Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Гончарук, М. В. Раннее выявление и диагностика детей с расстройствами аутистического спектра / М. В. Гончарук, Е. Н. Ляпкало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97012/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматриваются клинические проявления аутизма, описываются основные симптомы, на которые необходимо обращать внимание родителям и специалистам, а также дается обобщенная характеристика методов обследования. Проблема аутизма в настоящее время является одной из наиболее актуальных, что обусловлено ростом распространенности данного диагноза по всему миру.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, диагностика, коммуникативные нарушения, стереотипии, пищевые нарушения, эмоциональная сфера, методы обследования.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что для профилактики нарушений социального взаимодействия ребенка с РАС важна ранняя диагностика. Раннее выявление РАС даёт возможность эффективного профессионального раннего вмешательства, которое сможет помочь минимизировать аутистические проявления в поведении.

В DSM-5 расстройства аутистического спектра — это расстройства, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [3, с. 52].

Признаки РАС можно выявить уже до года.

Симптомы РАС у детей 1 года жизни

— Отсутствие зрительного контакта. Первая улыбка существует сама по себе.

— Индифферентность к окружающим и к окружающему пространству.

— Аффективный (повышенно-эмоциональный) симбиоз с матерью.

— Невозможность привлечь произвольное внимание ребенка.

— Повышенная реактивность к раздражителям.

— Нарушения формирования речи. После появления первых слогов и слов в возрасте11–15 месяцев наступает мутизм на период от 6 месяцев до1 года, после чего у ребенка появляется «лепетная» речь или «птичий язык».

— Нарушение формирования витальных функций и аффективной сферы. Слабо выраженный комплекс оживления.

— Отсутствие указательного жеста.

— Страхи.

— «Феномен тождества». Непереносимость перемен.

— Сверхосторожность и отсутствие чувства опасности.

— Стереотипии (однообразные аутостимуляторные действия).

— Ранний дизонтогенез двигательной сферы.

Симптомы РАС у детей 2 и 3 года жизни

— Нарушение контакта с близкими. Ребёнок не реагирует на слова, обращения создаётся ощущение, что он не понимает речи.

— Отсутствие адекватного контакта с детьми (пассивное игнорирование детей).

— Отсутствие эмпатии и, как следствие, непонимание своего собственного эмоционального состояния.

— Отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира.

— Отношение к одушевленным и неодушевленным предметам. Ребёнок часто ведет себя с малознакомыми детьми как с куклами. Использует руки близких как инструмент, если нужно что-либо достать; туловище — как лестницу.

— Высокая интенсивность страхов и повышенная фиксация на них.

— «Феномен тождества». Непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке.

— Нарушение чувства самосохранения. Сверхосторожность и отсутствие чувства опасности.

— Стереотипии (однообразные аутостимуляторные действия) позволяют аутичному ребёнку преодолевать дефицит ощущений и впечатлений извне, аффективно заряжаться за счет самораздражения.

— Особенности речи: простое повторение слова за окружающими («эхолалии»). О себе ребенок говорит во втором или третьем лице и никогда не употребляет местоимение «я». Высказывания детей содержат отрывки из мультфильмов, книг, песен.

— Развитие интеллекта: контраст между ранним развитием абстрактно-логических и выраженным запаздыванием конкретно-практических сторон интеллекта.

— Неспособность ребенка на полноценную и «ролевую» игровую деятельность, так как отсутствует воображение, способность понимать и представлять себе чувства и намерения других людей и саму суть игры.

— Увлечённость ребёнка различными мелкими предметами (детали конструктора, маленькие машинки, пазлы, палочки и листочки на прогулке). Внимание ребёнка привлекает не столько сам предмет, сколько отдельные его свойства.

— Постоянство и «застреваемость» на определённых действиях.

— Формирование витальных функций и аффективной сферы: гиповозбудимые дети (характерны тревожность и негативизм); гипервозбудимые дети (характерны негативизм, агрессия, склонность к истериформным проявлениям, аффективная возбудимость, немотивированные колебания настроения).

— Особенности зрительного восприятия. Дети любят подолгу смотреть на лампу, свечу, огонь (особенно костер), облака.

— Особенности слухового восприятия: стремление к шуршанию целлофановыми пакетами, сминанию и разрыванию бумаги у самого уха, раскачиванию скрипящих створок шкафа и т. д.; любовь к музыке. Дети поют только для себя и никогда — по просьбе.

— Особенности других видов восприятия: изменена тактильная чувствительность (нечувствительны или гиперчувствительны).

— Изменение вкусового восприятия: непереносимость многих блюд. Едят или грызут несъедобное. Характерным является обследование окружающего с помощью облизывания, обнюхивания, ощупывания.

— Нарушение пищевого поведения — стойкое нежелание ребёнка изменять привычным вкусовым ощущениям, не пробовать новые продукты, придерживаться определенного режима питания.

— Снижение болевой чувствительности.

— Влечения — стремление к положительным ощущениям: зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, проприоцептивным, получаемым при гиперкомпенсаторной аутостимуляции сенсорной сферы в условиях дефицита положительных эмоций, созданного некоммуникативностью.

— Нарушение мышечного тонуса.

Методы обследования

Методы аппаратной диагностики

— электроэнцефалография — ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем;

— реоэнцефалография — РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока;

— эхоэнцефалография — ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований;

— магнитно-резонансная томография — МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека;

— компьютерная томография — КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга;

— кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия) — исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы [2, с. 96–100].

Лабораторные методы исследования: общий анализ крови и мочи, иммунограмма — комплексный анализ состояния имунной системы, анализ крови на наличие производных ртути и других тяжелых металлов, тесты на аллергены, кал на дисбактериоз.

Использование опросников, шкал и методик наблюдения:

— модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (The Modified Checklist for Autismin Toddlers (M-CHAT);

— шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale — CARS);

— шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule — ADOS);

— опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Check list — ADPC) [1, с. 21–25].

Таким образом, можно сделать выводы, что симптомы расстройств аутистического спектра определяются уже в возрасте ребенком 1,5–2 лет, когда наблюдаются признаки очевидной задержки психомоторного и речевого развития со специфическими нарушениями в социальном взаимодействии, игре, поведении и пищевых особенностях.

Использование вышеназванных критериев поможет родителям и специалистам своевременно начать медицинскую и психолого-педагогическую коррекцию, которая улучшит социальную адаптацию.

Литература:

  1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Клинико-психологическая классификация. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. С. 21–25.
  2. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Соц. и клин. психиатрия. 2014. Т. 24. № 3. С. 96–100.
  3. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, 2013г. Р.50–53.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, ADOS, ADPC, CARS, M-CHAT, аффективная сфера, диагностик аутизма, метод обследования, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Основные методы диагностики аутизма у детей дошкольного...

 Основными методами диагностики аутизма у детей дошкольного возраста являются

При диагностике детей дошкольного возраста использование скринингового теста M-CHAT-R

Дальнейшее изучение строится в ходе взаимодействия с ребенком в зависимости от

шкалы аутизма C. A. R.S., социально-коммуникативного опросника SCQ, методик ADOS и ADI-R.

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического...

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

ребенок, аутизм, когнитивный дефицит, сенсорная доминантность, социальное взаимодействие, РАС.

и перерабатывать информацию и тесно связана с развитием головного мозга.

Когнитивная сфера охватывает всю человеческую деятельность и начинает формироваться с...

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

и инвариантно зависят от окружающей среды [4]. Рассмотрим кратко взаимодействие трех блоков мозга.

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы...

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра.

здравоохранения, в России в 2017 году число детей, зарегистрированных с диагнозом «аутизм» в возрасте

В своих социальных контактах ребенок данной категории крайне избирателен.

речедвигательного аппарата, слуха и участков коры головного мозга, отвечающих за речь

Дифференциальная диагностика аутизма в работе...

При первых подозрениях на аутизм проводится проверка слуха ребенка, чтобы исключить

Однако, в аффективно значимой ситуации аутичный ребенок может реагировать даже на

Сурдолог может предложить исследование слуха методом вызванных потенциалов (КСВП)

Значительные трудности представляет дифференциальная диагностика РДА и невропатии.

Соматический и неврологический статус детей с аутизмом

По данным американских исследований, в США на каждые 88 детей один ребенок рождается с аутизмом.

Аутизм является системным нарушением функции мозга, которая может быть вызвана разными

Диагноз детский аутизм определялся с использованием критериев DSM- IV для

В работе использовались следующие методы исследования: изучение анамнеза...

Нейропсихологические нарушения при синдроме ESES...

Обычно ESES наблюдается у детей в возрасте от 2 до 12 лет.

На диагностике — девочка, 9 лет. На момент диагностики на ЭЭГ — высокий индекс эпилептиформной активности.

При повторном обследовании отмечается положительная динамика в регуляторной сфере.

Эпилепсия — хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными...

Проблема аутизма в современном мире | Статья в журнале...

Ключевые слова: аутизм, ребенок, ранний детский аутизм, современный мир, проблема

этого расстройства, причины же Л. Каннер искал то в органических нарушениях, то в аффективной сфере.

Постановление диагноза детский аутизм (РДА, синдром Каннера) базируется на

недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации, а также...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

В данном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Для достижения поставленных задач в качестве основных методов исследования использовались

Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими

Посредством программы оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с...

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Библиографическое описание: Гальчин, Е. С. Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Cлучай 1. Больной А., 1996 г.р., младший из двух детей семьи служащих.

Снижение интеллекта до ст. легкого слабоумия. Умеренная социальная дезадаптация.

Исследование на выявление аутизма при помощи рейтинговой шкалы аутизма (CARS)...

Похожие статьи

Основные методы диагностики аутизма у детей дошкольного...

 Основными методами диагностики аутизма у детей дошкольного возраста являются

При диагностике детей дошкольного возраста использование скринингового теста M-CHAT-R

Дальнейшее изучение строится в ходе взаимодействия с ребенком в зависимости от

шкалы аутизма C. A. R.S., социально-коммуникативного опросника SCQ, методик ADOS и ADI-R.

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического...

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

ребенок, аутизм, когнитивный дефицит, сенсорная доминантность, социальное взаимодействие, РАС.

и перерабатывать информацию и тесно связана с развитием головного мозга.

Когнитивная сфера охватывает всю человеческую деятельность и начинает формироваться с...

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.

корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

и инвариантно зависят от окружающей среды [4]. Рассмотрим кратко взаимодействие трех блоков мозга.

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы...

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра.

здравоохранения, в России в 2017 году число детей, зарегистрированных с диагнозом «аутизм» в возрасте

В своих социальных контактах ребенок данной категории крайне избирателен.

речедвигательного аппарата, слуха и участков коры головного мозга, отвечающих за речь

Дифференциальная диагностика аутизма в работе...

При первых подозрениях на аутизм проводится проверка слуха ребенка, чтобы исключить

Однако, в аффективно значимой ситуации аутичный ребенок может реагировать даже на

Сурдолог может предложить исследование слуха методом вызванных потенциалов (КСВП)

Значительные трудности представляет дифференциальная диагностика РДА и невропатии.

Соматический и неврологический статус детей с аутизмом

По данным американских исследований, в США на каждые 88 детей один ребенок рождается с аутизмом.

Аутизм является системным нарушением функции мозга, которая может быть вызвана разными

Диагноз детский аутизм определялся с использованием критериев DSM- IV для

В работе использовались следующие методы исследования: изучение анамнеза...

Нейропсихологические нарушения при синдроме ESES...

Обычно ESES наблюдается у детей в возрасте от 2 до 12 лет.

На диагностике — девочка, 9 лет. На момент диагностики на ЭЭГ — высокий индекс эпилептиформной активности.

При повторном обследовании отмечается положительная динамика в регуляторной сфере.

Эпилепсия — хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными...

Проблема аутизма в современном мире | Статья в журнале...

Ключевые слова: аутизм, ребенок, ранний детский аутизм, современный мир, проблема

этого расстройства, причины же Л. Каннер искал то в органических нарушениях, то в аффективной сфере.

Постановление диагноза детский аутизм (РДА, синдром Каннера) базируется на

недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации, а также...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

В данном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Для достижения поставленных задач в качестве основных методов исследования использовались

Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими

Посредством программы оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с...

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Библиографическое описание: Гальчин, Е. С. Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

Cлучай 1. Больной А., 1996 г.р., младший из двух детей семьи служащих.

Снижение интеллекта до ст. легкого слабоумия. Умеренная социальная дезадаптация.

Исследование на выявление аутизма при помощи рейтинговой шкалы аутизма (CARS)...

Задать вопрос