеальных женщин в творчестве Чарльза Диккенса

...и кустарников, крошка Доррит выросла в неуютной тюрьме, где блуждает призрак смерти.

Если дом ее отца Домби капиталическая Англия, то Флоренс – безобидный ангел, живущий в этом

Образ Нэнси в «Оливер Твист» хоть и является второстепенным образом, он в глубоком смысле

Женские образы, описанные в романе «Николс Никльби», принадлежащем Чарльзу...

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева...)

Медард ставил себя выше общества, по его убеждению, он не принадлежал ни миру, ни людям. Он считал себя ангелом, которому «свыше предначертано. Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева «Дневник Сатаны» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Звуковая палитра текста как способ интерпретации его внутренней...

Однако любовь — это не только радость наслаждения, это еще и боль разлуки, горечь

Образ Божественного присутствия передается при помощи фонестемы [lai], передающей

Также серый — это цвет джентльменов, цвет высшего света, символ безразличия, скуки

своего положения, бодр и весел и совсем не похож на классический образ унылого, воющего призрака.

Похожие статьи

Образы героев в романах Энн Бронте | Статья в журнале...

Ключевые слова: образы, параллелизм, роман. Одним из излюбленных приемов характеристики героев для Бронте является параллелизм характеров. В романе «Агнес Грей» Бронте сопоставляет поведение и отношение к людям миссис Мэррей и матери Агнес Грей.

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

Гертруда — один из центральных женских образов в трагедии Шекспира «Гамлет». Именно Гертруда становится как бы истоком трагических событий в пьесе. Роман Апдайка полностью построен на образе Гертруды, с ней одной связана и завязка, и кульминация, и развязка.

Мифологемы сатаны и антихриста как отражение...

Таким образом, можно сделать вывод, что используемые Д. С. Мережковским в романе «Смерть богов» мифологемы сатаны и антихриста являются образами-символами и служат для выражения культурфилософских и религиозных исканий автора на рубеже XIX-XX веков.

Гоголевские традиции в изображении демонических образов...

В романе «Мастер и Маргарита» есть персонаж, подобный образу гоголевского Вия.

И неважно, встретились ли герои глазами. Взгляд ангела бездны смертоносен в любом случае.

Воланд также «высокого (почти громадного) росту» [2, с. 387], а «кожу на лице как будто

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов в романе М. А. Булгакова...

Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского»...

Чтобы понять, каким образом Брэдли Пирсон разграничивает «посредственные» романы и произведения искусства, а заодно ярче проследить антитезу творец — «называющий-себя-творцом», Пирсон — Баффин, стоит привести отрывок дискуссии Джулиан и Брэдли.

Сравнительный анализ характера персонажей романа...

Фауст — тот, кто продает дьяволу душу свою, как Маргарита романа Булгакова.

Он просто не часто вызывает злых призраков и просит у них помощь.

роман, главный герой, искусство, какой образ, книга, произведение искусства, трагедия...

Музыка предстает в романе «Мастер и Маргарита» как еще одна сюжетная линия, звучит как...

Образы идеальных женщин в творчестве Чарльза Диккенса

...и кустарников, крошка Доррит выросла в неуютной тюрьме, где блуждает призрак смерти.

Если дом ее отца Домби капиталическая Англия, то Флоренс – безобидный ангел, живущий в этом

Образ Нэнси в «Оливер Твист» хоть и является второстепенным образом, он в глубоком смысле

Женские образы, описанные в романе «Николс Никльби», принадлежащем Чарльзу...

Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева...)

Медард ставил себя выше общества, по его убеждению, он не принадлежал ни миру, ни людям. Он считал себя ангелом, которому «свыше предначертано. Образ дьявола в культуре (на основе романа Л.Андреева «Дневник Сатаны» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Звуковая палитра текста как способ интерпретации его внутренней...

Однако любовь — это не только радость наслаждения, это еще и боль разлуки, горечь

Образ Божественного присутствия передается при помощи фонестемы [lai], передающей

Также серый — это цвет джентльменов, цвет высшего света, символ безразличия, скуки

своего положения, бодр и весел и совсем не похож на классический образ унылого, воющего призрака.

Задать вопрос