Формирование и развитие познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.11.2022

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Софиенко, М. С. Формирование и развитие познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром / М. С. Софиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 394-395. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96140/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются проблемы и особенности формирования познавательных учебных действии на уроках окружающего мира, методы и приемы, используемые на уроках, для развития познавательных универсальных учебных действий.

Одной из главных проблем педагогики является процесс формирования познавательных учебных действий. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования ранее в приоритете делал акцент на предметное содержание образования. То есть большой объем времени в процессе обучения младших школьников посвящался знаниями, умениям, навыкам, которые необходимо было освоить учащимся начальной школы. Но со временем было определено, что все данные требования не являются главным показателем в успешной реализации и социализации школьника после окончания школы. Позже определили главными результатами не предметные, а личностные и метапредметные — универсальные учебные действия.

«Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, универсальные учебные действия (УУД) — это обобщенные результаты, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [1].

На сегодняшний день главной задачей начального общего образования является: «добывание» информации из любого информационного источника, строить логические цепочки, высказывать свои собственные рассуждения, учить их самостоятельно определять способы постановки, поиску решений проблем.

Был проведен опрос среди учеников начальной школы, им представлена анкета с вопросами о том, как они работают на уроке и как делают уроки дома. Была выявлена главная проблема при формировании познавательной деятельности учащихся. Заключается она в том, что у детей низкая познавательная активность.

Как я работаю на уроке и как готовлю уроки дома (ответы учащихся на вопросы анкеты)

Общее количество ответов (в %)

При выполнении уроков для меня важнее все запомнить, чем делать

50 %

Читая параграф, я не всегда выделяю главное

68 %

Если в объяснении или в учебнике мне что-то непонятно, я стараюсь все заучить

54 %

Мне кажется, что все что мы изучаем в школе мне в жизни, не пригодится

45 %

Исходя из полученных данных, было выявлено что проблема в формировании познавательной учебной деятельности на уроках, низкой познавательной активности является то, что ученики стремятся механически воспроизвести знания без должного осмысления. Учащиеся испытывают трудности при совершении мыслительных операций. К сожалению, традиционные формы уроков в начальной школе не отвечают требованию современных стандартов. Начальное образование должно дать не только начальную базу младшим школьникам: научить определённым навыкам, а научить находить способы решения учебных задач, которые впоследствии помогут при решениях различных жизненных ситуаций.

Для повышения уровня обученности и качества образования обучающихся на уроке необходимо:

  1. Использовать современные педагогические технологии
  2. Использовать межпредметные и метапредметные связи, повышающие уровень познания
  3. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся

С самого раннего детства у детей формируются познавательные учебные действия, а чуть позже в младшем школьном возрасте конкретизируются, расширяются. Например, если раньше ребенок знал несколько животных: воробей, кузнечик, собака, щука, змея, лягушка. В младшем школьном возрасте ребенок учиться их конкретизировать, распределять по группам. Он узнает, что существуют группы животных (птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные). Он более детально расширяет свои полученные ранее знания, узнает, что существуют определенные существенные признаки у всех групп животных.

Для правильного формирования познавательных учебных действий и активизации познавательной активности у младшего школьника, необходимо обеспечить ребенку образовательную среду в образовательном учреждении и необходимо использование педагогами различными методами и технологиями обучения:

  1. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
  2. Игровые технологии
  3. Проблемное обучение
  4. Технология проектного обучения (моделирования)
  5. ТРКМ (технология развития критического мышления)
  6. ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)

Формирование познавательного интереса и получение знаний об окружающей среде является методика «наблюдение». Это форма позволяет наблюдать за окружающей средой, замечать важные детали, которые происходят в природе и во всем что нас окружает. Но такая методика не всегда может применятся. Вместо нее можно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Мультимедийные презентации очень хорошо влияют на формирование познавательных универсальных учебных действий, так считали многие педагогические деятели Е. С. Немкина, Н. Б. Тихонова и др. Но при применении данной технологии необходимо всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

В младших классах хорошо используется для формирования познавательной деятельности технология проектного обучения. Особенностью этой технологии является создание индивидуальных проектов. Она носит кратковременный характер, результатом проекта является продукт (рисунок, аппликация, макет и др.).

Игровые приемы также активно влияют на качество познавательной активности младших школьников. В младших классах большой интерес вызывает у детей игровые обучающие ситуации (например, находить сходство и различие объектов природы и др.).

Таким образом, хочется отметить, что частом использовании педагогических технологий у детей повышается уровень познавательной активности, они проявляют больше наблюдательности и любознательности. Часто проблема обучения возникает из-за того, что учителя лишают детей самостоятельно открывать новые знания. Искать необходимую информацию из разных источников. Но для формирования познавательной учебной деятельности необходимо младших школьников учить «умениям учиться».

Как говорил В. А. Сухомлинский «Страшная опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».

Литература:

  1. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.)
  2. Немкина Е. С., Сухобрус Е. В., Шарун О. В. ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе // Современное начальное образование: вуз — школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным уча- стием / Отв. ред. З. Б. Редько. М., 2012.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под общей ред. М. А. Васи льевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2015 (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»).
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, действие, начальная школа, ребенок, группа животных, младший школьный возраст, начальное общее образование, познавательная учебная деятельность, проектное обучение, урок дома.


Похожие статьи

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его

В своих работах Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательного интереса у детей происходит

В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной...

Формирование коммуникационных универсальных действий...

Голованова, В. С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок

игра, учебный процесс, группа игр, младший школьник, начальная школа, ребенок

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть.

Универсальные учебные действия как главный результат...

Библиографическое описание: Майер, Е. И. Универсальные учебные действия как главный

Таким образом, универсальные учебные действия в школьном образовательном процессе

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший...

Возрастные возможности формирования познавательных...

В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения.

— 288 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли.

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие...

Методы изучения познавательной деятельности младших...

 В статье анализируется содержание понятия о познавательной деятельности младших школьников.

Познавательная деятельность является важным понятием отечественной педагогики.

С. Н. Уткина оценивала познавательную деятельность школьников на уроке по 3-м показателям

Познавательная активность детей младшего школьного возраста.

Познавательная активность детей младшего школьного...

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие

Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её...

Развитие познавательной активности младших школьников...

 В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Объектом исследованияявляетсяпознавательная активность младших школьников.

и приёмы развития познавательной активности в процессе обучения младших школьников.

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В. Вальвакова.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может

2005. № 9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

Развитие творческих способностей младших школьников на...

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для

– 151 с.: ил. Примерные программы начального общего образования.

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа.

Димова О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе / О. А...

Развитие и коррекция познавательной активности младших...

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

1. Активизация познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.

игра , учебная деятельность , учебный процесс , ребенок, младший школьный возраст...

Похожие статьи

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его

В своих работах Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательного интереса у детей происходит

В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной...

Формирование коммуникационных универсальных действий...

Голованова, В. С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок

игра, учебный процесс, группа игр, младший школьник, начальная школа, ребенок

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть.

Универсальные учебные действия как главный результат...

Библиографическое описание: Майер, Е. И. Универсальные учебные действия как главный

Таким образом, универсальные учебные действия в школьном образовательном процессе

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший...

Возрастные возможности формирования познавательных...

В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения.

— 288 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли.

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие...

Методы изучения познавательной деятельности младших...

 В статье анализируется содержание понятия о познавательной деятельности младших школьников.

Познавательная деятельность является важным понятием отечественной педагогики.

С. Н. Уткина оценивала познавательную деятельность школьников на уроке по 3-м показателям

Познавательная активность детей младшего школьного возраста.

Познавательная активность детей младшего школьного...

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

На сегодняшний день образование младших школьников необходимо направлять на развитие

Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом

Познавательная активность направлена на удовлетворение познавательного интереса, а её...

Развитие познавательной активности младших школьников...

 В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Объектом исследованияявляетсяпознавательная активность младших школьников.

и приёмы развития познавательной активности в процессе обучения младших школьников.

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В. Вальвакова.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может

2005. № 9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

Развитие творческих способностей младших школьников на...

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для

– 151 с.: ил. Примерные программы начального общего образования.

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа.

Димова О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе / О. А...

Развитие и коррекция познавательной активности младших...

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

1. Активизация познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.

игра , учебная деятельность , учебный процесс , ребенок, младший школьный возраст...

Задать вопрос