Ортология речевого общения. Ошибки в письменной речи современного носителя русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Закомалдина, Ю. С. Ортология речевого общения. Ошибки в письменной речи современного носителя русского языка / Ю. С. Закомалдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 582-583. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97058/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье проведено исследование в рамках развивающегося раздела языкознания — ортологии, изучающего нормы языка и отклонения от них. Проанализированы и классифицированы ошибки в письменной речи современного носителя русского языка — пользователя общего форума под ником «Артём» — на материале дисплейной коммуникации. В качестве «текста» был выбран пост пользователя на сайте «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать».

Ключевые слова: ортология, речевые ошибки, классификация, Ю. С. Фоменко, ошибки.

Две трети россиян утверждают, что замечают ошибки в речи и письме окружающих. Каждый третий респондент сильно раздражается по этому поводу. Таковы данные одного из социологических опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение». Неправильная постановка ударения, орфографические ошибки, отсутствие знаков препинания в переписке, искажение слов и злоупотребление жаргонными и иностранными словами — в топе ошибок, которые вызывают гнев и бурные дискуссии. По мнению социологов, снисходительнее россияне относятся к стилистическим ошибкам, употреблению слов в неверном значении и к бедному словарному запасу собеседника. Конечно, большинство из нас старается следить за своей речью, но контролировать себя все время получается далеко не у всех. Ошибки в разговоре, зачастую, совершают даже те, кто самоуверенно считает свою речь безупречной.

Речевая ошибка представляет собой сложнейшее явление, имеющее собственный лингвистический статус. Одним из главных качеств хорошей речи признается ее правильность, которая оценивается с точки зрения соответствия речи современным языковым нормам и является важнейшим показателем речевой культуры, поэтому нарушения языковых норм рассматриваются как речевые ошибки. Таким образом, речевые ошибки — это немотивированные (неоправданные) отступления от кодифицированных литературно-языковых норм, выделяемых в соответствии с уровнями (ярусами) языка; это различные нарушения правильности литературной речи [2].

Актуальность данного исследованияобусловлена трудностью овладения нормами устной и письменной форм литературного языка, т. е. с изучением нормативного компонента культуры речи. Грамотность письменной речи подвергается нисходящей тенденции. Выявление ошибок в письменной речи поможет обратить внимание на данную проблему и создаст прецедент для её решения.

Языковая норма — это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Иначе: норма — это совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Языковые нормы являются обязательными правилами использования языка в речи, а немотивированные отступления от литературной нормы следует рассматривать как речевые ошибки.

Речевые ошибки — это нарушение в речи языковых норм: произносительных, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических, а также специфических норм письменной речи: орфографических и пунктуационных. Речевые ошибки нарушают различные коммуникативные качества речи [1].

В данной работе для классификации речевых ошибок выбрано учебное пособие «Типы речевых ошибок» Фоменко Юрия Викторовича как наиболее подходящее для анализа письменной речи пользователя в дисплейной коммуникации. Данная классификация наиболее ясна, лишена академической вычурности и, как следствие, понятна даже тем, кто не имеет специального образования. А также является наиболее полной.

В качестве материала для выявления ошибок в письменной речи был выбран пост пользователя общего форума «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» под ником «Артём».

«НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» — сайт, созданный в 2011 г., предназначенный для любого, кто когда-либо переезжал, собирается или просто хочет переехать из одного города в другой. Сообщество для тех, кто может помочь советом переезжающим относительно любых аспектов переезда, поделиться сведениями о городах или просто познает просторы Родины» [5].

Автором, выбранного для анализа текста, является пользователь под ником «Артём». Никакой личной информации на форуме найти невозможно. У каждого пользователя есть своя «Личная карточка». Но в случае с выбранным автором карточка пуста.

Рис. 1

Исследование показало, что большинство допущенных ошибок — пунктуационные, орфографические и стилистические. Преобладающей ошибкой являются пропуски знаков пунктуации и чрезмерное использование разговорных слов.

Среди лексических ошибок преобладает речевая избыточность (тавтология, повторы).

Среди синтаксических ошибок преобладает нагромождение придаточных.

Интересным полем для исследования является обильное наличие знаков препинания. Автор использует восклицательный/вопросительный знаки, дефис, скобки, многоточие. Данный «приём» позволяет показать эмоциональную составляющую текста, передать внутренние чувства человека, которого действительно беспокоит то, о чём он говорит.

Ввиду полученных результатов, можно дать следующие рекомендации: необходимо более точное понимание стилистики создаваемого автором текста, нужно работать над совершенствованием навыков в пунктуации, обращаться к словарям и справочникам при затруднениях, а также вычитывать текст несколько раз. Автору стоит ознакомиться с правилом оформления письменной речи. Ведь при частом повторении неправильная форма может перестать восприниматься автором как таковая.

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это — важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации. Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык — важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это — части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Литература:

  1. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. — Назрань: Пилигрим, 2005. — 376 с. (около 2500 терминов).
  2. Рыженко Ю. А. К проблеме классификации речевых ошибок// Научные труды КубГТУ. 2016. № 6. С. 290–298
  3. Рыженко Ю. А. Русский язык и культура речи. Ортология: учеб. пособие/ Ю. А. Рыженко; Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2009. 184 с.
  4. Фоменко Ю. В. О типологии речевых ошибок // Русский язык в школе.1987. № 2. С. 50–55.
  5. Электронный ресурс — официальный сайт форума «НЕ СИДИТСЯ. Клуб желающих переехать» — URL: https://nesiditsa.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, письменная речь, клуб желающих, выявление ошибок, дисплейная коммуникация, норма, общий форум, пользователь, речевая ошибка, речь.


Ключевые слова

классификация, ошибки, ортология, речевые ошибки, Ю. С. Фоменко

Похожие статьи

Речевые ошибки и причины их возникновения | Статья в журнале...

К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.

Ошибка — это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного

Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок.

предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.

Лингво-коммуникативные и психологические параметры...

...виртуальной сфере (то, что было на экране монитора, становится нормой живого общения).

этой работы было определение основных функциональных параметров IT-коммуникации.

В процессе любого вида коммуникации речь, ее грамотность, стройность, выразительность

безграмотность автора (допущены орфографические, пунктуационные и речевые ошибки).

Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике...

...на низком уровне, его не всегда достаточно даже для свободной коммуникации в школьном коллективе.

В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство

Другие примеры типичных ошибок детей-инофонов в письменных работах

Например, Юсуф Б. допустил 11 ошибок на эту орфограмму, а Азизбек Р. 6 ошибок.

Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале...

Общее толкование ошибки как нарушения каких-либо законов, правил, схем, норм, логики

предлагает выделять четыре типа ошибок: ошибки мышления, ошибки языка, ошибки речи, ошибки коммуникации.

Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика).

Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах.

О некоторых типах этико-речевых ошибок (на примере...)

Растёт внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи.

Этико-речевые ошибки мы, вслед за А.П. Сковородниковым, понимаем как «нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или

антиалкогольной кампании, с которой обычное рыночное подорожание водки ничего общего не имеет.

Уровень сформированности неречевых предпосылок у младших...

...своего тела, также отмечались частые ошибки в ориентировки частей тела относительно других предметов

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь

Для изучения навыков письма и для выявления особенностей его нарушений у детей

Анализ современного состояния проблемы общего... общее недоразвитие речи, ребенок...

Нарушение норм речи русского языка в речи школьника

 В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи

Ключевые слова: речь, школьник, школа, нарушение, нарушение речи, речевое поведение.

Вопрос классификации ошибок в языке учащихся остается одним из болезненных моментов

При оценке письменной работы в школе учитываются, в основном, орфографические ошибки...

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации

5. Ошибки, возникающие во время устной речи, не могут быть исправлены.

1. Письменная речь статична и более связана с пространством.

5. Ошибки, возникающие во время письменной речи, обычно исправляются.

Изучая коммуникацию пользователей в Интернете, мы можем сделать вывод, что данный вид общения совмещает в себе признаки как...

Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере...)

Рассмотрим их на примере речевого жанра «разговор в мессенджере».

В данной статье рассматривается развитие норм речевого этикета в электронном диалоге.

Активными интернет-пользователями чаще всего являются молодые люди, и именно они устанавливают правила.

Когда я тебе её исправляю на то, что вообще не ошибка.

Похожие статьи

Речевые ошибки и причины их возникновения | Статья в журнале...

К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.

Ошибка — это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного

Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок.

предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.

Лингво-коммуникативные и психологические параметры...

...виртуальной сфере (то, что было на экране монитора, становится нормой живого общения).

этой работы было определение основных функциональных параметров IT-коммуникации.

В процессе любого вида коммуникации речь, ее грамотность, стройность, выразительность

безграмотность автора (допущены орфографические, пунктуационные и речевые ошибки).

Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике...

...на низком уровне, его не всегда достаточно даже для свободной коммуникации в школьном коллективе.

В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство

Другие примеры типичных ошибок детей-инофонов в письменных работах

Например, Юсуф Б. допустил 11 ошибок на эту орфограмму, а Азизбек Р. 6 ошибок.

Теория ошибки в свете различных подходов | Статья в журнале...

Общее толкование ошибки как нарушения каких-либо законов, правил, схем, норм, логики

предлагает выделять четыре типа ошибок: ошибки мышления, ошибки языка, ошибки речи, ошибки коммуникации.

Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика).

Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных текстах.

О некоторых типах этико-речевых ошибок (на примере...)

Растёт внимание к устному слову, навыкам устной публичной речи.

Этико-речевые ошибки мы, вслед за А.П. Сковородниковым, понимаем как «нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или

антиалкогольной кампании, с которой обычное рыночное подорожание водки ничего общего не имеет.

Уровень сформированности неречевых предпосылок у младших...

...своего тела, также отмечались частые ошибки в ориентировки частей тела относительно других предметов

ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь

Для изучения навыков письма и для выявления особенностей его нарушений у детей

Анализ современного состояния проблемы общего... общее недоразвитие речи, ребенок...

Нарушение норм речи русского языка в речи школьника

 В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи

Ключевые слова: речь, школьник, школа, нарушение, нарушение речи, речевое поведение.

Вопрос классификации ошибок в языке учащихся остается одним из болезненных моментов

При оценке письменной работы в школе учитываются, в основном, орфографические ошибки...

Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации

5. Ошибки, возникающие во время устной речи, не могут быть исправлены.

1. Письменная речь статична и более связана с пространством.

5. Ошибки, возникающие во время письменной речи, обычно исправляются.

Изучая коммуникацию пользователей в Интернете, мы можем сделать вывод, что данный вид общения совмещает в себе признаки как...

Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере...)

Рассмотрим их на примере речевого жанра «разговор в мессенджере».

В данной статье рассматривается развитие норм речевого этикета в электронном диалоге.

Активными интернет-пользователями чаще всего являются молодые люди, и именно они устанавливают правила.

Когда я тебе её исправляю на то, что вообще не ошибка.

Задать вопрос