Выявление проблем организации и развития муниципальной системы образования Завьяловского района Удмуртской Республики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 11.11.2022

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Пушкарева, Ю. В. Выявление проблем организации и развития муниципальной системы образования Завьяловского района Удмуртской Республики / Ю. В. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 306-309. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96242/ (дата обращения: 05.05.2024).



Стратегической целью Завьяловского района в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Целью работы Управления образования Завьяловского района является развитие системы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Завьяловского района, обеспечение высокого качества образования и равного доступа для всех категорий детей.

Для достижения поставленной цели Управление образования решает следующие задачи:

1) организация оказания и достижение высокого качества услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

2) обеспечение максимального охвата детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования посредством создания дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;

3) реализация мер социальной поддержки, направленных на повышение доступности дошкольного образования;

4) обеспечение организации образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

5) создание условий для проявления и развития способностей, талантов у учащихся и воспитанников, создание условий для личностной и социальной самореализации;

6) реализация программ, обеспечивающих сохранность здоровья учащихся и воспитанников в образовательных организациях;

7) обеспечение безопасных условий для образования и воспитания детей в образовательных организациях;

8) внедрение на всех уровнях общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества дошкольного и общего образования;

9) создание условий для внедрения программ профильного образования посредством создания на базе общеобразовательных организаций центров цифрового, естественно-научного, технологического и гуманитарного профилей «Точка роста», развития дистанционных и сетевых форм обучения детей;

10) формирование практики инклюзивного образования детей;

11) создание условий для личностной и социальной самореализации обучающихся, проявления и развития способностей и талантов;

12) развитие системы обратной связи с потребителями услуг образования.

Приоритетным направлением является выполнение мероприятий дорожных карт по реализации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Социальные лифты для каждого», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность», «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет в Удмуртской Республике».

Сегодня перед образовательными учреждениями района стоит задача повышения эффективности воспитательной работы.

Инновационный потенциал образовательных учреждений района достаточно высок. Статус республиканской инновационной площадки имеют 5 школ, реализующих проекты по направлениям воспитания и социализации учащихся. Так, ведется разработка и реализация модели муниципальной системы внеурочной воспитательной деятельности, осуществляется развитие «Российского движения школьников» и другие программы инновационной деятельности.

Наиболее сложной проблемой, стоящей перед Управлением образования является обеспеченность местами в дошкольных учебных заведениях для детей в возрасте от 1 до 6 лет. На сегодняшний день в режиме переуплотнения продолжают работать 34 дошкольных учреждения, что составляет 87,2 %. Это связано с тем, что в детских садах района имеется всего 3578 мест и укомплектовано 163 группы, при количестве воспитанников — 4488 чел. Таким образом, в среднем по району переуплотненность составляет 154 %, а в ряде учреждений достигает более 250 %. В 11 детских садах прием детей ведется только с 3-х лет. Данная проблема решается введением дополнительных мест в существующих дошкольных учреждениях. Так, с 2015 года дополнительно введено таким образом 366 мест следующими способами (рисунок 1).

Как видно из графика, основным способом введения дополнительных мест детских дошкольных садах остается переуплотнение, что не решает проблему нехватки мест в корне, а только видоизменяет ее.

Еще одной проблемой, которую необходимо решать Управлению образования является организация доступа детей-инвалидов к качественным образовательным ресурсам, для чего должна создаваться безбарьерная школьная среда. Такая безбарьерная среда создана в Полесском и Вараксинском детских садах, Подшиваловской, Совхозной, Ягульско и Постольской школах. Таким образом видно, что данная работа находится только в начальной стадии и должна быть активно продолжена для соответствия образовательных учреждений Федеральным государственным стандартам общего образования и развития в направлении инклюзии.

Способы создания дополнительных мест в детских садах Завьяловского района в 2015–2021 гг.

Рис. 1. Способы создания дополнительных мест в детских садах Завьяловского района в 2015–2021 гг.

В связи с устойчивой позитивной динамикой численности населения и ограниченностью вместимости помещений образовательных организаций в районе особенно остро стоит проблема обеспеченностью местами в школах, расположенных в населенных пунктах: с. Завьялово, с. Октябрьский, с. Ягул, д. Хохряки, с. Первомайский, д. Каменное. Школы в этих населенных пунктах укомплектованы полностью, работая в две смены. Увеличение классов-комплектов увеличивает риск обучения в три смены. Кроме того, в этих школах большая наполняемость классов.

По состоянию на 2022 год обучение в две смены организовано в 14 школах района. Поставленная задача по сокращению школ, работающих в две смены, для муниципального образования сверхсложная и решить ее без строительства новых школ невозможно.

Динамика увеличения доли учащихся, обучающихся во вторую смену за последние 6 лет представлена на диаграмме (рисунок 2):

Динамика доли обучающихся во вторую смену

Рис. 2. Динамика доли обучающихся во вторую смену

Также следует проблему недостаточной компьютеризации школ района. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений всего 6,86 единицы, в том числе имеющих доступ к Интернету — всего 5,72 единицы. Такое количество персональных компьютеров недостаточно для организации образовательного процесса на современном уровне. Первоочередная необходимость обеспечения учебниками за счет учебных расходов не позволяет школам пополнять компьютерное и интерактивное оборудование в соответствии с потребностью.

Несмотря на недостаточное количество компьютерного оборудования, во всех школах совершенствуется работа по ведению собственных сайтов на образовательном портале, развивается система электронного взаимодействия с учащимися и их родителями, организовано предоставление информации о текущей успеваемости учащихся посредством ведения электронного журнала успеваемости. В общеобразовательных организациях осуществляется внедрение соответствующих технических, правовых и др. механизмов по созданию условий обеспечения информационной безопасности детей.

Кроме того, особое внимание следует уделить самому процессу образования. В последние годы результаты ОГЭ по русскому языку и математике показывают спад качества знаний, что наглядно показывает Рисунок 3. Результаты ЕГЭ одиннадцатиклассников последние пять лет находятся примерно на одном уровне. Необходимо повысить конкурентоспособность выпускников Завьяловского района при поступлении в среднее профессиональные и высшие учебные заведения, одна из главных задач изменить негативную тенденцию и повысить качество образования, а за ним и качество сдачи ГИА школьниками.

Результаты выпускников 9-х классов по русскому языку и математике

Рис. 3. Результаты выпускников 9-х классов по русскому языку и математике

Для решения перечисленных проблем Управление образования должно направить основные усилия своей деятельности, что позволит достичь целевых показателей муниципальной программы.

Основные термины (генерируются автоматически): Завьяловский район, общее образование, создание условий, дошкольное образование, Управление образования, образовательное учреждение района, образовательный процесс, повышение доступности, развитие системы, русский язык.


Похожие статьи

Совершенствование системы управления муниципальными...

Российское дошкольное образование является субъектом управления как на государственном, так и на муниципальном уровне. Данная система управления предусматривает совместную работу различных подразделений и служб социальной сферы.

Особенности муниципального управления развитием системы...

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования [1]

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования

К нему относятся районные и городские органы управления образованием.

Для оценки управления в области системы образования используются показатели I-ой группы (экономическое...

Стратегия развития образовательного учреждения

При разработке стратегии анализируются следующие условия, сложившиеся вокруг образовательной системы: ‒ возможности и тенденции развития бюджетного, а также коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения

Управление качеством образования в ДОО (из опыта работы)

качество образования, обучающая деятельность педагога, Образовательный процесс. качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как...

Специфика управления дошкольной образовательной...

Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / А. Н. Троян.

При построении модели системного управления воспитательным процессом в дошкольной. Касаткина Е. И. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как...

Создание современной образовательной среды для...

Создание современной образовательной среды, через внедрение и использование ИКТ, а также

1квалификационная категория –8. почетных работников общего образования — 2.

Создание модели информационно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5. 3. Калинина Т. В. Управление ДОУ.

Современные приоритеты развития дошкольного...

Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются: − повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий и

Акцент на получение детьми дополнительного образования в условиях дошкольного

Развитие дошкольного учреждения — это целенаправленный процесс, который...

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике...

Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности

Цель модернизации образования: создании механизма устойчивого развития системы

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе...

Организация дополнительного образования в условиях...

...образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана недостаточно.

нагрузки на детей, создание комфортных условий для реализации дополнительного образования

- художественно-эстетическое развитие детей (кружки по изобразительной деятельности)

Организуя работу по дополнительному образованию детей, педагоги ДОУ учитывали

Похожие статьи

Совершенствование системы управления муниципальными...

Российское дошкольное образование является субъектом управления как на государственном, так и на муниципальном уровне. Данная система управления предусматривает совместную работу различных подразделений и служб социальной сферы.

Особенности муниципального управления развитием системы...

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования [1]

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования

К нему относятся районные и городские органы управления образованием.

Для оценки управления в области системы образования используются показатели I-ой группы (экономическое...

Стратегия развития образовательного учреждения

При разработке стратегии анализируются следующие условия, сложившиеся вокруг образовательной системы: ‒ возможности и тенденции развития бюджетного, а также коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения

Управление качеством образования в ДОО (из опыта работы)

качество образования, обучающая деятельность педагога, Образовательный процесс. качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как...

Специфика управления дошкольной образовательной...

Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / А. Н. Троян.

При построении модели системного управления воспитательным процессом в дошкольной. Касаткина Е. И. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как...

Создание современной образовательной среды для...

Создание современной образовательной среды, через внедрение и использование ИКТ, а также

1квалификационная категория –8. почетных работников общего образования — 2.

Создание модели информационно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5. 3. Калинина Т. В. Управление ДОУ.

Современные приоритеты развития дошкольного...

Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются: − повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий и

Акцент на получение детьми дополнительного образования в условиях дошкольного

Развитие дошкольного учреждения — это целенаправленный процесс, который...

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике...

Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности

Цель модернизации образования: создании механизма устойчивого развития системы

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе...

Организация дополнительного образования в условиях...

...образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана недостаточно.

нагрузки на детей, создание комфортных условий для реализации дополнительного образования

- художественно-эстетическое развитие детей (кружки по изобразительной деятельности)

Организуя работу по дополнительному образованию детей, педагоги ДОУ учитывали

Задать вопрос