Концепт «дети» в ранней лирике Марины Цветаевой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Прохорова, О. М. Концепт «дети» в ранней лирике Марины Цветаевой / О. М. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 602-604. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96898/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена репрезентации концепта «Дети» в ранней лирике Марины Цветаевой. Автором выявлены лексемы и эпитетные комплексы, входящие в ядро концепта. Проанализированы ассоциативные ряды, репрезентирующие характеристики детей. В статье сделан вывод о частотности мотивов всезнания, вольности, таинственности в изображении ребёнка в стихотворениях первых двух сборниках поэта.

Ключевые слова: концепт, лирика, дети, ребёнок, Марина Цветаева, лексика, ассоциативный ряд.

Теория концепта начала активно развиваться в российской лингвистике в 1990-х гг. В настоящее время интерес к концептологии не угасает, остается открытым поле для дальнейших исследований в этой области.

Под концептом мы, вслед за Ю. С. Степановым, будем понимать «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. Концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [1].

Обратившись к ранней лирике Марины Цветаевой, мы выбрали для рассмотрения концепт «Дети», поскольку для художественной картины мира поэтессы он является важной смыслообразующей константой.

Исследовать репрезентацию концепта «Дети» в лирике М. Цветаевой целесообразно на материале первых двух ее сборников: «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912). Именно в них употребление слов «дети», «ребенок» и их производных очень частотно.

По выражению Максимилиана Волошина, дебютная книга М. Цветаевой «вся на грани последних дней детства и первой юности». Она пишет о детстве из детства, и этим фактом обусловлена специфическое наполнение концепта «Дети», который наиболее широко репрезентируется поэтом в ранней лирике, становится в ней доминантным.

Лексемы из тематической группы «Дети» будут составлять ядро вербально выраженного слоя концепта «Дети». Они довольно разнообразны: дети, детка, детки, дитя, детвора, девочка, мальчик, малютки, ребенок, крошка . Сюда же мы отнесём следующие слова из тематической группы «Семья»: дочка, любимица-дочка, внучка, братец, сестра, сестренка, сестрица, сын . Следует отметить, что среди них встречаются диминутивы с эмоционально-экспрессивной окраской ласкательности: деточка, малюточка, дочурочка. Это свидетельствует о нежности, мягкости отношения М. Цветаевой к ребенку.

Чувством умиления и заботы наполнены эпитетные комплексы, также входящие в ядро концепта. Чаще всего встречаются определения «маленькая» и «сонная»: маленькая дочка, маленькая деточка, маленькие дети, сонная малюточка, сонная дочурочка, нежная девочка . К многочисленной группе словосочетаний с эпитетом «детский» относятся следующие: детские сны, детские фигуры, детский голос, детское слово, детское сердце, детский дух, детские крики и др. С. А. Губанов отмечает в творческой манере М. Цветаевой частотность метонимических словоопределений, вербализующих концептосферу «Человек»: «Части тела человека выступают репрезентантами, которые способны выразить и «локализовать» те или иные качества, чувства человека» [2]. Данный приём наблюдаем и при описании ребёнка: боязливые глазки , шаловливые ножки («Мирок»), бедные пальчики , сонные ручки («На бульваре»), правдивые глазки («После праздника»). Поэтическое зрение М. Цветаевой ловит каждое движение, каждую эмоцию ребёнка с огромным вниманием и любовью.

Для М. Цветаевой всё детское — мило и дорого: «О, как много в вас милого, детского.».. («Лесное царство»). Предметный мир, окружающий ребёнка, описывается так же нежно и любовно: кроватка и постелька , « Мирные картинки птичек и овечек, / Что в уютной детской дремлют на стене» («Мирок»). Такое трепетное отношение к детям и ко всему детскому поэтесса пронесет через все творчество.

Рассмотрим ассоциативные ряды концепта «Дети». Для М. Цветаевой дети — это существа загадочные и таинственные. В стихотворении «В зале», в котором лирический субъект (как и во многих стихотворениях на тему детства) представлен как «мы, дети» (Марина и Ася Цветаевы), мотив детской таинственности раскрывается через противопоставление детей-«победителей» «скучным» и «простым» взрослым: «Мы цепи таинственной звенья». В этом же тексте появляется мотив превосходства детей над взрослыми: «Мы знаем, мы многое знаем/ Того, что не знают они!». Е. А. Орлова, З. Б. Доржинова отмечают: «В споре со взрослыми Цветаева всегда становится на сторону ребенка, все понимающего и все знающего» [3]. М. Цветаева утверждает: «...дети знают все!» («Серёже»). В стихотворении «Совет» папа именно к дочке обращается за помощью, спрашивая её, «Что мне делать, дитя, чтоб у мамы в глазах / Не дрожали печальные слезки?», на что ребенок советует расцеловать маму в глазки. Также, загадочность мы можем наблюдать в следующих цитатах: «Что ясно нам — для них совсем туманно» («Наши царства»), «Дети — это мира нежные загадки, /И в самих загадках кроется ответ!» («Мирок»). Так, не только загадочность, но и обладание тайными знаниями, недоступными взрослым, дополняют образы детей в изображении поэтессы.

Ребёнок у Цветаевой устойчиво ассоциируется с чувством вольности и свободы, свободы в том числе и от приличий мира взрослых: «Что для взрослых — вериги,/ Для шалуньи, как ты, для свободной души — волшебство» («Волшебник»), «Мы — свободные пираты» («Мятежники»). В текстах встречаются лексемы баловница , шалунья. Мягкие материнские упреки звучат ласково, Цветаева вкладывает в концепт «Дети» ясное понимание: детство — пора веселья, резвости и игры. Даже мама рядом со своими детьми превращается в «странную девочку-маму», «маму-шалунью» и баловницу («Баловство»). «Беги, танцуй, сражайся, палки режь!.».. — именно под таким девизом проходит шумное, игривое, по-настоящему счастливое детство в пространстве художественных текстов М. Цветаевой.

Интересно стихотворение «В пятнадцать лет», в котором лирическая героиня прощается с детством, где можно было «шалить без прически», убегать «вольной» с утра в зеленые березки, где «каждый крик шалунье был позволен». Страх взросления объясняется неизвестностью будущего, в котором «во всем обман» и «на всем запрет». Так, в понимании М. Цветаевой, по-настоящему свободным человек ощущает себя только в детстве, и, взрослея, он с тревогой вступает в чуждый, холодный и несовершенный мир.

Таким образом, охарактеризовав ядро концепта «Дети», мы рассмотрели некоторые ассоциативные ряды, репрезентирующие такие характеристики детства/детей, как загадочность, превосходство над взрослыми, причастность к тайному, вечному знанию, устремленность к свободе, вольность и игривость. В стихотворения первых сборников М. Цветаевой вложено чувство огромной любви к детям, восприятие детства как лучшего времени жизни человека. Концепт «Дети» в интерпретации поэтессы открывает широкие перспективы для дальнейшего исследования, причем и в рамках ранней лирики М. Цветаевой, и в ее более зрелых, «взрослых» сборниках.

Литература:

  1. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры [Текст]: 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004, с. 42–67.
  2. Губанов, С. А. Концепты, определяемые эпитетами, в текстах Марины Цветаевой [Текст] / С. А. Губанов // Теория языка и межкультурная коммуникация. — 2022. — № 2(45). — С. 71–79.
  3. Орлова, Е. А. Концепт «ребенок» в ранней лирике Марины Цветаевой [Текст] / Е. А. Орлова, З. Б. Доржинова // Вестник Калмыцкого университета. — 2020. — № 3(47). — С. 82–89.
  4. Цветаева М. Собрание сочинений: в семи томах. Т.1. Стихотворения [Текст] / Сост. А. Саакянц, Л. Мнухин. — М.: ЭллисЛак,1994. — 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ядро концепта, взрослый, детство, концепт, ранняя лирика, ранняя лирика Марины, репрезентация концепта, тематическая группа.


Ключевые слова

дети, концепт, лексика, ребёнок, лирика, Марина Цветаева, ассоциативный ряд

Похожие статьи

Репрезентация концепта «время» в художественной картине...

С. А. Аскольдов под концептом понимает «проективный набросок однообразного способа действия над конкретностями», а анализ и синтез «конкретностей» значимы для концептуальных структур, которые включают понятия и представления [1, с. 272–273].

Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества...

В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в

В качестве ядра данного концепта у Есенина выступают следующие признаки

Рассмотрим репрезентации изучаемого концепта у В. В. Маяковского.

местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале...

 Концепт ЛЮБОВЬ занимает ведущее место в концептосфере А. С. Пушкина наряду с концептами СВОБОДА, ДРУЖБА, ГАРМОНИЯ и др. Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в лирике.

Отражение темы детства и его репрезентация в романе...

 Детство — это период времени, когда дети, играя, изучают мир и становятся настоящими

Конечно, это не значит, что проблема ребенка не звучала в творчестве писателей раннего периода.

Таким образом, в результате сопоставления тематических групп номинативного поля концепта...

Репрезентация диалога культур в романах «О дивный новый мир»...

Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших классов...

...участков систем нашего языка, объединенных репрезентацией данного концепта.

Научная новизна определяется тем, что в работе впервые исследуется концепт в языковом сознании

И эти слова были выбраны репрезентантами в опроснике для учащихся и взрослых.

У обоих возрастных групп мы замечаем, что слово "страна" набрало большее количество процентов.

Концептосфера «любовь» в романном творчестве Маргерит Дюрас...

Нам удалось установить, что концепты «любовь» к матери, «любовь» к ребенку, «любовь» к

Следовательно, мы считаем возможным объединить эти концепты в одну концептосферу.

В номинативном поле концепта «семья» в английской культуре выделяются три тематические группы.

Репрезентация концепта «человек» в русском и китайском языках.

Лексическая репрезентация концепта «жизнь – любовь» в малой...

В лингвистических исследованиях, посвященных языковым репрезентациям чувства любовь

оказался в том сказочном мире любви, которого он втайне ждал с детства, с отрочества.

Из числа признаков концепта «жизнь – любовь» наиболее представленным в прозе

«жизнь - любовь» в виде поля, ядром которого является когнитивно-пропозициональная структура.

Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля...

Ключевые слова: концепт, эмоциональный концепт, индивидуально-авторский концепт, концептосфера

Так, в частности, такой его важнейший сегмент, как лексико-семантическая группа

Коллектив интерната — это, в основном, будущие австрийские офицеры, дети, как правило, из семей элиты.

На примере репрезентации концепта «Государство» в романе Дж.

Особенности структуры эмоционального концепта и его изучение...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Юный ученый.

Языковые единицы, вербализующие эмоцию, являются языковым отражением концепта.

С.Г. Воркачёв также выделяет значимостный слой, но относит его к ядру концепта.

Репрезентация негативных эмоций «гнев» и «горе»... Концепт «любовь» в лирике Пушкина...

Похожие статьи

Репрезентация концепта «время» в художественной картине...

С. А. Аскольдов под концептом понимает «проективный набросок однообразного способа действия над конкретностями», а анализ и синтез «конкретностей» значимы для концептуальных структур, которые включают понятия и представления [1, с. 272–273].

Репрезентация концепта «Родина» на примере творчества...

В статье анализируется понятие художественного концепта, структура концепта «Родина» в

В качестве ядра данного концепта у Есенина выступают следующие признаки

Рассмотрим репрезентации изучаемого концепта у В. В. Маяковского.

местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале...

 Концепт ЛЮБОВЬ занимает ведущее место в концептосфере А. С. Пушкина наряду с концептами СВОБОДА, ДРУЖБА, ГАРМОНИЯ и др. Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в лирике.

Отражение темы детства и его репрезентация в романе...

 Детство — это период времени, когда дети, играя, изучают мир и становятся настоящими

Конечно, это не значит, что проблема ребенка не звучала в творчестве писателей раннего периода.

Таким образом, в результате сопоставления тематических групп номинативного поля концепта...

Репрезентация диалога культур в романах «О дивный новый мир»...

Концепт "родина" в языковом сознании учащихся старших классов...

...участков систем нашего языка, объединенных репрезентацией данного концепта.

Научная новизна определяется тем, что в работе впервые исследуется концепт в языковом сознании

И эти слова были выбраны репрезентантами в опроснике для учащихся и взрослых.

У обоих возрастных групп мы замечаем, что слово "страна" набрало большее количество процентов.

Концептосфера «любовь» в романном творчестве Маргерит Дюрас...

Нам удалось установить, что концепты «любовь» к матери, «любовь» к ребенку, «любовь» к

Следовательно, мы считаем возможным объединить эти концепты в одну концептосферу.

В номинативном поле концепта «семья» в английской культуре выделяются три тематические группы.

Репрезентация концепта «человек» в русском и китайском языках.

Лексическая репрезентация концепта «жизнь – любовь» в малой...

В лингвистических исследованиях, посвященных языковым репрезентациям чувства любовь

оказался в том сказочном мире любви, которого он втайне ждал с детства, с отрочества.

Из числа признаков концепта «жизнь – любовь» наиболее представленным в прозе

«жизнь - любовь» в виде поля, ядром которого является когнитивно-пропозициональная структура.

Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля...

Ключевые слова: концепт, эмоциональный концепт, индивидуально-авторский концепт, концептосфера

Так, в частности, такой его важнейший сегмент, как лексико-семантическая группа

Коллектив интерната — это, в основном, будущие австрийские офицеры, дети, как правило, из семей элиты.

На примере репрезентации концепта «Государство» в романе Дж.

Особенности структуры эмоционального концепта и его изучение...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Юный ученый.

Языковые единицы, вербализующие эмоцию, являются языковым отражением концепта.

С.Г. Воркачёв также выделяет значимостный слой, но относит его к ядру концепта.

Репрезентация негативных эмоций «гнев» и «горе»... Концепт «любовь» в лирике Пушкина...

Задать вопрос