Востребованность развития малого бизнеса в Республике Башкортостан в условиях внешнеэкономических санкций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Асеев, А. В. Востребованность развития малого бизнеса в Республике Башкортостан в условиях внешнеэкономических санкций / А. В. Асеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96975/ (дата обращения: 03.05.2024).



В условиях кризиса, образовавшегося на фоне введенных санкционных ограничений, субъекты МСП переживают трудные времена. Однако, заручившись надежной поддержкой государства, большинство предпринимателей смогут, как минимум, «остаться на плаву». Для тех же, кто видит в каждой трудности возможность, открываются новые перспективы: как с возможностью занять опустевшие ниши, так и с потенциалом открытия новых, до настоящего времени не существовавших видов экономической деятельности.

Ключевые слова: малое предпринимательство, санкции, поддержка государства, малый бизнес республики Башкортостан.

In the conditions of the crisis formed against the background of the imposed sanctions restrictions, SMEs are going through difficult times. However, with the reliable support of the state, most entrepreneurs will be able, at least, to «stay afloat». For those who see every difficulty as an opportunity, new perspectives open up: both with the opportunity to occupy empty niches, and with the potential to open new, hitherto non-existent types of economic activity.

Keywords : small business, sanctions, state support, small business of the Republic of Bashkortostan.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых направлений экономической политики страны, особенно, в период кризисных явлений, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, частная инициатива малого предпринимательства, гибкость и возможность быстрых изменений бизнес-процессов способны мобильно диверсифицировать национальную продукцию, сохранить и создать рабочие места, обеспечить устойчивость экономики.

Вместе с тем, за последние годы, особенно 2020 год, можно отметить не только отсутствие какой-либо положительной динамики развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране, но и глубинный системный кризис в этом секторе экономики, проявляющийся в закрытии ряда хозяйствующих субъектов, низком уровне инновационной и инвестиционной активности, массовым сокращением сотрудников и ряде других факторов. Представляется, что все это связано не только с пандемией COVID19, но и другими серьезными препятствиями, в том числе, высоким административным давлением, повышенным уровнем финансовой нагрузки, а также сложными процедурами государственного регулирования.

Очевидно, что последствия мирового финансово-экономического кризиса, пандемии коронавируса стали серьезными испытаниями для развивающегося российского предпринимательства, но еще больший удар по их развитию сейчас наносятся экономическими санкциями западных государств.

В первую очередь отметим отсутствие общепринятого определения термина «малое и среднее предпринимательство», потому как зачастую данная категория охватывает не только микропредприятия с небольшим количеством работников, но также и успешные предприятия, где число сотрудников достаточно велико. Приведем несколько определений. Так, федеральное министерство экономики и энергетики Германии определяет МСП как фирмы, в которых работает менее 500 человек или которые приносят до 50 миллионов евро годового оборота. Согласно определению Европейской комиссии, МСП — это компании, в которых работает менее 250 человек или которые приносят до 50 миллионов евро годового оборота.

Государственный банк развития Германии KfW определяет МСП как фирмы с годовым оборотом до 500 миллионов евро.

В диссертационном исследовании М. Д. Юсупова, выделены некоторые особенности, отличающие отечественный малый бизнес от его зарубежных аналогов, в частности: отсутствие возможности следования однопродуктовой модели развития, то есть совмещение нескольких видов деятельности в рамках одного малого предприятия; стремление к максимальной самостоятельности; значительный инновационный потенциал, совмещенный с низким техническим уровнем и низкой технологической оснащенностью; высокий уровень квалификации кадров; высокая степень адаптируемости и приспособляемости к сложным политическим и экономическим условиям; не достаточная развитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства [4, с. 30].

В кризисных ситуациях и условиях нестабильности увеличивается количество малых предприятий, поскольку безработные или нуждающиеся граждане вынуждены делать все возможное для выживания. Большая часть самозанятых и микропредприятий в неформальном секторе имеют такую же природу. В ходе позитивного и устойчивого экономического развития эти типы МСП постепенно исчезают и прекращают свою деятельность, поскольку предоставляют плохие условия труда по сравнению с национальным стандартом и низкую заработную плату. Поэтому очень важно органам государственной власти проводить различие между этими типами МСП для дифференциации мер поддержки.

На начало 2022 года в Башкирии насчитывается 126,9 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Это на 3,8 % больше, чем на начало 2021 года, когда в республике было 122,2 тыс. субъектов МСП, сообщает Государственный комитет РБ по предпринимательству. По словам главы ведомства Нияза Фазылова, сохранить тенденцию к росту малого бизнеса удалось во многом благодаря мерам господдержки [1].

В этом огромное значение имеют действующая система мер государственной поддержки. На уровне муниципалитетов большую работу проводят бизнес-шерифы. Они эффективно обеспечивают сопровождение предпринимателей

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Башкирии реализуются три региональных программы — «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Поддержка самозанятых» и «Предакселерация». В 2021 году на реализацию этих проектов было направлено 735,7 млн рублей.

Такое положительное влияние на экономику государству заложено в экономическом содержании и сущности малого бизнеса. Как отмечают некоторые исследователи, повышение прибыли малых предприятий происходит исключительно за счет повышения качества товаров и услуг. Для достижения этого, собственники малых предприятий более смело осуществляют инвестиции в развитие производства, усовершенствование их деятельности. Другим положительным свойством малого бизнеса является возможность его влияния на уровень занятости. Так, предприниматели, набирая в штат определенное количество работников, способствуют распространению практических знаний и профессиональной подготовке сотрудников.

Для развития малого бизнеса в республике Башкортостан как сектора национальной экономики, реализации его основных преимуществ и сглаживания недостатков, необходима государственная поддержка, включающая в себя такие направления как: повышение доступности финансовых и кредитных ресурсов, инфраструктуры; снятие административных барьеров и защита от необоснованного вмешательства в деятельность малых предприятий; обеспечение непрерывной консалтинговой и информационной поддержки; формирование открытой и прозрачной деловой среды, благоприятного инвестиционного климата [3, с. 84].

В качестве основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в Республике Башкортостан, следует назвать: административные барьеры и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных предприятий, отсутствие стабильной нормативно-правовой базы, высокая стоимость финансово-кредитных ресурсов, ограниченный доступ к кредитным ресурсам и нехватка собственных оборотных средств, сложность в подборе необходимых квалифицированных кадров [2, с.53].

Поддержка малого предпринимательства, которые, как правило, меньше всего способны справиться с серьезными экономическими потрясениями, вряд ли сильно повлияет на глобальную торговлю, предлагая при этом наибольшую отдачу с точки зрения занятости и социальной стабильности.

Это контрастирует с инструментами стимулирования, которые предоставляют крупным местным производителям (и, в частности, государственным чемпионам) конкурентное преимущество перед отечественными и иностранными конкурентами, которые приносят выгоду «немногим за счет многих» и приводят к долгосрочным искажениям рынка.

Наконец, в политике должны применяться объективные, прозрачные критерии для определения права компаний на участие, в частности, различать временные проблемы с ликвидностью, на решение которых должна быть направлена помощь, и существующие структурные проблемы, связанные с платежеспособностью или производительностью компании.

Правительства могли бы получить дополнительные выгоды, нацелившись на меры поддержки, которые приносят «двойные дивиденды» и гарантировать, что долгосрочные цели политики не будут принесены в жертву краткосрочным экономическим стимулам. Изменение климата остается проблемой, даже когда страны пытаются сдержать пандемию COVID-19 и ее экономические и социальные последствия. Насколько это, возможно, следует прилагать усилия для более широкого согласования стимулирующих мер с целями в области климата и окружающей среды или, как минимум, для обеспечения того, чтобы такие меры не усугубляли существующие проблемы. В более широком смысле поддержка предприятий может способствовать поддержанию инновационных усилий и существующих производственных мощностей в то время, когда снижение активности может привести к тому, что многие компании сократят свои расходы на НИОКР и обучение персонала. Это может помочь минимизировать краткосрочные потрясения, но могут нанести ущерб долгосрочному потенциалу роста (явление, известное как «гистерезис»).

Поддержка, предоставляемая через финансовую систему, будет играть решающую роль, но требует особого внимания [3, с. 85].

Таким образом, в части поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, автором отмечены следующие направления, в частности, сокращение рабочего времени (схемы краткосрочной занятости (STW) и поддержка заработной платы), временные увольнения, отсрочка уплаты налогов, социальных выплат, выплат по долгам, а также коммунальным платежам, предоставление кредитных гарантий, прямое кредитование субъектов МСП, гранты и субсидии, небанковское финансирование (краудфайндинговые платформы), структурные меры (поиск новых и альтернативных рынков сбыта, поддержка удаленной работы и цифровизации, поддержка инноваций и обучения), создание структур для мониторинга и управления мерами поддержки МСП.

Литература:

  1. Зюзякина, Е. Г. Проблемы развития малого предпринимательства в малых городах Республики Башкортостан / Е. Г. Зюзякина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 40–42. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74339/ (дата обращения: 27.11.2022).
  2. Иванова В. С. Государственная инвестиционная поддержкапредпринимательства. // Студенческий вестник. 2020. No 44–3 (142). С. 9–10.
  3. Шевцова, В. В. Развитие малого предпринимательства в России / В. В. Шевцова // Актуальные исследования. — 2022. — № 5(84). — С. 83–87.
  4. Юсупов М. Д. Управление развитием малого и среднего предпринимательства на основе венчурного финансирования в Российской Федерации: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 2009. — С. 15
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Башкортостан, Башкирия, годовой оборот, государственная поддержка, предпринимательство, проблема, среднее, субъект малого.


Ключевые слова

малое предпринимательство, санкции, поддержка государства, малый бизнес республики Башкортостан

Похожие статьи

Состояние государственной поддержки малого...

Изучены перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан, с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития предпринимательства целью государственной политики является создание благоприятных условий для ведения...

Совершенствование системы государственной поддержки...

В статье рассмотрена система государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и в Республике Башкортостан, изучены основные направления государственной поддержки, выявлены основные проблемы и предложены мероприятия по...

Проблемы развития малого предпринимательства в малых...

 В статье рассмотрены основные проблемы развития малого предпринимательства в малых городах Республики Башкортостан. Ключевые слова: малый бизнес, Республика Башкортостан, малое предпринимательство, развитие, местное самоуправление.

Роль малого бизнеса в организации рабочих мест в Республике...

Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан является одним из важных стратегических направлений в экономике региона. Малый бизнес оказывает положительное воздействие на решение социальных, экономических и общественных проблем.

Проблемы малого и среднего предпринимательства...

В Республике Башкортостан число средних предпринимательств снизилось за 5 лет до 303 единиц (на 15

Основные проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы

Официальный сайт Акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего

Финансовое состояние о ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году...

Развитие инфраструктуры поддержки малого... | Молодой ученый

Имеются в виду 35–70 единиц малых и средних предприятий на каждую 1000 жителей, сосредоточение в секторе малого предпринимательства 50–70

Рынок кредитования малого и среднего предпринимательства в 2013 году.

5. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства.

Проблемы малого и среднего предпринимательства...

инновационное предпринимательство, Россия, предприятие...

Оборот малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 1050 млрд. рублей

Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства за 2013 год в

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан...

Развитие частного сектора в сельском хозяйстве Республики...

Тенденции развития малого предпринимательства / И. И. Гималтдинова.

Субъектам малого бизнеса в аграрном секторе в 2008 г. из бюджетов всех уровней была оказана помощь в сумме 409 млн. руб., из них субсидии на

Х. А. Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан. 2011. Уфа.

Проблема развития частного предпринимательства и малого...

Проблемы государственной поддержки бизнеса

1) Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на бизнес в целом и малые предприятия в частности. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства ограничен.

Похожие статьи

Состояние государственной поддержки малого...

Изучены перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан, с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития предпринимательства целью государственной политики является создание благоприятных условий для ведения...

Совершенствование системы государственной поддержки...

В статье рассмотрена система государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации и в Республике Башкортостан, изучены основные направления государственной поддержки, выявлены основные проблемы и предложены мероприятия по...

Проблемы развития малого предпринимательства в малых...

 В статье рассмотрены основные проблемы развития малого предпринимательства в малых городах Республики Башкортостан. Ключевые слова: малый бизнес, Республика Башкортостан, малое предпринимательство, развитие, местное самоуправление.

Роль малого бизнеса в организации рабочих мест в Республике...

Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан является одним из важных стратегических направлений в экономике региона. Малый бизнес оказывает положительное воздействие на решение социальных, экономических и общественных проблем.

Проблемы малого и среднего предпринимательства...

В Республике Башкортостан число средних предпринимательств снизилось за 5 лет до 303 единиц (на 15

Основные проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы

Официальный сайт Акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего

Финансовое состояние о ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году...

Развитие инфраструктуры поддержки малого... | Молодой ученый

Имеются в виду 35–70 единиц малых и средних предприятий на каждую 1000 жителей, сосредоточение в секторе малого предпринимательства 50–70

Рынок кредитования малого и среднего предпринимательства в 2013 году.

5. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства.

Проблемы малого и среднего предпринимательства...

инновационное предпринимательство, Россия, предприятие...

Оборот малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 1050 млрд. рублей

Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства за 2013 год в

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан...

Развитие частного сектора в сельском хозяйстве Республики...

Тенденции развития малого предпринимательства / И. И. Гималтдинова.

Субъектам малого бизнеса в аграрном секторе в 2008 г. из бюджетов всех уровней была оказана помощь в сумме 409 млн. руб., из них субсидии на

Х. А. Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан. 2011. Уфа.

Проблема развития частного предпринимательства и малого...

Проблемы государственной поддержки бизнеса

1) Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на бизнес в целом и малые предприятия в частности. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства ограничен.

Задать вопрос