Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.12.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Сеидова, Ф. М. Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга / Ф. М. Сеидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96915/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-технологий; определены особенности данного процесса применительно к образовательной среде высшего учебного заведения.

Ключевые слова: SMART-технологии, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность педагогов, формирование готовности педагога к использованию SMART-технологий.

Появление современных смарт-технологий и внедрение принципов непрерывного обучения, в том числе использование технологий дистанционного обучения и технологий электронного обучения, влечет за собой кардинальные изменения во многих сферах, начиная от работы и заканчивая образованием.

Смарт-образование — это интерактивная среда обучения, основанная на использовании мобильных устройств с помощью контента со всего мира, который находится в свободном доступе независимо от времени и пространства. Это поддержка необходимых потребностей учащихся и учителей.

Смарт-технологии предполагают интеграцию, то есть включение мультимедийных фрагментов (интерактивные доски SMART Boards, интерактивные проекторы, интерактивные дисплеи и др.) и внешние электронные ресурсы (различные веб-сайты, видео, игры и т. д.)

Существует также два способа компьютерной поддержки учебного процесса:

1) без учителя, когда компьютер оценивает правильность и оказывает необходимую помощь.

2) компьютер выступает помощником учителя. Например, показывает результаты выполнения студентами контрольных заданий с учетом ошибок, которые они сделали, потраченного времени; сравнивает баллы разных учеников и т. д.

Согласно принципам конструирования учебного процесса, выделяют этапы, которые мы видим на рис. 1.

На каждом из указанных этапов интерактивная доска как универсальное средство обучения может найти свое место и полезное дидактическое назначение. Сущность применения технологии смарт состоит в такой организации учебного процесса, когда практически все учащиеся вовлечены в процесс познания, имея возможность рефлексировать по поводу того, что знают, думают и умеют.

Этапы конструирования учебного процесса

Рис 1. Этапы конструирования учебного процесса

На сегодняшний день смарт-технологии внедряются в каждое занятие. Это дает возможность преподавателям и студентам открывать новые горизонты в работе со смарт-технологиями, выполнять задания различной степени сложности и типа; решать образовательные задачи как индивидуально/в паре, так и в командной работе; экономить свое время для поиска необходимых сведений. При этом главным компонентом, интегрирующим решение образовательных задач, становится активный образовательный контент, на основе которого создаются единые хранилища данных, позволяющие снять временные и пространственные рамки.

Как результат, использование SMART-технологий в образовательном процессе вуза имеет множество преимуществ: это способствует созданию методических платформ (например: Skysmart, Нетология, Skyeng и т. д.) для реализации различных образовательных и профессиональных целей педагогов; для обучающихся — это возможность обеспечить непрерывный уровень их саморазвития в условиях современной смарт-среды вуза; для самих педагогов это значительно облегчает их возможности управлять процессом обучения и воздействовать на уровень образованности студентов благодаря расширению возможностей образовательной среды.

Однако, на практике применение SMART-технологий преподавателями ВУЗа часто затруднено по различным обстоятельствам, таким как недостаточная информационно-коммуникационная компетентность в данной области, стереотипного неприятия инноваций, либо неготовности педагогов старшего поколения к переподготовке в данной сфере. Вышесказанное делает актуальным формирование готовности педагогических кадров ВУЗа к использованию смарт-технологий. С целью определения особенностей формирования готовности педагогов к использованию SMART-технологий был проведен опрос преподавателей центра рекрутинга и развития ТюмГУ, который показал процент готовности педагогов к работе с использованием смарт технологии, а также примерные причины неготовности.

Опрос педагогов довузовской подготовки ТюмГУ «Готовность педагогов к использованию смарт-технологий» 2021–2022 гг.

Рис. 2. Опрос педагогов довузовской подготовки ТюмГУ «Готовность педагогов к использованию смарт-технологий» 2021–2022 гг.

13 % педагогов не готовы использовать смарт-технологии, а 40 % затрудняются ответить, объясняя это тем, что они могут только адаптировать имеющийся ресурс в учебный процесс, но не способны создавать самостоятельно необходимый материал к занятию.

Педагоги выделяют две глобальные причины: отсутствие ИКТ навыков и низкая оснащенность материально-технической базы образовательной организации.

Учитывая данное обстоятельство, основными особенностями формирования готовности педагогов к использованию указанных технологий будут следующие:

— Формирование информационной мотивации педагога, состоящей в наличии установки на работу с информацией.

— Формирование способности педагогов к информационной деятельности, понимаемой как умение работать с информацией и в дальнейшем применять ее в своей профессиональной деятельности, усвоение знаний о возможностях применения SMART-технологий

— Формирование способности педагогов к осуществлению информационной коммуникации как владение коммуникативными приемами по обработке и использованию разнообразной информации.

Формирование готовности педагогов к использованию SMART-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в образовательном процессе вуза, реализуемая последовательно, приведет к снижению сопротивления педагогов к инновациям, инициирует их познавательную и инновационную деятельность в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий, расширит возможности педагогов по разработке ими собственных проектов использования потенциала SMART-технологий в вузе.

Литература:

  1. Писаренко В. И. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам / В. И. Писаренко // Открытое образование. — 2010. — № 4. — С. 54–63.
  2. Буримская, Д. В. Современное состояние обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий / Д. В. Буримская // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 1. — С. 60–70.
  3. Коняев А. С., Коняева Е. А. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. N 12. С. 35–45.
  4. Фадеева В. В., Дембров В. А. Применение технологических инноваций в сфере образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2012. N 2(20). С. 99–105.
  5. Ломовцева, Н. В. Аспекты подготовки преподавателей в области дистанционного образования / Н. В. Ломовцева // Международная интернет- конференция «Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества профессионального образования»: сб. ст. участников конф. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — С. 221–223.
Основные термины (генерируются автоматически): использование SMART-технологий, учебный процесс, SMART, возможность, использование смарт-технологий, образовательная среда, образовательный процесс вуза, Формирование способности педагогов, этап конструирования.


Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, Smart-технологии, информационно-коммуникационная компетентность педагогов, формирование готовности педагога к использованию SMART-технологий

Похожие статьи

Методические рекомендации по применению смарт-технологий...

Практически все студенты отметили желание узнать и научиться использовать смарт-технологии. Внедрение смарт-технологий в учебный процесс имеет неоспоримые преимущества для всех субъектов образовательного процесса, они представлены в таблице 1.

Использование SMART-целей на примере дисциплины...

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование».

Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического...

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART

Интерактивная доска, урок, ребенок, учебный процесс, материал урока, процесс обучения.

В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе.

В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе.

Использование интерактивной доски SMART в средней...

Использование интерактивной доски SMART на уроках физики открывает для учителя

Возможности программного обеспечения интерактивной доски SMART Board включают в

Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс

Ключевые слова: смарт-технологии, интерактивная доска, высшее учебное заведение, Smart Board.

«Цифра» и организация образовательного процесса...

...образовательного процесса на основе использования современных технологий.

в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий

Оснащение образовательной организации в соответствии с высоким уровнем Стандарта

Следует разделять понятия электронная информационно-образовательная среда и цифровая...

Мобильные технологии в организации образовательной...

Шубина, И. В. Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза / И. В. Шубина.

Нужны способы вовлечения студентов в конструктивный образовательный процесс.

использование в любом месте, не только в пределах вуза, но и в любое время.

Рассмотрим возможности мобильных технологий в образовательной и научной среде на...

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

- использование групповых форм работы участников учебного процесса (совместная работа над

4. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Н. М. Борытко, И

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART

интерактивная доска, учебный материал, учебный процесс, возможность, студент...

Использование информационных технологий при обучении...

При необходимости использования литературы у студента всегда есть возможность воспользоваться интернет-библиотекой ВУЗа после регистрации на сайте университета, либо он может получать дополнительные учебные материалы по почте от преподавателя.

Использование цифровых технологий в образовательном...

В настоящее время создана образовательная среда, в которой возможно использование

Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности. В настоящее время идёт процесс внедрения информационных технологий в образование.

4. Применение технологии скринкастинга в разработке электронных учебных пособий.

Особенности применения технических средств при организации...

Важнейшей составляющей внедрения средств ИКТ в учебный процесс являются цифровые образовательные

2. Активное вовлечение учащихся в образовательный процесс на уроке.

- инструкция для пользователя. · основные возможности интерактивной доски SMART Board, · стандартные аксессуары интерактивной доски SMART Board, · правила эксплуатации

Похожие статьи

Методические рекомендации по применению смарт-технологий...

Практически все студенты отметили желание узнать и научиться использовать смарт-технологии. Внедрение смарт-технологий в учебный процесс имеет неоспоримые преимущества для всех субъектов образовательного процесса, они представлены в таблице 1.

Использование SMART-целей на примере дисциплины...

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование».

Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического...

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART

Интерактивная доска, урок, ребенок, учебный процесс, материал урока, процесс обучения.

В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе.

В статье рассматриваются проблемы применения смарт-технологий в вузе.

Использование интерактивной доски SMART в средней...

Использование интерактивной доски SMART на уроках физики открывает для учителя

Возможности программного обеспечения интерактивной доски SMART Board включают в

Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс

Ключевые слова: смарт-технологии, интерактивная доска, высшее учебное заведение, Smart Board.

«Цифра» и организация образовательного процесса...

...образовательного процесса на основе использования современных технологий.

в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий

Оснащение образовательной организации в соответствии с высоким уровнем Стандарта

Следует разделять понятия электронная информационно-образовательная среда и цифровая...

Мобильные технологии в организации образовательной...

Шубина, И. В. Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза / И. В. Шубина.

Нужны способы вовлечения студентов в конструктивный образовательный процесс.

использование в любом месте, не только в пределах вуза, но и в любое время.

Рассмотрим возможности мобильных технологий в образовательной и научной среде на...

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

- использование групповых форм работы участников учебного процесса (совместная работа над

4. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Н. М. Борытко, И

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART

интерактивная доска, учебный материал, учебный процесс, возможность, студент...

Использование информационных технологий при обучении...

При необходимости использования литературы у студента всегда есть возможность воспользоваться интернет-библиотекой ВУЗа после регистрации на сайте университета, либо он может получать дополнительные учебные материалы по почте от преподавателя.

Использование цифровых технологий в образовательном...

В настоящее время создана образовательная среда, в которой возможно использование

Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности. В настоящее время идёт процесс внедрения информационных технологий в образование.

4. Применение технологии скринкастинга в разработке электронных учебных пособий.

Особенности применения технических средств при организации...

Важнейшей составляющей внедрения средств ИКТ в учебный процесс являются цифровые образовательные

2. Активное вовлечение учащихся в образовательный процесс на уроке.

- инструкция для пользователя. · основные возможности интерактивной доски SMART Board, · стандартные аксессуары интерактивной доски SMART Board, · правила эксплуатации

Задать вопрос