Предпроверочный анализ как эффективный инструмент налогового контроля, направленный на создание благоприятной налоговой среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Кристиан, А. Ф. Предпроверочный анализ как эффективный инструмент налогового контроля, направленный на создание благоприятной налоговой среды / А. Ф. Кристиан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96819/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор подробно рассматривает предпроверочный анализ, как один из методов налогового контроля, результатом применения которого является повышение эффективности работы налоговых органов, и предоставлению налогоплательщику возможности устранить нарушения налогового законодательства с минимальными издержками, значительно снизив риск выездной налоговой проверки.

Ключевые слова : налоговый контроль, риск-анализ, предпроверочный анализ, налоговые риски, выездная налоговая проверка.

Публичной декларацией целей и задач Федеральной налоговой службы на 2020 и последующие годы, размещенной на официальном сайте ФНС РФ, заявлено восемь ключевых направлений деятельности по созданию благоприятной налоговой среды. Среди них — налоговый контроль на основе риск-анализа, дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга, целью которых является побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств по уплате налогов и сборов.

Количество выездных налоговых проверок (ВНП) в последние годы снижается, при этом растёт их результативность. Это свидетельствует о том, что налоговые органы стали тщательней подходить к допроверочным мероприятиям.

За время карантина Covid-19 и после него, поступления в бюджеты всех уровней упали. Доходы компаний также снизились.

При этом, основной задачей деятельности налоговой службы является пополнение бюджета. Для этого она проводит мероприятия налогового контроля.

Так как ВНП — это сложное мероприятие, требующее немалых временных и финансовых затрат со стороны налоговой службы, то проведению ВНП предшествует процедура проведения предпроверочного анализа и побуждения налогоплательщика к устранению налоговых рисков, добровольной подаче уточнённой налоговой отчётности и самостоятельной уплате в бюджет причитающихся сумм налогов и сборов.

Предпроверочный анализ — это комплекс мероприятий по поиску, сбору и оценке информации об определенном налогоплательщике. Его целью является принятие обоснованного решения о проведении или не проведении ВНП в отношении этого налогоплательщика.

Проведение предпроверочного анализа проводится на основании требований Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Концепции системы планирования выездных налоговых проверок от 03.05.2007 № ММ-3–06/333@ (в ред. от 10.05.2012), Рекомендаций по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018, Методических рекомендаций по работе с программным обеспечением АИС «Налог-3», реализующем автоматизацию технологических процессов от 09.04.2019 № 886, Порядка организации работы при осуществлении планирования и подготовки выездных налоговых проверок с использованием ПО АИС «Налог-3».

Задачами предпроверочного анализа, являются:

– выявление высокорисковых налогоплательщиков и приобретателей налоговой выгоды, представляющих интерес для проведения ВНП;

– анализ программных налоговых рисков и рисковых операций, установленных при проведении камеральных проверок; исследование бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщика и его контрагентов; изучение их операций по расчётным счетам; анализ движения имущества и т. п.;

– истребование документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ); проведение допросов свидетелей на основании ст. 90 НК РФ; направление письменных и электронных запросов в государственные, муниципальные и иные органы и службы в соответствии со ст. 31 НК РФ; пр.

В результате предпроверочного анализа разрешаются вопросы:

– нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство; каковы налоговые риски и их сумма; вероятность доначислений в ходе ВНП недоимки по налогам и сборам;

– возможные источники погашения доначисленных в ходе ВНП сумм налогов, пеней и штрафов.

Кроме того, проводится анализ «высокорисковых» налогоплательщиков по критериям оценки рисков, приведенным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3–06/333@.

Сам предпроверочный анализ имеет два этапа: автоматизированный и ручной. Автоматизированный анализ производится с помощью специальных программ, в частности:

– СУР АСК НДС — система, с которой начинается проведение предпроверочного анализа. На основании бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщиков она автоматически распределяет их на три группы. Первая — с низким налоговым риском, деятельность которых не вызывает подозрений. Вторая — с высоким налоговым риском: организации, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном объёме. Третья — со средним налоговым риском: компании, которых программа не смогла отнести ни к одной из предыдущих категорий. Основным объектом внимания предпроверочного анализа становятся налогоплательщики, относящиеся ко второй группе. Работа с СУР АСК НДС-2 регламентирована письмом ФНС России от 03 июня 2016 года № ЕД-4–15/9933@;

– АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, аккумулирующая в себе сведения обо всех налогоплательщиках, введённая в работу Приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7–12/134@. Этой системой формируются индивидуальные карточки (ИКН) и досье налогоплательщиков;

– ПК «ВАИ», «Фира-Про» — программы, позволяющие наглядно оценить взаимосвязь налогоплательщика с другими организациями, к примеру участие его учредителей в других юридических лицах и т. п.

Такой «трехслойный» программный фильтр отсеивает существенное количество законопослушных лиц. Остальные отрабатываются налоговым органом на втором этапе анализа — ручной проверке «рисковых» организаций.

Ручной предпроверочный анализ, проводимый налоговым органом, представляет собой исследование документов и информации о налогоплательщике и его контрагентах.

Налоговая инспекция располагает электронной информацией из следующих органов и организаций:

– банков, в которых открыты/закрыты банковские счета налогоплательщиков, с доступом к выпискам по банковским счетам налогоплательщиков, позволяющим отслеживать движение денежных средств СПД;

– ГИБДД, с доступом к сведениям о зарегистрированных за юридическими и физическими лицами транспортных средствах;

– Росреестра, с доступом к сведениям о фактическом составе имущества, зарегистрированного на индивидуального предпринимателя, организацию, «выгодоприобретателей» и членов их семей;

– ЗАГСа, с доступом к сведениям о членах семей, позволяющим установить связанных лиц, состав физических лиц- «выгодоприобретателей».

Кроме того, анализируется общедоступная информация: сайты, социальные сети её учредителей, «выгодоприобретателей», сотрудников, членов их семей, сайт Арбитр.ру, пр.

Для налогового органа важно, чтобы проверка была результативной не только с точки зрения выявления нарушения, но и с точки зрения фактического взыскания.

В случае, если после комплексного анализа всего массива полученных в предпроверке данных налоговые риски подтверждены и собрана достаточная доказательственная база, налогоплательщику вменяются нарушения налогового законодательства и предлагается устранить их добровольно в установленный срок. Если налогоплательщик отказывается уточнить и уплатить налоговые обязательства по предъявленным налоговым органом налогам (сборам), налоговый орган принимает решение о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, в предпроверочных мероприятиях согласовывается период и тематика выездной налоговой проверки (по одному виду налога (сбора) или комплексная — по всем налогам и сборам), состав проверяющих и необходимость привлечения в проверку сотрудников правоохранительных органов. Предварительное решение налогового органа согласовывается вышестоящей инстанцией и утверждается в планах ВНП.

Тем не менее, результаты предпроверочного анализа налогового органа можно прогнозировать, а налоговыми рисками управлять. Для этого налогоплательщику необходимо регулярно проводить мониторинг производственно-хозяйственной деятельности в пределах срока исковой давности с целью оценки налоговых рисков.

Управлять налоговыми рисками можно опираясь на анализ следующих показателей:

– величина налоговой нагрузки и средней зарплаты сотрудников организации должна быть сопоставима с другими налогоплательщиками в той же сфере;

– величина и повторяемость убытков и налоговых вычетов, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчётности;

– соотношение темпов роста расходов и доходов;

– отношения с «высокорисковыми» контрагентами и посредниками;

– частая перерегистрация компании по новым местам учета;

– надлежащее оформление операций по финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающееся соответствующими первичными документами.

В случае признания выдвинутых налоговым органом рисков и добровольном их устранении путём предоставления в Инспекцию уточнённой налоговой отчётности и уплаты сумм налогов, сборов и пеней, необходимость в проведении выездной налоговой проверки автоматически отпадает. Соблюдение налогового законодательства снижает риск налоговых проверок, но не исключает их.

Таким образом, предпроверочный анализ является эффективным инструментом налогового контроля, позволяющий при снижении финансовых и трудовых затрат налоговой службы достигнуть целей по наполнению бюджета. В тоже время налогоплательщику предоставлен эффективный механизм устранения допущенных налоговых нарушений, а также контроля своих налоговых рисков, что способствует созданию благоприятной налоговой среды.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ
  2. Приказ ФНС РФ от 03.03.2007 № ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
  3. Приказ ФНС РФ от 01.07.2019 № ММВ-7–12/333@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологических процессов ФНС России в составе подсистем и компонент АИС «Налог-3»
  4. Приказ ФНС РФ от 14.03.2016 N ММВ-7–12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)»
  5. Письмо ФНС РФ от 03.06.2016 № ЕД-4–15/9933@ «Об оценке рисков признака СУР»
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, анализ, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налоговое законодательство, налогоплательщик, риск, РФ, налоговая служба, проведение.


Ключевые слова

налоговый контроль, налоговые риски, выездная налоговая проверка, риск-анализ, предпроверочный анализ

Похожие статьи

Анализ выездных налоговых проверок: пути... | Молодой ученый

Библиографическое описание: Черникова, С. В. Анализ выездных налоговых проверок: пути

Выездной налоговый контроль, как и любой контроль, начинается с планирования и отбора

Налогоплательщик не заплатил — налоговый орган взыскивает через арбитражный суд.

Электронный ресурс «Процедура проведения выездных налоговых проверок» [https...

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового...

В деятельности налоговых органов важнейшее место занимают выездные налоговые

Эти проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля.

контроль, выездные налоговые проверки, налоговая политика, налогоплательщики.

Сведения об организации и проведении выездных проверок за 2012–2013 гг. в таблице 2.

Анализ налоговых проверок в Российской Федерации

Одной из форм налогового контроля являются проверки (камеральные и выездные).

По данным ФНС в России зарегистрировано более 8,5 миллионов налогоплательщиков (организаций и индивидуальных

Количество камеральных проверок, проведенных в России в 2018–2020 гг. [2].

Количество выездных проверок, проведенных в России, в 2018–2020 гг. [2].

Выездная налоговая проверка как эффективный способ...

Налоговая проверка, как инструмент налоговой системы, была создана для контроля за соблюдением

Приостановление налоговой проверки регламентирует п.9 ст.89 Налогового кодекса РФ.

Выездная налоговая проверка заканчивается документальным оформлением ее итогов.

– реквизиты решения ИФНС о проведении выездной налоговой проверки

Налоговый контроль как инструмент выявления...

Так, Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) [1] определяет налоговое

Так, из доклада руководителя Федеральной налоговой службы России Егорова Д. В. об

Количество проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за 2017–2019 гг.

Если в 2017 году налоговыми органами было произведено 20 164 выездных проверки, то за 2019 год...

Налоговый контроль и оценка его эффективности

Как пример оценки эффективности работы налоговых органов РФ по проведению камеральных и выездных налоговых проверок рассмотрим результаты контрольной работы ИФНС России по городу Кирову и дадим оценку ее эффективности.

Правовое регулирование осуществления налоговых проверок...

Ключевые слова: налоговый учет, налог, налогоплательщик, налоговая политика, объект

налоговая система, налоговый контроль, выездные налоговые проверки, налоговая.

налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговый мониторинг, РФ, орган. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Система налоговых органов в Российской Федерации построена в соответствии с

Центральный аппарат ФНС России → Управления по субъектам РФналоговые инспекции ФНС России.

‒ получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок

Выездные проверки налоговых структур: полномочия...

Выездная налоговая проверка — это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми.

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок: Камеральная налоговая

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая полиция, налоги, налоговые проверки

Таким образом, проведение документальных налоговых проверок осуществляется как по...

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система. Формы и методы налогового контроля | Статья в...

Похожие статьи

Анализ выездных налоговых проверок: пути... | Молодой ученый

Библиографическое описание: Черникова, С. В. Анализ выездных налоговых проверок: пути

Выездной налоговый контроль, как и любой контроль, начинается с планирования и отбора

Налогоплательщик не заплатил — налоговый орган взыскивает через арбитражный суд.

Электронный ресурс «Процедура проведения выездных налоговых проверок» [https...

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового...

В деятельности налоговых органов важнейшее место занимают выездные налоговые

Эти проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля.

контроль, выездные налоговые проверки, налоговая политика, налогоплательщики.

Сведения об организации и проведении выездных проверок за 2012–2013 гг. в таблице 2.

Анализ налоговых проверок в Российской Федерации

Одной из форм налогового контроля являются проверки (камеральные и выездные).

По данным ФНС в России зарегистрировано более 8,5 миллионов налогоплательщиков (организаций и индивидуальных

Количество камеральных проверок, проведенных в России в 2018–2020 гг. [2].

Количество выездных проверок, проведенных в России, в 2018–2020 гг. [2].

Выездная налоговая проверка как эффективный способ...

Налоговая проверка, как инструмент налоговой системы, была создана для контроля за соблюдением

Приостановление налоговой проверки регламентирует п.9 ст.89 Налогового кодекса РФ.

Выездная налоговая проверка заканчивается документальным оформлением ее итогов.

– реквизиты решения ИФНС о проведении выездной налоговой проверки

Налоговый контроль как инструмент выявления...

Так, Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) [1] определяет налоговое

Так, из доклада руководителя Федеральной налоговой службы России Егорова Д. В. об

Количество проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за 2017–2019 гг.

Если в 2017 году налоговыми органами было произведено 20 164 выездных проверки, то за 2019 год...

Налоговый контроль и оценка его эффективности

Как пример оценки эффективности работы налоговых органов РФ по проведению камеральных и выездных налоговых проверок рассмотрим результаты контрольной работы ИФНС России по городу Кирову и дадим оценку ее эффективности.

Правовое регулирование осуществления налоговых проверок...

Ключевые слова: налоговый учет, налог, налогоплательщик, налоговая политика, объект

налоговая система, налоговый контроль, выездные налоговые проверки, налоговая.

налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговый мониторинг, РФ, орган. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Система налоговых органов в Российской Федерации построена в соответствии с

Центральный аппарат ФНС России → Управления по субъектам РФналоговые инспекции ФНС России.

‒ получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок

Выездные проверки налоговых структур: полномочия...

Выездная налоговая проверка — это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми.

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок: Камеральная налоговая

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая полиция, налоги, налоговые проверки

Таким образом, проведение документальных налоговых проверок осуществляется как по...

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое регулирование, Российская Федерация, орган, ФНС России, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система. Формы и методы налогового контроля | Статья в...

Задать вопрос