Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.11.2022

Статья просмотрена: 1135 раз

Библиографическое описание:

Исаева, А. А. Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе / А. А. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96283/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор рассматривают примерные задания всероссийских проверочных работ по биологии для 6 класса

Ключевые слова: Всероссийские проверочные работы (ВПР), методические особенности, подготовка

Всероссийские проверочные работы (ВПР)– это разновидность внешнего контроля качества образования по единым для всей России правилам проведения.

ВПР по биологии направлены на оценку уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Контрольно-измерительные материалы ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике.

Актуальность заключается в том, что в школах в обязательном порядке водят всероссийские проверочные работы, которые отражаются в рейтинге школы. И на основе результатов, выданных учениками образовательно учреждение получает баллы в рейтинговую карту. Но результаты не всегда бывают положительными, это зависит от некоторых причин. Одной из причин является то, что программа рассчитана на 34 часа, и многие занятия пропадают по различным причинам, вторая причина заключается в том, что задания КИМа не соответствуют программе, например ВПР по биологии для 8 класса основывается на разделе «Ботаника», хотя учащиеся изучают раздел «Анатомия». Поэтому при подготовке к ВПР необходимо учитывать специфику заданий

Алгоритм подготовки к ВПР

  1. Изучить перечень проверяемых предметных и метапредметных действий
  2. Предоставить обучающимся несколько контрольно-измерительных материалов (КИМ), чтобы ученики познакомились с заданиями, и чтобы была возможность вместе обсудить правильность выполнения работ.
  3. Провести анализ выявленных пробелов обучающихся, провести работу над ошибками.
  4. Обратить особое внимание не только на предметные знания, но и на метапредметные УУД.

Организация подготовки следует начать с изучения инструктивно-методических материалов по подготовке и проведению ВПР: порядка проведения ВПР, спецификации работы по предмету, демоверсии работы по предмету, методических рекомендаций по подготовке к проведению ВПР и другими материалами

ВПР по биологии за 6 класс ориентируется на изученный материал в течение года по разделу «Ботаника». Для достижения результатов ученикам предоставляются задания, состоящие из нескольких блоков (разделов), предоставлены в таблице 1. [2]

Таблица 1

Блок

Пример заданий

1.1. Выделение существенных признаков процесса

1.2. Определение области биологии, в которой изучается процесс

1.3. Выявление механизма протекания процесса

В ходе какого процесса возник наблюдаемый результат?

Знание в области какой ботанической науки позволяет изучить данный процесс?

Что обеспечивает изображенный процесс в жизни растения?

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил в стеклянную колбу ветку с листьями, не отрезая ее от растения. Горлышко колбы закрыл ватой.

2.1. Определение важнейших структур растительного организма

2.2. Определение функций структур растительного организма

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

Покровная ткань

пробка

Механическая ткань

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) кожица 2) сосуды

3) ситовидные трубки 4) колленхима

В ответе укажите номер правильного ответа.

Какую функцию выполняет пробка у растений?

3.Работа с текстом биологического содержания

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Растения

Самые древние растения на земле — это _______(А). Преимущественно они обитают в _______(Б). Эти организмы, несмотря на свои возможные огромные размеры, не имеют ни стеблей, ни корней, ни листьев. Поэтому они относятся к _______(В) растениям.

Список слов:

1) Цветковые

2) Низшие

3) Почва

4) Вода

5) Водоросли

6) Высшие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В ответе перечислите номера без пробелов.

Ответ:

А

Б

В

4 (4.1, 4.2, 4.3)

Работа с биологическими объектами и их частями

Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.

Какую функцию в цветке выполняет завязь?

Назовите клетку, которая образуется в завязи.

Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.

5. Описание биологического объекта по имеющимся моделям (схемам)

Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.

А

Б

В

6. Определение строения и функции отдельных тканей, органов цветкового растений

Что из перечисленного относят к видоизменённым побегам?

1) клубеньки 2) корневой клубень

3) корнеплод 4) луковица

В ответе укажите номер правильного ответа

7. Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений

Рассмотрите рисунок растительной клетки. Какая структура клетки обозначена на рисунке 1 буквой А?

Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?

Ольга рассмотрела ткани стебля под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке 2 под цифрой 4?

Рис 2

Рис. 1 Рис 2

8. (8.1, 8.2) Анализ виртуального эксперимента

Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт?

С какой целью Александр налил масло в одну из банок при проведении этого опыта?

Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? (Укажите не менее двух условий).

Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.

9. Работа с информацией, представленной в табличной форме

Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.

Состав семян

Семена

Содержание веществ, в %

Вода

Белки, жиры, углеводы

Минеральные соли

Пшеница

13,4

84,7

1,9

Подсолнечник

6,7

89,8

3,5

Горох

14,0

83,6

2,4

Лён

8,0

87,4

4,6

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?

В семенах каких растений содержится более 10 % воды?

В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?

Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними

Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.

Опишите особенности растений агавы и фиалки, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.

По каким из приведённых в описании позиций агава и фиалка имеют одинаковые характеристики?

При организации работы по биологии происходит компетентностно-ориентированные и разноуровневые задания, направленные на формирование умений работы с различными источниками информации, представленной в различных формах (текстовой, графической, табличной), усвоение понятийного аппарата, терминологии, установление последовательности и причинно-следственных связей и т. д. [1]

Особое внимание следует уделять заданиям на установления соответствия и сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, и конечно, на задания со свободным развернутым ответом, требующих от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

При подготовке к Всероссийским проверочным работам можно использовать разные источники информации, в том числе и с интернет-ресурсами.

Таким образом в школе проводят подготовку к ВПР, решая пробные варианты и разбирая непонятные вопросы. Степень подготовленности школьников зависит от программы конкретной школы. ВПР в 6 классе посвящена теме «Царство растений». При этом не все школьные программы предусматривают изучение растений в 6 классе.

Литература:

  1. Николаева Л. Организация работы учителя по подготовке обучающихся к выполнению заданий ВПР по биологии.
  2. Электронный -ресурс https://bio6-vpr.sdamgia.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): задание, работа, растение, биология, какая функция, какое растение, класс, особое внимание, ответ, подготовка, правильный ответ, растительный организм, рисунок, таблица, цветковое растение.


Ключевые слова

подготовка, Всероссийские проверочные работы (ВПР), методические особенности

Похожие статьи

Использование лабораторных работ при формировании системы...

Лабораторные работы рассматриваются как проведение учащимися по заданию учителя

Название лабораторных работ. Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).

1) Особенности строения мукора и дрожжей. 2) Строение цветкового растения. Таблица 4.

- 20. Строение цветкового растения. - 21. Изучение строения древесных грибов-трутовиков.

Усиление практической направленности в изучении биологии

Комнатные растения в школе и в домах многих учащихся - это зеленые лаборатории, в которых дети ближе знакомятся с

За каждый показатель учащиеся выставляют балл (+1, -1, 0). В конце работы составляется отчет: 1.Результаты самооценки функционального состояния организма внесите в таблицу.

Учащиеся еще не могут дать полные правильные ответы на них.

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

Не понимают, что у растений есть потребности. Были поставлены задачи

Наиболее яркие изменения в растительном мире происходят осенью.

Особый интерес у дошкольников вызывают растения, выращенные ими самими, поэтому в

Дети получали задание-вопрос и при помощи наблюдений в природе находили ответ на зеленом участке детского сада.

Выявление роли комнатных растений в жизнедеятельности...

Также использованы материалы из интернета ru.wikipedia.org и учебник Биология (6 класс; авт.

Цельисследовательского проекта: выявить роль комнатных растений в жизни человека.

Анкетирование учеников 6 Б класса (25 человек).

Основная функция комнатных растений, по мнению учеников: декоративная, а также выделение кислорода и очищение...

Биологическая роль фосфора в жизни растений

Больше всего их находится обычно в зародышах семян растений.

в накоплении энергии, за счет которой осуществляются многие важнейшие процессы в растительном организме.

При этих способах анализа растения дают ответ на вопрос о содержании минеральных форм

Таблица 1. Расчет результатов анализа на содержание фосфора при сравнении со шкалой...

Методика организации фенологических наблюдений при изучении...

В привлечении учащихся к фенологической работе в России особая роль принадлежит Д. Н. Кайгородову и Г.Э. Шульцу.

Голосеменные растения (хвойные). Основные семейства цветковых растений.

7. Сезонные явления в жизни растений (8 ч). Растения как объект для фенологических

Различие индикационных функций одного вида в разных частях его ареала.

Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников...

...о жизни растений: учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая

(Польза растений для жизни человека; охрана растительного мира человеком).

Важно обратить внимание ребенка на эту красоту и многообразие, показать, как растения...

Растительные вещества в природе: биоразложение и ресинтез

В данном сообщении основное внимание обращено на методику комплексных исследований.

Следующим этапом работы является выделение чистых культур тех видов, которые, на

развивающиеся на плодах; 5) копрофилы на экскрементах; 6) микоризные грибы-симбионты на корнях растений; 7)

При изучении динамики распада важно учесть роль и этих организмов [2].

Подготовка к выполнению заданий практического тура...

Особое внимание в данной статье хочется уделить биотехнологиям.

В 2014 на заключительном этапе ВсОШ по биологии в кабинете «Анатомия, гистология

дисциплина «биохимия», а на изучение ее основ на уроках общей биологии в 10–11 классах уделяется крайне

1. Задания регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Похожие статьи

Использование лабораторных работ при формировании системы...

Лабораторные работы рассматриваются как проведение учащимися по заданию учителя

Название лабораторных работ. Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).

1) Особенности строения мукора и дрожжей. 2) Строение цветкового растения. Таблица 4.

- 20. Строение цветкового растения. - 21. Изучение строения древесных грибов-трутовиков.

Усиление практической направленности в изучении биологии

Комнатные растения в школе и в домах многих учащихся - это зеленые лаборатории, в которых дети ближе знакомятся с

За каждый показатель учащиеся выставляют балл (+1, -1, 0). В конце работы составляется отчет: 1.Результаты самооценки функционального состояния организма внесите в таблицу.

Учащиеся еще не могут дать полные правильные ответы на них.

Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного...

Не понимают, что у растений есть потребности. Были поставлены задачи

Наиболее яркие изменения в растительном мире происходят осенью.

Особый интерес у дошкольников вызывают растения, выращенные ими самими, поэтому в

Дети получали задание-вопрос и при помощи наблюдений в природе находили ответ на зеленом участке детского сада.

Выявление роли комнатных растений в жизнедеятельности...

Также использованы материалы из интернета ru.wikipedia.org и учебник Биология (6 класс; авт.

Цельисследовательского проекта: выявить роль комнатных растений в жизни человека.

Анкетирование учеников 6 Б класса (25 человек).

Основная функция комнатных растений, по мнению учеников: декоративная, а также выделение кислорода и очищение...

Биологическая роль фосфора в жизни растений

Больше всего их находится обычно в зародышах семян растений.

в накоплении энергии, за счет которой осуществляются многие важнейшие процессы в растительном организме.

При этих способах анализа растения дают ответ на вопрос о содержании минеральных форм

Таблица 1. Расчет результатов анализа на содержание фосфора при сравнении со шкалой...

Методика организации фенологических наблюдений при изучении...

В привлечении учащихся к фенологической работе в России особая роль принадлежит Д. Н. Кайгородову и Г.Э. Шульцу.

Голосеменные растения (хвойные). Основные семейства цветковых растений.

7. Сезонные явления в жизни растений (8 ч). Растения как объект для фенологических

Различие индикационных функций одного вида в разных частях его ареала.

Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников...

...о жизни растений: учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая

(Польза растений для жизни человека; охрана растительного мира человеком).

Важно обратить внимание ребенка на эту красоту и многообразие, показать, как растения...

Растительные вещества в природе: биоразложение и ресинтез

В данном сообщении основное внимание обращено на методику комплексных исследований.

Следующим этапом работы является выделение чистых культур тех видов, которые, на

развивающиеся на плодах; 5) копрофилы на экскрементах; 6) микоризные грибы-симбионты на корнях растений; 7)

При изучении динамики распада важно учесть роль и этих организмов [2].

Подготовка к выполнению заданий практического тура...

Особое внимание в данной статье хочется уделить биотехнологиям.

В 2014 на заключительном этапе ВсОШ по биологии в кабинете «Анатомия, гистология

дисциплина «биохимия», а на изучение ее основ на уроках общей биологии в 10–11 классах уделяется крайне

1. Задания регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Задать вопрос