Развитие образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Омельяненко, А. В. Развитие образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга / А. В. Омельяненко, М. Ю. Худаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96865/ (дата обращения: 07.05.2024).



Проведенное исследование посвящено изучению особенностям развития образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга. Показано, что при реализации социально-психологического тренинга, формирование и развитие образа взрослости подростков проходит более успешно.

Образ взрослости является особым новообразованием самосознания подростка, целостным аффективно-когнитивный комплексом, который включает в себя представления подростка о собственной взрослости и динамическую составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в действиях [2, 3].

Образ взрослости оказывает серьёзное влияние на психологическое состояние подростков. Сформированный образ «идеального взрослого», как отмечает В. И. Зорина, служит ориентиром направления развития подростка, которое можно обозначить как движение к большим волевым проявлениям, открытости, уверенности и доброжелательности» [1, с. 91]. В то время как неправильно сформированный образ взрослости может служить источником определённых переживаний подростков, которые могут служить катализатором возникновения у них различных психологических проблем и, как следствие, различных проявлений социально неодобряемого и девиантного поведения. Именно поэтому необходимо своевременно развивать образ взрослости в подростковом возрасте.

Изучение образа взрослости подростков проводилось на базе МОУ «Северная СОШ № 1» Белгородского района Белгородской области. В исследовании принимали участие 84 подростка в возрасте от12 до 15 лет.

Образ взрослости подростков мы изучали по следующим показателям: типы образа взрослости и типы ситуаций проявления взрослости. В качестве диагностического инструментария были использованы сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О. В. Курышева) и опросник «Мой образ взрослости» (О. В. Курышева).

Проведенное исследование дало возможность определить, какие типы ситуаций проявления взрослости наиболее характерны подросткам: соблюдение общепринятых норм, общение со взрослыми, самостоятельное действие, школьная жизнь, оценивание взрослости, общение с младшими детьми, подражание, общение со сверстниками, домашние ситуации, другое, а также установить доминирующие типы образа взрослости: «виртуальный план действий — формальная взрослость», «реальный план действий — формальная взрослость», «реальный план действий — содержательная взрослость», «виртуальный план действий — содержательная взрослость».

На основе полученных данных нами была разработана тренинговая программа, направленная на формирование содержательного комплекса представлений о взрослости, а также спектра конструктивных и эффективных способов для реализации взрослости. В качестве основных методов работы были выбраны групповая дискуссия, мозговой штурм, мини-лекции, различные упражнения, элементы арт-терапии и психодрамы. Для участия в тренинговой программе были отобраны подростки в количестве 84 человек.

Для оценки эффективности разработанной программы использовались данные повторной диагностики подростков, участвовавших в данной программе. В целом у 20,3 % подростков произошли изменения по типу образа взрослости.

На рисунке 1 представлено сравнение результатов распределения типов образа взрослости подростков «до» и «после» проведения тренинговой программы.

Распределение подростков по типам образа взрослости до и после участия в тренинговой программе (%)

Рис. 1. Распределение подростков по типам образа взрослости до и после участия в тренинговой программе (%)

На рисунке 1 мы можем отследить, что после проведения тренинговой программы, на 10,5 % уменьшилось количество подростков с типом образа взрослости «Виртуальный план действий — формальная взрослость». Количество подростков с другими типами образа взрослости, наоборот, увеличилось: с типом образа взрослости «Реальный план действий — формальная взрослость» — на 1,2 %, с типом «Реальный план действий — содержательная взрослость» — на 7,2 %, с типом «Виртуальный план действий — содержательная взрослость» — на 2,4 % подростков.

Далее мы сравнили показатели образа взрослости в группе подростков до и после участия в тренинговой программе, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значение Т-критерия Вилкоксона при сравнении показателей образа взрослости в группе подростков до и после участия в тренинговой программе

Показатели образа взрослости

До

После

Т эмп

Соблюдение общепринятых норм

10,4

12,3

-5,379**

Общение со взрослыми

10,8

12,5

-5,389**

Самостоятельное действие

12,4

16,1

-6,169**

Школьная жизнь

7,2

8,6

-4,854**

Оценивание взрослости

9,9

11,5

-4,591**

Общение с младшими детьми

10,3

11,4

-4,792**

Подражание

9,1

8,1

-2,601**

Общение со сверстниками

10,1

12,9

-5,613**

Домашние ситуации

9,3

9,9

-1,765

Другое

8,6

8,5

-0,688

Примечание: * — p ≤ 0,05; ** — p ≤ 0,01.

Были обнаружены статистически значимые различия (при p≤0,01) между такими показателями образа взрослости подростков, как: «Соблюдение общепринятых норм» (Т эмп =-5,379, Мх до =10,4, Мх после =12,3), «Общение со взрослыми» (Т эмп =-5,389, Мх до =10,8, Мх после =12,5), «Самостоятельное действие» (Т эмп =-6,169, Мх до =12,4, Мх после =16,1), «Школьная жизнь» (Т эмп =-4,854, Мх до =7,2, Мх после =8,6), «Оценивание взрослости» (Т эмп =-4,591, Мх до =9,9, Мх после =11,5), «Общение с младшими детьми» (Т эмп =-4,792, Мх до =10,3, Мх после =11,4), «Общение со сверстниками» (Т эмп =-5,613, Мх до =10,2, Мх после =12,9). Также выявлена отрицательная динамика по показателю «Подражание» (Т эмп =-2,601, Мх до =9,1, Мх после =8,1). Данные изменения могут проявляться у подростков в виде большей осознанности, понимании, где и в какой ситуации они могут проявить свой образ взрослости, в уменьшении склонности подражать и проявлять взрослость через социально неодобряемые действия. Снижение результатов по показателю «Подражание» может быть объяснено тем, что подростки после экспериментального воздействия в следствии расширения знаний о способах и ситуациях, где они могут проявить свой образ взрослости, склонны придавать меньшее значение обычному подражанию.

В результате проведённой тренинговой программы удалось расширить и углубить представления подростков о взрослости. Подростки стали более осознанно относиться к своему образу взрослости и использовать более конструктивные и эффективные способы его реализации.

Литература:

  1. Зорина, В. И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств [Текст] / В. И. Зорина // Вестник Пермского университета. — 2014. — № 1 (17). — С. 83–91.
  2. Курышева, О. В. Возрастные схемы самости подростков [Текст] / О. В. Курышева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2013. — № 3. — С. 37–43.
  3. Курышева, О. В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях [Текст]: дис. … канд. псх. наук: 19.00.13 / О. В. Курышева. — Москва, 2000. — 139 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ взрослости, тип образа взрослости, тренинговая программа, подросток, Виртуальный план действий, группа подростков, Реальный план действий, содержательная взрослость, социально-психологический тренинг, формальная взрослость.


Похожие статьи

Особенности образа взрослости современных подростков

Тип образа взрослости «Виртуальный план действийформальная взрослость»

Тип образа взрослости «Реальный план действийсодержательная взрослость» имеет

Подростков с таким типом образа взрослости, как «Виртуальный план действий

Рис. 2. Выраженность типов ситуаций проявления взрослости подростками (в ср.б., мах=30).

Психологический тренинг как одно из средств формирования...

Библиографическое описание: Кочерова, Т. М. Психологический тренинг как одно из

«здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не

Участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни.

Год: 2008 г. 3. «Психологические проблемы современных подростков» Емельянова Е. В...

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков

призму отношений, так как подростки относятся к группе девиантных социальным окружением.

К психологическим детерминантам и условиям девиантного поведения относят

Стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития.

Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале...

 Взросление — это реальные условия жизни по нормам и требованиям, предъявляемым к

Подавление у подростка чувства взрослости ведет к тому, что он замыкается, уходит в себя

Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности

Эти резервы развития могут быть приведены в действие, если удастся включить ребенка в...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте.

подросток, чувство взрослости, взрослый, школа, учение, отношение подростка...

Программа проведения тренингов и консультирования...

Волонтерское (реализуется силами членов Клуба): проведение для подростков и

Каждое из направлений очень интересны, но мы остановимся на психологическом.

Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни.

План проведения семинара-практикума: Часть I. Теоретическая часть.

подросток, чувство взрослости, взрослый, школа, учение...

Подросток начинает испытывать чувство взрослости, которое Д. Б. Эльконин

К примеру, сейчас набирает популярность здоровый образ жизни, спорт, фитнес.

Драгунова Т. В. Возрастная психология.Психологические особенности подростка.

подросток, подростковый возраст, взрослый, интернет, сеть, сверстник, чувство взрослости, возможность, время, группа.

Возраст как продукт социального конструирования

Известна цепочка действий, транслируемая в обществе. Но индивид может ей следовать; может

Отметим, что в психологической литературе выделяют хронологический и условный возраст.

7. Микляева, А. В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен.

9. Смирнова, Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция...

Похожие статьи

Особенности образа взрослости современных подростков

Тип образа взрослости «Виртуальный план действийформальная взрослость»

Тип образа взрослости «Реальный план действийсодержательная взрослость» имеет

Подростков с таким типом образа взрослости, как «Виртуальный план действий

Рис. 2. Выраженность типов ситуаций проявления взрослости подростками (в ср.б., мах=30).

Психологический тренинг как одно из средств формирования...

Библиографическое описание: Кочерова, Т. М. Психологический тренинг как одно из

«здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не

Участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни.

Год: 2008 г. 3. «Психологические проблемы современных подростков» Емельянова Е. В...

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков

призму отношений, так как подростки относятся к группе девиантных социальным окружением.

К психологическим детерминантам и условиям девиантного поведения относят

Стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития.

Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале...

 Взросление — это реальные условия жизни по нормам и требованиям, предъявляемым к

Подавление у подростка чувства взрослости ведет к тому, что он замыкается, уходит в себя

Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности

Эти резервы развития могут быть приведены в действие, если удастся включить ребенка в...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие

Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте.

подросток, чувство взрослости, взрослый, школа, учение, отношение подростка...

Программа проведения тренингов и консультирования...

Волонтерское (реализуется силами членов Клуба): проведение для подростков и

Каждое из направлений очень интересны, но мы остановимся на психологическом.

Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни.

План проведения семинара-практикума: Часть I. Теоретическая часть.

подросток, чувство взрослости, взрослый, школа, учение...

Подросток начинает испытывать чувство взрослости, которое Д. Б. Эльконин

К примеру, сейчас набирает популярность здоровый образ жизни, спорт, фитнес.

Драгунова Т. В. Возрастная психология.Психологические особенности подростка.

подросток, подростковый возраст, взрослый, интернет, сеть, сверстник, чувство взрослости, возможность, время, группа.

Возраст как продукт социального конструирования

Известна цепочка действий, транслируемая в обществе. Но индивид может ей следовать; может

Отметим, что в психологической литературе выделяют хронологический и условный возраст.

7. Микляева, А. В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен.

9. Смирнова, Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция...

Задать вопрос