К вопросу об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе и правовом регулировании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Нестеренко, А. В. К вопросу об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе и правовом регулировании / А. В. Нестеренко, О. А. Яловой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96474/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье проведен анализ теоретических и правовых основ прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в условиях российской экономики. Приведены актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Автором сделан вывод о необходимости внесений изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности механизмов защиты нарушенных имущественных прав государства при реализации государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: прокурорский надзор, оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, федеральный бюджет.

The article analyzes the theoretical and legal foundations of prosecutorial supervision over the implementation of legislation in the field of the military-industrial complex in the conditions of the Russian economy. The current problems of prosecutorial supervision over the execution of laws by enterprises of the military-industrial complex are presented. The author concludes that it is necessary to amend the legislation of the Russian Federation aimed at improving the effectiveness of mechanisms for protecting violated property rights of the state in the implementation of the state defense order.

Keywords: prosecutor's supervision, military-industrial complex, state defense order, federal budget.

Высокий уровень обороноспособности государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса.

Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперед, хотя и здесь нам нельзя почивать на лаврах и расслабляться, а нужно идти вперед, внимательно наблюдая и анализируя то, что происходит в этой сфере в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений [1].

Основные задачи военной политики Российской Федерации определены Президентом Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктриной.

Одной из основных задач в указанной сфере является поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в заданной готовности к боевому применению, и мобилизационной экономики страны на уровне необходимом для обеспечения задач в военное время.

Указанные задачи во многом обеспечиваются посредством положений законодательства о государственном оборонном заказе.

Надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе (далее — ГОЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Принимая во внимание приоритеты, обозначенные Президентом Российской Федерации, в том числе по усилению государственного контроля, эффективным расходованием головными исполнителями и смежниками бюджетных средств, выделяемых на ГОЗ, повышению финансовой дисциплины участвующих в его исполнении организаций, работа на данном направлении должна носить системный характер и оказывать непосредственное воздействие на состояние законности в оборонной отрасли.

За последние годы системно скоординированная работа органов прокуратуры с органами государственной власти и контролирующими органами позволила добиться укрепления финансовой дисциплины в оборонной сфере, улучшить ситуацию с исполнением ГОЗ, сократить задолженность предприятий по невыполненным обязательствам. Мерами прокурорского реагирования незамедлительно пресекаются срывы сроков выполнения обязательств по государственным контрактам, хищения бюджетных средств, их неправомерного расходования, вывод за рубеж и обналичивание.

Вместе с тем, на сегодняшний день остаются не решены вопросы слабой организации деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК), низкого уровня планирования загрузки производственных мощностей, неэффективный механизм ценообразования, несоответствие качества продукции, производимой предприятиями ОПК, сложности в реализации банковского сопровождения ГОЗ и отсутствие действенной системы формирования кооперации.

Вопреки важности выполняемой работы допускаются факты неправомерного использования в рамках ГОЗ контрафактных изделий иностранного производства. Не обеспечивается должная защита прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе выполнения ГОЗ.

Несомненно, органами прокуратуры делается многое, чтобы полностью пресечь воровство и злоупотребления в оборонном комплексе, однако принимаемых мер явно недостаточно. Не соответствующей масштабам проблемы остается деятельность органов прокуратуры по принятию мер к возмещению ущерба, причиненного преступлениями.

Состояние законности свидетельствует о необходимости принятия действенных мер по организации прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства и законодательства о государственном оборонном заказе таким образом, чтобы гарантировано обеспечить получение бюджетных средств конечным потребителем и освоение их в установленном законом порядке исполнителями государственного оборонного заказа.

Таким образом, учитывая выявленные на сегодняшний день проблемы в рамках выполнения заданий ГОЗ, представляется целесообразным внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности механизмов защиты нарушенных имущественных прав государства при реализации ГОЗ.

Согласно части третьей статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и не подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым [2].

При этом статьей 23 УПК РФ определено, что если деяние, предусмотренное главой 23 УПК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

Таким образом, возбуждение уголовных дел по фактам причинения ущерба дочерним предприятиям государственных корпораций, прежде всего в сфере государственного оборонного заказа, в силу перечисленных требований возможно только при условии поступления заявления от их руководителей.

По данным формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС «О состоянии преступности и результатах расследования преступлений» за период с 2018 года по июнь 2022 года в Российской Федерации зарегистрировано 4196 преступлений в сфере ОПК (по годам: 2018–673, 2019–784, 2020–923, 2021–1094, 2022–722), из них предварительно расследовано 2652 преступления (по годам: 2018–414, 2019–465, 2020–578, 2021–808, 2022–387), о которых в суд направлено 1754 уголовных дела (по годам: 2018–277, 2019–301, 2020–245, 2021–527, 2022–311).

Размер причиненного материального ущерба по уголовным делам, возбужденным по фактам противоправных деяний в сфере оборонно-промышленного комплекса, за последние несколько лет превысил 16,6 млрд. рублей.

При этом органы предварительного следствия могут столкнуться с необоснованными отказами должностных лиц государственных корпораций либо интегрированных с ними структур от возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере государственного оборонного заказа.

Отказ в признании ущерба должностные лица могут мотивировать достижением конечных целей государственного оборонного заказа, несмотря на противоправные действия в ходе его исполнения, выявленные в ходе прокурорской проверки, отсутствием претензий со стороны государственных заказчиков. Стоит учесть, что представители предприятий ОПК могут под различными предлогами уклоняться от признания материального ущерба, выявленного в рамках проверок органов прокуратуры, особенно в случаях, когда заявление должно поступить от руководителя организации, которым и совершены противоправные действия.

Соответствующие изменения необходимо внести в статьи 20 и 23 УПК РФ, которые будут предусматривать отнесение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 159, 160, 165, 201 части первой Уголовного кодекса Российской Федерации, в случаях, когда предметом преступления являются денежные средства и (или) иное имущество, выделенные в целях реализации государственного оборонного заказа, к делам публичного обвинения, и исключающих необходимость подачи руководителем организации заявления о возбуждении уголовного дела.

Предлагаемые изменения позволяют повысить ответственность организаций ОПК за соблюдение норм законодательства в сфере ГОЗ, а также в полной мере обеспечат неотвратимость уголовного наказания лиц, виновных в хищении средств, выделенных из федерального бюджета, и способствуют своевременному взыскиванию причиненного ущерба.

Литература:

  1. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, «Парламентская газета», № 241–242, 22.12.2001, «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный оборонный заказ, Российская Федерация, оборонно-промышленный комплекс, прокурорский надзор, РФ, возбуждение уголовных дел, исполнение законодательства, повышение эффективности механизмов защиты, состояние законности, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

...надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе.

На развитие оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК), реализацию программ

Приказ Генерального прокурора РФ от 29.09.20011 № 320 «Об организации прокурорского надзора за

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий.

государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный...

Ключевые слова: военная прокуратура, государственный оборонный заказ

Необходимо отметить, что при надзоре за исполнением законодательства в сфере

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, опорный банк, государственный оборонный заказ.

В настоящее время государственный оборонный заказ является механизмом претворения в...

Анализ административной ответственности в рамках реализации...

 Развитие оборонно-промышленного комплекса — приоритетная задача отечественной экономики на сегодняшний день.

— 2002. — № 1. — Ст. 1. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29

Следует отметить, что из законодательства РФ, из общего понимания стадий реализации.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

Тенденции финансового контроля выполнения государственного...

В настоящее время государственный оборонный заказ является механизмом претворения в

Таким образом, в России система государственного оборонного заказа последние...

государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, Российская...

Другими словами, государственный бюджет России является главным источником.

Правовое регулирование контрактов при реализации...

...кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О государственном оборонном.

закон № 132-ФЗ, и он изменил законодательство о государственном оборонном заказе.

Эти тенденции в полной мере характерны для сферы государственного оборонного заказа.

К тому же в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг...

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

В данном случае, предмет прокурорского надзоразаконность исполнения наказаний, не

Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний: Методическое

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции

государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, Российская...

оборонно-промышленный комплекс, государственная...

Ключевые слова : государственный заказчик, государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, ценообразование. После того, как прекратил свое существование Советский Союз, образовалось новое государство Российская Федерация.

государственный оборонный заказ, Российская Федерация...

Российские ученые рассматривают механизмы рейдерства под призмой его изменения на

После того, как летом 2010 года вступили в силу «антирейдерские» поправки в Уголовный

предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

Когда вставал вопрос о возбуждении уголовного дела о рейдерском захвате предприятия [8]...

Особенности банковского сопровождения государственного...

Волкова, А. Д. Особенности банковского сопровождения государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса / А. Д. Волкова.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, опорный банк, государственный оборонный заказ.

Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура...

 В статье авторы рассматривают оборонно-промышленный комплекс РФ, его структуру и перспективные направления развития. Ключевые слова : военная-экономика, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), перспективное развитие.

Похожие статьи

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

...надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе.

На развитие оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК), реализацию программ

Приказ Генерального прокурора РФ от 29.09.20011 № 320 «Об организации прокурорского надзора за

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий.

государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный...

Ключевые слова: военная прокуратура, государственный оборонный заказ

Необходимо отметить, что при надзоре за исполнением законодательства в сфере

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, опорный банк, государственный оборонный заказ.

В настоящее время государственный оборонный заказ является механизмом претворения в...

Анализ административной ответственности в рамках реализации...

 Развитие оборонно-промышленного комплекса — приоритетная задача отечественной экономики на сегодняшний день.

— 2002. — № 1. — Ст. 1. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29

Следует отметить, что из законодательства РФ, из общего понимания стадий реализации.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

Тенденции финансового контроля выполнения государственного...

В настоящее время государственный оборонный заказ является механизмом претворения в

Таким образом, в России система государственного оборонного заказа последние...

государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, Российская...

Другими словами, государственный бюджет России является главным источником.

Правовое регулирование контрактов при реализации...

...кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О государственном оборонном.

закон № 132-ФЗ, и он изменил законодательство о государственном оборонном заказе.

Эти тенденции в полной мере характерны для сферы государственного оборонного заказа.

К тому же в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг...

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

В данном случае, предмет прокурорского надзоразаконность исполнения наказаний, не

Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний: Методическое

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции

государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, Российская...

оборонно-промышленный комплекс, государственная...

Ключевые слова : государственный заказчик, государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, ценообразование. После того, как прекратил свое существование Советский Союз, образовалось новое государство Российская Федерация.

государственный оборонный заказ, Российская Федерация...

Российские ученые рассматривают механизмы рейдерства под призмой его изменения на

После того, как летом 2010 года вступили в силу «антирейдерские» поправки в Уголовный

предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

Когда вставал вопрос о возбуждении уголовного дела о рейдерском захвате предприятия [8]...

Особенности банковского сопровождения государственного...

Волкова, А. Д. Особенности банковского сопровождения государственного оборонного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса / А. Д. Волкова.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, опорный банк, государственный оборонный заказ.

Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура...

 В статье авторы рассматривают оборонно-промышленный комплекс РФ, его структуру и перспективные направления развития. Ключевые слова : военная-экономика, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), перспективное развитие.

Задать вопрос