Использование слов-цветообозначений в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 05.12.2022

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Чувилина, А. И. Использование слов-цветообозначений в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / А. И. Чувилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 609-612. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97046/ (дата обращения: 03.05.2024).



Михаил Афанасьевич Булгаков является выдающимся и самым загадочным писателем в русской литературе. Обычный для писателя приём — фантастическое внутри обыденного — задаёт стиль романа. Привычная для каждого человека жизнь в произведении разбавляется вкраплениями текста другой природы: с одной стороны — искривлённый мир раскачивающихся на люстре котов и пивных ларьков без пива, с другой — как бы документальный роман о древности, рассказ Мастера о своей любви, полёт Маргариты, лирические отступления повествователя — из этих стилистических контрастов и высекается энергия произведения.

Особый интерес представляют слова-цветообозначения, которые писатель использует в одном из самых загадочных произведений в русской литературе. На протяжении всего произведения мы можем проследить использование цветовых имён прилагательных, которые отражают восприятие писателем окружающего мира и дают авторскую оценку явлений современной ему действительности. В данной статье мы рассмотрим особенности слов-обозначений «белый», «красный» и «жёлтый»

Часто в контексте романа привычные нам цветолексемы принимают непривычные нам значения. Бондаренко И. В. В своей статье «Трансформация психосемантики цветолексем «белый» и “white” (на примере романов демонического характера)» пишет: «Вне контекста цветолексема «белый» в сочетании с вышеуказанными существительными имеет значение «чистота», «благородное происхождение», «красота», тогда как, учитывая контекстуальное значение, она приобретает символику чёрного цвета со значением «смерть», «жестокость», таким образом трансформируя белый цвет в чёрный. Например: вне контекста атрибутивное словосочетание «белое лицо» из цитаты «белое лицо женщины вагоновожатой» означает «чистое, красивое лицо», но в контексте встречается в сцене смерти Берлиоза, поэтому эта фраза приобретает символику приближающейся смерти». [3, c.1645]

Кроме того, в этой сцене в общую тревожность белого цвета вплетается красный: «Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись «Берегись трамвая!». [4, c. 23] Писатель усиливает эффект, используя наши негативные ассоциации: кровь, страх, боль, угроза, опасность.

«Женщина в белом чистом халате» — атрибутивное словосочетание «белый халат» обычно символизирует медицинских работников, несущих добро и помощь. В контексте романа образ человека в белом халате — это медперсонал дома скорби (психиатрической больницы). Он становится негативным символом несвободы, печали, безысходности, следовательно, приобретает психосемантическое значение чёрного цвета с указанием на болезнь и неволю; [3, c.1645]

Интересным фактом является то, что цветолексемы со значением красного цвета в отличие от всех остальных представляются нам в сочетании с другими цветами

«В белом плаще с кровавым подбоем», — в данном словосочетании цветоимя «белый» имеет значения «смерть», «убийство» вследствие дистантной синтагматической связи цветолексемы со словом «кровавый» в сцене разговора Иешуа с Пилатом; [3, c.1645]

Если рассматривать самостоятельные цветолексемы со значением «красный», то мы увидим, что в основном они описывают эмоциональное состояние героев, обратимся к тексту романа: «В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен». [4, с.64] «Несколько справившись с собою, весь красный как рак, он объявил, что счел долгом поднять рубашечку, лично принести ее...» [4, с. 130] Странный человек за столом даже побагровел от напряжения и сказал невнятно опять-таки, что секретаря тоже нету... когда он придет, неизвестно и... что секретарь болен... [4, с. 106]

Так же мы можем увидеть лексему багровый в обозначении цвета правосудия, цвета-обличителя: «Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда». [204]

Обратимся к следующей интересующей нас цветолексеме. Рассмотрим значение жёлтого цвета в романе. Как и указанные выше обозначение, эта лексема несёт негативную окраску своего значение. Данная цветолексема выступает символом неприятного, порой тревожного.

Турбина О. А. в своей статье «Желтый цвет в текстовой матрице романа М. А. Булгакова «мастер и Маргарита»» пишет: «Хотя цветы, которые несла Маргарита, нейтрального жёлтого цвета (очевидно, это мимозы, которые «первые почему-то появляются в Москве» весной), этот жёлтый в романе — отвратительный, тревожный, «нехороший цвет» и предвестник трагических и горестных событий в жизни героев. Эти странные и мрачные события начинают развиваться при встрече героев сразу, что подчёркнуто дискурсивными компонентами жёлтая грязная стена, канава». [1, c. 374]

Словно обещание неприятностей «низко ползет желтобрюхая грозовая туча». [4, с.59]

Мы можем увидеть этот «предвестник» и в начале произведения: «Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной». [4, c. 2]

Так же данная цветолексема отражает внутреннее переживание героев: «Варенуха проделал все, что полагается человеку в минуты великого изумления. Он и по кабинету пробежался, и дважды вздымал руки, как распятый, и выпил целый стакан желтоватой воды из графина, и восклицал:

— Не понимаю! Не по-ни-ма-ю!» [4, с.56]

Турбина О. А. в статье «Желтый цвет в текстовой матрице романа М. А. Булгакова «мастер и Маргарита»» делает вывод, что главным образом, при воссоздании когнитивно-семиотической модели романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков обращается к ветви жёлтого цветового спектра, направленной в сторону бледно-жёлтого «полюса», и к имплицитному представлению оттенков этой ветви в дискурсивных компонентах, образованных лексическими единицами нецветового характера…Холодные бледно-жёлтые и жёлто-зеленые оттенки нагружены в текстовой матрице романа не отрицательными, а положительными дискурсивными значениями. [1, c. 377]

Мустакимова, Г. В. в статье «Специфика использования лексико-семантической группы цвета в произведении М. Булгакова «мастер и Маргарита» замечает, что основную массу употребляемых терминов составляют термины «цветообозначение» и «слово-цветообозначение» как синоним, далее «цветонаименование», остальные термины являются терминами-заменителями [2, c.117]

Таким образом мы увидели, как цветолексемы влияют на читателя. В зависимости от контекста, те или иные цвета принимают положительные или отрицательные оттенки своих значений.

Литература:

  1. Турбина Желтый цвет в текстовой матрице романа М. А. Булгакова «мастер и Маргарита» / Турбина, А. О. — Текст: непосредственный // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей III Меж-дународного симпозиума: 2-х томах. — Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. — С. 372–378.
  2. Мустакимова, Г. В. Специфика использования лексико-семантической группы цвета в произведении М. Булгакова «мастер и Маргарита» / Г. В. Мустакимова. — Текст: непосредственный // Вестник КГПИ. — 2017. — № 2(46). — С. 115–120.
  3. Бондаренко, И. В. Трансформация психосемантики цветолексем «белый» и “white” (на примере романов демонического характера) / И. В. Бондаренко. — Текст: непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — С. 1641–1646.
  4. Булгаков, М. А. «Я хотел служить народу»... / М. А. Булгаков. — Москва: «Педагогика», 1991. — 712 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): Желтый цвет, текстовая матрица романа, цветолексема, атрибутивное словосочетание, белый цвет, контекст романа, русская литература, черный цвет.


Похожие статьи

Передача описания внешности персонажей с концептом цвета...

В статье рассматриваются переводы описания внешности персонажей с концептом цвета black.

Стоит отметить, что из всех цветов черный наиболее часто употребляется в романе, встречаясь, в том

Щиты у них круглые, желтые и черные, с большими шипами [3, с. 813].

красный цвет, Китай, желтый цвет, русский язык, цвет, императорская власть, зеленый цвет...

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале...

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет

В стихотворении «Каток растаял» присутствует желтый цвет: «Пусть в желтых лютиках

Употребление красного цвета в данном контексте помогает читателю наиболее глубоко

Таким образом, поэтика цвета лирических произведений М. И. Цветаевой разнообразна.

Цветовая палитра повести А. И. Куприна «Олеся»

Стараясь передать необразованность крестьян, отдает предпочтение черному цвету, при

Образ дома, хаты связан у Куприна белым цветом, цветом чистоты: «Вот точно вздохнуло что-то в

2. Алексеев С. С., 1962, О цвете и красках, Москва: Искусство. 3. Словарь русского языка: в

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990.

Семантико-структурно-функциональное поле цветообозначений...

...было отобрано около 200 репрезентаций цветолексемы с общим значением «жёлтый».

Активен жёлтый цвет в описании внешности героев (волос, кожи, усов и др.), их одежды и

3. Дивина, Е.А. Синтагматика семантического поля цвета в русском языке / Е.А. Дивина

7. Кезина, С.В. Семантическое поле цветообозначений в русском языке (диахронический аспект)...

Классификации цветообозначений в лингвистической литературе

В. И. Иваровская называет десять основных цветов: белый, красный, синий, зеленый, желтый

Однако русская литература, данные профессиональной лексики, как утверждает Е. А

«наименования цветов, данные способом описания» (желтый цвет с примесью красного

Кульпина В. Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках. — М, 2001.

Индивидуально-авторские колоративы в стихотворениях...

Наименования цвета в произведениях писателей и поэтов исследовали Е. Глушкова, И. Лебедева

Эти цвета носители русского языка считают «основными».

Туман М. И. Цветаева назвала «волнисто-белым дымом», придав ему цвет

Микрогруппа со значением «черный» представлена словосочетанием «глаза огоньки-угольки» и «плащ цвета времени и снов»

Символические значения красного и черного в романе Стендаля...

Автор стремится исследовать силу и глубину символического значения названия романа.

Красный цвет означает мужество и т. д., черный — различные аспекты меланхолии

Красный: 1) цвет предметов, связанных с церковью; 2) церковная преемственность; 3)

с диктатурой белых, то в романе «Цвет пурпурный» мужчины изображаются как существа, в основном не...

Лексико-грамматическая, морфемная и словообразовательная...

Золото — 1. драгоценный металл жёлтого цвета. Эти прилагательные «метафоричны по своей природе и

Интерес представляет употребление существительных со значением цвета.

Их семантика в контексте напрямую соотносится с лексическим значением слов.

Литература: 1. Купина Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа.

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

Золотой-это жёлто-оранжевый цвет. Во многих произведениях Есенина золотой цвет выступает как цвет осени, её главенствующий цвет

Синий цвет, он такой синий. В эту синь даже умереть не жаль [1,с. 102].

Этот цвет получается из смешения двух основных цветов: чёрного и белого.

Чёрный – это цвет сажи, угля, является самым тёмным из всех цветов.

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии...

Ключевые слова:региональная литература, антиномия, цвет, цветопись, белый цвет, черный цвет

1. Вьюшкова, И.Г. Феномен цветописи в поэзии Н.Д. Ющенко [Текст] / От текста к контексту.

2. Злыднева, Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века.

лирическая героиня, цвет, лирический герой, стихотворение, красный цвет, желтый цвет, душевное состояние...

Похожие статьи

Передача описания внешности персонажей с концептом цвета...

В статье рассматриваются переводы описания внешности персонажей с концептом цвета black.

Стоит отметить, что из всех цветов черный наиболее часто употребляется в романе, встречаясь, в том

Щиты у них круглые, желтые и черные, с большими шипами [3, с. 813].

красный цвет, Китай, желтый цвет, русский язык, цвет, императорская власть, зеленый цвет...

Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой | Статья в журнале...

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет

В стихотворении «Каток растаял» присутствует желтый цвет: «Пусть в желтых лютиках

Употребление красного цвета в данном контексте помогает читателю наиболее глубоко

Таким образом, поэтика цвета лирических произведений М. И. Цветаевой разнообразна.

Цветовая палитра повести А. И. Куприна «Олеся»

Стараясь передать необразованность крестьян, отдает предпочтение черному цвету, при

Образ дома, хаты связан у Куприна белым цветом, цветом чистоты: «Вот точно вздохнуло что-то в

2. Алексеев С. С., 1962, О цвете и красках, Москва: Искусство. 3. Словарь русского языка: в

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990.

Семантико-структурно-функциональное поле цветообозначений...

...было отобрано около 200 репрезентаций цветолексемы с общим значением «жёлтый».

Активен жёлтый цвет в описании внешности героев (волос, кожи, усов и др.), их одежды и

3. Дивина, Е.А. Синтагматика семантического поля цвета в русском языке / Е.А. Дивина

7. Кезина, С.В. Семантическое поле цветообозначений в русском языке (диахронический аспект)...

Классификации цветообозначений в лингвистической литературе

В. И. Иваровская называет десять основных цветов: белый, красный, синий, зеленый, желтый

Однако русская литература, данные профессиональной лексики, как утверждает Е. А

«наименования цветов, данные способом описания» (желтый цвет с примесью красного

Кульпина В. Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках. — М, 2001.

Индивидуально-авторские колоративы в стихотворениях...

Наименования цвета в произведениях писателей и поэтов исследовали Е. Глушкова, И. Лебедева

Эти цвета носители русского языка считают «основными».

Туман М. И. Цветаева назвала «волнисто-белым дымом», придав ему цвет

Микрогруппа со значением «черный» представлена словосочетанием «глаза огоньки-угольки» и «плащ цвета времени и снов»

Символические значения красного и черного в романе Стендаля...

Автор стремится исследовать силу и глубину символического значения названия романа.

Красный цвет означает мужество и т. д., черный — различные аспекты меланхолии

Красный: 1) цвет предметов, связанных с церковью; 2) церковная преемственность; 3)

с диктатурой белых, то в романе «Цвет пурпурный» мужчины изображаются как существа, в основном не...

Лексико-грамматическая, морфемная и словообразовательная...

Золото — 1. драгоценный металл жёлтого цвета. Эти прилагательные «метафоричны по своей природе и

Интерес представляет употребление существительных со значением цвета.

Их семантика в контексте напрямую соотносится с лексическим значением слов.

Литература: 1. Купина Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа.

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

Золотой-это жёлто-оранжевый цвет. Во многих произведениях Есенина золотой цвет выступает как цвет осени, её главенствующий цвет

Синий цвет, он такой синий. В эту синь даже умереть не жаль [1,с. 102].

Этот цвет получается из смешения двух основных цветов: чёрного и белого.

Чёрный – это цвет сажи, угля, является самым тёмным из всех цветов.

Поэтика контраста белого и черного цветов в поэзии...

Ключевые слова:региональная литература, антиномия, цвет, цветопись, белый цвет, черный цвет

1. Вьюшкова, И.Г. Феномен цветописи в поэзии Н.Д. Ющенко [Текст] / От текста к контексту.

2. Злыднева, Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века.

лирическая героиня, цвет, лирический герой, стихотворение, красный цвет, желтый цвет, душевное состояние...

Задать вопрос