Повышение мотивации школьников на начальном этапе обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.11.2022

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Рыжих, Ю. Н. Повышение мотивации школьников на начальном этапе обучения английскому языку / Ю. Н. Рыжих, И. В. Гетманская, И. Ю. Нетреба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96292/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье затрагивается тема, касательно повышения мотивации младших школьников при раннем обучении английскому языку.

На начальном этапе обучения иностранному языку можно отмечать высокую заинтересованность обучающихся, что, как правило, вызвано новизной предмета. Перед преподавателем, соответственно, стоит задача поддержать этот интерес, используя современные методики, стимулирующее взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Учитывая сложившуюся ситуацию, был разработан ряд критериев, которые стимулируют повышение мотивации при раннем обучении иностранному языку.

В последнее время иностранный язык стал очень важной частью жизни каждого человека, и, конечно же, не вызывает сомнения тот факт, что именно английский язык пользуется наибольшей популярностью среди остальных. Можно много говорить о значимости иностранного языка для коммуникации, изучения новых культур, путешествий, но для любого школьника иностранный язык — это, прежде всего урок. Слушая рассказы старшего поколения, становится удивительно, как они могли изучать иностранный язык, не имея под рукой компьютера, видео и аудио материалов. Сегодня это неотъемлемая часть учебного процесса. И если сравнительно недавно ученики могли пользоваться исключительно стандартным словарем и учебником, то сегодня у них есть возможность воспользоваться онлайн-переводчиками, безграничными технологическими ресурсами, а также великим многообразием литературы. Наряду с этим мы сталкиваемся с тем, что у учащихся значительно падает мотивация к изучению иностранного языка и обучению в целом.

На сегодняшний день можно говорить о совершенно инновационной методологии в изучении иностранных языков. Главенствующей целью изучения любого иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции. Наша задача научить учащихся воспринимать иностранный язык не как учебную дисциплину, а как неотъемлемую часть современной жизни.

Сегодня во многих видах учебной деятельности у обучающихся можно наблюдать не желание преодолевать пассивность, лень и минимализм в работе. Преподавание иностранного языка в школе требует определенной доработки, которая могла бы способствовать разрешению стереотипов пассивного обучения. Урок в рамках ФГОС заставляет учеников мыслить, совместно с учителем искать ответы на определенные вопросы.

На начальном этапе обучения иностранному языку можно отмечать высокую заинтересованность обучающихся, что, как правило, вызвано новизной предмета. Перед преподавателем, соответственно, стоит задача поддержать этот интерес, используя современные методики, стимулирующее взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.

Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас — педагогов — все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но не хочет. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

Учитывая сложившуюся ситуацию, был разработан ряд критериев, которые стимулируют повышение мотивации при раннем обучении иностранному языку.

1) Связь с потребностями.

Чтобы повысить мотивацию при изучении какого-то материала. Он должен быть значимым для школьников. В ходе преподавания необходимо показать, зачем это понятие нужно ученикам в рамках обучения в школе, как оно связано с другими понятиями в рамках одной дисциплины, в междисциплинарном плане. Обучающиеся должны понимать, зачем это понятие нужно человеку в жизни, т. е. как с его помощью могут удовлетворяться иные значимые эмоциональные потребности личности человека. Иными словами, на каждом занятии через конкретный материал, и формы его подачи, через изучаемые понятия необходимо мотивировать ученика на изучение данного материала, формируя у него ответы на вопросы: «Где и зачем мне это пригодится?» Нужно наличие творческих, практических примеров, заданий и упражнений, которые учат применять полученные знания в жизни.

2) Эмоциональная насыщенность приводимых примеров.

Преподавание новых понятий через эмоционально-насыщенные примеры-события (опыты, наглядную демонстрацию, соучастие учеников в показе и пр.), обеспечивает более высокий уровень запоминаемости материала. Приводимые примеры по теме урока или используемые формы работы должны вызывать эмоциональный отклик у учащихся.

В качестве примера, можно показать эмоциональное видео по теме урока, привести примеры из жизни по теме урока, которые вызывают эмоциональное отношение к теме (это стимулирует повышение активности, бурное обсуждение, формированием своего отношения к теме урока). Также стоит привлекать самих учащихся в активном содействии при проведении урока (подготовка презентаций, видеороликов). Нужно применять активные формы работы — диспуты, ролевые игры и т. д. В этом случае можно наблюдать живую заинтересованность учащихся, их активное и эмоциональное участие.

3) Задействование при преподавании максимального количества каналов восприятия.

Для формирования чувственного опыта у школьников относительно преподаваемых понятий (их образов, их свойств и пр.) в процессе преподавания должны быть задействованы максимальное количество каналов восприятия:

  1. Зрительный: увидеть образ.
  2. Аудиальный: услышать образ.
  3. Осязательный (кинестетический, тактильный): пощупать на ощупь.
  4. Обонятельный: ощутить запах.
  5. Вкусовой: попробовать на вкус.

В результате каждое вновь вводимое понятие после обучения должно рождать в сознании у школьников четкий образ, сформированный через их чувственное восприятие. На любом уроке учитель задействует слуховой и зрительный каналы. Сегодня этого становится недостаточно. Следует задействовать еще как минимум 1 канал восприятия.

Минимальное количество научных понятий.

Любой вновь вводимый специальный термин по той или иной дисциплине должен быть тщательно рассмотрен на предмет его необходимости. Особенно это касается младших школьников. Это обеспечивает адекватное усвоение того объема знаний, который определен в рамках ФГОС, школьных программ для обучения по различным предметам в различных классах.

Любые сложные научные термины должны быть объяснены в ходе урока и использоваться только в тех случаях, когда без них невозможно передать суть предмета. Если же без сложного термина можно обойтись, он должен быть заменен на более понятный и простой. Излишнее «занаучивание» урока создает ощущение «умного учителя», но при этом существенно снижает понимание и запоминаемость материала. Например, можно сказать «спецификация», а можно просто «список», «перечень», и смысл от этого не поменяется.

4) Задания на самостоятельный поиск информации.

В процессе преподавания, мы должны помнить — все, что ученик нашел сам, запоминается лучше, чем любые знания, которые он получил в готовом виде от учителя. Поэтому уроки по наиболее важным темам предмета должны предусматривать формы заданий и приемы на самостоятельный поиск, и структурирование информации школьниками. Например, при работе над грамматическим материалом во время урока мы используем подход в организации кооперативного обучения, который был назван Jigsaw (в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка). Данный метод дает возможность полного включения всех учащихся в процесс обучения, а также самостоятельный поиск информации.

Литература:

  1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. 2001–4. — С. 5–7.
  2. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 11. — C. 65.
  3. Лесохина Т. Б., Симакова Е. Ю. О преемственности между средней школой и вузом в контексте современной письменной коммуникации.//ИЯШ. 2003. — 5. — С. 4–6.
  4. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. — М.: Высшая школа, 2001. — C. 144–145.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, канал восприятия, повышение мотивации, раннее обучение, урок, учебный процесс, английский язык, высокая заинтересованность обучающихся, неотъемлемая часть, сложившаяся ситуация.


Похожие статьи

Способы повышения мотивации при обучении иностранному...

Рассмотрены различные способы повышения мотивации на уроке иностранного языка в школе.

Библиографическое описание: Гусаева, С. Б. Способы повышения мотивации при обучении

Ключевые слова : мотивация, иностранный язык, учитель, урок.

Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения: избранные педагогические труды.

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос

Иностранные языки в школе, №7, 2006. 4. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции.

иностранный язык, индивидуальный подход, учебная мотивация, мотивация к изучению

английский язык, иностранный язык, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студент...

Формирование мотивации в обучении иностранному языку...

Поэтому учитель должен включать в учебный процесс нестандартные уроки.

Повышение мотивации на уроках английского языка... иностранный язык, учебная.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из... иностранный язык...

Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на уроках...

Днепров Э. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999.

Давер М. В. Оценочная мотивация при обучении французскому языку как второму иностранному.

Повышение мотивации на уроках английского языка...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. 2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности

21. Повышение мотивации на уроках истории [Электронный ресурс].

Средства повышения мотивации старших школьников...

 Эффективность обучения напрямую зависит от мотивации к изучению иностранного языка.

Следующим важным средством повышения мотивации является создание учебных ситуаций

Божович А. И. Отношение обучающихся к изучению как психологическая проблема. /

Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1991.

Игра как мотивация при обучении английскому языку

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная

Игра как форма организации урока иностранного языка не только стимулирует процесс. Гаврилова О. В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык.

Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам.

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный...

Ключевые слова: индивидуальный подход, мотивация и ее виды, иностранный язык, долгосрочная мотивация, проблемы мотивации, учебная мотивация, учебные мотивы, мотивация к изучению иностранного языка, внутренние и внешние мотивы.

Формирование положительной мотивации на уроках...

...формирование устойчивой мотивации, ибо «мотивация — ключ к успешному обучению».

Итак, что же мы понимаем под мотивацией в методике преподавания иностранного языка?

- интерес к образовательному процессу: самому предмету, формам работы на уроке, личности учителя.

1. Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл...

Похожие статьи

Способы повышения мотивации при обучении иностранному...

Рассмотрены различные способы повышения мотивации на уроке иностранного языка в школе.

Библиографическое описание: Гусаева, С. Б. Способы повышения мотивации при обучении

Ключевые слова : мотивация, иностранный язык, учитель, урок.

Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения: избранные педагогические труды.

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос

Иностранные языки в школе, №7, 2006. 4. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции.

иностранный язык, индивидуальный подход, учебная мотивация, мотивация к изучению

английский язык, иностранный язык, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, студент...

Формирование мотивации в обучении иностранному языку...

Поэтому учитель должен включать в учебный процесс нестандартные уроки.

Повышение мотивации на уроках английского языка... иностранный язык, учебная.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из... иностранный язык...

Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на уроках...

Днепров Э. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999.

Давер М. В. Оценочная мотивация при обучении французскому языку как второму иностранному.

Повышение мотивации на уроках английского языка...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка.

Формирование мотивации к изучению иностранного языка

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка.

Формирование положительной учебной мотивации у школьников. 2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности

21. Повышение мотивации на уроках истории [Электронный ресурс].

Средства повышения мотивации старших школьников...

 Эффективность обучения напрямую зависит от мотивации к изучению иностранного языка.

Следующим важным средством повышения мотивации является создание учебных ситуаций

Божович А. И. Отношение обучающихся к изучению как психологическая проблема. /

Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1991.

Игра как мотивация при обучении английскому языку

иностранный язык, английский язык, внешняя мотивация, Мотивация, мотив, учащийся, учебная

Игра как форма организации урока иностранного языка не только стимулирует процесс. Гаврилова О. В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык.

Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам.

Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный...

Ключевые слова: индивидуальный подход, мотивация и ее виды, иностранный язык, долгосрочная мотивация, проблемы мотивации, учебная мотивация, учебные мотивы, мотивация к изучению иностранного языка, внутренние и внешние мотивы.

Формирование положительной мотивации на уроках...

...формирование устойчивой мотивации, ибо «мотивация — ключ к успешному обучению».

Итак, что же мы понимаем под мотивацией в методике преподавания иностранного языка?

- интерес к образовательному процессу: самому предмету, формам работы на уроке, личности учителя.

1. Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл...

Задать вопрос