Коррекция моторной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 16.11.2022

Статья просмотрена: 764 раза

Библиографическое описание:

Степура, Е. Н. Коррекция моторной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы / Е. Н. Степура. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/441/91778/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье рассматривается проблема моторных трудностей у младших школьников общеобразовательной школы с дисграфией. Трудности, которые связаны с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребёнка. Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу различных анализаторов. В качестве важнейших предпосылок успешного овладения письмом выделяют высокий уровень развития устной речи, формирование различных видов восприятия, пальцевого праксиса, высокий уровень развития внимания и памяти, способности к аналитико-синтетической деятельности, абстрактным способам деятельности, сформированность саморегуляции и контроля. В целом ряде работ отмечается, что нарушение письма, обуславливается не только особенностями речевого развития и зрительно-пространственного восприятия, но и своеобразием развития невербальных высших психических функций.

Ключевые слова: дисграфия, младшие школьники, моторные ошибки, устная речь, высшие психические функции, прогредиентная динамика

This article examines motor difficulties of disgraphic primary school students. The difficulties in mastering written language often lead to persistent academic underperformance, school disadaptation, and deviations in children’s personality formation. Writing is a complex systemic and voluntary mental process, that includes collaboration of different sensory systems. Well-developed oral skills, the process of forming various types of perception and finger praxis, high level of attention and memory development, ability to perform analytical, synthetic and abstract activities, self-regulation and self-control are highlighted as the most important factors for successful acquisition of writing. Numerous studies suggest that problems in mastering writing skills can be caused not only by individual features of oral language development and visual-spatial perception, but also by peculiarities of nonverbal higher mental functions’ development.

Keywords: dysgraphia, primary school students, motor difficulties, oral speech, higher mental functions (HMF), progredient dynamic

В разных источниках можно встретить похожие термины «нарушение письма» и «дисграфия», при этом происходит уравнение значений данных терминов. Однако понятие «нарушение письма» обладает более широким смыслом и включает в себя не только дисграфию, но и дизорфографию и «аграмматическую дисграфию», связанную с неправильным написанием окончаний в словах и словосочетаниях. Дисграфия рассматривается как специфическое нарушение, характеризующееся наличием на письме устойчивых ошибок дисграфического характера при использовании фонетического принципа письма [6].

При этом О. Б. Иншакова уточняет, что дисграфические ошибки определяются сильной позицией в слове (ударной и предударной), в то время как окончание слова обычно находится в слабой позиции, поэтому точнее будет использовать к этим ошибкам термин «аграмматические ошибки» [6].

Моторная (диспрактическая) дисграфия характеризуется преобладанием моторных ошибок письма в работах учащихся и связана с несформированностью моторного компонента функциональной системы письма [9].

Для осуществления сложных письменных движений постепенно должны быть выработаны двигательные программы, набор основных команд и план движений, программ коррекции, которые формируются в ассоциативных зонах коры головного мозга, в первую очередь в премоторной коре, которая получает афферентации от других ассоциативных областей, что позволяет ей создавать адекватные программы движений с помощью разнообразной сенсорной информации [3,7].

Моторные трудности возрастают на письме у детей от 1 класса к 4. Это связывается со слабостью процессуальных и динамических характеристик двигательной функции, обеспечивающей усложняющийся процесс письма (1 класс- 21,9 %, 2 класс- 33,6 %, 3 класс — 37,9 %, 4 класс- 43,2 %) [7]. В конце второго класса количество моторных ошибок совпадает с числом ошибок звукового анализа и синтеза.

Ошибки моторного характера начинают преобладать к концу третьего класса и к концу 4 класса становятся доминирующими.

Результаты, проведенного лонгитюдного исследования позволяют нам создать представления о степени проявления моторных трудностей письма у младших школьников и определить оптимальные направления коррекции.

Цель исследования — коррекция проявлений моторной дисграфии у школьников младших классов общеобразовательной школы и определение содержания эффективных средств логопедической работы по устранению данного нарушения.

Объект исследования : нарушения письма у учащихся 2–4 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования : моторная дисграфия у школьников младших классов общеобразовательной школы.

Материал и методы исследования. В результате проведенного обследования письменных работ 76 учащихся третьих классов в конце учебного года с использованием стандартизированной методики были получены данные, позволившие нам выявить школьников с дисграфией.

Необходимо отметить, что процесс формирования письма в данном исследовании рассматривался как процесс овладения учащимися фонематическим принципом письма.

На основании проверки письменных работ были сформированы экспериментальная группа (ЭГ) — 23 ученика, в работах которых присутствовало более 4 дисграфических ошибок, включая моторные ошибки и контрольная группа (КГ) — 21 ученик без нарушений в овладении фонематическим принципом письма группы.

В ходе оценки результатов исследования применялись общелогические, эмпирические и математико-статистические методы: дисперсионный анализ, методы описательной статистики, статистические непараметрические методы (Т-критерий Стьюдента). Различие между двумя показателями считались значимыми, если при сравнении p≤0,05.

Для изучения состояния устной речи учащихся младших классов использовалась комплексная стандартизированная методика, предложенная Т. А. Фотековой и Р. И. Лалаевой [12].

В рамках проводимого исследования для составления более полного анализа механизма дисграфических ошибок было также проведено обследование вербальных и невербальных высших психических функций учащихся экспериментальной и контрольной группы [2]. Данное обследование психических функций включало:

1) оценку степени функциональной асимметрии;

2) оценку состояния зрительного, слухового праксиса, зрительный и слуховой памяти, слухомоторной координации.

Результаты. Изучение письма, как сложной функциональной системы, обнаруживает зависимость от уровня развития устной речи, фонематического восприятия, зрительной гностической и зрительно-пространственной, моторной и графо-моторной функций, а также процессов их интеграции, входящих в афферентный синтез функциональной системы письма [4,8].

Рассматривая моторную дисграфию, в первую очередь указывается на то, что медленно вырабатывается устойчивая двигательная кинема. В рамках обследования навыков письма было выявлено, что моторные ошибки составляют самую многочисленную группу среди дисграфических ошибок в работах учащихся 3 классов ЭГ. В середине 3 класса в среднем на одну письменную работу (диктант) приходится 2,35 моторных ошибки (таблица 1).

Таблица 1

Результаты изучения ошибок дисграфического характера у учащихся ЭГ и КГ ( m)

Виды ошибок

Виды работ (ЭГ)

Всего (m)

Виды работ (КГ)

Всего

Диктант

Списывание с печатного текста

Диктант

Списывание с печатного текста

1

Акустико-артикуляционные

1,96

0,26

2,22

0,09

0,05

0,14

2

Звукового анализа

и синтеза

1,17

0,23

1,4

0,33

0,19

0,52

3

Моторные ошибки

2,35

1,25

3,6

0,28

0,19

0,47

4

Зрительно-моторные

0,87

0,13

1

0,14

0,05

0,19

5

Зрительно-простр-ые

0,23

0,04

0,27

0

0

0

6

Оптические

0,17

0,04

0,21

0

0

0

Всего

6,75

1,95

8,7

0,7

0,53

1,23

Примечание: В таблице представлено среднее число ошибок

Моторные ошибки также присутствуют в письменных работах школьников КГ, но сопоставив среднее количество моторных ошибок, получаем, что школьники КГ допускают их в 6 раз реже (таблица 2).

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа моторных ошибок письма у школьников ЭГ и КГ ( m )

Виды моторных ошибок

Виды работ (ЭГ)

Всего

Виды работ (КГ)

Всего

Диктант

Списывание с печатного текста

Диктант

Списывание с печатного текста

1

Добавление лишнего элемента и недописывания

1,61

0,72

2,33

0,14

0,08

0,22

2

Ошибки кинетического запуска

0,35

0,22

0,57

0,07

0

0,07

3.

Графический поиск при написании буквы

0,18

0,09

0,27

0

0,07

0,07

4.

Персеверации

0,17

0,13

0,3

0

0,04

0,04

5.

Неоднократные обводки

0,04

0,09

0,13

0,07

0

0,07

Всего

2,35

1,25

3,6

0,28

0,19

0,47

Примечание: в таблице представлено среднее число ошибок

Больше всего моторных ошибок наблюдается на добавление лишних элементов и недописывания — 70 % от общего количества моторных ошибок (таблица 2).

В виду несформированности устойчивой программы написания букв, ребёнок инертно укорачивает или наоборот удлиняет воспроизводимые элементы букв.

Отмечено, что на качество написания букв влияет скорость и объем воспроизводимого текста. При их увеличении качество букв резко ухудшается, теряются или «размываются» их дифференциальные признаки, наклон букв и их размер также становится переменным.

Ошибки кинетического запуска составляют вторую по частотности группу (13 %) моторных ошибок, причинный характер возникновения данных ошибок заключается в инертности двигательного стереотипа [8]. Дети правильного передавали первый элемент буквы, а затем допускали смешения букв, что также может свидетельствовать о недостатке кинетического праксиса и недостаточном уровне серийной организации движений [5,8].

По результатам обследования устной речи было выявлено, что детям ЭГ свойственен низкий уровень развития произносительной стороны — 69 % обследованных детей имели нарушенное звукопроизношение. У учащихся ЭГ было выявлено нарушение артикуляционной моторики (76 % детей ЭГ), искажение звуко-слоговой структуры слова (57 %). Полученные данные говорят о нарушенной стороне моторной реализации высказывания у учащихся ЭГ. При этом в целом 83 % детей по количеству набранных баллов относились к IV (наивысшему) уровню успешности выполнения методики. Это говорит о том, что к концу 3 класса большинство детей преодолевали имевшиеся речевые трудности.

При выполнении нейропсихологических проб учащимися ЭГ выявляется инертность в переключении с одной двигательной формулы на другую (динамический праксис, реципрокная организация движений), сложности в удерживании графической программы (графическая проба). Данные пробы объединяются в блок серийной организации движений и по данному блоку наблюдается наименьший индекс успешности выполнения (рис.1).

Суммарные индексы, отражающие успешность выполнения по блокам исследования вербальных и невербальных ВПФ учащихся ЭГ и КГ (m)

Рис. 1.Суммарные индексы, отражающие успешность выполнения по блокам исследования вербальных и невербальных ВПФ учащихся ЭГ и КГ (m)

Выполнение проб на пальцевой праксис также показывает определенные затруднения в отраженном воспроизводстве и воспроизводстве по тактильному образцу положений пальцев. Воспроизведение изображения дома и невербализируемых фигур обнаруживает зрительно-пространственные лево и правополушарные сложности. В то время как сложности в узнавании недорисованных изображений говорят о недостатке зрительного гнозиса. Индекс успешности обработки зрительной информации составил 0,4.

Обсуждение. Исследования, проводимые российскими и зарубежными учёными, показывают, что нарушения письма являются следствием не только нарушений устной речи, но и взаимосвязаны с неполноценным формированием невербальных высших психических функций. В данном направлении написано уже несколько научных работ Ахутиной Т. В., Пылаевой Н. М., Иншаковой О. Б., Величенковой О. А., Кузеевой О. В., Lorch M. P.

Моторная (диспрактическая) дисграфия характеризуется преобладанием моторных ошибок письма в работах учащихся и связана с несформированностью моторного компонента функциональной системы письма. Данные опубликованного научного исследования показывают, что количество моторных ошибок письма в работах младших школьников общеобразовательных школ показывает прогредиентную динамику [4] в связи с введением более сложных учебных задач и программных требований. Сопоставление данных обследования письменных навыков, устной речи, невербальных ВПФ позволяют сделать выводы о том, что преобладание в работах моторных ошибок может быть связано с нарушением артикуляционной моторики, звуко-слоговой структуры слова со стороны устной речи и в нарушении серийной организации движений, зрительных и кинестетических сложностях со стороны сформированности невербальных высших психических функций.

Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, устная речь, вид работ, класс, моторная ошибка письма, общеобразовательная школа, печатный текст, нарушение письма, серийная организация движений, функциональная система письма.


Ключевые слова

устная речь, младшие школьники, высшие психические функции, дисграфия, моторные ошибки, прогредиентная динамика

Похожие статьи

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе

При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде. А. Р. Лурия в своих исследованиях определяет следующие операции письма.

Затем следует моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

письменная речь, письмо, устная речь, мысль, процесс письма, развитие, ребенок, слово...

Устранение дисграфии и дислексии — необходимое условие...

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма.

Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как

письменная речь, устная речь, ребенок, процесс письма, слово, звуковой анализ, письмо, нарушение

письменная речь, устная речь, компонент, функциональный базис письма, III, функциональный базис...

Теоретические основы формирования языкового анализа как...

Навык письма несмотря на то, что связан с устной речью и её закономерностями, содержит

А. Р. Лурия [11] характеризовал письмо — как особую форму экспрессивной речи, отмечая

Роль проговаривания весьма велика при овладении навыками письма на начальных этапах.

В структуре письма и психофизиологических механизмах письма как в сложной работе...

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения.

На уроках письма и развития речи в начальных классах применяются разнообразные методы коррекции

Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.

Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике...

В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство ошибок совершаются по принципу «что слышу, то

2 класс, УМК Школа России. Тема: «Имена собственные».

В тексте ученик видит её в образце и, как правило, не допускает ошибки.

Далее приведен анализ работ учеников 2 класса. Краткая характеристика учеников.

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

– низкий темп письма. – быстрая утомляемость при письме.

Интерес к проблемам нарушения формирования письма обусловлен тем, что письмо

Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи.

Механизмом оптических нарушений письма является недоразвитие или функциональная...

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших...

При нарушении работы этого блога у детей на письме преобладают такие ошибки как смешение букв

Согласно нейропсихологическому подходу А. Р. Лурия письмо понимается как сложная функциональная система

Коррекционно-развивающая работа должна направляться от движения к мышлению [8]. Э

— 657 с. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей.

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма...

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода.

Подробнее рассмотрим нарушения письма, вызванные недостаточной работой блока

Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. При недоразвитии устной речи специфические нарушения письма и чтения возникают только...

Уровень сформированности неречевых предпосылок у младших...

Успешному протеканию письма способствует взаимодействие трех видов восприятия, а именно слухового, зрительного, кинестетического, а также координация

Существует ряд принципов, на основе которых осуществляется процесс письма

Левина, P. E. Нарушения речи и письма у детей.

Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / Лурия А. Р. Изд.

Похожие статьи

Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе

При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде. А. Р. Лурия в своих исследованиях определяет следующие операции письма.

Затем следует моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

письменная речь, письмо, устная речь, мысль, процесс письма, развитие, ребенок, слово...

Устранение дисграфии и дислексии — необходимое условие...

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма.

Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как

письменная речь, устная речь, ребенок, процесс письма, слово, звуковой анализ, письмо, нарушение

письменная речь, устная речь, компонент, функциональный базис письма, III, функциональный базис...

Теоретические основы формирования языкового анализа как...

Навык письма несмотря на то, что связан с устной речью и её закономерностями, содержит

А. Р. Лурия [11] характеризовал письмо — как особую форму экспрессивной речи, отмечая

Роль проговаривания весьма велика при овладении навыками письма на начальных этапах.

В структуре письма и психофизиологических механизмах письма как в сложной работе...

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения.

На уроках письма и развития речи в начальных классах применяются разнообразные методы коррекции

Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.

Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике...

В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство ошибок совершаются по принципу «что слышу, то

2 класс, УМК Школа России. Тема: «Имена собственные».

В тексте ученик видит её в образце и, как правило, не допускает ошибки.

Далее приведен анализ работ учеников 2 класса. Краткая характеристика учеников.

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

– низкий темп письма. – быстрая утомляемость при письме.

Интерес к проблемам нарушения формирования письма обусловлен тем, что письмо

Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи.

Механизмом оптических нарушений письма является недоразвитие или функциональная...

Нейропсихологический подход к проблеме дисграфии младших...

При нарушении работы этого блога у детей на письме преобладают такие ошибки как смешение букв

Согласно нейропсихологическому подходу А. Р. Лурия письмо понимается как сложная функциональная система

Коррекционно-развивающая работа должна направляться от движения к мышлению [8]. Э

— 657 с. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей.

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма...

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода.

Подробнее рассмотрим нарушения письма, вызванные недостаточной работой блока

Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. При недоразвитии устной речи специфические нарушения письма и чтения возникают только...

Уровень сформированности неречевых предпосылок у младших...

Успешному протеканию письма способствует взаимодействие трех видов восприятия, а именно слухового, зрительного, кинестетического, а также координация

Существует ряд принципов, на основе которых осуществляется процесс письма

Левина, P. E. Нарушения речи и письма у детей.

Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / Лурия А. Р. Изд.

Задать вопрос