Проектная деятельность в воспитательной работе с детьми с нарушением слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 12.11.2022

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Федосеенко, А. В. Проектная деятельность в воспитательной работе с детьми с нарушением слуха / А. В. Федосеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 400-403. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96244/ (дата обращения: 05.05.2024).



В настоящей статье исследуется проектная деятельность в воспитательной работе с детьми с нарушением слуха. На современном этапе развития общества новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование педагогами проектного метода. Поэтому поиск новых средств и методов формирования творческой личности в образовательном процессе, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию — актуальная задача современной педагогической науки.

Ключевые слова: воспитательная работа, дети, нарушение, слух, педагогика, проектная деятельность, обучающиеся, методы, информация, ограниченные возможности здоровья.

This article explores project activities in educational work with children with a hearing impairment. At the present stage of society development new educational standards provide obligatory use by teachers of a project method. Therefore, the search for new means and methods of forming a creative personality in the educational process, capable of independent behavior and action, self-development is an urgent task of modern pedagogical science.

Keywords: educational work, children, impairment, hearing, pedagogy, project activities, students, methods, information, disabilities.

Введение. Проектная деятельность подразумевает самостоятельное открытие обучающимися новых явлений и понятий вместо привычного получения от педагогов знаний и умений в готовом виде. Дети выступают в роли исследователей и первооткрывателей, а их обучение становится более мотивированным. Школьники получают возможность развивать свои интеллектуальные и духовные способности. Проектная деятельность — это еще и интеллектуальный труд. Метод проектов помогает сформировать личность, которая умеет самостоятельно справляться с потоком информации. Работая с детьми, имеющими нарушение слуха, можно отметить, что у данной категории детей имеется естественное ограничение на организацию проектной деятельности.

Теоретические и практические аспекты проектной деятельности. В настоящей статье проводится анализ некоторых проектных методов воспитательной деятельности детей с нарушениями слуха. Дети с потерей слуха, недавно получившие кохлеарные имплантаты или слуховые аппараты, получают пользу от активного общения на языке и слушания в течение всего дня. Поэтому специалисты, работающие с этой группой населения, должны предоставлять возможности для развития языка и слуха, которые интегрированы в соответствующие возрасту игрушки и распорядок дня. Как только ребенок сможет последовательно определять звуки в окружающей среде, дети узнают, что звуки бывают разные и имеют разное значение. Ключевым аспектом вмешательства является обеспечение доступа к звукам/словам, которые различаются по надсегментным свойствам, таким как высота тона, длительность и интонация.

Особенности образования слабослышащих детей

Рис. 1. Особенности образования слабослышащих детей

Существует множество способов интегрировать эту цель в обычную игровую деятельность малышей, что делает перенос для родителей и воспитателей управляемым, практичным и функциональным. Далее приведены некоторые способы включения целей раннего слушания в обычные занятия для малышей.

Надувание пузырей — верный способ увлечь любого маленького ребенка. Это занятие легко использовать и для развития слухового восприятия. Следует произносить длинные звуки (например, «дуть-дуть») и короткие, прерывистые звуки (например, «лоп-лоп-лоп»). Надувание пузырей также хорошо подходит для представления звуков, различающихся по высоте тона, например, произнося «вверх, вверх, вверх» с повышающейся интонацией, когда пузыри выдуваются вверх, и «внииииииз» с понижающейся интонацией, когда пузыри падают.

Игра с куклами — это привычная игровая процедура, которая предоставляет много возможностей для ввода языка и звуков. Притворившись, что происходит процесс кормления ребенка, использовать такие звуки, как «ням-ням» для кормления с ложечки, в отличие от длинного хлюпающего звука, когда ребенок пьет. Когда ребенок спит, следует шептать «ш-ш-ш» и громко говорить «проснись!», когда ребенок просыпается, обеспечивая контраст в громкости.

Создание и опрокидывание башен из блоков или складывание стаканчиков является важным этапом когнитивного развития малышей. Во время этой игровой деятельности родители и специалисты могут также использовать речь и язык для передачи различных звуков. Например, пока родитель и/или ребенок аккуратно складываете каждый блок, следует говорить «еще один блок... еще один блок... еще один блок» с паузами между каждой фразой в ожидании следующего блока. Когда башня будет построена, следует использовать игрушечный грузовик, чтобы опрокинуть башню, поставив грузовик в нескольких футах от башни и произнеся одно длинное «БУХ!» более громким голосом, чтобы контрастировать с более тихой фразой «еще один блок», которая неоднократно использовалась во время строительства башни.

Использование бумаги и мелков (или маркеров) — это быстрое занятие для ввода звуков различной длительности, высоты тона и громкости. Следует помочь ребенку сделать несколько маленьких точек мелком, произнося при этом «точка-точка-точка» с ровным звуком, который можно противопоставить рисованию больших кругов и произнесению «вокруг, вокруг, вокруг» с более разнообразными голосовыми интонациями. Следует также выполнять это упражнение, рисуя пальцем с краской, или на сенсорном экране.

Игры с водой всегда пользуются успехом у детей! У некоторых детей с потерей слуха может не быть водонепроницаемых устройств или аксессуаров, позволяющих им участвовать в плавании или купании и при этом слышать, поэтому поощряется (контролируемая) игра с водой в качестве слуховой активности дома или в терапии. Используя небольшое ведро или ванну с водой и полотенца, возможно «мыть» и «сушить» различные пластиковые игрушки и фигурки. Следует использовать длинные слова или фразы, произнося их нараспев, такие как «высушивай» или «заливай», а также более короткие слова/фразы, такие как «мыть, мыть, мыть», «брызг, брызг» и «капать, капать, капать». Небольшие разливы воды также дают прекрасную возможность ввести «ой-ой» и «убери», которые являются обычными ранними словами/фразами для детей и имеют узнаваемые интонации.

Еще одно универсальное занятие для малышей — игра в тесто. Действия при игре с тестом позволяют использовать слова и фразы различной длительности. Например, возможно сказать «катись» (длинный звук), катая шарик, или «режь-режь-режь» (короткий прерывистый звук), нарезая тесто игровым ножом. Кроме того, следует выбрать вырезанные из теста фигурки, которые имеют естественное соответствие между звуком и предметом, как многие животные и транспортные средства. Это часто включает в себя такие звуки, как «му-у» для коровы, «а-а-а» для самолета и «хоп-хоп-хоп» для зайчика.

Следует обратить внимание: идеи в описанных проектных решениях настоящей статьи используют короткие слова или фразы, чтобы подчеркнуть различные надсегментные аспекты речи. Это не означает, что естественный язык (полные предложения) не следует использовать. На самом деле, очень важно, чтобы дети с потерей слуха получали грамматически правильные, полные предложения во время занятий (и в течение дня!) точно так же, как они были бы даны любому другому ребенку. Так, например, играя с игровым тестом, возможно сказать: «Я собираюсь использовать скалку, чтобы раскатать игровое тесто. Вот так! Раскатывай!». Когда кормим куклу-младенца, возможно сказать: «Моя малышка голодна. Я собираюсь ее покормить. Ням-ням-ням». Важно помнить об этом, применяя эти идеи в проектной деятельности при работе с детьми с нарушениями слуха.

Исходя из анализируемых методов выше, следует сделать вывод о том, что существует множество способов интегрировать звуки и слова с различной интонацией, тоном и длительностью в соответствующие возрасту занятия, которыми уже занимаются маленькие дети.

Далее приведем ряд практических примеров с воспитанниками. Выполняя проекты, обучающиеся, прежде всего, осваивают алгоритмы проектно-преобразовательной деятельности, самостоятельно или с помощью родителей, классных руководителей ищут и анализируют информацию, получают новые знания, навыки и умения, применяют их на практике. Любые проекты, которые выполняют наши ребята, дают возможность задумываться над вопросами: Я могу это сделать? Я на это способен? Где могу применить эти знания? Где мне это может пригодиться?

Методы и результаты исследования. Проект «Этот милый Мурлыка!». Авторы — обучающиеся 3-го и 5-го классов: Лухтан Андрей, Порохин Арсений, Килигой Артём, Абрамовских Савелий. Мир кошек удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое, удивительное, необычное. Но случается, что люди не задумываясь, избавляются от заведённых ими питомцев — кошек, пополняя тем самым и так многочисленную армию уличных животных.

В настоящее время на наших улицах можно встретить много брошенных человеком кошек. Хочется, чтобы люди задумались над этой проблемой, стали толерантными по отношению к животным, понимающими, милосердными.

При разработке проекта «Этот милый Мурлыка!» использовали:

— метод планирования, т. е. определили последовательность действий, предположили результат;

— метод коммуникации, т. е. организованно взаимодействовали, занимались индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельностью;

— метод исследования, т. е. наблюдали за кошками в домашних условиях, а также кошками, находящимися в приюте, анализировали, сравнивали, обобщали;

— метод анкетирования, т. е. проводили тесты, анализировали продукты собственной творческой деятельности;

— метод статистики, т. е. обрабатывали полученные данные, делали выводы.

Проект «Протянем птицам добрые руки!». База реализации проекта: обучающиеся (12–15 лет) отделения слабослышащих детей (8 человек), родители, законные представители (10 человек)

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный (информационный)

Форма работы: познавательно-продуктивная

Вид проекта: учебно-образовательный

Актуальность идеи (проблематика). Птицы приносят неоспоримую пользу. Не станет птиц, что человеку без птиц природа? Она суха, безжизненна, мертва… Охрана птиц — очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. Природа гибнет, поэтому всех нас должно волновать здоровье нашей планеты — нашего дома. Ведь другого дома у нас нет… Каждый проект вскрывал проблему взаимоотношений человека и животных, человека и природы, и поиск пути решения.

Результат организации и проведения проектной деятельности в настоящей статье: у ребят повысился словарный запас, воспитательный результат учебной деятельности, уровень нестандартного мышления, показатель творческого потенциала, чуткого и внимательного отношения к окружающему миру природы. Несмотря на положительный итог в организации и проведении проектной деятельности, был сделан вывод о том, что поиск новых форм и методов работы в этом направлении требует дальнейшего изучения.

Заключение и выводы. Рождение ребенка с любой инвалидностью — тяжелое испытание. Потеря слуха не является исключением. Воспитание обычного ребенка — это огромный труд, о чем скажет любой родитель, поэтому стресс, связанный с появлением ребенка, требующего дополнительной работы, вполне понятен. Для родителей, которые выбирают аудирование и разговорный язык для своих детей с потерей слуха, существуют проектные средства, которые помогут в развитии речи, языка и навыков аудирования.

Литература:

  1. Андреева И. А. Исследование уровня социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Науч.-пед. обозрение. — 2020. — № 4. — 7–11 с.
  2. Белая, Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого общения слабослышащих дошкольников / Н. А. Белая // Дефектология. — 2019. — № 4. — 78–87 с.
  3. Беляева О. Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: монография / О. Л. Беляева. — Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. — 247 с.
  4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. 2018. — 140 с.
  5. Головчиц Л. А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития: монография / Л. А. Головчиц; Московский пед. гос. ун-т. — М.:, 2020. — 178 с.
  6. Граш Н. Г. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения. С-Петербург: Союз, 2019. — 192 с.
  7. Ершова В. В. Психолого-педагогическая характеристика детей имеющих нарушения слухового анализатора: учебное пособие / В. В. Ершова. — Ставрополь: Ставроп. гос. пед. ин-т, 2018. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, потеря слуха, звук, нарушение слуха, высота тона, слово, воспитательная работа, милый Мурлыка, различная длительность.


Похожие статьи

Проект экспериментальной деятельности с детьми...

Поддержать и развивать у детей с нарушением слуха интерес к исследованиям, открытиям

Методы работы: – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно

Цель: познакомить детей с явлением — звук (звук слышим с помощью уха); с понятием о...

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние...

4. Определить правила бережного отношения к органу слуха, лечебное влияние звуков на здоровье человека. Объект исследования: шум и звуки различной громкости.

Кроме того, влияние сильного звука на слух такое, что может привести к расстройству работы

Потеря слуха, особенно в молодом возрасте, как раз и связана с излишними громкими шумами, а...

Проблема проектной деятельности в процессе формирования...

 В статье автор пытаются описать состояние проблемы феномена проектной работы в формировании коммуникативной деятельности учащихся с нарушением слуха. Ключевые слова: проектная работа, коммуникативная деятельность, дети с нарушением слуха.

Использование технических средств в учебно-воспитательном...

Ключевые слова: звукоусиливающая аппаратура, дети, нарушение слуха

Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу с разной степенью

Ранняя диагностика нарушений слуха создает условия для раннего слухопротезирования.

выходного уровня звука и усиления соответствует степени снижения слуха и конфигурации аудиограммы.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

О видах работы по развитию фонематического слуха говорится в статье.

2.Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.

Использование личностно ориентированных технологий в работе...

...технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном

Ключевые слова: ребенок, нарушение слуха, воспитательно-образовательный процесс

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок с нарушением слуха, динамичен и изменчив.

Но главная проблема современного дошкольного образования — потеря познавательного...

Проект для детей 6–7 лет «Кладовая звуков» | Статья в журнале...

В этом мире можно обойтись без слов — здесь царят звуки. Мир вокруг нас звучащий.

К музыкальным звукам относится и пение человека. Звук люди воспринимают по-разному.

Привлечь внимание детей и родителей к богатому и разнообразному миру звуков.

Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.

Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе...

Каждое движение — это звук, слог или слово. Этому большое внимание уделяла в 1 и во 2

Система воспитательной работы в школе неслышащих детей тоже направлена на развитие

Целью нашей работы является активизация речевого общения неслышащих детей, победа

Верботональный метод направлен на то, чтобы человек с нарушением или потерей слуха и...

Методические аспекты коррекционной работы по развитию...

Ключевые слова: диалогическая речь, коррекционные мероприятия, патология слуха.

Так, предусматривается работа над труднопроизносимыми сочетаниями звуков, голосом

Дети с нарушениями слуха должны овладеть парностью реплик разного характера

Феклистова С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха /С. Н. Феклистова.

Похожие статьи

Проект экспериментальной деятельности с детьми...

Поддержать и развивать у детей с нарушением слуха интерес к исследованиям, открытиям

Методы работы: – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно

Цель: познакомить детей с явлением — звук (звук слышим с помощью уха); с понятием о...

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние...

4. Определить правила бережного отношения к органу слуха, лечебное влияние звуков на здоровье человека. Объект исследования: шум и звуки различной громкости.

Кроме того, влияние сильного звука на слух такое, что может привести к расстройству работы

Потеря слуха, особенно в молодом возрасте, как раз и связана с излишними громкими шумами, а...

Проблема проектной деятельности в процессе формирования...

 В статье автор пытаются описать состояние проблемы феномена проектной работы в формировании коммуникативной деятельности учащихся с нарушением слуха. Ключевые слова: проектная работа, коммуникативная деятельность, дети с нарушением слуха.

Использование технических средств в учебно-воспитательном...

Ключевые слова: звукоусиливающая аппаратура, дети, нарушение слуха

Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу с разной степенью

Ранняя диагностика нарушений слуха создает условия для раннего слухопротезирования.

выходного уровня звука и усиления соответствует степени снижения слуха и конфигурации аудиограммы.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

О видах работы по развитию фонематического слуха говорится в статье.

2.Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.

Использование личностно ориентированных технологий в работе...

...технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном

Ключевые слова: ребенок, нарушение слуха, воспитательно-образовательный процесс

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок с нарушением слуха, динамичен и изменчив.

Но главная проблема современного дошкольного образования — потеря познавательного...

Проект для детей 6–7 лет «Кладовая звуков» | Статья в журнале...

В этом мире можно обойтись без слов — здесь царят звуки. Мир вокруг нас звучащий.

К музыкальным звукам относится и пение человека. Звук люди воспринимают по-разному.

Привлечь внимание детей и родителей к богатому и разнообразному миру звуков.

Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.

Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе...

Каждое движение — это звук, слог или слово. Этому большое внимание уделяла в 1 и во 2

Система воспитательной работы в школе неслышащих детей тоже направлена на развитие

Целью нашей работы является активизация речевого общения неслышащих детей, победа

Верботональный метод направлен на то, чтобы человек с нарушением или потерей слуха и...

Методические аспекты коррекционной работы по развитию...

Ключевые слова: диалогическая речь, коррекционные мероприятия, патология слуха.

Так, предусматривается работа над труднопроизносимыми сочетаниями звуков, голосом

Дети с нарушениями слуха должны овладеть парностью реплик разного характера

Феклистова С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха /С. Н. Феклистова.

Задать вопрос