Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Н. Н. Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Н. Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 445-446. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97034/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье актуализируются вопросы организации деятельности тифлопедагога по развитию зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения.

Ключевые слова : зрительно-моторная координация, графо-моторные навыки, коррекционные занятия, старшие дошкольники с нарушением зрения.

При организации тифлопедагогом коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется включать игровые задания и упражнения, которые актуализируют:

  1. Развитие зрительно-моторной координации, как составной части зрительного восприятия;
  2. Развитие зрительного восприятия пространства;
  3. Повышение уровня развития умения сравнивать предметы по величине, пространственному расположению предмета и его частей;
  4. Повышение уровня развития умения сравнивать предметы по насыщенности цвета, форме с помощью зрения;
  5. Развитие ЗМК в системе «глаз-рука»;
  6. Развитие прослеживающей, контролирующей, регулирующей функций зрения [2], [4], [8].

Виды рекомендованных заданий и упражнений:

— Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку». «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Дорисуй предмет», «Дополни изображение до целого», «Что изменилось?», «Составь из частей целое», «Обведи по контуру», «Обведи по силуэту», «Найди предмет такой же формы»; «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое, голубое и т. д»., «Составь по контурному образцу цветное изображение» и др.;

— Игры и упражнения на развитие зрительно- моторной координации: «Обведи по контуру через кальку», «Дополни изображение», «Найди половину», «Совмести изображения», «Собери бусы», «Составь узор из мозаики», «Проследи по следу зайца, птицу», «Узнай по следу», «Посчитай, сколько раз зажглась лампочка», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Совмести прозрачные узоры», «Проследи за фонариком», «Куда летит бабочка?», «Что дальше, что ближе?», «Расставь предметы по следу, по образцу, по описанию», «Найди игрушку», «Пройди по извилистой дорожке», «Перешагни через черточки на дорожке», «Пробеги по прямой», «Набрось кольцо», «Найди по схеме», «Найди предмет по описанию», «Кто скорее составит узор по образцу?», «Что на картине верно?», «Помоги выбраться из лабиринта» [5], [6];

— проведение линий в заданном направлении с использованием стимульных точек, линий;

— обведение предмета по точкам, прерывистым линиям в заданном направлении, по стрелке [1];

— работа на приборе «Светлячок».

Рекомендации по развитию графо-моторных навыков и ЗМК

При организации коррекционной работы со старшими дошкольниками с нарушенным зрением, а также в свободное время рекомендуется включать игровые задания и упражнения, направленные на развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторной координации, которые актуализируют:

  1. Развитие зрительных функций, глазомера;
  2. Развитие зрительно-пространственного восприятия, пространственной ориентировки на плоскости;
  3. Повышение уровня работы системы «глаз-рука»;
  4. Отработка правильного захвата карандаша, развитие умения контролировать нажатие на карандаш при проведении линий [2], [4], [8].

Виды рекомендованных заданий и упражнений:

— рисование различными изобразительными средствами выразительности (карандаши, краски, мелки, пастель, фломастеры); рисование различных по толщине линий;

— работа с бумагой (аппликация силуэтная, обрывная, мозаичная, конструирование, оригами) [5], [6];

— штрихование фигур в различных направлениях (горизонтально, вертикально, по диагонали, смешенное штрихование). Обязательно акцентировать внимание ребенка на направление линии при штриховании [1];

— дорисовывание незаконченного рисунка;

— раскрашивание, обведение по трафарету, срисовывание через кальку;

— графические диктанты на листе бумаги в клетку, списывание, копирование элементов букв, цифр [3];

— воспроизведение прямых, волнистых, зигзагообразных, пунктирных линий;

— прохождение различных по сложности лабиринтов [7];

— составление узоров из геометрических фигур;

— срисовывание более мелких или более крупных по сравнению с заданными предметов («Нарисуй яблоко крупнее красного, но мельче зеленого»);

— рисование недостающей части предмета;

— проведение линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами [1];

— проведение различных линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.

Литература:

  1. Безруких М. М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Методическое пособие.
  2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  3. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графо- моторных навыков: Методическое пособие. 2-е издание.- М.: Генезис, 2010.
  4. Никулина Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях общеобразовательного учреждения общего назначения): учебное пособие. / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Артюкевич // Под ред. Г. В. Никулиной.- СПб.: Издательство РГПУ им. А И. Герцена, 1999.- 86 с.
  5. ПрАООП для детей с функциональными расстройствами зрения.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И.- М.: Просвещение, 1997
  7. Подколзина Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 3.- С. 35–39.
  8. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей [Текст] / Л. В. Фомичева. — СПб.: Каро, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительно-моторная координация, нарушение зрения, проведение линий, развитие, заданное направление, коррекционная работа, повышение уровня развития умения, предмет, упражнение.


Ключевые слова

зрительно-моторная координация, коррекционные занятия, графо-моторные навыки, старшие дошкольники с нарушением зрения

Похожие статьи

Развитие зрительно-моторной координации как главный...

Графические упражнения на развитие мелкой моторики оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей.

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в.

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к...

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

 Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет

Традиционно развитие зрительно-моторной координации у детей предполагает и работу по

Вернемся к основным направлениям работы по формированию зрительно-моторной

Детям, достигшим хорошего уровня в развитии общей зрительно-моторной координации...

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

...и искажениям процессов развития на различных уровнях их мозгового обеспечения [4].

1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

деятельности — включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушения психической деятельности [1].

Конструирование как эффективное средство формирования...

 Коррекционная работа по развитию математических представлений строится с учетом

Конструирование по модели, т. е. образцу, заданному в нерасчлененном виде.

В основе развития интеллекта нормального ребенка и ребенка с нарушением в развитии...

В целях развития зрительно-моторной координации большую роль играют тренажеры.

Бинокулярное зрение и его формирование. Нарушения...

Нарушения бинокулярности у детей. Развитие бинокулярного зрения у дошкольников с косоглазием и

Еще бинокулярное зрение называют пространственным, стереоскопическим и глубинным [3].

Создаются все необходимые условия для его дальнейшего развития.

Для устранения у детей зрительных заболеваний, приводящих к отсутствию бинокулярного зрения...

Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими...

Развитие равновесия без использования оборудования — это упражнения статического и

При этом данные упражнения направлены на решение и других коррекционных задач.

Второе направление работы по улучшению функциональных возможностей мозжечка по

Упражнения с метрономом — это отличный способ активизировать работу мозжечка .

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми...

Физическое развитие детей со зрительной патологией, протекает с особенностями, которые возникают не только из-за нарушений зрения, но и из-за наличия вторичных отклонений. У детей происходят изменения их физического развития, а также двигательных умений и навыков.

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

Весьма важна эта проблема и в отношении детей с нарушениями зрения.

В ходе эксперимента детей с высоким уровнем развития мелкой моторики рук не выявлено (А=0 %), средний уровень развития мелкой

Наибольшие трудности возникли при выполнении динамической серии упражнений.

3 этап — развитие зрительно-моторной координации.

Особенности методики формирования координации движений...

 Ключевые слова: ребенок, зрительный контроль, упражнение, нарушение зрения, занятие, коррекционная

– длительности и периодов лечения; – уровень овладения координацией движения.

Учитывая, что у детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук

Содержание упражнений должно предусматривать развитие умений у детей выполнять...

Похожие статьи

Развитие зрительно-моторной координации как главный...

Графические упражнения на развитие мелкой моторики оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей.

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в.

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к...

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

 Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет

Традиционно развитие зрительно-моторной координации у детей предполагает и работу по

Вернемся к основным направлениям работы по формированию зрительно-моторной

Детям, достигшим хорошего уровня в развитии общей зрительно-моторной координации...

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

...и искажениям процессов развития на различных уровнях их мозгового обеспечения [4].

1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

деятельности — включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушения психической деятельности [1].

Конструирование как эффективное средство формирования...

 Коррекционная работа по развитию математических представлений строится с учетом

Конструирование по модели, т. е. образцу, заданному в нерасчлененном виде.

В основе развития интеллекта нормального ребенка и ребенка с нарушением в развитии...

В целях развития зрительно-моторной координации большую роль играют тренажеры.

Бинокулярное зрение и его формирование. Нарушения...

Нарушения бинокулярности у детей. Развитие бинокулярного зрения у дошкольников с косоглазием и

Еще бинокулярное зрение называют пространственным, стереоскопическим и глубинным [3].

Создаются все необходимые условия для его дальнейшего развития.

Для устранения у детей зрительных заболеваний, приводящих к отсутствию бинокулярного зрения...

Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими...

Развитие равновесия без использования оборудования — это упражнения статического и

При этом данные упражнения направлены на решение и других коррекционных задач.

Второе направление работы по улучшению функциональных возможностей мозжечка по

Упражнения с метрономом — это отличный способ активизировать работу мозжечка .

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми...

Физическое развитие детей со зрительной патологией, протекает с особенностями, которые возникают не только из-за нарушений зрения, но и из-за наличия вторичных отклонений. У детей происходят изменения их физического развития, а также двигательных умений и навыков.

Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой...

Весьма важна эта проблема и в отношении детей с нарушениями зрения.

В ходе эксперимента детей с высоким уровнем развития мелкой моторики рук не выявлено (А=0 %), средний уровень развития мелкой

Наибольшие трудности возникли при выполнении динамической серии упражнений.

3 этап — развитие зрительно-моторной координации.

Особенности методики формирования координации движений...

 Ключевые слова: ребенок, зрительный контроль, упражнение, нарушение зрения, занятие, коррекционная

– длительности и периодов лечения; – уровень овладения координацией движения.

Учитывая, что у детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук

Содержание упражнений должно предусматривать развитие умений у детей выполнять...

Задать вопрос