Углеродное регулирование в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, В. С. Углеродное регулирование в Российской Федерации / В. С. Андреева, А. Ю. Звягинцева, Л. Д. Черемных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96440/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье авторы проводят анализ нормативно-правовых актов, направленных на регулирование процессов выброса парниковых газов, углеродного регулирования и борьбе с изменением климата в Российской Федерации. Приводится эволюция законодательных требований к мероприятиям по борьбе с изменением климата и углеродного регулирования в России.

Ключевые слова: изменение климата, низкоуглеродная экономика, парниковые газы, правовое углеродное регулирование.

Изменение климата является частью мировой повестки последних лет. Последствия изменений отражаются как на жизни человека, так и животных, растительности и целых экосистем. Борьба с изменением климата потребует значительных усилий в разработке низкоуглеродных технологий. Разработка таких мероприятий и технологий требует правового регулирования [1, с. 39–40]. Углеродное регулирование в России имеет свои особенности и требует реализации положений международных нормативно-правовых актов и учета специфики экономических и социальных условий России.

Особый интерес общественности и экспертов на мировом уровне уделяется вопросу изменения климата. Этапом стремительного развития информированности и реагирования послужили девяностые годы 20 столетия. Изначально, в 1992 году на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), в которой говорилось о том, что странам необходимо стабилизовать концентрацию парниковых газов в атмосфере. Данное соглашение стало первым важным шагом в мировой экологической политике, направленным на борьбу с глобальным изменением климата и его последствиями.

Международное сообщество предприняло несколько шагов на пути к созданию платежей и рынков экосистемных услуг. Одним из первых таких шагов стал Киотский протокол, в котором также поднимается вопрос компенсации экосистемных выгод некоторым государствам и возможные пути противодействия потеплению климата. [2, с. 3].

Следом за Киотским появляется Парижский протокол, который является бессрочным. Предполагается, что именно Парижское соглашение будет фундаментом глобальных действий в XXI веке. С другой стороны, протокол представляет собой исключительно рамочное, задающее ключевые принципы и характеристики коллективных действий всех стран соглашение, но не содержит четких обязательств отдельных государств по выбросам парниковых газов, по адаптации к изменениям климата и по финансовым обязательствам — трем основным сферам сотрудничества.

Итогами Конференции ООН по вопросам изменения климата в Глазго в ноябре 2021 года послужило принятие климатического пакта Глазго. В рамках которого страны участницы обязуются пересмотреть свои цели по уменьшению выбросов на 2030 год.

Данные протоколы обязали стран-участниц достигать уменьшения или ограничения выбросов парниковых газов. В их числе находится и Россия. Страна постепенно начала внедрять положение Рамочной конвенции ООН об изменении климата на своей территории. Стали появляться общие документы по регулированию выбросов парниковых газов, со временем, они вводятся в рабочую систему промышленных организаций, появляются мероприятия, в которых уже прописывается, что точно необходимо сделать. Например, такие, как разработка системы отчетности, мониторинг и учет парниковых газов.

После подписания Рамочного соглашения Россией, специалисты и общественность страны стали заинтересованы в действиях, направленных на стабилизацию концентрации парниковых газов в атмосфере. Однако, насколько это соответствует тем документам, которые приняты в настоящее время?

Сейчас, в нормативных актах появляется больше конкретики, возникает идея того, что нужно не просто реализовывать различные мероприятия, которые, будут способствовать снижению парникового эффекта, а существует необходимость верификации эффективности данных проектов.

На национальном уровне уже сделаны шаги в сторону регулирования климата, они выражаются в федеральном законодательстве России в сфере изменения климата. Это целый список документов, таких как доктрины, распоряжения, указы, государственные программы, отчеты и доклады о проведенной работе по вопросам климата, — все они должны способствовать исполнению Рамочной конвенции ООН.

Начиная с 2009 вплоть до 2019 года на законодательном уровне нашей страны в области изменения климата существовали лишь общие нормативные акты, которые строго поддерживали исполнение Рамочного соглашения.

Первым шагом послужило принятие Климатической доктрины Российской Федерации Распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. (№ 861-рп), в которой поднимается вопрос о необходимости учитывать воздействие на климат и производить мониторинг, научные исследования в этой области. Также были выпущены законодательные акты, которые должны способствовать исполнению данной доктрины:

– Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2010 № 1458-р «Об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата)»;

– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 730-р «Об утверждении Комплексного плана реализации климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года».

В течение следующих двух лет тема сокращения парниковых газов становится более актуальной, что отражается и в законодательстве.

Основой углеродного регулирования можно считать Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (редакция от 11.06.21); в нем появляется концепция нормирования выбросов в атмосферу, оценка качества атмосферного воздуха. Устанавливаются предельно допустимые выбросы для передвижных и стационарных источников.

Следующим документом на пути реализации климатической доктрины стал Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» в данном указе регламентируются цели по сокращению выбросов на момент 2020 года, а так же утверждается разработка мероприятий сроком на 6 месяцев. Основные положения указа реализуются согласно Распоряжения Правительства РФ от 02.04.2014 N 504-р (ред. от 17.06.2016) «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году». В распоряжении устанавливается план мероприятий, а также же сроки предоставления отчетной информации по их реализации. Данные документы ставят количественную планку в вопросе сокращения выброса парниковых газов, что и по сей день является главной целью в текущей климатической повестке.

Сокращение выброса парниковых газов, регламентируемое данными нормативными актами, реализуется через методические рекомендации ведомств (например, по добровольной инвентаризации выбросов) и отраслевые документы, как, например:

– Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» от 26.07.2019 N 195-ФЗ;

– Приказ Минэкономразвития РФ от 28.11.2014 № 767 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей сокращения объема выбросов парниковых газов по секторам экономики»;

– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2015г. № 716-р «Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации;

– Распоряжение Минприроды РФ от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах РФ»;

– Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.06.2015г. № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации»

– Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2016 N 2344-р (ред. от 23.12.2019) «Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов»;

– Приказ Минприроды РФ от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов».

– Только начиная с 2015 года в Российской Федерации появляются такие нормативные акты, которые можно применить для расчетов выбросов парниковых газов. И с 2019 года вводятся методики для их предметного расчета с подробными указаниями:

– Приказ Минэнерго РФ от 16 августа 2019 г. № 865 «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики и возобновляемых источников энергии государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм»

– Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» от 26.07.2019 N 195-ФЗ (Закон предусматривает проведение с 01.01.2020 по 31.12.2024 эксперимента по квотированию загрязняющих воздух выбросов в крупных промышленных центрах.);

– Указ Президента РФ от 04.11.2020 N 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»;

– Приказ Минобрнауки России от 5 февраля 2021 г. № 74 «О полигонах для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса» (Данный нормативно-правовой акт является первым на пути технологического контроля углеродного баланса);

– Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»;

– Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 N 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».

И абсолютно новые законодательные акты, вступившие в силу только в этом году:

– Федеральный закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» от 06.03.2022 N 34-ФЗ (Эксперимент, предусмотренный настоящим документом, проводится на территории Сахалинской области с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года включительно, на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, — в сроки, установленные путем внесения изменений в настоящий документ);

– Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.02.2022 № 106 «Об утверждении методики определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»;

– Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 N 518 «О порядке определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» (вместе с «Правилами определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц»);

– Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов».

Таким образом, нормативно правовые акты Российской Федерации в области изменения климата являются взаимосвязанными с международными. Большое влияние на российское право в области изменения климата оказали такие законы как: Закон о ратификации Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киотский протокол и Парижское соглашение [3, с. 65–67].

На данный момент многие страны приняли Парижское соглашение по климату и активно действуют по его принципам. Некоторые представители крупного и среднего бизнеса рассматривают внедрение положений низкоуглеродной экономики не как дополнительные издержки, а скорее, как новый источник прибыли. Ключевым решением по регулированию изменения климата является введение альтернативных источников энергии и уменьшение энергопотребления предприятий. [4, с. 84–86].

Введение низкоуглеродной политики является для России не менее актуальным, чем для других стран. На первый взгляд чтобы избежать изменения климата, которое имеет разрушительное действие для всех экосистем. Но и в рамках тренда на чистые технологии России нужно стремиться занять свою нишу для обеспечения технологического лидерства на мировой арене.

Литература:

1. The value of technology and of its evolution towards a low carbon economy / Tavoni, M., Cian De [и др.]. — Текст: непосредственный // Climatic Change. — 2012. — № 114:39–57. — С. 39–40.

2. Бобылев, С. Н. Экосистемные услуги и экономика / С. Н. Бобылев, В. М. Захаров. — Москва: Типография ЛЕВКО, 2009. — 72 c. — Текст: непосредственный.

3. Никонов, Р. В. Правовое регулирование охраны климата в российском законодательстве: становление и перспективы развития / Р. В. Никонов, А. В. Скутнев. — Текст: непосредственный // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2016. — № 30. — С. 65–67.

4. Фирова, И. П. Современные подходы к повышению устойчивости экономики в условиях изменения климата / И. П. Фирова. — Текст: непосредственный // Наука и бизнес: пути развития. — 2017. — № 5 (71). — С. 84–86.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, изменение климата, газ, Россия, атмосферный воздух, акт, Рамочная конвенция ООН, Распоряжение Правительства РФ, углеродное регулирование, Парижское соглашение.


Ключевые слова

изменение климата, парниковые газы, низкоуглеродная экономика, правовое углеродное регулирование

Похожие статьи

О международно-правовой охране атмосферы Земли...

...Рамочная конвенция ООН об изменении климата (далее — РКИК) 1992 г. и Киотский

— М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 1888 с. Лосев К. Земля только одна / К. Лосев

Конвенция Организации Объединенных Наций о трансграничном загрязнении воздуха на

Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об...

Правовое регулирование климата в условиях «зеленой» экономики

В 2015 г. на Всемирной конференции ООН было принято Парижское соглашение по климату [3]

В России регулирование климата на законодательном уровне началось в 2009 г. после

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата.

Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2019 год.

Международные договоры, соглашения, конвенции в области...

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и

по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция) 1992г.

многосторонних конвенций: Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) 1992 года, Конвенция об

Стоит отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации и...

Правовая защита климата земли: историческая динамика...

Источник: Лопатин В. Н., Муравых А. И., Грицевич И. Г. Глобальное изменение климата. Проблемы и перспективы реализации Киотского протокола в Российской Федерации.

В 2015 году состоялся саммит Глобального развития в рамках Генеральной Ассамблеи ООН.

На 24-й конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, прошедшей 2−14...

Изменения климата в России. Причины и последствия

 В данной статье рассматриваются наблюдаемые изменения климата в России, а также дана

Площадь снежного покрова, исходя из данных со спутников, на территории РФ также

и договоров (рамочная конвенция ООН «Об изменении климата», конвенция ООН «О

А именно парниковые газы являются главной причиной антропогенного изменения климата.

Нормативно-правовые акты, регулирующие негативное...

 В Российской Федерации регулирование негативного воздействия на окружающую среду

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ

При выявлении нарушений в области охраны атмосферного воздуха, виновные лица несут

В соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, целями охраны земли являются...

Новые правила реализации лесных проектов совместного...

Хотя именно от Российской Федерации зависело – вступит или нет Киотский Протокол в

конвенции ООН об изменении климата» [3]. В самом общем плане

- Общественный экспертный совет; - Правительство РФ. Рисунок 1- Основные участники процесса утверждения ПСО.

Распоряжение правительства РФ от 27 июня 2009 г. № 884-р. http:/ji.unfccc/int.

Проблемы выбросов в окружающую среду в России и мире

По сравнению с 1990 годом — базовым годом Рамочной конвенции по изменению климата ООН (РКИК ООН) и Киотского протокола, — совокупные выбросы в России значительно снизились: на 45,7 % с учетом сектора ЗИЗЛХ, и на 29,6 % — без его учета.

Похожие статьи

О международно-правовой охране атмосферы Земли...

...Рамочная конвенция ООН об изменении климата (далее — РКИК) 1992 г. и Киотский

— М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 1888 с. Лосев К. Земля только одна / К. Лосев

Конвенция Организации Объединенных Наций о трансграничном загрязнении воздуха на

Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об...

Правовое регулирование климата в условиях «зеленой» экономики

В 2015 г. на Всемирной конференции ООН было принято Парижское соглашение по климату [3]

В России регулирование климата на законодательном уровне началось в 2009 г. после

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата.

Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2019 год.

Международные договоры, соглашения, конвенции в области...

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и

по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция) 1992г.

многосторонних конвенций: Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) 1992 года, Конвенция об

Стоит отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации и...

Правовая защита климата земли: историческая динамика...

Источник: Лопатин В. Н., Муравых А. И., Грицевич И. Г. Глобальное изменение климата. Проблемы и перспективы реализации Киотского протокола в Российской Федерации.

В 2015 году состоялся саммит Глобального развития в рамках Генеральной Ассамблеи ООН.

На 24-й конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, прошедшей 2−14...

Изменения климата в России. Причины и последствия

 В данной статье рассматриваются наблюдаемые изменения климата в России, а также дана

Площадь снежного покрова, исходя из данных со спутников, на территории РФ также

и договоров (рамочная конвенция ООН «Об изменении климата», конвенция ООН «О

А именно парниковые газы являются главной причиной антропогенного изменения климата.

Нормативно-правовые акты, регулирующие негативное...

 В Российской Федерации регулирование негативного воздействия на окружающую среду

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ

При выявлении нарушений в области охраны атмосферного воздуха, виновные лица несут

В соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, целями охраны земли являются...

Новые правила реализации лесных проектов совместного...

Хотя именно от Российской Федерации зависело – вступит или нет Киотский Протокол в

конвенции ООН об изменении климата» [3]. В самом общем плане

- Общественный экспертный совет; - Правительство РФ. Рисунок 1- Основные участники процесса утверждения ПСО.

Распоряжение правительства РФ от 27 июня 2009 г. № 884-р. http:/ji.unfccc/int.

Проблемы выбросов в окружающую среду в России и мире

По сравнению с 1990 годом — базовым годом Рамочной конвенции по изменению климата ООН (РКИК ООН) и Киотского протокола, — совокупные выбросы в России значительно снизились: на 45,7 % с учетом сектора ЗИЗЛХ, и на 29,6 % — без его учета.

Задать вопрос