Управленческая деятельность и личные компетенции молодого руководителя дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Нуриева, А. И. Управленческая деятельность и личные компетенции молодого руководителя дошкольной образовательной организации / А. И. Нуриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 425-430. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96456/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье мы провели исследование современной управленческой деятельности в дошкольном учреждении. Было проведено исследование термина управления, отмечены его ключевые инструменты в рамках образовательной организации. Так же были отмечены основные действия руководителя в рамках менеджмента: управление организацией в целом, коллективом и самообразования.

В рамках статьи определили личные компетенции, которыми должен быть наделен современный руководитель дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: управление дошкольной образовательной организацией, руководитель образовательной организации, руководитель дошкольного учреждения, молодой руководитель ДОО, менеджмент организации, компетенции, личные компетенции руководителя ДОО, компетенции молодого управленца.

In this article, the author conducted a study of modern management activities in the DOE. A study of the management term was conducted, its key tools within the educational organization were noted. The main actions of the head within the framework of management were also noted: the management of the organization as a whole, the team and self-education.

Within the framework of the article, the author defined the personal competencies that a modern head of a pre-school should be endowed with.

Keywords: pre-school management, head of an educational organization, head of a pre-school, young head of a pre-school, organization management, competencies, personal competencies of the head of a pre-school, competencies of a young manager.

Наука, изучающая управление, разрабатывающая новые методики, появилась вместе с первыми организованными группами людей. Они, как правило, образовывались с целью решения каких-либо задач. Как любое научное учение она развивается и проходит процессы совершенствования. Сегодня, в учебной и научной литературе, можно встретить множество вариантов определения термина «управление».

Длительное время управление определяли как процесс не прерывающийся и имеющий строгую направленность в отношении общины людей (коллектива) или организации в целом. Основная цель данного процесса, достижение наивысших результатов в своей деятельности, при наименьших затратах.

Таблица 1

Анализ трактовки термина «управление» у различных авторов

В современной науке термин управления часто заменяют на слово «менеджмент». Рассматривая качества молодого руководителя дошкольной образовательной организации и его управленческие навыки, в данной статье будет исследован процесс менеджмента образовательной организации.

Научный подход к менеджменту несет в себе три разных и инструмента управления, которые имеют различную направленность. Рассмотрим более подробно данные инструменты.

Первый из них — управление в организации, который опирается на иерархичную структуру, с четко выстроенной градацией. Основное управление в данном случае базируется на строгом подчинении, а все воздействия на коллектив осуществляются со стороны руководителя.

Второй инструмент менеджмента образовательной организации — организационная культура управления. Ее выстраивают на ценностях компании, но при этом, она не должна противопоставлять себя общепринятым ценностям морали общества в целом.

Третий инструмент управления — это отношения внутри организации, которые выстраиваются в контексте рыночной экономике. В рамках образовательной организации они имеют в своей основе предоставление услуг, а получатель и их и предоставляющий коллектив стоят на равных [Горковенко, 2010].

Как и в любой другой организации, в дошкольном образовательном учреждении, управляющий (руководитель) является основным гарантом продуктивной работы и результативности воспитательно-образовательной деятельности. Так же, эффективность функционирования организации и качество управления обеспечивает контроль, опирающийся на государственные требования. Это является залогом мотивации руководителя к самообразованию и повышению профессиональных навыков.

Сегодня, ввиду масштабных изменений в экономической, социальной, политической жизни страты, которые отражаются на образовательной деятельности, особую роль в управлении учреждением играет локальный менеджмент. Не только качество образования, социальный статус, но и функционирование организации в целом зависят от профессиональных навыков и умений руководителя, его способностей максимально быстро ориентироваться в изменениях и принимать решения, сближать коллектив и давать им направление на развитие и социальный рост [Лапшова, 2013].

Эффективность менеджмента дошкольного образовательного учреждения, имеет прямую зависимость от возможности управленца осознавать себя и свои личные цели, верно расставлять приоритеты в использовании времени и усилий. Иными словами руководитель ДОО должен создавать собственные управленческие концепции развития, обновляя их по мере развития научного знания.

Выбирая различные пути совершенствования педагогического процесса и менеджмента, руководитель дошкольной образовательной организации обязан брать во внимание современные тенденции социальных преобразований в обществе, так же запросы на обучение и воспитание родителей, интересы воспитанников и, как существующие, так и потенциальные профессиональные возможности педагогов. Культура управления, вот важный аспект деятельности руководителя образовательного учреждения, которым необходимо овладеть в совершенстве не только в теории, но и меть навыки внедрения его в ежедневной практический деятельности.

Система управленческой деятельности в программе практической детальности руководителя ДОО

Рис. 1. Система управленческой деятельности в программе практической детальности руководителя ДОО

Молодой руководитель ДОО должен понимать, что в современном учреждении характер управления кардинально отличается от прошлых понятий, он так же несет новые формы взаимодействия и внутрь коллектива. При успешном взаимодействии руководителя и педагогов, будет достигнут результат, при котором сотрудники развивают способность самоуправления своей деятельностью. Такая стратегия, где руководитель может передать ряд своих полномочий и ответственность за результат подчиненным, дает возможность реализовать главную задачу управляющего в учреждении, которое постоянно развивается и модернизируется — стать стимулирующим началом в творческом процессе решения задач деятельности ДОУ [Дедюкина, 2018].

Занимаясь воплощением программы своей практической и управленческой деятельности, управленец ДОО должен составить четкий и структурированный план реализации.

Рассматривая особенности управленческой деятельности в ДОО, подробно разберем суть плана, которая заключена в реализации определённых задач.

  1. Проектирование и составление планов для всего учреждения. Отметим, что от их грамотности, доступности к пониманию, зависит эффективность работы организации и качество образовательных услуг.
  2. Контроль выполнения вышеописанного плана (обеспечение работы учреждения в установленном порядке).
  3. Управление отношениями с вышестоящей организацией, с целью регулирования процесса финансирования.
  4. Создание и поддержание коллектива из высококвалифицированных кадров; контроль прохождения регулярных курсов по переподготовке и повышению квалификации; создание в организации благоприятного микроклимата.

Так же рассмотрим основные функции руководителя ДОО. К ним относятся управление учреждением, в строгом соответствии с Уставом и законодательной и нормативно-правовой базой РФ.

Руководитель также является гарантом работы образовательной системы и функционирования административно-хозяйственной работы учреждения. Он также определяет стратегию, выделяет цели и задачи развития организации. Занимается разработкой и принятием решений о программном планировании. Работа руководителя осуществляется в связке с другими участниками образовательной системы (рис. 2).

Взаимодействие руководителя ДОО в процессе управленческой деятельности с другими участниками процесса

Рис. 2. Взаимодействие руководителя ДОО в процессе управленческой деятельности с другими участниками процесса

Руководитель является гарантом работы образовательной системы и функционирования административно-хозяйственной работы учреждения. Он также определяет стратегию, выделяет цели и задачи развития организации. Занимается разработкой и принятием решений о программном планировании.

Отдельно стоит выделить такую «специфичную» функцию руководителя, которая отличает управленца ДОО от других представителей не образовательных организаций, как контроль:

— реализации образовательных программ;

— качества образования на всех этапах обучения;

— соблюдения прав и свобод педагогического состава и обучающихся в соответствии с Конституцией РФ;

— соблюдения в организации иных нормативно-законодательных актов, направленных на образовательную деятельность и защиту детства.

Отдельно рассмотрим профессионально значимые качества, которыми должен обладать руководить ДОО.

Управляющий ДОО — это человек, который заключает в себе множество различных качеств и навыком в сфере коммуникации и образования, благодаря которым он сможет построить путь на повышение качества образования, что является основополагающей задачей современного дошкольного учреждения.

Владение и применение новых технологий необходимо для развития инновационной деятельности, которая включает в себя различные маркетинговые исследования, переподготовку специалистов, финансовую деятельность. Руководитель обязан иметь представление о данных процессах и умело владеть всеми представленными категориями, когда он лично ощутит важность и значимость применения и внедрения новых технологий в образование, тогда это немедленно станет одним из главных критериев к модернизации отношения в освоении подобных навыком иными кадрами данного учреждения.

Перед заведующим дошкольного образовательного учреждения стоит очень важная задача, которая сопровождает его на протяжении всего карьерного пути — организация определенного уровня образования. Эффективный и грамотный руководитель ставит актуальные задачи, которые завтра будут очень значимыми. Организатор обязан уметь прогнозировать и уметь находить различные пути решения даже в чрезвычайных и непредвиденных обстоятельствах [Волобуева, 2011].

Основной фигурой в модернизации дошкольного образования является его руководитель. От его профессиональных навыков зависит очень многое: выпуск детей, их приспособленность к образовательной среде, дальнейшее обучение в образовательных организациях, как в среднем, так и высшем учебном заведении [Зубарева, 2018].

Современный руководитель обязан включать в работу не только свои профессиональные навыки, но и других специалистов и людей, которые будут способствовать развитию обучающихся. Заведующий обязан включать в данный круг следующих лиц: воспитанники, родители, специалисты, воспитатели. На плечах руководителя лежит задача обеспечения слаженной работы между всеми участниками процесса. Он обязан организовывать комфортные условия для реализации главной, общей задачи.

Помимо всех перечисленных навыков, мы должны отметить еще несколько, которые обязательны для заведующего: юридические, организационные, психологические, творческие. В лице управляющего должна проявляться забота к педагогическому составу, он должен всячески способствовать повышению его профессиональных качеств. Самое главное, он должен общаться со всеми своими подчиненными, тем самым обеспечивая крепкую связь, которая в дальнейшем позитивно скажется на работе учреждения.

Сегодня, молодой руководитель ДОО, с целью успешного выполнения им своим должностных обязанностей, должен обладать рядом качества, таких как:

— широкий кругозор, которые затрагивает не только профессиональные сферы;

— высокий уровень интеллекта;

— эрудированность;

— начитанность;

— стремление к совершенству;

— возможность производить переоценку событий;

— лояльность к окружающим его коллегам, но в то же время строгий и гибкий контроль выполнения профессиональных обязанностей;

— высокие коммуникативные навыки.

Личные качества руководителя — это стандарты, на которые многие должны ровняться и стараться соответствовать.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что процесс модернизации, затрагивающий все сферы образования, отражается и на личности руководителя образовательного учреждения. Все больше заметно тяготение общества к принятию снижения возраста начальника. Это ставит перед молодым управленцем ряд задач, решение которых должно стать центральным в становлении своей успешной личности в качестве руководителя.

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что фундаментом личности руководителя дошкольного учреждения должна стать собственная управленческая концепция, базирующаяся на культуре управления и разработанная с учетом индивидуальных особенностей подчиненных, а также целей и направленности организации. Необходимо включать в данную концепцию план работы с воспитанниками, их родителями и специалистами. Особое место стоит отводить работе с педагогическим составом как в отдельности с каждым, так и с коллективом в целом. Соблюдение данных условий позволит молодому руководителю выстроить свою деятельность наиболее эффективно.

Цель дошкольного образования, направленность учреждения на выполнение социального заказа ориентируют руководителя иметь не только высокую управленческую компетенцию, но и набор определенных личных качеств.

Таким образом, только гармоничное сочетания общих и профессиональных компетенций молодого руководителя дошкольной образовательной организации обеспечит реализацию мотивирующих, контролирующих, организаторских, прогнозирующих функций, которые и лежат в основе его деятельности.

Литература:

  1. Горбунова, Н. В. Готовность будущих руководителей ДОО к профессиональной карьере как психолого-педагогическая проблема / Н. В. Горбунова, Л. И. Кирияк // Теория и практика современной науки. — 2016. — № 5(11). — С. 252–256.
  2. Горковенко Екатерина Вячеславовна Инструменты управления развитием как ключевой элемент системы организационного менеджмента // Известия СПбГЭУ. 2010. № 5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-upravleniya-razvitiem-kak-klyuchevoy-element-sistemy-organizatsionnogo-menedzhmenta (дата обращения: 21.11.2021).
  3. Дедюкина Марфа Ивановна, Замятина Раиса Васильевна Критерии управленческой деятельности дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-upravlencheskoy-deyatelnosti-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 21.11.2021).
  4. Лапшова Евгения Васильевна Профессиональная адаптация молодых специалистов дошкольного учреждениякак источник новообразований и предмет управления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. № 2. URL: (дата обращения: 21.11.2021).
  5. Макарова Л. В. Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении ДОУ // Практика управления ДОУ, 2011. № 2. 122 с.
  6. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Метод. рекомендации / Л. М. Денякина. — М.: Новая шк., 1997. — 23, [25] с.; 21 см.; ISBN 5–7301–0123–6: Б. ц.
  7. Пастюк, О. В. Использование кадрового менеджмента при внедрении ФГОС дошкольного образования / О. В. Пастюк // Национальная Ассоциация Ученых. — 2015. — № 7–1(12). — С. 60–63.
  8. Пахомкина Н. Н. Роль командной работы сотрудников ДОУ как условие достижения эффективности воспитательно-образовательного процесса // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-komandnoy-raboty-sotrudnikov-dou-kak-uslovie-dostizheniya-effektivnosti-vospitatelno-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 21.11.2021).
  9. Повайба, С. А. Эмоциональный интеллект как фактор успешного построения карьеры руководителя ДОО / С. А. Повайба, Д. В. Тупикина // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2021: материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 16–19 марта 2021 года. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2021. — С. 437–444.
  10. Практика управления в современном дошкольном образовательном учреждении: Учебное пособие / С. Г. Добротворская. — Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. — 7с.
  11. Сухова Ольга Викторовна Модель профессиональной компетентности современного руководителя дошкольной образовательной организации // КПЖ. 2016. № 1 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-professionalnoy-kompetentnosti-sovremennogo-rukovoditelya-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 21.11.2021).
  12. Управленческая компетентность руководителей ОУ. [Аналитический обзор] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akipkro.ru/2009–08–20–00–15–52/139- 2009–08–20–00–04–21/1014-bibkioteka.html
  13. Юдина, О. В. Система управления построением карьеры молодых педагогов в дошкольной образовательной организации / О. В. Юдина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 957–962. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34689/ (дата обращения: 21.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): молодой руководитель, дошкольная образовательная организация, образовательная организация, руководитель, управленческая деятельность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, навык, образовательная система, педагогический состав.


Ключевые слова

компетенции, руководитель образовательной организации, менеджмент организации, управление дошкольной образовательной организацией, руководитель дошкольного учреждения, молодой руководитель ДОО, личные компетенции руководителя ДОО, компетенции молодого управленца

Похожие статьи

Специфика управления дошкольной образовательной...

 Изменения в статусе дошкольной образовательной организации, педагогического коллектива и всех участников образовательного процесса рассматриваются на современном этапе как потенциалы развития детского сада, которыми можно управлять.

Современный руководитель дошкольной образовательной...

В России, на наш взгляд, существует уникальная система дошкольного воспитания — не только по

Каким должен быть современный руководитель образовательной организации, какие

Кроме того, одна из главных задач руководителя дошкольной организации заключается и в том

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка...

Формирование профессиональной культуры руководителей...

Пространство деятельности руководителя дошкольной образовательной организации

Необходимо вести речь уже не о «знаниях» руководителя дошкольной образовательной

Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко.

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка...

Эффективное управление образовательной организацией.

Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной

Ресурсы дошкольного образовательного учреждения (ДОО). Критерий 1.1.

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией».

Стратегия руководителя дошкольного образовательного...

образовательные цели развития дошкольной образовательной организации могут определяться через выбор когнитивной, аффективной, валеологической, креативной или любой другой образовательной тактики, но не «захватывать» описание всех видов тактик [6]

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Формирование управленческой культуры руководителя ДОУ...

Следовательно, в рамках мероприятий по каждому направлению возможно создать условия по совершенствованию управленческой культуры руководителя ДОУ. Рассмотрим мероприятия по формированию управленческой культуры и оценим возможные результаты их реализации.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Современные образовательные организации становятся всё более сложной системой.

Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной...

Ведь педагогического образования для руководителя дошкольного учреждения мало.

Система мероприятий, направленных на повышение...

Эффективность деятельности образовательного учреждения зависит от.

– разработкой концепции развития образовательного учреждения

– определением приоритетов деятельности субъектов образовательного процесса

- Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

Подготовка студентов дошкольного факультета педагогического...

...вуза к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Л. Г. Насырова.

дошкольного факультета педагогического вуза к управленческой деятельности в ДОУ.

-овладение будущими руководителями ДОУ направлениями деятельности по

Таблица 1. Динамика мотивационного компонента управленческой деятельности в ДОУ до и...

Похожие статьи

Специфика управления дошкольной образовательной...

 Изменения в статусе дошкольной образовательной организации, педагогического коллектива и всех участников образовательного процесса рассматриваются на современном этапе как потенциалы развития детского сада, которыми можно управлять.

Современный руководитель дошкольной образовательной...

В России, на наш взгляд, существует уникальная система дошкольного воспитания — не только по

Каким должен быть современный руководитель образовательной организации, какие

Кроме того, одна из главных задач руководителя дошкольной организации заключается и в том

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка...

Формирование профессиональной культуры руководителей...

Пространство деятельности руководителя дошкольной образовательной организации

Необходимо вести речь уже не о «знаниях» руководителя дошкольной образовательной

Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко.

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка...

Эффективное управление образовательной организацией.

Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной

Ресурсы дошкольного образовательного учреждения (ДОО). Критерий 1.1.

Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией».

Стратегия руководителя дошкольного образовательного...

образовательные цели развития дошкольной образовательной организации могут определяться через выбор когнитивной, аффективной, валеологической, креативной или любой другой образовательной тактики, но не «захватывать» описание всех видов тактик [6]

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Формирование управленческой культуры руководителя ДОУ...

Следовательно, в рамках мероприятий по каждому направлению возможно создать условия по совершенствованию управленческой культуры руководителя ДОУ. Рассмотрим мероприятия по формированию управленческой культуры и оценим возможные результаты их реализации.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Современные образовательные организации становятся всё более сложной системой.

Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной...

Ведь педагогического образования для руководителя дошкольного учреждения мало.

Система мероприятий, направленных на повышение...

Эффективность деятельности образовательного учреждения зависит от.

– разработкой концепции развития образовательного учреждения

– определением приоритетов деятельности субъектов образовательного процесса

- Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

Подготовка студентов дошкольного факультета педагогического...

...вуза к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Л. Г. Насырова.

дошкольного факультета педагогического вуза к управленческой деятельности в ДОУ.

-овладение будущими руководителями ДОУ направлениями деятельности по

Таблица 1. Динамика мотивационного компонента управленческой деятельности в ДОУ до и...

Задать вопрос