Босодзоку и гяру: рефлексия японского общества на падение Империи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.11.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Опин, И. С. Босодзоку и гяру: рефлексия японского общества на падение Империи / И. С. Опин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 393-396. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96526/ (дата обращения: 30.04.2024).



Актуальность темы заключается в важности и влиятельности японских субкультур и культуры в целом на мировую молодёжь. Поэтому стоит взглянуть на несколько из самых известных молодёжных субкультур Японии и посмотреть, с чего они начинались и какой посыл несли в себе на самом деле.

Ключевые слова: японские субкультуры, японский национализм, босодзоку, традиционная культура, Япония, массовая культура.

Япония и её культура всегда были и будут её визитной карточкой, что привлекает к ней все больше людей. А молодёжь Японии является примером для подражания и источником вдохновения для многих других молодёжных субкультур мира. Но молодёжная культура сильно контрастирует с другой стороной Японии, где все люди одеты в строгие деловые костюмы, следуют определённым правилам и трудятся на благо своей страны.

Целью исследования является анализ определённых молодёжных субкультур Японии, чтобы выявить причины их возникновения, и какие мотивы легли в основу их философии. На основе этого можно обозначить задачи: рассмотреть историю Японии и найти причины появления субкультур, рассмотреть историю их формирования и изменений и выявить причины этих самых изменений, а также определить, каким образом сформировалась японская массовая культура.

Общество после глубоких потрясений всегда преобразуется в отрицающее своё прошлое и восхваляющее всё новое. Молодёжь — показатель того, что происходит в обществе, по их поведению можно понять, в каком состоянии находится общество. На Японии это заметнее всего. Страна несколько раз за короткий период претерпевала сильные изменения во всём. Прибытие Мэттью Перри (1853) и Революция Мейдзи (1868–1912) стали ключевыми событиями, запустившими новые процессы в обществе. Общество модернизировалось и индустриализировалось. Также повлияли и новоприбывшая американская культура. Последнее потрясение для общества — поражение во Второй Мировой Войне и полная капитуляция Японии. Это стало сильнейшим ударом для японского общества.

Послевоенные времена оказались очень трудными для всех в Японии. Помимо экономических трудностей страна столкнулась с культурными изменениями. В то время, когда взрослая часть населения боролась за сохранения традиционной культуры, молодёжь, наоборот, впитывала в себя новую культуру преобразовывая традиционную. Молодёжь начала адаптировать ценности пришедших с американцами. В это же время начали зарождаться новые субкультуры, бросавшие вызов традициям. В условиях дефицита продуктов, развитого черного рынка, повсеместной бедности и желания противостоять обществу и зародились Босодзоку.

Изначально появившись как бандитские байкерские группировки они переросли в отдельную субкультуру со своей философией и традициями. В 50-х годах они заимствовали американские образы, одевались в одежду американских военных лётчиков, а также ездили на американских мотоциклах. Как стало ясно они были сильными приверженцами американской культуры, но при этом сохраняли определённые традиционные мотивы. В 90-х субкультура потерпит кардинальные изменения и из почитания американской культуры превратится в субкультуру восхваляющую Японию времён Второй Мировой Войны.

К ним нельзя относится как к обычной преступной группировке или новомодному молодёжному движению. В их основе лежит философия, которая отражает настроение молодёжи в обществе. Поэтому они и изменились в определённый момент, ведь поменялась и сама молодёжь.

В 90-х в Японии назревал очередной экономический и политический кризис, что в свою очередь спровоцировало и социальный кризис. Под этими факторами и переродились босодзоку в националистическую субкультуру. Тогда они и получили своё имя «камикадзе-байкеры». Они не просто так поменяли свою форму на форму японских лётчиков.

Они также изменили свою символику. На флагах и форме стали появляться национальные эмблемы. Одни из самых известных — японская свастика и хризантемы. Как уже говорилось, приверженность строгой иерархии, а также культ насилия указывали на их отношения к традиционной клановой системе Японии. Их изменения были спровоцированы потерей культурной идентичности обществом и попыткой противостоять влиянию американской культуры.

Другой интересной субкультурой можно назвать гяру (японское слово от английского «girl»). Проблема гендерного неравенства всегда была в Японии, поэтому американская женская культура раскрепощённости и свободы нашла своё место в молодёжной культуре японцев. Гяру появились в 70-х и были проявлением бунтарских настроений. Вопреки японским традициям женщины одевались в откровенные наряды, вели себя раскрепощённо, а также использовали множество косметики, пытаясь подражать американским поп-певицам.

Благодаря экономическому росту и глобализации женский труд стал очень востребованным. Как оказалось, женщины отлично подходили для сбора электроники, а это была одна из основных экономических отраслей Японии. Женщины могли сами себя обеспечивать, начали появляться товары специально для женщин, которым дали название сёдзе. Сёдзе может быть любой товар, чья целевая аудитория — женщины, например сёдзе-журналы или комиксы.

Больше всего гяру было в 90-х, когда они и получили свою дурную славу. Как мы видели на примере с босодзоку, общество изменилось, оно начало отвергать западную культуру и возвращаться к традициям. Так что очевидно прозападный образ гяру стал противен обществу. Но из умирающей культуры гяру появились новые субкультуры, которые стали популярны и существуют по сей день. Например, образ раскрепощённой старшеклассницы стал очень популярен и активно используется в продуктах массовой культуры Японии.

Несмотря на всё это, подобное поведение молодёжи не может существовать без проблем. С самого своего зарождения японские субкультуры подвергались критике со стороны общества и не несли никакой пользы обществу, а даже наоборот. Босодзоку были криминальными бандами, нарушавшими закон, а также в какой-то момент стали частью знаменитых японских якудза. Гяру придерживались меркантильных взглядов и зачастую занимались проституцией. Поэтому общество говорило о негативном влиянии всех этих субкультур на молодёжь.

Стоит подвести итоги. Из всего выше сказанного можно вывести определённые факторы, которые повлияли на формирование японских субкультур.

– Продолжительное влияние западной культуры на Японию;

– Бунтарские настроения молодёжи, желающей продемонстрировать свое недовольство;

– Кризис внутри самого общества и невозможность молодёжи получить необходимую социализацию;

– Создание новой собственной массовой культуры на основе заимствований из других культур.

Современная молодёжная культура Японии формировалась на протяжении долгих лет и появилась в результате определённых процессов в обществе. В итоге Япония смогла вобрать в себя множество западных ценностей, просеять их чрез свои традиционные особенности и получить самобытную и очень привлекательную для молодёжи других стран культуру. Японцы принимают свой образ. Сейчас он играет ключевую роль в международном образе Японии и является её сильнейшим инструментом мягкой силы. Но не стоит забывать её источник. На его примере можно понять, как состояние государства скажется на его будущем и культуре.

Литература:

  1. Волкова, В. В. Основные признаки и функции субкультуры / В. В. Волкова. — Текст: электронный // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: [сайт]. — URL: http://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.htmlhttp://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.html (дата обращения: 18.11.2022).
  2. Павленко, Н. В. Чужой среди своих, свой среди чужих: молодежные субкультуры в национальном культурном ландшафте Японии / Н. В. Павленко, С. Н. Якушенко. — Текст: непосредственный // Galactica Media: Journal of Media Studies. — 2019. — № 1. — С. 177–205.
  3. Катасонова, Е. Л. Другая Япония: лики молодёжной субкультуры / Е. Л. Катасонова. — Текст: непосредственный // Журнал Ежегодник Япония. — 2008. — № 37. — С. 182–201.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, общество, американская культура, субкультура, западная культура, изменение, культура, Мировая Война, молодежная субкультура Японии, традиционная культура.


Похожие статьи

Культура и образование как ключевые факторы модернизации...

Ключевые слова: модернизация, реформы, послевоенная Япония, культура, традиции, национальный менталитет, система образования.

4. Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции / под ред. С. А. Арутюнова, Л. Д. Гришелева и др.

Основные концепции японского мировоззрения | Молодой ученый

И теперь, как известно, Япония — крупная мировая держава с хорошо развитой экономикой и

Безусловно, эта идея прослеживается во всех культурах, но в Японии она приобретает особую важность.

— М.: Наталис, 2008. Вещь в японской культуре / Составитель Н. Г. Анарина, Е. М. Дьяконова.

Главева, Д. Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия.

Историко-мифологические представления как основа культурной...

Чтобы понять и проанализировать самобытность культуры Японии, прежде всего, следует

Японская культура является сложной и многослойной системой, одним из важнейших

Праздничная культура японского общества наполнена огромным множеством различных

В Японии традиционные празднества называются словом «мацури», которое согласно...

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги.

Ключевые слова: аниме, манга, косплей, японская визуальная культура, поп-культура, отаку.

В западных странах аниме рассматривается как художественный стиль.

Ёкаи открывают для исследователей культуры Японии кладезь информации о её современных воззрениях, уходя...

Аниме как отражение японской культурной идентичности

Ключевые слова: культурная идентичность, аниме, традиционные ценности, символика.

Среди них совершенно особое место занимает такое молодежной направление как аниме

1. Алпатов В. М. Япония: язык и культура / В. М. Алпатов; Институт востоковедения.

япония, японец, японское общество, стыд, японская культура, чувство стыда, иностранный язык...

Национальная идентичность современной Японии: особенности...

...составляющей в его функционировании, как политического образования на мировой арене.

Ключевые слова: Япония, культура, этнические меньшинства, язык, этнос, миграция

Ключевые слова: культурная идентичность, аниме, традиционные ценности, символика.

Праздничная культура японского общества наполнена огромным множеством различных...

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху...

Удивительные вести из России», а «Война и мир» Л. Н. Толстого как «Плач цветов и

Взаимодействие японской и европейской культур в области литературы в первую очередь

Но это одно из интересных произведений о народниках среди книг, появившихся в Японии в

Приобщение к мировому литературному сообществу дало толчок развития в Японии таких...

япония, японец, японское общество, стыд, японская культура...

Большой знаток восточной и западной культуры, философ Вацудзи Тэцуо (1889–1960), в работе «Японский

Подобное мышление спасло японскую духовную культуру от тотальной катастрофы 1945 г.

Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская...

Похожие статьи

Культура и образование как ключевые факторы модернизации...

Ключевые слова: модернизация, реформы, послевоенная Япония, культура, традиции, национальный менталитет, система образования.

4. Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции / под ред. С. А. Арутюнова, Л. Д. Гришелева и др.

Основные концепции японского мировоззрения | Молодой ученый

И теперь, как известно, Япония — крупная мировая держава с хорошо развитой экономикой и

Безусловно, эта идея прослеживается во всех культурах, но в Японии она приобретает особую важность.

— М.: Наталис, 2008. Вещь в японской культуре / Составитель Н. Г. Анарина, Е. М. Дьяконова.

Главева, Д. Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия.

Историко-мифологические представления как основа культурной...

Чтобы понять и проанализировать самобытность культуры Японии, прежде всего, следует

Японская культура является сложной и многослойной системой, одним из важнейших

Праздничная культура японского общества наполнена огромным множеством различных

В Японии традиционные празднества называются словом «мацури», которое согласно...

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги.

Ключевые слова: аниме, манга, косплей, японская визуальная культура, поп-культура, отаку.

В западных странах аниме рассматривается как художественный стиль.

Ёкаи открывают для исследователей культуры Японии кладезь информации о её современных воззрениях, уходя...

Аниме как отражение японской культурной идентичности

Ключевые слова: культурная идентичность, аниме, традиционные ценности, символика.

Среди них совершенно особое место занимает такое молодежной направление как аниме

1. Алпатов В. М. Япония: язык и культура / В. М. Алпатов; Институт востоковедения.

япония, японец, японское общество, стыд, японская культура, чувство стыда, иностранный язык...

Национальная идентичность современной Японии: особенности...

...составляющей в его функционировании, как политического образования на мировой арене.

Ключевые слова: Япония, культура, этнические меньшинства, язык, этнос, миграция

Ключевые слова: культурная идентичность, аниме, традиционные ценности, символика.

Праздничная культура японского общества наполнена огромным множеством различных...

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху...

Удивительные вести из России», а «Война и мир» Л. Н. Толстого как «Плач цветов и

Взаимодействие японской и европейской культур в области литературы в первую очередь

Но это одно из интересных произведений о народниках среди книг, появившихся в Японии в

Приобщение к мировому литературному сообществу дало толчок развития в Японии таких...

япония, японец, японское общество, стыд, японская культура...

Большой знаток восточной и западной культуры, философ Вацудзи Тэцуо (1889–1960), в работе «Японский

Подобное мышление спасло японскую духовную культуру от тотальной катастрофы 1945 г.

Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре...

японское общество, японская государственность, Япония, культ императора, меч, императорская...

Задать вопрос