Тургеневская девушка как идеал красоты в прозе И. С. Тургенева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 1987 раз

Библиографическое описание:

Плаксиева, Р. П. Тургеневская девушка как идеал красоты в прозе И. С. Тургенева / Р. П. Плаксиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 600-602. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97079/ (дата обращения: 04.05.2024).



Данная статья посвящена одному из выделяемых исследователями типов женщины в прозе И. С. Тургенева — «тургеневской девушке». На основе сопоставления характерных черт «тургеневских девушек» и противопоставленных им персонажей выявляется «мифопоэтический стереотип».

Ключевые слова: И. С. Тургенев, роман, образ, собирательные образы, женщина, нравственный идеал.

Иван Сергеевич Тургенев — одна из самых выдающихся фигур в русской литературе XIX века. Писатель пробовал свои силы в разных жанрах, став основоположником и совсем новых, но особую позицию в творчестве И. С. Тургенева занимает роман. Именно в это жанре писатель наиболее полно представил яркую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России. Каждый тургеневский роман, появившийся в печати, сразу же оказывался в центре внимания критики. Интерес к ним не иссякает и в наши дни. Именно в романах появилась череда женских образов, воплощающих авторский идеал женственности, красоты, искренности и доброты. В исследовательской литературе этот идеал получил название «тургеневская женщина / девушка».

«Тургеневская девушка» — это собирательный образ, включающий в себя несколько типов женских персонажей И. С. Тургенева. Описывая нелегкие судьбы героинь, автор изображает каждую девушку романтичной, женственной, добродетельной и совестливой, при этом — целеустремленной, жертвующей всем во благо близких. «Тургеневская девушка» — показатель нравственного идеала писателя. М. Д. Жаирбаева отмечает, что «тургеневским женщинам» присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И. С. Тургенев через отношение к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях — мужчинах. Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу» [1, с. 127]. Но мало кто знает, что истинные женские образы, которые и характеризуются в привычном обиходе как «тургеневские девушки», — это лишь одна из групп в типологии женских образов в произведениях Тургенева.

В романах И. С. Тургенева можно выделить следующую классификацию основных женских образов: первая группа — женщины, живущие собственными интересами, так как они сосредоточены на себе, и вторая группа — это именно тургеневские девушки, мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. К первой группе относятся Дарья Михайловна Ласунская, мать Лизы Калитиной, Варвара Павловна, жена Лаврецкого, Одинцова, Ирина Ратмирова, Сипягина. Ко второй группе — Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна.

В романах «Рудин» и «Дворянское гнездо» мы видим противопоставление двух героинь: Натальи Ласунской и ее матери Дарьи Михайловны; Лизы Калитиной и ее матери Марьи Дмитриевны. Дарья Михайловна Ласунская — знатная и богатая вдова, воспитывающая троих детей, изображается как человек, целиком занятый собой. Тургенев иронизирует над ее образом: «Судя по рассказам Дарьи Михайловны, можно было подумать, что все замечательные люди последнего десятилетия только о том и мечтали, как бы повидаться с ней, как бы заслужить ее расположение…» И далее: «Она говорила о них, и, как богатая оправа вокруг драгоценного камня, имена их ложились блестящей каймой вокруг главного имени — вокруг Дарьи Михайловны» [5]. Следующим образом, подобным Дарье Михайловне, является мать Лизы Калитиной, о которой Тургенев пишет при первом ее представлении читателю: «…она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушали ее привычки; зато она была очень ласкова и любезна, когда все ее желания исполнялись и никто ей не прекословил» [4]. В другом месте писатель прямо называет ее эгоисткой: «Марья Дмитриевна, как истая эгоистка, ничего не подозревала» [4].

В вышепредставленных романах своим матерям противопоставлены Наталья и Лиза, как бы представляя собой новое поколение.

В противоположность Дарье Михайловне, ее дочь Наталья обычно говорила мало, слушала и глядела внимательно. Тургенев одной этой фразой подчеркивает внимание Натальи к окружающему миру. В первом же разговоре с Рудиным она заявляет о том, что такие, как он, должны стараться быть полезными. В нем Наталью привлекают, прежде всего, его идеи. «Она, — пишет Тургенев, — все думала — не о самом Рудине, но о каком-нибудь слове, им сказанном, и погружалась вся в свою думу» [4].

В Лизе Калитиной писатель тоже подчеркивает ее обращенность к людям: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким», — такой рисует ее автор. Лиза наделена чистой душой. Она красива, чувствительна, послушна, неравнодушна к искусству. Девушка уважает простых крестьян, интересуется их заботами и проблемами. Несмотря на богатство душевного мира, судьба Лизы Калитиной непроста. Готовность исполнить волю матери, выйти замуж за бессердечного человека — терзает её, но спасает лишь любовь к Лаврецкому, однако, и здесь судьба обходится с Лизой немилосердно. Покорность ведет лишь к отрицательным последствиям в жизни Елизаветы. Она уходит в монастырь, видя предназначение в служении Богу.

В третьем своем романе И. С. Тургенев еще более рельефно подчеркнул в героине ее альтруистическое начало, силу и способность служить людям. Если «тургеневскую девушку» поставить перед выбором между личным счастьем и благополучием другого человека, то она, несомненно, выберет второй вариант, ведь для неё сопереживание и сочувствие людям намного важнее собственных чувств. Такова Елена Стахова (роман «Накануне») — мечтательная, но волевая, честная, решительная натура. Это тип новой женщины, проходящей путь от недовольства обыденной жизни до самостоятельного выбора собственной судьбы, до самопожертвования. Елена Стахова — первая героиня-подруга революционера, борца за справедливость, оставшаяся ему верной до последнего. Её благодетельные порывы — показатель, характеризующий высокие моральные качества девушки. Однако следует сказать, что в этом романе Тургенев не противопоставляет Елене ни один женский характер так, как это сделано в первых двух романах.

Ещё один женский персонаж, который можно смело отнести к собирательному образу «тургеневской девушки», — это Анна Гагина (повесть «Ася»). Ася — героиня удивительная и оригинальная. Доброта, ранимость, наивность, честность непредсказуемость, образованность и начитанность — всё как у «тургеневской девушки». Жизнь Аси далеко незавидна. Судьба приносит ей различные испытания с самого детства. Ася вынуждена столкнуться с болью и печалью. Но, несмотря на всё это, Ася — образец сильной женщины. Поняв, что её чувства отвергнуты, она не устроила ни скандалов, ни драматичных сцен — ничего. Она молча ушла, тем самым показала свою гордость и непреклонность.

Единая система женских образов И. С. Тургенева основана на концепции писателя о трагическом уделе человеческой личности. Это связано с решением проблемы поисков идеала, необходимого России в переломный момент ее истории. В типологии женских образов тургеневских романов принято выделять истинно «тургеневских» девушек — это героини его первых романов, и трансформированные образы его героинь, самодостаточных и в чем-то эгоистичных натур. Как видим, И. С. Тургенев подчеркнуто выделяет в своих романах две группы женских персонажей в соответствии с той концепцией характера, которая обозначилась ярко выявилась в статье «Гамлет и Дон-Кихот».

А. Э. Карпова отмечает, что писатель был «очень чуток к миру человеческих переживаний, мастерски подчеркивал их тончайшие детали. Он превосходно раскрывает глубокий психологизм женских образов. Каждый образ своеобразен, однако, описывая судьбы героинь, автор показывает, что для него особенно дорого и ценно в любой женщине — это скромность, порядочность, умение любить, быть хорошей женой и матерью» [3, с. 246]. Все это дает нам основание говорить, что И. С. Тургенев, разрабатывая представленную выше композицию женских характеров в своих романах, сознательно стремится убедить читателя в превосходящей и созидающей роли светлого и прекрасного начал во внутреннем мире женщины.

Литература:

  1. Жаирбаева, М. Д. Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» / М. Д. Жаирбаева. — Текст: непосредственный // Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2016. — № 115–3. — С. 127–129.
  2. Карпова, А. Э. Типологический анализ женских образов в романах И. С. Тургенева / А. Э. Карпова. — Текст: непосредственный // Научные исследования XXI века. — 2020. — № 6. — С. 242–246.
  3. Тургенев, И. С. Дворянское гнездо / И. С. Тургенев. — Текст: электронный // Lib.ru/Классика: [сайт]. — URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0020.shtml (дата обращения: 25.10.2022).
  4. Тургенев, И. С. Рудин / И. С. Тургенев. — Текст: электронный // Lib.ru/Классика: [сайт]. — URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0010.shtml (дата обращения: 25.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): роман, образ, героиня, группа, девушка, женщина, мать, писатель, собирательный образ.


Ключевые слова

образ, женщина, роман, нравственный идеал, И. С. Тургенев, собирательные образы

Похожие статьи

Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй...

Писатель наделяет образ мыслями и смыслами, которые погружают читателя в мир литературы.

В романе представлены 4 основных женских образа, и 2 второстепенных образа (образы старой эпохи).

Образ Джо, собирательный образ женщины, которая мыслит иначе в духе нового времени, в

Первое, что слышали девочки, пробуждаясь, была песня матери.

Символическое значение образа главной героини в романе...

В данном романе главная героиня, Москва Честнова, не просто «аранжирует» собой мужской

таких ипостасей женского образа, как хтоническая мать и женщина как рождающее начало.

Таким образом, «Девушка Роза» реализует тип прекрасной Дамы, сохраняя его образ до последних

Та цель, которая возлагается писателем на женщину, Москвой не достигнута.

Образ женщины у А. П. Чехова | Статья в журнале...

Чистяков, А. В. Образ женщины у А. П. Чехова / А. В. Чистяков, Амира Файед Эль Сайед.

Ключевые слова: женский образ, героиня, замужество, сюжет, женщина.

Образ Джо, собирательный образ женщины, которая мыслит иначе в духе нового

и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Собирательный образ — это вымышленный персонаж, объединяющий в себе самые важные характеристики реальной группы людей.

Татьяна Ларина: Главная героиня романа в стихах «Евгений Онегин».

типичность, Татьяна не типична для образа женщины тех лет, скорее типичным является образ

органичность (живость) — Ольга типичный образ девушки 18 лет.

Женские образы в «любовном тексте» романа Ф. М. Достоевского...

Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений Ф. М. Достоевского, а внутренний духовный конфликт героинь романа представляет собой объект психологического анализа [1, с. 36].

Образ падшей женщины в незаконченном романе...

Второй раз Неточка рисует портрет уже тридцатилетней женщины, матери двоих детей: «Черты лица ее никогда

В этом описании также много типичного для падших героинь автора «Бедных людей».

Черными или темно-русыми волосами писатель наделяет тех падших женщин, для которых столкновение со

Образ падшей женщины в романе Достоевского «Бедные люди».

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа...

...изучении образа «женщины-героини» в русских художественных текстах / А. А. Купавская.

Следовательно, авторское языковое сознание русских писателей, вольно или невольно

«Женщину-героиню» в романе «Обломов» характеризует гордость, достоинство, а также

В ней разыгрывался комизм, но это был комизм матери, которая не может не улыбнуться, глядя...

Образ девушки-мечты глазами современного мужчины

...для создания семьи, такой, которая способна стать хорошей хозяйкой и матерью [3].

типичность — не типичный образ среднестатистической девушки. органичность (живость) — собирательный образ

Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях...

Соловьевский образ Вечной Женственности определен самой жизнью философа.

Образы героев в романах Энн Бронте | Статья в журнале...

 В статье авторы пытаются проанализировать образы героев в романах «Агнес Грей» и

В романе «Агнес Грей» Бронте сопоставляет поведение и отношение к людям миссис Мэррей и матери Агнес Грей.

Он не побоялся противоречить богатому мистеру Мэррею, спасая кошечку бедной женщины

Героиня также имеет своего двойника — это ее ученица Розали Мэррей.

Характеризующая функция образных единиц в художественном...

Чаще всего автор говорит о женщинах деревенских, естественных, близких природе. Можно сказать, что женский образ В.П. Астафьева – это образ положительный.

Создаётся образ холодной, недоступной, неживой, равнодушной девушки.

Остальные ОЕ дополняют, ещё более конкретизируют образ героини: За лето мать одряхлела, согнулась, окосолапела, как...

Похожие статьи

Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй...

Писатель наделяет образ мыслями и смыслами, которые погружают читателя в мир литературы.

В романе представлены 4 основных женских образа, и 2 второстепенных образа (образы старой эпохи).

Образ Джо, собирательный образ женщины, которая мыслит иначе в духе нового времени, в

Первое, что слышали девочки, пробуждаясь, была песня матери.

Символическое значение образа главной героини в романе...

В данном романе главная героиня, Москва Честнова, не просто «аранжирует» собой мужской

таких ипостасей женского образа, как хтоническая мать и женщина как рождающее начало.

Таким образом, «Девушка Роза» реализует тип прекрасной Дамы, сохраняя его образ до последних

Та цель, которая возлагается писателем на женщину, Москвой не достигнута.

Образ женщины у А. П. Чехова | Статья в журнале...

Чистяков, А. В. Образ женщины у А. П. Чехова / А. В. Чистяков, Амира Файед Эль Сайед.

Ключевые слова: женский образ, героиня, замужество, сюжет, женщина.

Образ Джо, собирательный образ женщины, которая мыслит иначе в духе нового

и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Собирательный образ — это вымышленный персонаж, объединяющий в себе самые важные характеристики реальной группы людей.

Татьяна Ларина: Главная героиня романа в стихах «Евгений Онегин».

типичность, Татьяна не типична для образа женщины тех лет, скорее типичным является образ

органичность (живость) — Ольга типичный образ девушки 18 лет.

Женские образы в «любовном тексте» романа Ф. М. Достоевского...

Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений Ф. М. Достоевского, а внутренний духовный конфликт героинь романа представляет собой объект психологического анализа [1, с. 36].

Образ падшей женщины в незаконченном романе...

Второй раз Неточка рисует портрет уже тридцатилетней женщины, матери двоих детей: «Черты лица ее никогда

В этом описании также много типичного для падших героинь автора «Бедных людей».

Черными или темно-русыми волосами писатель наделяет тех падших женщин, для которых столкновение со

Образ падшей женщины в романе Достоевского «Бедные люди».

Репрезентация лингвофилософского подхода в изучении образа...

...изучении образа «женщины-героини» в русских художественных текстах / А. А. Купавская.

Следовательно, авторское языковое сознание русских писателей, вольно или невольно

«Женщину-героиню» в романе «Обломов» характеризует гордость, достоинство, а также

В ней разыгрывался комизм, но это был комизм матери, которая не может не улыбнуться, глядя...

Образ девушки-мечты глазами современного мужчины

...для создания семьи, такой, которая способна стать хорошей хозяйкой и матерью [3].

типичность — не типичный образ среднестатистической девушки. органичность (живость) — собирательный образ

Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях...

Соловьевский образ Вечной Женственности определен самой жизнью философа.

Образы героев в романах Энн Бронте | Статья в журнале...

 В статье авторы пытаются проанализировать образы героев в романах «Агнес Грей» и

В романе «Агнес Грей» Бронте сопоставляет поведение и отношение к людям миссис Мэррей и матери Агнес Грей.

Он не побоялся противоречить богатому мистеру Мэррею, спасая кошечку бедной женщины

Героиня также имеет своего двойника — это ее ученица Розали Мэррей.

Характеризующая функция образных единиц в художественном...

Чаще всего автор говорит о женщинах деревенских, естественных, близких природе. Можно сказать, что женский образ В.П. Астафьева – это образ положительный.

Создаётся образ холодной, недоступной, неживой, равнодушной девушки.

Остальные ОЕ дополняют, ещё более конкретизируют образ героини: За лето мать одряхлела, согнулась, окосолапела, как...

Задать вопрос