Валеогическое воспитание школьников средствами физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Валеогическое воспитание школьников средствами физической культуры / Е. И. Угрюмова, А. Н. Березкин, А. И. Лычев, А. Г. Ковех. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 155-156. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96460/ (дата обращения: 30.04.2024).



Для того, чтобы валеология как наука применялась на практике и давала свои плоды, рекомендуется заниматься ее постоянным внедрением в процесс обучения и воспитания обучающихся детей начальной, основной и средней школы. Главную роль для внедрения и применения валеологии в школе играет предмет физическая культура, который максимально охватывает все вопросы, связанные с ней. Помогает ориентироваться детям в вопросах здоровьесбережения, учит применять различные технологии для сохранения и укрепления здоровья. Здоровье, как мы понимаем, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Прежде всего, учебный процесс по предмету физическая культура начинается с определения группы здоровья обучающихся. Для этого на первых занятиях в первой четверти ученики проходят медицинский осмотр у медсестры, работающей в школе. Так же психологи и социальные работники информируют педагога о детях, относящихся к группе ОВЗ, определяет, какие физические и психические особенности у ребенка.

Эта информация дает возможность учителю физической культуры давать адекватную физическую нагрузку на уроке, владеть полной информацией

о возможностях ребенка, а также проводить адекватное оценивание обучающихся. Педагог всегда ставит задачу, чтобы дети полюбили предмет физической культуры, приходили на него с удовольствием.

Для разного уровня образования учитель ставит разные задачи.

В начальной школе задача педагога создать уютную атмосферу на уроке. Устранить психологические барьеры и неуверенность у обучающихся.

Это очень важно сделать в младшем возрасте, так как ребенок, пришедший в школу, в новый коллектив, испытывает большой стресс. Занятия проводятся в основном в игровой форме. Ученики во время разминки показывают упражнения, рассказывают, для каких мышц или суставов эти упражнения предназначены. Ребята на уроке проводят разминку от начала до конца, исходя из основной части занятия, под контролем учителя. Учатся делать самоанализ своего состояния, определять нужную нагрузку для себя, чтобы не навредить организму. Многие обучающиеся занимаются в различных спортивных секциях, поэтому они должны уметь распределять спортивную нагрузку, получаемую на занятиях в школе и секциях. На уроках особое внимание уделяется личной гигиене.

Во время урока проводится пульсометрия, беседы о технике безопасности, оказании первой медицинской помощи. В основную часть урока в урок включаются упражнения на развитие определенных физических способностей (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) исходя из возрастных особенностей. Во время игр у обучающегося развивается осознанность (цель игры, смысл игры, какие качества развивает). Во время урока обсуждаются победы и разбираются неудачи, чтобы у ребенка не осталось вопросов.

Если в начальной школе у ребенка потребность в движении на подсознательном уровне, то в основной школе на первый план выходит мотивация, выработка у школьников интереса к здравосозиданию.

Для достижения этой цели используем мотивы: познавательные (изучение организма человека и составляющих его здоровья); эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т. д.); социальные (профессиональная ориентация школьников); гуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и дома).

Для мотивации обучающихся, педагог собственным примером прививает любовь к здоровому образу жизни. Организуются встречи с выдающимися спортсменами, добившимися высоких спортивных результатов. Ведется работа с родителями, чтобы они со стороны семьи вели валеологическое воспитание, были примером для своих детей. Педагог посещает родительские собрания, на которых информирует об возрастных особенностях, профилактике различных заболеваний у детей. Приглашаются родители на различные спортивные мероприятия и праздники.

В основной школе у подростков происходит психологический дисбаланс (гормональное перестроение и половое созревание). В связи с этим педагог ставит себе задачу, чтобы обучающиеся не остались наедине со своими проблемами. Для этого проводятся индивидуальные беседы, разбирается тот или иной вопрос. На занятиях педагог пропагандирует не спорт высоких достижений, а массовый спорт. На занятиях все стараются в силу своих возможностей, оценивается не только сдача нормативов, но старания обучающихся. Помимо уроков и секций дети с удовольствием принимают участие во всероссийских спортивных мероприятиях, таких как «Азимут», «Лыжня России», «Кросс нации». В день самоуправления школьники проводят уроки физической культуры. В основной школе остро стоит вопрос употребления подростками алкогольных, психотропных и наркотических веществ. В связи с этим педагоги максимально просвещает детей о вреде этих веществ, чтобы не появилась вредная привычка.

В средней школе остро стоит вопрос двигательной активности, так как обучающиеся 10–11 классов более углубленно изучают предметы, готовятся к сдаче ЕГЭ, больше сидят за компьютером даже в свободное время. В связи с этим возникает проблема малой подвижности (гиподинамии).

Со школьниками проводятся беседы, что умственный вид деятельности надо чередовать с физическими нагрузками. Необходимо регулярно проводить массовые мероприятия такие, как день здоровья, кроссы, посвященные разным датам, походы, фестивали ГТО, соревнования между классами по различным видам спорта. Подводя итог, можно отметить, что благодаря правильно спланированной работе педагога в валеогическом воспитании обучающихся, ребята ведут здоровый образ жизни: школьные секции переполнены желающими заниматься; повышается охват участия и сдачи нормативов ГТО; многие обучающиеся из подготовительной группы здоровья переходят в основную; снижается уровень травматизма на занятиях.

Литература:

  1. Вайнер, Э. Н. Валеология / Э. Н. Вайнер, Е. В. Волынская. — М.: Флинта, 2012. — 310 c.
  2. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. — М.: Флинта, 1999. — 560 c.
  3. Зайцев, Г. К. Валеология. Культура здоровья / Г. К. Зайцев. — М.: Бахрах-М, 2003. — 503 c.
  4. Эйдельман, Кэрол Укрепление здоровья на протяжении всей жизни / Кэрол Эйдельман, Кэрол Мэндл. — М.: Профессионал, 2009. — 544 c.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ребенок, основная школа, время урока, занятие, здоровый образ жизни, начальная школа, обучающийся, педагог, урок.


Похожие статьи

Методические особенности проведения уроков физической...

...особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и

‒ на каждом уроке добиваться обеспечения высокой моторной плотности занятий. Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, следует остановиться на его структуре.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во

Физкультминутка должна проводится на каждом занятии в течение 2–3 минут [6, с. 7]. В-седьмых, внеклассные мероприятия. Внеклассная работа проводится во внеурочное время.

освоения основной образовательной программы начального общего образования [13, с. 27].

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

Уроки стараюсь строить так, чтобы во время урока дети находятся в движении.

Таблица 1. Оздоровительные мероприятия в режиме дня начальной школы.

Почти все остальные уроки (2, 3, 4) начинаются с физических упражнений, разработанных учителем.

здоровый образ жизни, урок, оздоровительная работа, ребенок, упражнение, умственная работоспособность...

Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях

Уроки физической культуры в школах, которые способствуют развитию каждого ребенка настолько

Физические нагрузки на организм ребенка во время лечебной физкультуры должны.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

ребенок, физическая культура, родитель, занятие, упражнение, здоровый образ жизни...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

 Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов.

Основной формой работы становится урок, предъявляющий для него новые требования.

‒ Длительное сидение с неправильной осанкой за партой во время уроков, а также при...

Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков...

Обучение детей в школе проходит по системе: 1 – 4 классы, 5 – 9 классы, 9 – 11 классы.

Урок – важнейшая форма работы в школе №4. Дети обучаются спортивным играм, правилам ЗОЖ, условиям

В школе хорошо организована профилактическая работа здорового образа жизни.

Школа №4- школа-территория здоровья, требующая чёткости и самодисциплины.

Требования к современному уроку физической культуры...

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря, современен.

время-сбережение и здоровье-сбережение; в центре внимания урокадети

Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на

Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в...

Здоровьесберегающая деятельность на уроках в начальной школе

Для того чтобы уроки в начальной школе стали средством развития и воспитания детей, необходимо

Таким образом, у учителя не менее важная задача — формирование культуры здоровья

Это относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Учителям начальной школы необходимо активно участвовать в разработке и внедрении

– формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности

– проведение динамических пауз во время уроков и занятие на уроках физической

Урок в современной школе — это урок, на котором реализуются не только обучающие, развивающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

Физическая культура — единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи.

В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе

На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов.

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное...

Похожие статьи

Методические особенности проведения уроков физической...

...особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и

‒ на каждом уроке добиваться обеспечения высокой моторной плотности занятий. Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, следует остановиться на его структуре.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во

Физкультминутка должна проводится на каждом занятии в течение 2–3 минут [6, с. 7]. В-седьмых, внеклассные мероприятия. Внеклассная работа проводится во внеурочное время.

освоения основной образовательной программы начального общего образования [13, с. 27].

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

Уроки стараюсь строить так, чтобы во время урока дети находятся в движении.

Таблица 1. Оздоровительные мероприятия в режиме дня начальной школы.

Почти все остальные уроки (2, 3, 4) начинаются с физических упражнений, разработанных учителем.

здоровый образ жизни, урок, оздоровительная работа, ребенок, упражнение, умственная работоспособность...

Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях

Уроки физической культуры в школах, которые способствуют развитию каждого ребенка настолько

Физические нагрузки на организм ребенка во время лечебной физкультуры должны.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

ребенок, физическая культура, родитель, занятие, упражнение, здоровый образ жизни...

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

 Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника. С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов.

Основной формой работы становится урок, предъявляющий для него новые требования.

‒ Длительное сидение с неправильной осанкой за партой во время уроков, а также при...

Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков...

Обучение детей в школе проходит по системе: 1 – 4 классы, 5 – 9 классы, 9 – 11 классы.

Урок – важнейшая форма работы в школе №4. Дети обучаются спортивным играм, правилам ЗОЖ, условиям

В школе хорошо организована профилактическая работа здорового образа жизни.

Школа №4- школа-территория здоровья, требующая чёткости и самодисциплины.

Требования к современному уроку физической культуры...

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря, современен.

время-сбережение и здоровье-сбережение; в центре внимания урокадети

Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на

Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в...

Здоровьесберегающая деятельность на уроках в начальной школе

Для того чтобы уроки в начальной школе стали средством развития и воспитания детей, необходимо

Таким образом, у учителя не менее важная задача — формирование культуры здоровья

Это относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Учителям начальной школы необходимо активно участвовать в разработке и внедрении

– формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности

– проведение динамических пауз во время уроков и занятие на уроках физической

Урок в современной школе — это урок, на котором реализуются не только обучающие, развивающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

Физическая культура — единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи.

В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе

На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов.

физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное...

Задать вопрос