Особенности организации непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Петрова, Т. В. Особенности организации непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста / Т. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97074/ (дата обращения: 03.05.2024).



Данная статья посвящается основным правилам проведения непрерывной образовательной деятельности в группе детей раннего дошкольного возраста. Как сделать занятие интересным и запоминающимся, учитывая возрастные особенности детей.

Статья будет полезна воспитателям, начинающим педагогам, работающим с детьми раннего возраста.

Ранний возраст — это важнейшая фаза развития человека, когда формируются необходимые навыки для развития полноценной личности ребенка. В основу развития входят такие важные качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не даются ребенку при рождении, как врожденные рефлексы. Их необходимо развивать и для этого требуется правильный подход со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. [3]

Придя в детский сад, малыши оказываются в новых, незнакомых для него условиях, в которых ему придется теперь расти, развиваться. Одним из важных мест в режиме дня воспитанников является образовательная деятельность. Именно организация данного вида деятельности вызывает у воспитателей особые трудности. Организация непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от дошкольного возраста в целом.

Для успешной организации непрерывной образовательной деятельности с маленькими детьми важно учитывать возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста, правильно подбирать мотивацию к предстоящей деятельности и создать условия для свободной деятельности.

Основным из значимых особенностей, которые стоит учитывать при организации образовательной деятельности с детьми 2 -3 лет являются учет возрастных особенностей детей:

— Мышление — наглядно-действенное, способ познания — действия и манипулирования с предметами, а это значит, что при планировании образовательной деятельности воспитатели должны учитывать это, предоставляя детям возможность каждый раз непосредственно производить действия с предметами (их разбирать, собирать, обследовать и т. д.); Например: Если в более раннем возрасте малыш брал машинку и просто ее разглядывал — манипулировал, то сейчас он использует ее в игре, перевозит на ней кубики из, которых потом строит дом для куклы.

— Объектом познания являются окружающие маленького ребенка предметы, то, как эти предметы устроены. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Обогащение личного опыта происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Например, ребенок начинает группировать предметы по размеру, форме и цвету. Повторяет бытовые действия за взрослыми (звонит по телефону, подметает, складывает игрушки на место).

— Внимание ребенка раннего возраста — это непроизвольные свойства, основанные на ориентировке и исследовании. Удерживание внимание не более 2–3 предметов. Например, ребенок может отвлечься от слов взрослого, а затем вернуться обратно к своему занятию. [2]

— Память ребенка от 1 до 3 лет, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой главную цель что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят благодаря свойствам головного мозга, не зависимо от того, хочет ребенок запомнить или нет. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно. Объем памяти — 2–3 предмета из 5. Например, когда организуется игра «Что пропало?», необходимо выкладывать не более 3–4 игрушки, даем ребенку запомнить и затем одну прячем и спрашиваем: «Что пропало?».

— Малыши способны слушать и усваивать простые рассказы без показа и выполнять простые просьбы взрослого. Речь только начинает развиваться, поэтому воспитатель должен в течение всего дня озвучивать, что он делает или делает тот или иной герой. Двухлетние дети в этом возрасте уже могут понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не зависимо от того, что личного опыта нет. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, небольшие четверостишья, потешки, детские песенки. Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: «Покажи, принеси, сделай то-то»), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Например, вы просите малыша «Принеси мне машинку, которая стоит на полке», и малыш с легкостью выполнит это поручение. [4]

На третьем году жизни у ребенка происходит значительный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети начинают подражать взрослым, но по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Маленькие дети внимательно слушают объяснения взрослых и начинают интересоваться и задавать взрослым вопросы. («Что это?», «Как?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития. Для детей этого возраста первое место занимает потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками — важнейшая задача педагогики раннего возраста. [4]

Помимо учета возрастных особенностей при планировании образовательной деятельности также важным являются правильная организация занятия и мотивация к предстоящей деятельности. Ребенку 2–3 лет должно быть интересно во время образовательной деятельности. Любая организованная деятельность с детьми должна быть:

— событийная;

— ритмичная;

— процессуальная (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Для организации интересного занятия воспитателю в группе раннего развития необходимо:

— знать структурные компоненты занятия. Педагог четко должен знать, что за чем следует в зависимости от образовательной области. Занятие может строиться следующим образом: вводная часть, основная часть (изучение нового материала или закрепление ранее изученного с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом и заключение.

— возрастосообразно подбирать мотивацию к предстоящей деятельности. Педагогу необходимо мотивировать детей, чтоб они слушали «открыв рот», чтобы у них появилось желание участвовать в совместной деятельности с педагогом. Правильно мотивировать детей — успех занятия гарантирован.

Чем же может послужить мотивация? Детям раннего возраста 2–3 лет интересен эффект неожиданности. К таким эффектам можно отнести — сюрпризный момент. Используя в начале занятия «волшебный мешочек», привлекаем внимание детей. Например: «Ребята, посмотрите, я сегодня приготовила вам сюрприз. Давайте посмотрим, что же лежит у меня в мешочке?». Можно использовать игрушку — героя или игрушку Би-ба-бо, которые приходят в гости к детям в группу и рассказывают, показывают, что-то интересное. Например, «Ребята к нам в гости сегодня пришел Мишутка и хочет нам рассказать о том, как «Звери и птицы готовятся к зиме». Мишутка здоровается с каждым ребенком по имени, ведь мы помним, что одна из особенностей при работе с маленькими детьми — личностная обращенность.

Очень важно в занятиях с использованием игрового персонажа с детьми раннего возраста, оставлять его в группе, не убирать героя обратно на полку, чтобы не произошло резкого завершения занятия. Необходимо дать детям возможность взаимодействовать с героем на протяжении дня. Например, после образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, где в гости к детям приходил герой «Зайка», который принес осенний урожай (фрукты). Зайка вместе с детьми идет на физкультуру. «А теперь Зайка вместе с нами пойдет на физкультуру. Покажем зайке, как мы умеем прыгать и ползать?».

Таким образом, особенности организации непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста заключаются в следующем:

  1. Обращать внимание на возрастные и психологические особенности раннего возраста
  2. Эмоциональное вовлечение детей, эмоциональная включенность самого воспитателя.
  3. Правильная организация занятия и мотивация к предстоящей деятельности.
  4. Необходимо знать структурные компоненты занятия.

Литература:

  1. Базиева В. В., Трофименко С. М., Козаченко О. П. «Создание психолого-педагогических условий в группе в соответствии с ФГОС ДО» Методические пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с детьми., с. Белая Глина, 2016.
  2. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста / О. О. Гонина. — Текст: электронный // Studme.org: [сайт]. — URL: https://studme.org/1380020125778/psihologiya/razvitie_vnimaniya_detey_rannem_vozrast: (дата обращения: 09.11.2022).
  3. Золотухина, Н. Т. Особенности воспитательного процесса детей раннего возрастав условиях дошкольного учреждения в соответствии в ФГОС / Н. Т. Золотухина. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/osobennosti-vospitatelnogo-processa-detej-rannego-vozrastav-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya-v-sootvetstvii-v-fgos-6181362.html (дата обращения: 09.11.2022).
  4. Березкина, О. С. Особенности развития детей третьего года жизни / О. С. Березкина. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-rechi-detej-tretego-goda-zhizni-5294949.html (дата обращения: 18.11.2022).
  5. Иванова М. «Конструктор групповых занятий», Краснодар, 2020
  6. Смирнова Е.О «Дети раннего возраста в детском саду», Москва, Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, образовательная деятельность, непрерывная образовательная деятельность, предстоящая деятельность, предмет, активная речь, возрастная особенность детей, личной опыт, совместная деятельность.


Похожие статьи

Особенности воспитания детей раннего возраста

В этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей. В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша.

Особенности детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. В77 для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л

ранний возраст, ребенок, раннее детство, зрительное восприятие, величина предметов

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... ребенок, игра, ранний

Особенности воспитания детей раннего возраста. В раннем возрасте у малыша...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной

Любая непосредственно образовательная деятельность включает в себя продуктивную, то есть ребёнку

Проектная деятельность позволяет вовлечь детей в познавательную деятельность и

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование...

Организация работы по формированию процесса речевого...

— 175 стр. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).

Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... ребенок, игра, ранний

ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей...

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по...

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной...

‒ обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов

Игра как основной вид деятельности детей младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная...

Развитие речи у детей раннего возраста | Статья в журнале...

Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков.

Индивидуализация образовательной деятельности как... Дёмина Развитие речи детей раннего возраста.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего...

Похожие статьи. Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая...

Индивидуализация образовательной деятельности как...

Саханская, Л. П. Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста / Л. П. Саханская.

Мы в группе предпочитаем делать игры своими руками, ориентируясь на возрастные особенности и интересы детей.

Гармоничное развитие и воспитание детей раннего возраста

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого

Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

— Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни.

В конце раннего возраста предметно-практическая и игровая деятельности с предметами разделяются.

Похожие статьи

Особенности воспитания детей раннего возраста

В этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей. В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша.

Особенности детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. В77 для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л

ранний возраст, ребенок, раннее детство, зрительное восприятие, величина предметов

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... ребенок, игра, ранний

Особенности воспитания детей раннего возраста. В раннем возрасте у малыша...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной

Любая непосредственно образовательная деятельность включает в себя продуктивную, то есть ребёнку

Проектная деятельность позволяет вовлечь детей в познавательную деятельность и

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование...

Организация работы по формированию процесса речевого...

— 175 стр. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).

Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... ребенок, игра, ранний

ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей...

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по...

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной...

‒ обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов

Игра как основной вид деятельности детей младшего... ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная...

Развитие речи у детей раннего возраста | Статья в журнале...

Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков.

Индивидуализация образовательной деятельности как... Дёмина Развитие речи детей раннего возраста.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего...

Похожие статьи. Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям...

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая...

Индивидуализация образовательной деятельности как...

Саханская, Л. П. Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста / Л. П. Саханская.

Мы в группе предпочитаем делать игры своими руками, ориентируясь на возрастные особенности и интересы детей.

Гармоничное развитие и воспитание детей раннего возраста

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого

Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

— Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни.

В конце раннего возраста предметно-практическая и игровая деятельности с предметами разделяются.

Задать вопрос