Административная ответственность в сфере рекламы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.11.2022

Статья просмотрена: 872 раза

Библиографическое описание:

Соболев, А. А. Административная ответственность в сфере рекламы / А. А. Соболев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 352-356. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96512/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы ответственности за нарушения законодательства о рекламе в Российской Федерации. Административно-правовая ответственность и иная ответственность, предусмотренная ФЗ «О рекламе». Отражены эффективные меры борьбы с нарушениями рекламного законодательства.

Ключевые слова : реклама, ответственность, законодательство о рекламе.

Рекламная деятельность постоянно подвергается ряду значительных изменений в современном социуме, следует обратить особое внимание на правовое регулирование данной области правоотношений, а именно на его совершенствование на постоянной основе с целью получения максимально быстро реакции от законодателя на те или иные проблемные аспекты, ранее неизвестные с целью минимизации возможных негативных последствий.

Реклама представляет собой достаточно сложное и многогранное социальное явление, определений которого в юридической литературе представлено большое количество.

Для подробного изучения понятия рекламы, необходимо выделить ее признаки.

Так, в качестве первого признака необходимо отметить тот факт, что реклама обязательно должна носить публичный характер. Иными слова, информация, передаваемая в рекламе направлена на неопределенное количество людей, т. е. она не может быть адресована одному человеку.

Вторым яркий признаком рекламы является особое содержание и направленность такой информации, т. е. реклама непосредственно направлена на объект рекламирования с целью подогрева интереса потребителей к данному объекту. [5, С. 15–17]

Третьим признаком рекламы выступает ее направленность на продвижении определенного товара на рынке, в случае отсутствия предпринимательского характера передаваемая информация перестает быть рекламой.

Так, под рекламой необходимо воспринимать определенные средства, методы, способы, с помощью которых распространяется информация в конкретной сфере или деятельности людей, при этом цель распространения информации заключается в привлечении людей к объекту рекламы.

При этом важно понимать, что передаваемая информация является рекламой только в случае наличия признаков рекламы, к которым относятся публичный характер, направленность, предпринимательский характер. Также важно отметить, что передаваемая информация, содержащая признаки рекламы, в том случае становится рекламой, когда фактически доведена до потребителей.

В ФЗ «О рекламе» ст. 38.2 устанавливает, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность. [4]

В первую очередь нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения ФАС (его территориального органа) образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный п. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ [1].

Дела об административных правонарушениях в рамках законодательства о рекламе рассматриваются уполномоченными должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальными органами.

Субъектами административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе являются как физические, так и юридические лица, обладающие административной деликтоспособностью.

В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 10 ст. 38 ФЗ «О рекламе»). В данной статье установлена ответственность за ряд нарушений законодательства о рекламе.

Привлечение к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства заключается в применении административных наказаний, которые носят, как правило, материальный характер.

За все административные правонарушения в области рекламы применяется административное наказание в виде административного штрафа, и только по ст. 6.13 КоАП в качестве дополнительной санкции возможно применение административного наказания в виде конфискации продукции и оборудования, используемого для изготовления и распространения рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Согласно ФЗ от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, совершенную юридическими лицами, может применяться административное приостановление деятельности. Такое решение видится вполне обоснованным и своевременным. В то же время, законодателю необходимо учесть характер рекламных нарушений и тяжесть наступаемых последствий, и в этой связи было бы целесообразно распространение административного приостановления деятельности на отдельные правонарушения в области рекламы путем внесения соответствующих изменений в статью «Нарушение законодательства о рекламе» (ст. 14.3 КоАП РФ). Но, к сожалению, до сегодняшнего момента данное мнение исследователей не было учтено законодателем.

В связи с этим суды Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба продолжают привлекать по административной ответственности по ст. 14.3 КоАП, применяя такое административное наказание, как штраф, о чем свидетельствует судебная практика.

Также ответственность предусмотрена за рекламу алкоголя.

Так, важным критерием при публикации рекламы алкоголя в общество является обязательное предупреждения данного общества обо всей опасности частого принятия данного товара, при чем конкретная часть рекламы, выраженная в определенном временном промежутке, а именно десять процентов рекламы, отводится непосредственно на предупреждение.

Однако, на сегодняшний день, действия производителей по подаче рекламы в общество стали более определенными, что связано непосредственно с отменой ст. ФЗ-171. Бесспорно, официального запрета именно на рекламу алкоголя нет, однако есть множество ограничивающих факторов.

Так, согласно указанному закону, информация, направленная на определенный товар, при этом подогревая спрос на него, поднимая у людей интерес, называется рекламой, также данная информация не должна быть направлена на одного человека, а имеет воздействие на большой круг людей.

Хотелось отразить следующее резюме: любая попытка обыгрывать формулировки законодателя выступают лишь внеочередным поводом для проверки.

Так, к примеру, реклама виски, в которой была употреблена фраза «Курение и алкоголь убивают вашу сущность, поэтому от этого зла лучше отказаться», повлекла за собой возбуждение административного дела, по итогам рассмотрения которого нарушителем был признан издательский дом, разместивший рекламу. [9]

Дела о рекламе алкоголя достаточно частые. Рекламодатели и производители товара зачастую пренебрегают к правилам, установленным соответствующими нормативно-правовыми актами в части рекламы алкоголя.

Так, например, особого внимания заслуживает решение Арбитражного суда Республики Марий Эйл от 14 ноября 2018 г. по делу № А38–3890/2018. По материалам дела были отмечены следующие нарушения закона: на нескольких страницах журнала «Красное&Белое» № 232 и № 238 была размещена реклама алкоголя с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции (пиво, винный напиток, шампанское). Помимо прочего, журнала распространялись в жилых домах. [13].

Так, по итогу рассмотрения дела, виновные лица были привлечены к ответственности, а именно: ООО «Альфа-Пенза» привлечено к ответственности по ст.14.3 КоАП РФ, административное наказание — штраф в размере 100 тыс. рублей.

Рассмотрим также административную ответственность юридических лиц.

Самыми многочисленными административными правонарушениями юридических лиц являются правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, поскольку большая часть юридических лиц — это коммерческие организации. Основной целью их деятельности является извлечение прибыли. В главе 14 КоАП РФ закреплены составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. [8, С. 202–204]

В системе административно-правовых отношений, особенно в предпринимательском аспекте, значимое место занимает реклама. В последнее время довольно часто происходит нарушение общих и специальных требований.

Привлечение к административной ответственности за нарушение требований законодательства о рекламе осуществляется по юридическим составам статей 6.3, 13.25, 14.3, 14.37, 14.38, 15.24, 19.31 КоАП РФ. Административно-правовая ответственность субъектов рекламной деятельности выражается в виде наложения административного штрафа на граждан и должностных лиц, причем размеры штрафных санкций строго дифференцированы, для должностных лиц штраф ощутимо существенен по размеру.

Приведем пример. Так, например, в рамках осуществления контрольно-надзорных полномочий, Управлением Роскомнадзора по Республике Крым выявлено нарушение МУП «Три Штурма» требований части 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», а именно, на рекламном мониторе транслировался сюжет, в котором содержится сцена потребления табака без социальной рекламы.

Должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении, действия заявителя квалифицированы по части 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ — неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака.

Предприятие было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с этим предприятие (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением об отмене постановления Управления Роскомнадзора по Республике Крым о привлечении к административной ответственности.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что предприятие сразу же после выявления нарушения приняло меры, направленные на устранение недостатков, данный трейлер был удален с трансляции в день получения уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Однако, устранение выявленного нарушения после его обнаружения, не может являться безусловным основанием для отмены вынесенного постановления, поскольку факт совершения нарушения, установлен и подтвержден материалами дела, а также не был оспорен заявителем.

Рассмотрев вопрос о соразмерности и справедливости назначенного наказания, суд пришел к выводу о необходимости снижения штрафных санкций. В рассматриваемом деле суд с учетом заявления предприятия принял в качестве исключительных смягчающих обстоятельств, влияющих на размер финансовых санкций, неумышленный характер нарушения, а также устранение выявленных нарушений до вынесения оспариваемого постановления [14].

Статья 14.37 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции.

Так, например, Красноперекопский районный суд Республики Крым рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ в отношении должностного лица МУП «Три Штурма». Судом установлено, что должностное лицо разместило и эксплуатировало на стене дома рекламную конструкцию. Свои действия он осуществил без разрешения органов местного самоуправления. Должностное лицо отметило, что между МУП «Три Штурма» и УК «Центр коммунального обслуживания» был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, тогда же была предпринята попытка получить разрешение, однако в выдаче было отказано, поскольку не было утвержденной схемы размещения рекламных конструкций. Это не отменяет, того факта, что для установки и эксплуатации рекламной конструкции требуется разрешение, поэтому, должностному лицу МУП «Три Штурма» был назначен штраф 3 000 рублей [15].

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о рекламе ограничен одним годом. При этом момент начала течения данного срока зависит от того, признается правонарушение длящимся или нет.

Юрисдикционным органом, уполномоченным выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, а также рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ является федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. Все иные правоприменительные органы вправе (а иногда и обязаны) лишь оказывать содействие антимонопольному органу в предупреждении и пресечении фактов ненадлежащей рекламы.

Так, например, в 2021 году Крымским УФАС России рассмотрено 88обращений (в 2020 году — 87 обращений). По результатам рассмотрения обращений возбуждено 16 дел по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации (в 2020 году — 14 дел).

По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении Крымским УФАС России по 14 делам вынесены постановления о назначении административного наказания за нарушение рекламного законодательства, из них по 6 делам — административный штраф, по 8 делам — предупреждение. Рассмотрение 2 дел прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности [10].

Итак, для упорядочивания общественных отношений в сфере рекламы в российском законодательстве сложилась определенная система норм. Применение юридической ответственности за нарушение данных норм является составляющей механизма правового регулирования общественных отношений. Поэтому наказание должно быть соразмерным тяжести и последствиям правонарушению и справедливым, как для потерпевшей стороны, так и для общества в целом.

Чаще всего мерой ответственности избираются штрафные санкции. Применение меры административного наказания в виде штрафа предусмотрено практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ. Стоит отметить, что в КоАП РФ в качестве административного наказания не предусмотрена контрреклама, поэтому ее можно относить к мере административного принуждения. Физические и юридические лица имеют право обращаться в суд с требованием публичного опровержения недостоверной рекламы (контррекламе) в соответствии с п. 2 ст. 38 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушения рекламного законодательства обращает на себя более пристальное внимание из-за одной из главных причин: отсутствие надлежащих размеров штрафов. Еще раз продублируем положения ст. 14.3 КоАП РФ — нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Только вдумайтесь в эти цифры! Что такое сто тысяч рублей для крупного холдинга! Получается, что неблагоприятные последствия, вызванные применением некоторых мер ответственности к нарушителю, в рамках крупного хозяйствующего субъекта с излишком оправдываются эффектом и прибылью, полученной от ненадлежащей рекламы.

Также необходимым видится развить тот раздел текста, который касается привлечения к ответственности непосредственных рекламораспространителей: медийных каналов, радио и т. д., поскольку меры ответственности сейчас в основном применяются лишь к рекламодателю. Наряду с вышеуказанными замечаниями важно повысить общую поведенческую культуру потребителей и производителей. Отчасти этого можно достичь путем фрагментарного пересмотра текстов образовательных стандартов тех гуманитарных и экономических дисциплин, которые используются учебными планами по всем специальностям, связанным с предпринимательством, рекламой, управлением на производстве, внутренней и внешней торговлей.

Также необходимым видится развить тот раздел текста, который касается привлечения к ответственности непосредственных рекламораспространителей: медийных каналов, радио и т. д., поскольку меры ответственности сейчас в основном применяются лишь к рекламодателю. Наряду с вышеуказанными замечаниями важно повысить общую поведенческую культуру потребителей и производителей. Отчасти этого можно достичь путем фрагментарного пересмотра текстов образовательных стандартов тех гуманитарных и экономических дисциплин, которые используются учебными планами по всем специальностям, связанным с предпринимательством, рекламой, управлением на производстве, внутренней и внешней торговлей.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: фед. закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ: по сост. на 26.03.2022 [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34661/ (дата обращения: 10.11.2022).
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» от 09.05.2005 N 45-ФЗ (последняя редакция).
  4. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
  5. Агеев А. В. Виды рекламы. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] / А. В. Агеев, А. Н. Мудров, В. С. Мейер, А. Н. Александров, С. М. Павлов, И. В. Лебедева, М. А. Алексеева // Индустрия рекламы. — 2020. — URL: https://adindustry.ru/doc/1123 (дата обращения: 15.02.2022.
  6. 6.Баранова М. В. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламного бизнеса: состояние, проблемы, перспективы / М. В. Баранова // Государственно-правовые исследования. — 2018. — Вып. 1. — С. 55–61.
  7. Вебер Александр. Рынок и общество. Стабильное развитие или развитие, направляемое общественным предвидением // Своб. мысль. 2016. № 3. С. 21;
  8. Заитов, Э. И. Административная ответственность юридических лиц в связи с нарушением рекламной деятельности / Э. И. Заитов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 202–204. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90644/ (дата обращения: 12.11.2022).
  9. Как рекламировать алкоголь [Электронный ресурс] // Сбербанк.ру. — URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/legalnye-sposoby-reklamy-alkogolnoj-produkcii-v-rossii/ (дата обращения: 15.02.2022).
  10. Официальный сайт Крымского УФАС России. URL: https://krym.fas.gov.ru/ (дата обращения 21.04.2022).
  11. Стамбук против Германии. Информация о деле: по материалам постановления Европейского суда по правам человека от 17.10.2002 № 37928/97) // Бюл. Европейского суда по правам человека. 2003. № 3.
  12. Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 734-О-П «По жалобе гражданки В. на нарушение ее конституционных прав статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  13. Решение Арбитражного суда Республики Марий Эйл от 14 ноября 2018 г. по делу № А38–3890/2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. — URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/s4qtB9yE0fZQ/ (дата обращения: 15.02.2022).
  14. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2021 по делу № А04–1034/2021 «О признании незаконным постановления» // Официальный сайт Арбитражного суда Республики Крым. URL: https://crimea.arbitr.ru/ (дата обращения 21.04.2022).
  15. Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым по делу № 5–331/2019 от 02.04.2019 «По делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный сайт Красноперекопского районного суда Республики Крым. URL: http://krasnoperekopskiy.krm.sudrf.ru/ (дата обращения 21.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, реклама, административное наказание, административная ответственность, административное правонарушение, Российская Федерация, административный штраф, ответственность, рекламное законодательство, должностное лицо.


Похожие статьи

Административная ответственность юридических лиц в связи...

...административное наказание, административная ответственность, административное правонарушение, административное

 Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых...

Административная ответственность должностных лиц

административная ответственность, должностное лицо, административное правонарушение.

Административная ответственность — вид ответственности за административные. административный штраф, административное наказание...

Административная ответственность. Цель и основания...

административное правонарушение, административная ответственность, РФ

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за совершение

административное наказание, Российская Федерация, юридическое лицо.

Административный штраф как один из видов наказания

...административный штраф, Российская Федерация, административное правонарушение, вид наказания, административное наказание, лицо, административная ответственность, дорожное движение, имущественная санкция, правонарушение.

Административный штраф как вид наказания | Статья в журнале...

...административный штраф, административное наказание, административная ответственность, административное

Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП), административный штраф...

Административные правонарушения: правовая характеристика

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение...

Административная ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы.

Проблематика назначения административной ответственности...

административная ответственность, должностное административное правонарушение, административная ответственность, должностное лицо, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Правовой анализ административных правонарушений...

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное. Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за. Нарушение порядка предоставления земельных участков влечет для должностных лиц...

Российская Федерация, административная ответственность...

Российская Федерация, административная ответственность, правонарушение, РФ, Кодекс, субъект, административное наказание, Государственная Дума, административная реформа, местное самоуправление. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской...

Противодействие уклонению юридических лиц от...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение. Правовое регулирование административного процесса по... Административная ответственность физических лиц за нарушения таможенных правил.

Похожие статьи

Административная ответственность юридических лиц в связи...

...административное наказание, административная ответственность, административное правонарушение, административное

 Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых...

Административная ответственность должностных лиц

административная ответственность, должностное лицо, административное правонарушение.

Административная ответственность — вид ответственности за административные. административный штраф, административное наказание...

Административная ответственность. Цель и основания...

административное правонарушение, административная ответственность, РФ

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за совершение

административное наказание, Российская Федерация, юридическое лицо.

Административный штраф как один из видов наказания

...административный штраф, Российская Федерация, административное правонарушение, вид наказания, административное наказание, лицо, административная ответственность, дорожное движение, имущественная санкция, правонарушение.

Административный штраф как вид наказания | Статья в журнале...

...административный штраф, административное наказание, административная ответственность, административное

Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП), административный штраф...

Административные правонарушения: правовая характеристика

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение...

Административная ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы.

Проблематика назначения административной ответственности...

административная ответственность, должностное административное правонарушение, административная ответственность, должностное лицо, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Правовой анализ административных правонарушений...

юридическое лицо, административная ответственность, РФ, лицо, административное. Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за. Нарушение порядка предоставления земельных участков влечет для должностных лиц...

Российская Федерация, административная ответственность...

Российская Федерация, административная ответственность, правонарушение, РФ, Кодекс, субъект, административное наказание, Государственная Дума, административная реформа, местное самоуправление. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской...

Противодействие уклонению юридических лиц от...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение. Правовое регулирование административного процесса по... Административная ответственность физических лиц за нарушения таможенных правил.

Задать вопрос