Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 766 раз

Библиографическое описание:

Давлетшина, И. З. Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде / И. З. Давлетшина, Г. Р. Фаттахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96461/ (дата обращения: 30.04.2024).



Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение; агрессия; насилие; образование, подростки, буллинг.

The article is devoted to the diagnosis of bullying as a specific type of aggression in the school environment. The article analyzes the positions of various scientists and researchers regarding the peculiarities of bullying in the school environment.

Keywords: autodestructive behavior; aggression; violence, education, teenagers, bullying.

Проблема школьного буллинга — одна из распространенных проблем как на международном, так и на российском уровне — является важной темой для эмпирических исследований и поиска путей для эффективного вмешательства. В последнее время в силу значимости возникновения ситуации буллинга для развития личности подростков, тенденции стремительного его распространения в образовательных организациях возрастает интерес ученых и педагогов-практиков к изучению обозначенного явления. Ежегодно тысячи детей подвергаются травле. Многие случаи приводят к трагедиям и ломают судьбы. О самых ужасных из них становится широко известно, благодаря общественности и СМИ. Однако навряд ли можно сказать, что социальная огласка оказывает помощь в борьбе с буллингом среди детей и подростков.

Каждое такое резонансное событие порождает громкие дискуссии и призывы к внесению изменений в законодательстве. Наказание за травлю в школе просят ужесточить. Однако после того, как СМИ перестают пестрить заголовками об очередном случае травли, общественность затихает. Ровно до следующего вопиющего случая.

Целью нашей практики была психодиагностика подростков с целью выявления уровня буллинга и его характерных особенностей в каждом классе. Площадкой для базы практики было выбрано МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы РБ. Практику мы привели в 6 «Б» классе.

В работе использовались следующие методики:

1. Адаптированная анкета «Исследование школьного климата» для школьников 4–6 классов, которая направлена на установление феноменов буллинга, личных отношений подростков к нему и их представлений о безопасности в классе и школе. Индивидуальные вопросы позволили нам диагностировать факт буллинга в классе, его периодичность и реакции учащихся школы. А подростки, отвечая на вопросы, опираются в первую очередь на свой личный опыт.

Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» представлены на рисунке 1.

Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» «Исследование школьного климата»

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» «Исследование школьного климата»

Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» «Исследование школьного климата» показали, что школьники 6 «Б» класса имеют следующие отличительные особенности: определенная часть опрошенных нами подростков чувствует себя неуютно и испытывает дискомфорт по причине своей успеваемости — 5 человек — это 19,2 % и внешности — 7 человек — это 26,9 %.

Другие респонденты отметили дискомфортное нахождение в классе из-за уровня дохода семьи — 3 человека это 11,5 % и этнической принадлежности — 2 человека — это 7,70 %.

Второй раздел анкеты был направлен на выявление фактов и форм проявления буллинга среди обучающихся и формы его проявления в образовательном пространстве. Школьники выделяют следующие виды притеснений: физические, словесные и социальные формы. Результаты ответов на вопрос: «Чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе?» по второй части анкеты методики «Исследование школьного климата» представлены на рисунке 2.

Результаты ответов на вопрос: «Чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе?» по второй части анкеты методики «Исследование школьного климата», %

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос: «Чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе?» по второй части анкеты методики «Исследование школьного климата», %

На вопрос, чувствуют ли себя в безопасности ученики в классе и в школе ответ «всегда» выбрали 28 человек (73,1 %) Похоже на то, что эти подростки могут быть жертвами насмешек или же притеснений в классе.

2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (текст опросника в адаптации А. К. Осницкого) направлена на выявление степени адаптированности личности подростков в условиях классного коллектива.

Результаты диагностики представлены на рисунке 3.

Результаты диагностики по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Рис. 3. Результаты диагностики по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

В результате диагностики мы обнаружили, что уровень адаптивности респондентов находится на высоком уровне — 82,40 %. Подростки ориентированы на принятие себя и окружающих людей, в силу психологических особенностей возраста стремятся к доминированию над взрослыми. По сравнению с тем, что есть подростки, которые испытывают эмоциональный дискомфорт в классе- 2 человека — это 75 % соответственно.

3. Методика на выявление «Буллинг-структуры» (автор Е. Г. Норкина) позволила выявить фактическое наличие насилия в школе и способствовала определению «буллинг-структуры», которая будет использоваться для дальнейшего профилактику школьного буллинга.

Результаты диагностики по методике «Буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной представлены на рисунке 4.

Результаты диагностики по методике «Буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной

Рис. 4. Результаты диагностики по методике «Буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной

В результате анализа ответов подростков можно сделать вывод, что проблема насилия в школе отсутствует. Большинство респондентов дали отрицательный ответ — 24 (92,3 %) человека. Из числа подростков с признаками насилия, которые отметили факт насилия — 2 (7 %) человека, притеснения только от одноклассников.

Таким образом, результаты диагностической работы говорят о необходимости своевременного проведения коррекционной деятельности социального педагога с детьми 6 «Б» класса МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы РБ.

Профилактика буллинга в школьной среде может включать множество разнообразных мероприятий: совместную с детьми разработку и утверждение правил эффективного общения; классные часы; беседы, психологические тренинги, ролевые игры психолога с детьми; создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными интересами; общешкольные квесты, конкурсы талантов, выставки достижений; мероприятия, способствующие сплочению детей; участие в благотворительных акциях, волонтерстве; чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли; просмотр и обсуждение фильмов на аналогичную тему; написание сочинений; театрализованные постановки.

Литература:

  1. Ахметшина И. А. Социально-педагогические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — Вып. 62. — Ч. 3. — С. 16–19.
  2. Бязырова А. Т. Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55 (8). — С. 105–111.
  3. Бобровникова, Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 759–761.
  4. Бочавер А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Журнал высшей школы экономики. Психология. — 2013. — Т. 10. — № 3. — С. 149–159.
  5. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе / Д. В. Воронцов // Вестник Череповского государственного университета. — 2020. — № 2. — С. 129–137.
  6. Корзун С. А. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2017. — Т. 11. — № 8. — С. 107–111.
  7. Маланцева О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. — 2017. — № 4. — С. 90–92.
  8. Мосина О. А. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 29. — С. 144–148.
  9. Нестерова А. А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2018. — № 3. — С. 97–114.
  10. Преодоление и профилактика буллинга в школе / Е. М. Калинкина, Н. Ю. Камракова. — Вологда: ВИРО, 2018. — 52 с.
Основные термины (генерируются автоматически): результат диагностики, школьный климат, класс, методика диагностики, результат ответов, социально-психологическая адаптация, уфа, Центр образования, часть анкеты методики, школьная среда.


Похожие статьи

Удовлетворенность учащихся психологическим климатом школы

Одной из сред, которая должна подготавливать учащегося XXI века к реалиям сегодняшнего

− Социальный климат школы — характеризуется сформированностью учебного коллектива.

- психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их

Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе.

Диагностика социальной адаптации пятиклассников...

Определение школьной тревожности. Рис. 1. Результаты теста Филипса.

Для диагностики определения адаптации в школе мы использовали опростник С. В. Левченко.

Чувства пятиклассников в начале учебного года. Рис. 3. Результаты опроса по методике С. В

2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программы адаптации детей к средней школе.

Исследование социально-психологического климата в классных...

...безопасности современной школьной средысоциально-психологического климата в

Представляло интерес изучить социально-психологический климат в классных коллективах

Анкетирование показало, что в 6 «а» классе 73% школьников отметили – конфликты у них в

А в 6 «а» классе социально-психологический климат, по результатам нашего исследования...

Система мониторинга психологической безопасности...

Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе.

Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт.Л. Д. Столяренко).

С целью исследования мотивации учащихся 8–10 классов была проведена методика

Определить уровень самооценки личности помогла методика Л. Д. Столяренко.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

В широком смысле «школьная адаптация» — «это приспособление ребенке к новой системе

По мнению, Л. Кузнецовой, социальная адаптация ребенка есть процесс и результат

Показатели диагностики по методике «Ковёр» свидетельствуют о том, что 50 % детей с

Социально-психологическая адаптация оценивался через 6 недель пребывания ребенка в...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

 В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших

Н. И. Белоцерковец пишет: «Социальная компетентность — конкретная ступень адаптации

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали беседу с

В ходе изучения коммуникативной компетентности мы получили следующие результаты

Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет...

В качестве основных критериев адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению можно выделить

Цель этого этапа заключалась в выявлении уровня адаптации учащихся пятого класса к

В ходе эксперимента были применены методики: изучение отношения к учебным

Сравнительный анализ результатов адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению...

Диагностика процесса обучения школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: учебная деятельность, диагностика процесса обучения, уровень

В обучении важную роль играют сведения о ходе и результатах учебного процесса.

В стандартах школьного образования сформулированы требования к уровню подготовки

9. Матусевич, М. С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного...

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших...

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали следующие методики: определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников (Перелыгина Е. А. и Фишман И. С.), «Социометрия» (Дж.

Похожие статьи

Удовлетворенность учащихся психологическим климатом школы

Одной из сред, которая должна подготавливать учащегося XXI века к реалиям сегодняшнего

− Социальный климат школы — характеризуется сформированностью учебного коллектива.

- психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их

Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе.

Диагностика социальной адаптации пятиклассников...

Определение школьной тревожности. Рис. 1. Результаты теста Филипса.

Для диагностики определения адаптации в школе мы использовали опростник С. В. Левченко.

Чувства пятиклассников в начале учебного года. Рис. 3. Результаты опроса по методике С. В

2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программы адаптации детей к средней школе.

Исследование социально-психологического климата в классных...

...безопасности современной школьной средысоциально-психологического климата в

Представляло интерес изучить социально-психологический климат в классных коллективах

Анкетирование показало, что в 6 «а» классе 73% школьников отметили – конфликты у них в

А в 6 «а» классе социально-психологический климат, по результатам нашего исследования...

Система мониторинга психологической безопасности...

Экспресс-методика изучения социально психологического климата в учебном коллективе.

Методика диагностики самооценки у подростков и старших школьников (адапт.Л. Д. Столяренко).

С целью исследования мотивации учащихся 8–10 классов была проведена методика

Определить уровень самооценки личности помогла методика Л. Д. Столяренко.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

В широком смысле «школьная адаптация» — «это приспособление ребенке к новой системе

По мнению, Л. Кузнецовой, социальная адаптация ребенка есть процесс и результат

Показатели диагностики по методике «Ковёр» свидетельствуют о том, что 50 % детей с

Социально-психологическая адаптация оценивался через 6 недель пребывания ребенка в...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

 В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших

Н. И. Белоцерковец пишет: «Социальная компетентность — конкретная ступень адаптации

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали беседу с

В ходе изучения коммуникативной компетентности мы получили следующие результаты

Мониторинг процесса адаптации учащихся 10-12 лет...

В качестве основных критериев адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению можно выделить

Цель этого этапа заключалась в выявлении уровня адаптации учащихся пятого класса к

В ходе эксперимента были применены методики: изучение отношения к учебным

Сравнительный анализ результатов адаптации учащихся 10–12 лет к предметному обучению...

Диагностика процесса обучения школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: учебная деятельность, диагностика процесса обучения, уровень

В обучении важную роль играют сведения о ходе и результатах учебного процесса.

В стандартах школьного образования сформулированы требования к уровню подготовки

9. Матусевич, М. С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного...

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших...

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали следующие методики: определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников (Перелыгина Е. А. и Фишман И. С.), «Социометрия» (Дж.

Задать вопрос