Декабристы и декабрьское восстание 1825 года: роль и место события в истории России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 15.11.2022

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Лебедев, Я. А. Декабристы и декабрьское восстание 1825 года: роль и место события в истории России / Я. А. Лебедев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 390-393. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96347/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор пытается сформулировать наиболее полное представление о декабрьском восстании 1825 года для лучшего осмысления столь грандиозного события в истории России, извлечения из него тех полезных выводов, которые помогут в определении наиболее благоприятного пути дальнейшего общественного развития.

Ключевые слова: декабристы, декабрьское восстание, история, Сибирь, общество.

В российском обществе сильно внимание к декабрьскому восстанию 1825 года и к самим декабристам, как ключевым участникам обозначенного события. Это внимание может выражаться как в виде простого, ни к чему не ведущего (за исключением обыкновенных бесед с другими людьми при упоминании этого исторического события), интереса, так и в виде желания разобраться в сущности этого сложного исторического явления.

Упомянутое желание приводит к тому, что человек начинает искать информацию в большинстве случаев в самом доступном ему ресурсе — интернете. И одним из первых вопросов, который он задаёт всемирной паутине — «Кто такие декабристы?».

Ответ на этот вопрос поисковая строка любого из самых распространённых в рунете браузеров даёт следующее определение:

Декабристы — это участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие на Сенатской площади в Петербурге восстание 14 декабря 1825 года и получившие название по месяцу восстания.

После ответа на самый первый вопрос логично возникает следующий вопрос: «Кем были декабристы?». Имеется здесь в виду то, к какой части российского общества XIX века они принадлежали.

История движения декабристов в давние годы и сегодня побуждает интерес исследователей, принадлежащих к разнообразным общественно-политическим течениям. В движении усматривают корни отечественного либерализма и революционаризма, а в самих участниках — родоначальников социалистических и демократических концепций российской интеллигенции.

С целью подтвердить предположение о том, что декабристы являлись именно интеллигентами, обратимся к истории изучения данного вопроса и теории.

Первое упоминание о декабристах, как об интеллигентах, отмечается в работе П. Л. Лаврова «История и русские революционеры», в которой он причисляет участников восстания 1825 года к I периоду класса российской интеллигенции. Русская либеральная историография начала XX века (А. Н. Пыпин, В. И. Семевской, А. А. Корнилов) видит в декабристах представителей «внеклассовой» интеллигенции. В последующие годы это представление получило развитие в работах других авторов. Один из основоположников советской исторической школы говорил о том, что декабристы являлись не только дворянской интеллигенцией, но и военной. В 1980-е гг. Н. Я. Эйдельман применительно к декабристам ввёл понятие «дворянская интеллигенция» со свойственным ей служением делу и идее, высокой нравственностью, самопожертвованием и добродетелью. В конце 1980-х годов понятие «интеллигент» стало применяться лишь к некоторым представителям движения [1, С. 51].

Если смотреть на участников движения с точки зрения теории, то декабристы — это интеллигенты, потому что:

1) большинство из них принадлежало к военной интеллигенции;

2) почти все декабристы принадлежали к дворянскому сословию и имели в управлении поместья и крестьян;

3) ряд выдающихся деятелей движения занимались творческой деятельностью (литературно-художественная, научно-теоретическая).

В конце концов, декабристы выполняли важнейшую функцию этой социальной группы — непосредственного и опосредованного управления людьми в различных сферах [1, С. 51].

Когда мы ответили на вопрос о том, кем были декабристы, закономерно вырисовывается следующий — «Что повлияло на взгляды участников декабрьского восстания?»

Движение декабристов и, в частности, их идеология появились не за один миг. Это событие в истории России явилось следствием огромного количества причин: воспитание и образование декабристов, Отечественная война 1812 года, заграничные походы, текущее положение российского народа, идеи Французской революции, революционное наследие России [5, С. 60].

Большинство участников восстания на Сенатской площади появилось на свет на рубеже XVIII и XIX вв. Поэтому поколение, вступившее во взрослую жизнь к завершению правления Александра, воспитывалось при другом настроении народа, чем при их родителях. Однако, по правде сказать, молодым декабристам воспитание мало знакомило с действительностью. Они росли в семьях дворян, где каждодневно видели отличия жизни крестьянина от помещика, барина от дворового человека.

Большая часть декабристов получило образование в кадетских корпусах, сухопутных, морских, пажеских. В то время кадетские корпуса являлись центрами общего либерального обучения и не были похожи на технические и военно-учебные заведения; ряд из них учились за границей, другие — во многих русских пансионах, которые управлялись иностранцами. Многие из декабристов образовывались дома под наставлением иностранцев. В среде обучающихся университетов тоже шаг за шагом распространялось вольнодумство (так, к примеру, из рук в руки передавалась запрещённое произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Будущие декабристы также читали произведения Вольтера, Дидро, Монтескье, иностранную прессу, анализировали конституции США, Франции, Англии. Всё это убыстряло процесс формирования у представителей интеллигенции освободительной идеологии [3, C. 16].

Значительное число декабристов, как всем известно, сражались за Родину в Отечественной войне 1812 года. Сами декабристы именовали себя «детьми 12-го года», тем самым отмечая большое значение этого события в их жизни. Во время войны и заграничных походов они открыли для себя тот факт, что их победившая Родина сильно отстаёт по развитию от западных стран, сохраняя у себя старые пережитки [5, C. 61].

Война и её последствия вскрыли все недостатки феодально-крепостнической системы. Юные офицеры увидели на западе конституционные начала и понятия, знакомые со времён обучения, однако, отсутствующие в современной на тот момент России. Именно это открытие стало основным фактором в процессе формирования их идеологической основы. В декабристах появилось крепкое чувство любви к Родине, заставляющее их действовать, как они думают, на благо Отечества.

Ответив на вопрос про основные предпосылки складывания идеологии декабристов, логично будет перейти к самым ключевым событиям всей этой истории: подготовка и ход самого восстания на Сенатской площади, совершённого 14 декабря 1825 года. Ответить на этот вопрос можно, просто вспомнив программу истории России за 8 класс общеобразовательной школы.

Итак, описанные выше факторы, сформировавшие идеологическую основу движения декабристов, начинают притягивать к себе неравнодушных к судьбе России единомышленников. Так начинают появляться первые общества декабристов. В 1816 году в Петербурге возникла первая тайная организация во главе с А. Муравьевым. В состав общества также входили: братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев, С. Трубецкой, И. Якушкин. Целями общества были объявлены следующие — отмена крепостного права, борьба с самодержавием и абсолютизмом. Участниками организации даже был создан некий устав или же «Статут», который, однако, был уничтожен после преобразования общества в 1818 году [4, C. 426].

Через некоторое количество времени начало работать новое общество — «Союз благоденствия». Цели этой организации были очень похожими с предыдущей, однако, новое общество старалось лучше конкретизировать «средства» борьбы и призвать на помощь общественное мнение. Для выполнения последней цели Союз основал несколько различных организаций.

Далее, по причине появления неразрешимых противоречий, в 1821 году Союз прекратил своё существования и были открыты 2 новых тайных организации: Южное общество (П. И. Пестель) и Северное общество (Н. И. Муравьев, С. П. Трубецкой и Е. Н. Оболенский). У каждой из них был свой программный документ, который обрисовывал своё видение дальнейшего устройства России.

Русская Правда Южного общества предусматривала: «ликвидация в стране монархии; учреждение республики (наличие Верховного совета из 120 человек и Народного вече); упразднение крепостничества и сословного строя; превращение России в единое унитарное государство (разделение на 10 областей, каждая состоит из 5 губерний); отмена крепостного права». Этот документ являлся наиболее радикальным среди остальных, однако, и он содержал в себе элементы дворянской ограниченности [3, C. 18].

Проект Конституции Муравьева содержал в себе другие положения: «сохранение монархии, ограниченной конституцией (видел Россию федерацией, состоящей из 13 держав и двух областей): исполнительная власть — в руках императора, ему принадлежит вся полнота власти, он же верховный главнокомандующий; судебная власть — верховное судилище (вводился гласный суд с присяжными, адвокатурой, состязательностью сторон)». Крестьянский вопрос решался достаточно ограничено: крестьяне освобождались, однако, с недостаточными наделами земли, главная же часть оставалась за помещиками [3, C. 19].

После окончания активной работы и создания плана восстания (на квартире Рылеева), было решено выступить во время «присяги». Задокументированного плана восстания, к сожалению, не сохранилось, поэтому о его содержании мы можем лишь догадываться. Видно одно: декабристы не смогли его выполнить. На деле Трубецкой и Рылеев отказались принимать участие в выступлении. Каховский отвергнул идею о цареубийстве, Якубовский, в свою очередь, отказался идти на штурм Зимнего дворца. Из войск удалось призвать лишь: Гвардейский морской экипаж, Московский полк и Лейб-гвардии гренадерский полк (3000 человек). Не был опубликован «Манифест», призванный объявить все требования и цели декабристов.

Вскоре после неудачи начались жёсткие наказания и расправы над участниками выступления на Сенатской площади. По делу декабристов прошли 579 человек. Было казнено через повешение 13 июля 1826 года 5 декабристов: Бестужев-Рюмин, Пестель, Муравьёв-Апостол, Рылеев и Каховский. Остальные сосланы в Сибирь [4, C. 427].

Всего в Сибирь было сослано 124 декабриста [6, C. 24]. Из этого факта следует следующий вопрос, которым может задаться интересующийся обозначенной этим рефератом темой человек — «Чем занимались декабристы в ссылке?».

Декабристы внесли весомый вклад в развитие многих аспектов жизни Сибири.

Декабристы в суровой среде близко познакомились с коренными народами — бурятами, якутами, монголами, китайцами, они сделали многое для экономического и культурного развития. На поселении декабристы делились своими знаниями, формировали у местных мотивацию к учению, чтению, оказывали возможную медицинскую помощь. Помимо этого, они устроили эталонные хозяйства, в которых занимались огородничеством и разведением скота. Делать всё для экономического и культурного развития сибирского края — вот миссия декабристов в ссылке.

Среди декабристов было много деятелей российской культуры и науки.

Просветительскими устремлениями и желанием развивать этнокультуры была полна хозяйственная деятельность декабристов, нацеленная на разрешение определённого ряда социально-экономических проблем. Они организовывали механические молотилки, мукомольные мельницы, маслобойки, разводили усовершенствованные породы лошадей, использовали удобрения, сделали первые шаги к исследованию погоды, создали пожарные депо [2, C. 320].

Работая сообща с жителями Сибири, декабристы дискутировали с ними по вопросу принятия мер для улучшения хозяйства, улучшению эффективно сельскохозяйственного труда. Они выступали за капиталистический путь развития, однако, мало применяли наёмный труд, что было несовместимо с их гуманистическим мировоззрением.

Ряд декабристов занимались этнографическим изучением Сибири: осваивали историю, творчество коренных народов, создавали произведения, вдохновлённые местной природой, изучением которой занимались другие деятели, создавая и публикую целые научные исследования в российских журналах (естественно, не под своими фамилиями).

Благодаря декабристам выросло внимание общественности Сибири к литературе и краеведению. Организовывались кружки почитателей словесности, публиковался «Енисейский альманах», в котором печатались произведения местных авторов [6, C. 27].

Значительный вклад был сделан по вопросам музыкального просвещения сибиряков. Декабристы организовали музыкальные школы в г. Петровске и Тобольске [6, C. 28].

Декабристы занимались решением педагогических проблем, вопросами использования необычных методов обучения и воспитания в школах. До них Сибирь была довольно слаба в вопросах образования: действовало всего 19 уездных училищ, в которых учились исключительно дети чиновников и купцов; уровень преподавания оставлял желать лучшего вследствие недостатка квалифицированных педагогов [6, C. 29].

Сами программы декабристов включали отдельные пункты, касающиеся улучшения системы образования в Сибири.

Несмотря на то, что декабристам официально запрещалось основывать школы, они скрупулёзно стремились найти каналы общения с местными и передачи им своих знаний. Благодаря их усилиям, например, в августе 1842 года в г. Ялуторовске была организована общественная мужская школа начальной грамоты, а через некоторое время — первая сибирском крае женская школа. Также были открыты многие другие школы [2, C. 322].

В школах обучали азбуке, чтению, чистописанию, рисованию, арифметике, геометрии, истории, географии, ботанике, зоологии, механике, латинскому и греческому языкам, в большинстве случаев применяя наглядные методы обучения. К обучающимся относились требовательно, строго, но в то же самое время с теплотой и вниманием.

Декабристы в процессе преподавания применяли вместе обучение грамоте и ремёслам, одновременно индивидуально работая с каждым конкретным учащимся, считаясь с его способностями. Активно использовалась методика взаимного обучения старшими учениками младших. Несмотря на церковно-приходской характер школ, образование в них было светским. Большинство из того, что применяли в процессе обучения декабристы (антипедагогические методы и приёмы, трудовое обучение) впоследствии нашло путь усовершенствования в советской и российской педагогике.

Ответив на вопросы, касающиеся основных моментов истории декабристов и декабрьского восстания, следует обратить свой взгляд на день сегодняшний — каким видится современному российскому обществу события тех лет.

В. Б. Скибин выделяет 4 широко распространённых в российском обществе взгляда, который он именует «мифами» [7, C. 296].

  1. «Революционный» (А. И. Герцен, XIX в.). Декабристы — герои мученики, достойные стать идеалом для других. Сегодня этот миф постепенно перестаёт существовать, так как существует тенденция по демифизации декабристов.
  2. «Либеральный» (Н. И. Тургенев). Декабристы — герои, стремящиеся к либеральным изменениям для своего государства. В отличие от предыдущего — высокая популярность сегодня (в основном — у демократов и либералов).
  3. «Коммунистический» (В. И. Ленин от Герцена). Декабристы — прародители революционеров 1917 года, «праотцы» власти трудящихся. Популярен среди коммунистов.
  4. «Православно-монархический» («контрмиф»). Цель декабристов — уничтожение страны через свержение монархии. Придерживаются сторонники РПЦ.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что декабристы и декабрьское восстание оставили значительный след в истории России, интерес к которому не утихает и по сей день.

Литература:

  1. Возилов, В. В. Интеллигентский характер движения декабристов / В. В. Возилов. — Текст: непосредственный // КЛИО. — 2010. — № 3 (50). — С. 51–53.
  2. Глазкова, Е. И. Вклад декабристов в развитие культуры и промышленности Сибири / Е. И. Глазкова. — Текст: непосредственный // Мир большого Алтая. — 2015. — № 4. — С. 319–325.
  3. Долбунов, Н. Н. Отечественная война 1812 года и политические программы декабристов / Н. Н. Долбунов. — Текст: непосредственный // Время и право. — 2012. — № 1. — С. 14–19.
  4. Заякина, И. Д. Декабристы / И. Д. Заякина. — Текст: непосредственный // Студенческая наука и XXI век. — 2021. — № 1–2 (21). — С. 425–427.
  5. Интяшина, О. А. К вопросу о формировании идеологии декабристов / О. А. Интяшина. — Текст: непосредственный // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 2–2. — С. 60–62.
  6. Сергеев, Т. С. Вклад декабристов в изучение и развитие этнокультуры народов Сибири / Т. С. Сергеев, В. В. Орлов, В. В. Андреев. — Текст: непосредственный // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. — 2021. — № 1 (57). — С. 24–30.
  7. Скибин, В. Б. «Мифы» декабристов в отечественной историографии 2000–2019 гг. / В. Б. Скибин. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2019. — № 19 (257). — С. 296–298.
Основные термины (генерируются автоматически): декабрист, декабрьское восстание, Сибирь, Сенатская площадь, история России, Петербург, культурное развитие, Отечественная война, российская интеллигенция, Южное общество.


Ключевые слова

общество, история, Сибирь, декабристы, декабрьское восстание

Похожие статьи

Материалы о движении декабристов как исторический источник

Восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году до сих вызывает споры исследователей.

Документы вошли в состав многотомной работы «Восстание декабристов» [1].

Оказывалось влияние на интеллигенцию посредством отражения в произведениях запросов того времени.

Отечественная война и русское общество./К.А. Военский.

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

В отличие от Западной Европы, в России важные черты социальной коммуны сохраняла

[23, с. 161]. Дальнейшее развитие и даже простой здравый смысл показывают, что такое

В этой первой в русской истории «коммунальной квартире» собиралось множество гостей.

русская интеллигенция, русская культура, Россия, интеллигенция, свобода личности, русский...

Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. | Молодой ученый

 Октябрьская революция 1917 года — одно из самых значимых событий в истории России.

Детей интеллигенции не принимали в вузы, для рабочих были созданы рабфаки.

слой — российская интеллигенция, сыгравшая большую роль в том числе и в культуре России.

Во-вторых, интеллигенция играла значительную роль в российском обществе рубежа веков.

Истоки, причины и последствия декабрьских событий 1986 года...

Библиографическое описание: Ибраев, Г. М. Истоки, причины и последствия декабрьских событий

В настоящее время Декабрьское восстание оценивается как событие, положившее начало

– Алма- Ата, 1947. – С. 204. Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России.

Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е...

Петр I и Сибирь | Статья в журнале «Юный ученый»

Библиографическое описание: Семенов, А. Э. Петр I и Сибирь / А. Э. Семенов, А. И. Роянова.

Именно это, по его мнению, и сделает Российскую империю культурной, образованной и обороноспособной.

Петр I первым из властителей России начал систематические изучение географии страны, и

Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.

Проблемы развития культуры в современной России, ее...

Предположим, что развитие, формирование и накопление культурных ценностей русских

В Древней Руси продолжилось развитие человеческого общества.

Дореволюционная Россия — это период интенсивного развития сельского хозяйства, производства, подъем науки и образования.

Каган М. С. Философия культуры. Учебное пособие. Санкт-Петербург,1996 г.

Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России

Тема: «Февральская революция 1917 года — место и значение в истории России».

войны и ответьте на вопрос: как отнеслось Российское общество к начавшейся Первой мировой войне?

А. Блок в своих публицистических статьях 17 года писал: «Отрыв культурной России от

Но не все из числа творческой интеллигенции смогли понять и принять происходящее.

Крестьянское восстание 1921 года в Ишимском уезде

После окончания Гражданской войны экономика в России находилась в тяжелом положении.

В 1920–е годы в России волна крестьянских восстаний, но самым крупным по количеству

Восстание крестьян охватило огромную территорию Западной Сибири.

восстания в уезде стали: огромные потери населения, сократились посевные площади, а летом в 1921 году в...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной...

- “Мифология, эпос народов Сибири” (культовые изваяния, поминальники, жертвенники

семинары и т. д.) среди молодежи, посвященной культурно-историческим местам и памятникам России

7. развитие общественного интереса к проблемам культурно-исторических мест и памятников; 8. усиление престижа знания национальной культуры и истории

Практическое занятие «Становление конституционной монархии...»

Цель: закрепление знаний об общественно-политическом развитии России начала XX века

Декабрьское вооруженное восстание в Москве7 (20)—18 (31) декабря1905года...

Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации.

Проанализируйте материал о гражданском обществе (Приложение1), обратитесь к таблице 3, определите субъекты...

Похожие статьи

Материалы о движении декабристов как исторический источник

Восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году до сих вызывает споры исследователей.

Документы вошли в состав многотомной работы «Восстание декабристов» [1].

Оказывалось влияние на интеллигенцию посредством отражения в произведениях запросов того времени.

Отечественная война и русское общество./К.А. Военский.

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

В отличие от Западной Европы, в России важные черты социальной коммуны сохраняла

[23, с. 161]. Дальнейшее развитие и даже простой здравый смысл показывают, что такое

В этой первой в русской истории «коммунальной квартире» собиралось множество гостей.

русская интеллигенция, русская культура, Россия, интеллигенция, свобода личности, русский...

Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. | Молодой ученый

 Октябрьская революция 1917 года — одно из самых значимых событий в истории России.

Детей интеллигенции не принимали в вузы, для рабочих были созданы рабфаки.

слой — российская интеллигенция, сыгравшая большую роль в том числе и в культуре России.

Во-вторых, интеллигенция играла значительную роль в российском обществе рубежа веков.

Истоки, причины и последствия декабрьских событий 1986 года...

Библиографическое описание: Ибраев, Г. М. Истоки, причины и последствия декабрьских событий

В настоящее время Декабрьское восстание оценивается как событие, положившее начало

– Алма- Ата, 1947. – С. 204. Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России.

Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е...

Петр I и Сибирь | Статья в журнале «Юный ученый»

Библиографическое описание: Семенов, А. Э. Петр I и Сибирь / А. Э. Семенов, А. И. Роянова.

Именно это, по его мнению, и сделает Российскую империю культурной, образованной и обороноспособной.

Петр I первым из властителей России начал систематические изучение географии страны, и

Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.

Проблемы развития культуры в современной России, ее...

Предположим, что развитие, формирование и накопление культурных ценностей русских

В Древней Руси продолжилось развитие человеческого общества.

Дореволюционная Россия — это период интенсивного развития сельского хозяйства, производства, подъем науки и образования.

Каган М. С. Философия культуры. Учебное пособие. Санкт-Петербург,1996 г.

Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России

Тема: «Февральская революция 1917 года — место и значение в истории России».

войны и ответьте на вопрос: как отнеслось Российское общество к начавшейся Первой мировой войне?

А. Блок в своих публицистических статьях 17 года писал: «Отрыв культурной России от

Но не все из числа творческой интеллигенции смогли понять и принять происходящее.

Крестьянское восстание 1921 года в Ишимском уезде

После окончания Гражданской войны экономика в России находилась в тяжелом положении.

В 1920–е годы в России волна крестьянских восстаний, но самым крупным по количеству

Восстание крестьян охватило огромную территорию Западной Сибири.

восстания в уезде стали: огромные потери населения, сократились посевные площади, а летом в 1921 году в...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной...

- “Мифология, эпос народов Сибири” (культовые изваяния, поминальники, жертвенники

семинары и т. д.) среди молодежи, посвященной культурно-историческим местам и памятникам России

7. развитие общественного интереса к проблемам культурно-исторических мест и памятников; 8. усиление престижа знания национальной культуры и истории

Практическое занятие «Становление конституционной монархии...»

Цель: закрепление знаний об общественно-политическом развитии России начала XX века

Декабрьское вооруженное восстание в Москве7 (20)—18 (31) декабря1905года...

Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации.

Проанализируйте материал о гражданском обществе (Приложение1), обратитесь к таблице 3, определите субъекты...

Задать вопрос